Оглавление:
Месса освящения мира и благословения елея
Воспоминание Тайной Вечери
Цвет облачений: белый. Месса собственная с собственным формуляром, Слава, префация о священстве, пропускается исповедание веры и молитва верных
1. Согласно древнему преданию Церкви, в этот день запрещаются все Мессы без народа.
2. Благословение елея больных и елея катехуменов, а также освящение мира обычно совершаются епископом в этот день на особой Мессе, которая служится в утреннее время, согласно чину, описанному в Римском Понтификале.
3. Если же в этот день духовенству и народу трудно собраться для Мессы с епископом, эта Месса может быть перенесена на один из предшествующих дней, близкий по времени к Пасхе.
4. Эта Месса, которую епископ сослужит со своим пресвитерием, должна быть своего рода выражением общения пресвитеров со своим епископом; поэтому всем пресвитерам, по мере возможности, подобает участвовать в ней и принять во время неё Причастие под двумя видами. Чтобы подчеркнуть единство пресвитерия епархии, с епископом должны сослужить пресвитеры из разных регионов епархии.
5. Согласно преданию, благословение елея больных совершается перед окончанием Евхаристической молитвы, а благословение елея катехуменов и освящение Мира — после Причащения. Однако по пастырским соображениям разрешается совершить весь обряд благословения после Литургии Слова.
Иисус Христос соделал нас царством и священниками Богу и Отцу Своему. * Ему слава и держава во веки веков, аминь.
Произносится гимн «Слава»
Боже, Ты помазал Единородного Твоего Сына Духом Святым и поставил Его Христом Господом. † Милостиво удостой нас стать причастниками Его посвящения * и свидетелями искупления для всего мира. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.
Чтение книги пророка Исаии.
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача елей радости, вместо унылого духа славная одежда. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас. И воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их — среди племён; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом.
Слово Божие.
Припев: Милости Господни буду вечно петь.
Я обрёл Давида, раба Моего, *
святым елеем Моим помазал его.
Рука Моя пребудет с ним, *
и мышца Моя укрепит его.
И истина Моя и милость Моя с ним, *
и Моим именем возвысится рог его.
Он будет звать Меня: Ты отец мой, *
Бог мой и твердыня спасения моего.
Чтение книги Откровения святого Апостола Иоанна.
Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Да, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Слово Божие.
Слава Тебе, Слово Божие.
Дух Господа Бога на Мне, * помазал Меня благовествовать нищим.
Слава Тебе, Слово Божие.
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время: Иисус пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
Слово Господне.
8. После чтения Евангелия епископ произносит проповедь, в которой, исходя из текста чтений Литургии Слова, он наставляет народ и своих пресвитеров относительно священнического помазания, призывая пресвитеров к верности своему служению, и приглашает их публично обновить свои священнические обещания.
9. По окончании проповеди епископ обращается к пресвитерам со словами, приведёнными ниже (или подобными им).
Епископ:
Возлюбленные сыны, совершая ныне, как и ежегодно, память того дня, когда Христос Господь даровал апостолам и нам участие в Своём священстве, желаете ли вы обновить пред вашим епископом и святым народом Божиим некогда данные вами обещания?
Пресвитеры все вместе отвечают:
Желаю.
Епископ:
Желаете ли вы теснее соединиться с Господом Иисусом и уподобиться Ему, отрешившись от самих себя и подтвердив обязательства священного служения, которые в день вашего священнического рукоположения вы, движимые любовью ко Христу, с великой радостью приняли по отношению к Его Церкви?
Пресвитеры:
Желаю.
Епископ:
Желаете ли вы быть верными подателями тайн Божиих в Святой Евхаристии и в других богослужениях, а также верно осуществлять священное служение учительства, следуя Христу, Главе и Пастырю, не вожделея благ, но ревностно заботясь о душах людей?
Пресвитеры:
Желаю.
Затем, обратившись к народу, епископ продолжает:
А вы, возлюбленные чада, молитесь о пресвитерах ваших, чтобы Господь ниспослал им изобилие Своих даров и чтобы, верно служа Первосвященнику Христу, они привели вас к Нему, Источнику спасения.
Народ:
Христе, услышь нас. Христе, внемли нам.
Либо:
Диакон:
Обо всех наших священниках Господу помолимся.
Народ:
Услышь нас, Господи.
Епископ:
И обо мне также молитесь, чтобы я был верен долгу апостольского служения, вверенному мне, недостойному, и среди вас я изо дня в день становился всё более живым и совершенным образом Христа — Священника, Доброго Пастыря, Учителя и Слуги всех людей.
