ОБЩИНА КЛАРЕТИНОВ

 КАТОЛИЧЕСКИЙ МОНАШЕСКИЙ ОРДЕН СЫНОВЕЙ НЕПОРОЧНОГО СЕРДЦА ДЕВЫ МАРИИ

   

Развитие Конгрегации под руководством Хосе Ксифре

Выбор Хосе Ксифре генеральным настоятелем Конгрегации и Хайме Клотета его викарием (1.05.1858) вскоре принёс плоды, превосходящие самые смелые ожидания. Новый генеральный настоятель публикует написанное Кларетом и им же модифицированное Directorio Espiritual para los Misioneros, и обработанное отцом Клотетом Directorio de los Hermanos Ajudantes. Детерминация нового руководства, сопутствующая внедрению в жизнь предписаний этих документов, приводит к радикальному исправлению в соблюдении дисциплины монашеской жизни и к искоренению всех проявлений приватности и внеобщинной жизни.

Седьмого октября 1858 г. почти все священники подписывают предусмотренное в первых Конституциях обязательство соблюдать евангельский совет общности материальных благ, выражающееся помимо прочего в отказе от единоличного владения чего-либо. Плоды были незамедлительны. Уход несубординированного Пиканола, но с другой стороны хорошего проповедника, ещё в том же году компенсируется присоединением к общине четырёх ревностных миссионеров, и среди них диакона Иларио Броссоса, первого кларетина, рукоположенного в священники уже в Конгрегации, а также его курсового коллеги Франсиско Крусатса, первого мученика кларетина. Год спустя количество миссионеров удвоилось. Среди новых 16 членов были отец Клементе Серрат и брат Хосе Саладич, который первый в Конгрегации приносит монашеские обеты. Серрат становится потом четвёртым генеральным настоятелем (1899-1906 гг.) Конгрегации.

В результате неутомимой заботы Ксифре и Кларета 9 июля 1859 г. Конгрегация получает утверждение государственной власти и год спустя, 19 октября 1860 г., вступительную апробацию Пия IX (Decretum Laudis от 21.10.1860), причисляющую её в число институтов апостольской жизни на папских правах. В январе того же 1860 г. создаётся в Грасиа, в предместье Барселоны, под руководством Хайме Клотета первая за пределами Вик кларетинская община, а неполных два года спустя следующая в Сеговии (ноябрь 1861 г.). В 1863-1866 годах создаётся в Мадриде община миссионеров при епископе Основателе, в 1864 г. в Уэска, в 1867 г. в Хака и в 1868 г. в Ла Селва дел Камп, эта последняя была создана буквально за месяц до взрыва революции, запретившей деятельность Миссионеров Кларетинов в Испании, изгнавшей их из домов и вынудившей многих из них покинуть Пиренеи. Франсиско Крусатс погибает в Ла Селва дел Камп мученической смертью, а Антоний Кларет умирает в изгнании.

Однако в декаде 1859-1869 гг., предшествовавшей новой, длившейся семь лет череде преследований (1868-1875 гг.), в Конгрегацию вступает 127 новых миссионеров. Среди них Диего Гавин, будущий основатель общины в Барбастро, первый плод печатной информационной кампании в рамках начатого отцом Ксифре пастырства призваний (1861 г.).
Годом ранее, за день до второго Генерального Капитула, в приватных монашеских обетах живёт уже 15 членов Конгрегации (Донато Беренгер, Иларио Броссоса, Франсиско Крустас, Рамон Омс, Хуан Хорда, Педро Льямбес, Агустин Мановенс, Хосе Марсиа, Педро Мас, Лоренсо Пухол, Хосеп Саладич, Клементе Серрат, Паскал Солер, Педро Кинтана и Антонио Виласека). Собравшись в Грасиа (7-14.07.1862) под председательством самого Кларета, отцы капитула принимают решение, идущее в направлении придания институту характера монашеской общины с простыми обетами, созданной миссионерами священниками, братьями и клириками, и очерчивают способы принятия и воспитания новых аспирантов: двухнедельный постулат, годичный новициат и семинария для кандидатов в священники.

Год спустя были приняты шаги по направлению к введению обязанности принесения монашеских обетов, утверждённых III Генеральным Капитулом (3-6.07.1864), посвящённым основательному пересмотру Конституции. Эти решения были приняты в жизнь и 22 декабря 1865 г. в момент апробации ad experimentum Пием IX текста Конституции.

Роспуск Конгрегации в октябре 1868 г. парадоксально привёл к её территориальному развитию. Появились новые, нелегальные резиденции в Таррагоне, в Авила, в Исла, а также в Барбастро, где семь лет спустя (1876 г.) отец Ксифре установил первую низшую семинарию, а спустя 60 лет 51 клирик и их наставники приняли пальму мученичества (1936 г.). Тем временем в начале 1869 г. руководство принимает решение перенести формационный дом из Вик в Прад во Франции. В октябре этого года группа первых семи миссионеров кларетинов начала деятельность в Аргел в северной Африке, а в декабре отправилась первая экспедиция из восьми миссионеров в Бален в Чили. По их следам в 1872-1874 гг. отправляются три очередные экспедиции. Так началась территориальная экспансия Конгрегации, первые полвека направленная исключительно в миссионерские края, если не считать страны Средиземного моря, и продолжающаяся до наших времён.

