ОБЩИНА КЛАРЕТИНОВ

 КАТОЛИЧЕСКИЙ МОНАШЕСКИЙ ОРДЕН СЫНОВЕЙ НЕПОРОЧНОГО СЕРДЦА ДЕВЫ МАРИИ

   

Создание Конгрегации Миссионеров Кларетинов

► Развитие Конгрегации под руководством Хосе Ксифре

► Развитие Конгрегации после смерти отца Ксифре

 

Создание Конгрегации Миссионеров Кларетинов

После возвращения в Вик Кларет информирует друзей о своём решении. Ректор Хайме Солер отдаёт в его распоряжение свободные на время летних каникул помещения семинарии, а епископ Лусиано Касадеваль не только от всего сердца благословил, не только обещал не чинить препон в наборе будущих миссионеров, но — как и в случае отцов Фабрегаса и Клотета — сам лично поручил им принять участие в создании нового апостольского дела, отдав их в распоряжение Антония Кларета. В понедельник, 16 июля 1849 г. в стенах епархиальной семинарии в Вик, шесть молодых священников дают начало существованию нового института:

Антоний Кларет (1807-1870 гг.)

Инициатор и харизматический основатель всего начинания и его первый генеральный настоятель, позднее архиепископ-миссионер Сантьяго де Куба (1850 г.) и Траянополиса (1860 г.), исповедник королевы Изабеллы II и отец I Ватиканского Собора, беатифициро-ван Пием XI 27 февраля 1934 и канонизирован его преемником 7 мая 1950 г.

Эстебан Сала (1812-1858 гг.)

Рьяный сотоварищ миссионерской деятельности Кларета (с 1834 г.) и член Hermandad Apostólica, второй генеральный настоятель (1850-1858 гг.)

Мануэль Виларо (1816-1852 гг.)

Миссионерский сотоварищ Кларета (с 1846 г.) и член Hermandad Apostólica, личный секретарь архиепископа Кларета на Кубе (1851-1852 гг.)

Хосе Ксифре (1817-1899 гг.)

Пример трудолюбия и выдержки: не взирая на крайнюю бедность семьи закончил обучение и принял священство в Риме, где и познакомился с Кларетом, третий многолетний генеральный настоятель (1858-1899 гг.) и творец необычайного развития Конгрегации, автор El Espíritu de la Congregación, первого учебника кларетинской духовности.

Доминго Фабрегас (1817-1895 гг.)

Народный миссионер и член Hermandad Apostólica, генеральный консультор в Сеговии (1861 г.) и Уэска (1864 г.), настоятель домов в Уэска, Гарсиа и в Солсоне.

Хайме Клотет (1822-1898 гг.)

Самый молодой и единственный из сооснователей, который до этого не знал Кларета, первый биограф Основателя, генеральный консультор, присутствовал при смерти Виларо и Кларета, пастырь заключённых, больных и глухонемых, первый форматор и учитель братьев, слуга Божий — продолжается процесс его беатификации.

В августе к ним присоединяется Бернардо Сала, старший брат Стефана, священник распущенной бенедиктинской общины, а в сентябре первый не священник, брат Мигель Пуиг. Сала будет потом генеральным консультором в руководстве Ксифре и генеральным директором Сестёр Кармелиток от Любви. Прожив 27 лет в Конгрегации, возвратился в восстановленную общину бенедиктинов в Монсеррат (1875 г.)

Тем временем предложение епископа Борраса выкристаллизовывается в конкретное решение нунция Брунельего и министра Арразоли. 11 августа сходящему с амвона Кларету была пересказана новость о номинации на должность архиепископа Сантьяго де Куба. Кларет отказывается, потому что став епископом, «должен был бы быть связанным только с одной епархией, — пишет на следующий день к нунцию — тогда как его дух принадлежит всему миру». Однако повеление «in quantum potest» епископа Касадевалья, совет духовного отца (Бача) и ближайших соратников (Пассарелья, Сали, Солера) прерывает двухмесячное сопротивление номинанта, склоняя его к принятию новой ответственности (11.10.1849). В то время вся община из восьми членов перебирается в бывший конвент отцов мерцедариев, становящийся для них Casa Mare — Домом-Матерью всей Конгрегации. Именно поэтому спустя некоторое время окружение называет первых кларетинов Padres de la Merced.