Народ:
Христе, услышь нас. Христе, внемли нам.
Либо:
Диакон (или другой служитель):
О нашем епископе N. Господу помолимся.
Народ:
Услышь нас, Господи.
Епископ:
И да хранит нас Господь в любви Своей; и всех нас, пастырей и паству, да приведёт к жизни вечной.
Все:
Аминь.
10. Не произносится «Верую» и Всеобщая молитва.
После молитвы о священниках диаконы и служители, участвующие в процессии, следуют туда, где приготовлены елей и дары для приношения. Они возвращаются к алтарю в следующем порядке: первым следует служитель, несущий сосуд с бальзамом (если епископ желает приготовить миро сам); далее следует служитель, несущий сосуд с елеем катехуменов, если его необходимо благословить; далее идёт служитель, несущий сосуд с елеем больных. Последним следует диакон или священник, неся сосуд с елеем для приготовления мира. Замыкают процессию верные, несущие хлеб, вино и воду для совершения Евхаристии. В это же время хор поёт соответствующую песнь.
Процессия подходит к алтарю или к кафедре, епископ принимает приношения. Диакон, приносящий сосуд с елеем для мира, подаёт его епископу, возглашая:
Елей для святого мира!
Епископ принимает его и передаёт одному из служителей, который помещает сосуд на специально предназначенный для этого стол. Так же поступают приносящие елей больных и елей катехуменов.
Первый возглашает:
Елей больных!
Второй возглашает:
Елей катехуменов!
Епископ принимает сосуды, министранты помещают их на тот же стол.
10.2. Евхаристическая Литургия совершается обычным порядком вплоть до окончания Евхаристической молитвы, если весь обряд благословения не совершается непосредственно после принесения елея. В этом случае всё совершается в порядке, указанном ниже.
Молим Тебя, Господи, † силою этого жертвоприношения милостиво изгладь ветхость нашего естества * и даруй нам обновление и спасение. Через Христа, Господа нашего.
С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий вечный Боже. Ты помазанием Святого Духа поставил Единородного Твоего Сына Первосвященником нового и вечного Завета и установил неизреченным благоволением, что Его единственное священство пребудет в Церкви. Ибо Он не только венчает избранный народ достоинством царственного священства, но по благости Своей к братьям избирает людей, которые через возложение рук становятся участниками Его священного служения. Во имя Его они постоянно возобновляют Жертву искупления рода человеческого, приготовляя детям Твоим Пасхальную Трапезу; они предваряют святой народ Твой в любви, питают его словом и укрепляют таинствами. Отдавая жизнь свою за Тебя и за спасение братьев, они стремятся быть подобными образу Христа и неустанно являют Тебе свидетельство веры и любви. Поэтому и мы, Господи, со всеми ангелами и святыми Тебя исповедуем, в радости взывая: Свят…
12.1. Прежде чем епископ произнесёт слова: «Молим Тебя через Христа, Господа нашего, через Которого Ты, Боже, эти блага создаёшь…» — в первой Евхаристической молитве, либо заключительное славословие «Через Христа…» — во всех остальных, служитель, принёсший сосуд с елеем больных, подносит его к алтарю и держит перед епископом, который благословляет елей, произнося следующую молитву:
Боже, Отче всяческого утешения, Ты возжелал через Сына Своего врачевать страдания больных; милостиво услышь молитвы, полные веры: молим Тебя, ниспошли с небес Духа Твоего Святого Утешителя, чтобы Его сила наполнила этот елей, который по милости Твоей дало нам древо зеленеющее для укрепления плоти. Да соделает Твоё святое благословение, + чтобы этот елей стал защитой плоти, души и духа всякого, кто будет им помазан, дабы ему освободиться от всех страданий, болезней и недугов. Да станет он, Господи, Твоим святым елеем, для нас Тобою освящённым во имя Господа нашего Иисуса Христа. (Который с Тобой живёт и царствует во веки веков. — Аминь.)
Последние слова «Который с Тобой…» опускаются, если благословение совершается во время Евхаристической молитвы.
После благословения сосуд с елеем относят на место.
Святая Месса совершается далее в обычном порядке, вплоть до Причащения.
Милости Твои, Господи, буду петь вечно, * в род и род возвещать истину Твою устами моими.
Смиренно просим Тебя, Всемогущий Боже, † помоги верным Твоим, укреплённым Святым Твоим Таинством, * распространять в мире благоухание любви Христа, / живущего и царствующего во веки веков.