Первые полвека существования Конгрегации, Миссионеры Кларетины занимались исключительно миссионерской проповедью Слова Божия и воспитанием будущих евангелизаторов. Только в 1900 г., в Чили, принимают опеку над санктуарием Пресвятой Богородицы Розария в Андакольо, бывшего целью паломничеств не только чилийцев, но также и индейцев, приходящих сюда даже из Аргентины, Боливии и Перу, в первый раз приняв приходское пастырство. По данным статистики выходит, что кларетины, работая в Чили, в течение первых 35 лет (1870-1905 гг.) провели в сумме 1536 миссий (не считая реколекций, новенн и т. д.), что даёт в среднем 44 миссии или иными словами 1760 проповедей ежегодно.

Тем временем, в начале апреля 1869 г. после длившегося несколько лет пребывания в Париже, архиепископ Кларет отправляется в Рим, чтобы участвовать в приготовлении, а затем и в заседаниях Ватиканского Собора. Там также удостаивается радости по поводу дефинитивного утверждения папой Пием IX Конституции Конгрегации (11.02.1870). В июле, после перерыва заседаний Собора, тяжело больной прибывает в Прад. Будучи в розыске испанскими революционерами, находит убежище в цистерцианском монастыре в Фонфруа, недалеко от Наробоны, где и умирает 24 октября 1870 г., после принесения монашеских обетов в основанной им Конгрегации.

В день его смерти она насчитывает 86 членов (44 священника, 12 клириков и 30 братьев) и 16 новициев (5 священников, 8 студентов и 3 брата): всего 102 монаха. Большинство из них живёт в небольшом доме в Прад. Поэтому возможность переноса формационной общины в бывший францисканский монастырь в Туир в мае 1871 г., вымоленная отцом Клотетом над гробом Основателя, оказывается необычно ценным даром Божия Провидения, тем более что возвращение в Испанию будет возможен только под конец 1875 года. И в этот необычайно трудный период вынужденной эмиграции количество кларетинов выросло в два с половиной раза: в три раза выросло количество священников, в два раза — братьев и аж в пять раз — новициев (только количество студентов удерживается в то время на подобном уровне).

Трудная местная ситуация при систематически растущем количестве призваний содействует принятию стараний  открыть очередные миссионерские места. Так постановили в июле 1876 г. отцы IV Генерального Капитула, повторно избравшего Ксифре генеральным настоятелем, а Клотета его викарием. Основываются очередные обители в Алфаро (1875 г.), в Алагон (1875 г.), в Кордобе (1876 г.), в Мадриде (1877 г.), в Солсоне (1878 г.), в Калаорсе (1878 г.), в Пампелуне (1880 г.). Более счастливы были миссионеры, отправившиеся в 1881 г. на Канарские острова, а также те, кто в 1883 г. отправились в Гвинею и в Мексику.

Год спустя возникает первый дом в Италии (Рим, 1884 г.), и одновременно множатся очередные дома на Пиренейском полуострове. В 1888 г., двадцать лет спустя после взрыва революции, вынудившей Конгрегацию эмигрировать, в тридцатый год под руководством отца Хосе Ксифре, она состоит уже из 38 общин, из которых 24 в Европе, 6 в Америке и 8 в северной Африке; в ней 238 миссионеров священников, 302 клирика, 337 брата (в сумме 877 ***) и 92 новиция, что даёт в сумме 969 монахов. Не удивительно, что прошедший в том году в Мадриде V Генеральный Капитул (1888 г.), также как и VI в Сервера (1895 г.), снова поручает отцу Ксифре должность генерального настоятеля. Умирая 14 лет спустя, 3 ноября 1899 г., он оставил Конгрегацию в составе 60 общин и 1476 монахов (463 священников, 430 клириков, 475 братьев и 108 новициев).

Эти числа были бы ещё больше, если бы не высокая смертность. На путь на небо — согласно обещанию Антония Кларета, что претерпевший спасётся — перед Ксифре ушли 382 миссионера: 128 священников, 110 братьев и аж 144 клирика, смертность которых в те трудные времена, приняв во внимание спартанские условия монашеской формации, была очень высокой. В аналогичный период не выдержало, т.е. покинуло или было изгнано из Конгрегации 383 члена — 131 священник, 155 братьев и 97 клириков.

Личные потери составляли примерно 50% оставшихся в Конгрегации миссионеров. Однако не взирая на это на протяжении длившегося 41 год руководства отца Ксифре количество членов возросло в 85,5 раз или на 11,3% ежегодно. В действительности темп этого роста 14 лет превышал 15%, два года превышал 30% и никогда не понижался ниже 4%. Теоретически это означает, что если бы в течение последних ста лет темп роста удержался бы на том же уровне, то нынешняя Конгрегация состояла бы из 62 миллионов членов и насчитывала миллион общин (при 10,4% годовых). Удерживая минимальный темп 4%, достигнутый при Ксифре, она состояла бы из 63 тысяч миссионеров. Тем временем в послевоенной истории Конгрегации динамика роста, как и у большинства конгрегаций, никогда не была значительно выше 2% годовых, а после II Ватиканского Собора не превышала 0,3%, и иногда даже количество членов Конгрегации снижалось на 3% в год.
 

вернуться назад >>>
 

Россия, г. Красноярск
тел. + 7-3912-27-55-71, факс: +7-3912-65-27-16, e-mail: superior@claret.ru