Полгода спустя, весной 1850 г., община насчитывает уже 12 членов. К ней принадлежат кроме вышеупомянутых также Хосе Омс (покинет их в 1851 г. по семейным причинам), экс-цистерцианец Игнасио Карбо (скоропостижно скончался в 1852 г.), Рамон Тубау и Антонио Пиканол. На рубеже 1850-1851 гг. они проводят несколько серий миссий в 27 областях, продолжавшихся от двух до четырёх недель. Из этой деятельности выделяются прежде всего Бернардо Сала и Карбо (соответственно 12 и 11 миссий), а также Пиканол, Омс, Фабрегас и Ксифре. Епископ-номинант, кроме новых обязанностей, большинство времени проводит со своей общиной. Документы говорят, что его консекрация на место произошла 6 октября, а отъезд на Кубу — в последних днях декабря.

Настоятелем Конгрегации остаётся Эстебан Сала, и остаётся им вплоть до своей преждевременной смерти в апреле 1858 г. Продолжая в его срок полномочий развитие реколекционно-миссионерской деятельности (с 14 миссий в сезоне 1851/1852 гг. до 41 на рубеже 1856/1857 гг.), Конгрегация при этом не развивается в аналогичной мере количественно. К общине в Вик, постоянно единственной, присоединяются новые священники и монахи — 16 в 1851-1857 гг., однако за это же время умирают двое, а девять других покидают Конгрегацию. Поэтому 8 сентября 1857 г. присягу соблюдать утверждённых Кларетом конституций подписывают только 16 миссионеров: священники Эстебан и Бернардо Сала, Хосе Ксифре, Хайме Клотет, Доминго Фабрегас, Хосе Рейг, Антонио Пиканол, Педро Алибес, Хосе Серра, Мигель Рота, Франсиско Рейксач, Хосе Портель и Хосе Квинтана, а также братья Мигель Пуиг, Хосе Пла и Рафаэль Винолас, и ещё пятеро из них покинут Конгрегацию.

Причин стагнации, характеризирующей первую декаду существования Конгрегации, с уверенностью можно сказать, было много: отсутствие основателя, смерть протектора епископа Касадевалья и двухлетняя вакантность епископской столицы Вик, революция 1854 г. и очередная порция политических преследований Церкви, но и в не меньшей степени также и внутренние проблемы самой общины. Подводя итоги этого периода, Хосе Ксифре с большой порцией критики оценил способ руководства общиной отцом Сала, который кроме неоспоримой личной святости и огромной работы по развитию миссионерской деятельности общины не озаботился потребовать от всех её членов чёткого выполнения принятых законов общинной жизни. Ксифре подчёркивает решительно негативное влияние на конгрегацию факта терпимости к необщинносозидательным делам некоторых миссионеров, в частности бывших монахов. Ища в ней только организацию, легализирующую проведение собственного священнического апостольства, экс-монахи были поражены суровостью жизни и обычаев молодой общины, в которой, не смотря на непринесение монашеских обетов, они с совестью хранили их как естественную необходимость сердца. Покидая общину или даже ещё оставаясь в ней, они распространяли о ней критическое и часто очернённое мнение. Терпимость к этому привело, по мнению Ксифре, к возникновению в Церкви плохой репутации, разумеется, не способствовавшей количественному и качественному развитию Общин Кларетинов.

наверх

 

Подробнее об истории Кларетинов можно узнать из книги "Следами Кларета"  >>>
 

Россия, г. Красноярск
тел. + 7-3912-27-55-71, факс: +7-3912-65-27-16, e-mail: superior@claret.ru