14.1. По окончании молитвы после Причащения служители помещают сосуды с елеем для освящения на столе в центре пресвитерия. Епископ, окружённый сослужащими священниками (другие служители стоят за ними), приступает к благословению елея катехуменов, если это предусмотрено, а затем к освящёнию мира.
Когда все займут свои места, епископ, стоя лицом к народу, простирает руки и произносит следующую молитву:
Боже, сила и защита народа Твоего, Ты сотворил елей как символ крепости; удостой Твоего благословения + этот елей и одари мужеством катехуменов, которые будут им помазаны, чтобы, получая от Тебя мудрость и силу, они глубже понимали Евангелие Христово, смело принимали трудности христианской жизни и, став достойными усыновления, радовались возрождению и жизни в Твоей Церкви. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
14.2. Далее епископ в молчании вливает благовония в елей и приготавливает миро, если оно не было приготовлено ранее.
Затем он призывает к молитве:
Возлюбленные, попросим Бога Отца Всемогущего благословить и освятить это благовонное миро, чтобы те, кто будет помазан им внешне, получили также и внутреннее помазание и соделались достойными Божественного спасения.
14.3. Далее епископ, если сочтёт необходимым, дует в отверстие сосуда с миром и с простёртыми руками читает молитву освящения (на выбор одну из двух).
Боже, в Тебе начало всякого духовного возрастания и процветания; милостиво прими слово радостного благодарения, которое нашими устами возносит Тебе Церковь, преисполненная радости. Ведь уже вначале Ты повелел земле произращать дерева плодоносящие, и среди них дерево масличное, плоды которого служат для приготовления святого мира. Уже Давид, провидя пророческим духом таинства Твоей благодати, воспел в псалме помазание елеем, придающее веселье нашим лицам. И когда воды потопа омыли мир от его грехов, голубь возвестил земле мир, принеся масличную ветвь — предвестие грядущего дара. Эти знамения во времена Нового Завета исполнились совершенно, ведь после уничтожения в крещальных водах наших преступлений помазание этим елеем делает наши лица просветлёнными радостью и миром. Поэтому и Моисею, рабу Твоему, Ты повелел, чтобы брата своего Аарона после омовения он поставил священником, помазав этим елеем. Ещё более прославился этот елей, когда Сын Твой, Господь наш Иисус Христос, просил Иоанна об омовении в водах Иордана. В тот час Ты послал на Него Духа Святого в образе голубя и гласом с неба дал свидетельство, что Он есть Единородный Сын Твой, в Котором Твоё благоволение. Таким образом Ты ясно подтвердил, что псалмопевец Давид, вдохновлённый Духом, восславил именно Его, как помазанного елеем радости пред лицом общников Его.
14.4. Все сослужащие священники простирают правую руку в направлении святого мира и так стоят в молчании до окончания молитвы.
Молим Тебя, Боже, освяти Твоим благословением + этот елей; да наполнится он силой Святого Духа при содействии Христа, Сына Твоего. По имени Христа, Помазанника Твоего, получило своё имя — Хрисма — это миро, Которым Ты помазывал священников и царей, пророков и мучеников. Да соделает Твоя святая сила это миро таинственным знамением совершенного спасения и жизни для тех, кому надлежит обновиться омовением в водах святого Крещения. Все же крещёные, отмеченные святым помазанием и освобождённые от первородного греха, да станут Твоими храмами и усладят Тебя праведной жизнью. По установлению Твоему да получат они царское, священническое и пророческое достоинство и облекутся в одежды нетленной благодати. Да соделается этот елей миром спасения для всех, возрождённых водою и Духом Святым, и даст им участие в вечной жизни и приобщение к славе небесной. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
14.5. Или другая молитва:
Боже, Ты установил таинства и одариваешь нас жизнью; благодарим Тебя за Твою неизреченную любовь. Ты даровал в истории Ветхого Завета предвестие тайны освящающего елея, и когда исполнилась полнота времён, явил её в особом сиянии через Сына Твоего возлюбленного, ибо Сын Твой, Господь наш, в Пасхальной Тайне совершив спасение рода человеческого, наполнил Твою Церковь Святым Духом и чудесным образом одарил небесными милостями, чтобы Его посредничеством совершалось в мире дело спасения. С того времени через святую тайну мира Ты так раздаёшь людям богатства Своей благодати, что дети Твои, возрождённые водами Крещения, через помазание получают силу Святого Духа и становятся подобными Христу, участвуя в Его пророческом, царском и священническом служении.
14.6. Все сослужащие священники простирают правую руку в направлении святого мира и так стоят в молчании до окончания молитвы.
Молим Тебя, Боже, чтобы этот елей, смешанный с благовониями, по благодати Твоей стал для нас таинством, приносящим Твоё + благословение. Щедро ниспошли дары Святого Духа нашим братьям, которые будут им помазаны. Места и вещи, помазанные святым елеем, исполни сияния святости. Но прежде всего сделай так, чтобы благодаря таинствам, в которых используется елей, возрастала Церковь Твоя, пока она не достигнет той полноты, в которой Ты, сияющий вечным светом, будешь всем для всех, со Христом во Святом Духе, во веки веков. — Аминь.
14.7. Если обряд освящения елея совершается после Литургии Слова, по окончании молитвы о священниках епископ и сослужащие священники подходят к столу, возле которого будет совершено благословение елея, и все происходит так, как было описано выше.
После благословения, по окончании Св. Мессы, епископ наполняет кадило и процессия следует в ризницу.
Освящённые елеи несут служители, которым это поручено, следуя непосредственно за крестом. Хор и народ исполняют соответствующее песнопение.
В ризнице епископ может напомнить священникам о необходимости благоговейно и бережно хранить и использовать святой елей.
15. Принятие святых елеев может совершаться в каждом приходе либо перед Мессой воспоминания Тайной Вечери, либо в другое удобное время.
Цвет облачений: белый. Месса собственная с собственным формуляром, Слава, префация о священстве, пропускается исповедание веры и молитва верных
1. Церковь в священном Триденствии торжественно празднует величайшую тайну нашего искупления, совершая в отдельных богослужениях память своего Господа — распятого, погребённого и воскресшего.
Кроме того повсеместно следует совершать священный пасхальный пост Страстной Пятницы, по возможности, продолжая его также в Святую Субботу, чтобы с духовным подъёмом прийти к радости Воскресения Господня.
2. Для совершения обрядов священного Триденствия необходимо должное число служителей мирян, которые должны быть тщательно наставлены в том, что им надлежит делать.
Пение народа, служителей и предстоятеля в праздновании этих дней имеет особое значение, поскольку текст приобретает наибольшую силу, когда произносится нараспев.
Пастыри да не упускают возможности как можно лучше объяснить верным значение и порядок богослужений и подготовить их к деятельному и плодотворному участию.
3. Празднование священного Триденствия совершается в кафедральных соборах и приходских храмах, в других же храмах — только там, где может быть совершено достойно, то есть с участием верных, с должным числом служителей и с возможностью петь хотя бы некоторые части.
Поэтому следует, чтобы малые общины, братства и особые собрания любого рода собирались в этих храмах, чтобы священное празднование происходило в более благородной форме.
Цвет облачений: белый. Месса собственная с собственным формуляром, Слава (исполнение гимна «Слава» сопровождается звоном всех колоколов и музыкой органа, после гимна звон и музыка в храме замолкают до Мессы навечерия Пасхи), омовение ног, не читается Верую, 1 префация о Пресвятой Евхаристии, в ЕМ 1-3 воспоминание тайны дня. Перенос Пресвятых Даров с крестным ходом. Поклонение Пресвятым Дарам.
1. Месса воспоминания Тайной Вечери служится вечером, в наиболее подходящее время, с полным участием всей местной общины, при котором все священники и служители исполняют свои обязанности.
2. Эту Мессу могут сослужить все священники, даже если в этот день уже сослужили на Мессе освящения мира и благословения елеев, или же, для блага верных должны служить другую Мессу.
3. Там же, где требуют пастырские причины, местный Ординарий может разрешить служение в церквях и часовнях другой Мессы в вечернее время, и, в случае действительной необходимости, даже в утренние часы, но только для верных, которые никаким образом не могут участвовать в Мессе вечером. Необходимо следить, чтобы такие Мессы не служились только для блага отдельных лиц или малых отдельных собраний и не причиняли ущерба совершению Мессы вечером.
4. Святое Причастие может преподаваться верным только во время Мессы, больным же может быть принесено в любое время.
5. Алтарь украшается цветами с той умеренностью, которая соответствует характеру этого дня. Дарохранительница должна быть совершенно пуста; для Причастия духовенства и народа сегодня и завтра освящается необходимое количество хлеба на этой же Мессе.
Нам же подобает хвалиться крестом Господа нашего Иисуса Христа, * в котором спасение, жизнь и воскресение наше, * через Него мы спасены и освобождены.
7. Произносится гимн «Слава». Во время пения гимна звонят колокола, которые по его завершении замолкают вплоть до гимна «Слава» Навечерия Пасхи, если диоцезный епископ не сочтёт уместным установить иначе. В это время орган и другие музыкальные инструменты используются только для поддержания пения.
Боже, мы празднуем Священнейшую Вечерю, † на которой Единородный Твой Сын, прежде чем предать Себя на смерть, заповедал Церкви новую вечную жертву и пир Своей любви. * Молим Тебя, дай нам обрести в столь дивной Тайне полноту любви и жизни. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.
Чтение книги Исхода.
В те дни: И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. А если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмёт с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ; по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его.
Слово Божие.
Припев: Чашу спасения приму во имя Господа.
Что воздам Господу *
за все благодеяния Его ко мне?
Чашу спасения прииму, *
и имя Господне призову.
Дорога в очах Господних *
смерть святых Его!
Я раб Твой и сын рабы Твоей; *
Ты разрешил узы мои.
Тебе принесу жертву хвалы, *
и имя Господне призову.
Обеты мои воздам Господу *
пред всем народом Его.
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
Братья: Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, вкусите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание». Также и чашу после вечери и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт.
Слово Божие.
Слава Тебе, Слово Божие.
Заповедь новую даю вам, говорит Господь, * да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Слава Тебе, Слово Божие.
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру; и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Пётр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлёгши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Слово Господне.
9. После провозглашения Евангелия священник произносит проповедь, в которой освещает величайшие тайны, воспоминаемые на этой Мессе, то есть установление святой Евхаристии и чина священников, а также Господню заповедь братской любви.
10. Там, где это представляется разумным по пастырским соображениям, после проповеди следует омовение ног.
11. Избранные мужчины подводятся служителем к сидениям, приготовленным в подходящем месте. В это время священник (сняв, если нужно, орнат), подходит к каждому, при помощи служителей льёт ему воду на ноги и вытирает их.
12. В это время поются некоторые из следующих антифонов или другие подходящие песнопения.
Когда встал Господь с вечери, * Он влил воды в умывальницу и начал омывать ноги ученикам. * Такой пример Он им оставил.
Господь Иисус, совершив вечерю с учениками Своими, * омыл им ноги, и сказал им:
«Знаете ли, что Я, Господь и Учитель, сделал вам? * Я дал вам пример, * чтобы и вы делали то же».
Господи! Тебе ли умывать мои ноги? * Иисус сказал ему в ответ: * если не умою тебе ног, не имеешь части со Мною.
Стих:
Подходит к Симону Петру; * и тот говорит Ему:
— Господи! Тебе ли умывать мои ноги? * Иисус сказал ему в ответ: * если не умою тебе ног, не имеешь части со Мною.
Стих:
Что Я делаю, теперь ты не знаешь, * а уразумеешь после.
— Господи! Тебе ли умывать мои ноги? * Иисус сказал ему в ответ: * если не умою тебе ног, не имеешь части со Мною.
Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, * то тем более и вы должны умывать ноги друг другу.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, * если будете иметь любовь между собою.
Стих:
Сказал Иисус ученикам Своим:
— По тому узнают все, что вы Мои ученики, * если будете иметь любовь между собою.
Заповедь новую даю вам, * да любите друг друга; как Я возлюбил вас, — говорит Господь.
Да пребудут в вас сии три: * вера, надежда, любовь; * но любовь из них больше.
Стих:
А теперь пребывают сии три: * вера, надежда, любовь; * но любовь из них больше.
— Да пребудут в вас сии три: * вера, надежда, любовь; * но любовь из них больше.
13. После омовения ног, священник омывает и вытирает руки, надевает орнат и возвращается к предстоятельскому месту, откуда возглавляет всеобщую молитву.
Не произносится «Верую».
Возлюбленные братья и сёстры, наш Спаситель во время Тайной Вечери установил таинство Тела и Крови Своей; соединимся в молитве со всеми братьями по вере и с благоговением помолимся:
Господи, помилуй.
1. Господи Иисусе, просим Тебя, да будет Пресвятая Евхаристия средоточием жизни всех христиан.
2. Господи Иисусе, просим Тебя, да свидетельствуют священнослужители своей жизнью о верности и любви к Тебе.
3. Господи Иисусе, просим Тебя, да обретут все ищущие Бога Твоё спасение и мир.
4. Господи Иисусе, просим Тебя, да исповедуют все христиане своим словом и делом приверженность Тебе.
5. Господи Иисусе, просим Тебя, да возрадуются в вечности лицезрением Твоей славы все служители Церкви Твоей.
Господи Иисусе, Первосвященник Нового и Вечного Завета, услышь наши просьбы и помоги нам усердно служить Тебе во всех нуждающихся братьях в духе заповеди любви, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.
14. В начале евхаристической литургии может совершаться процессия верных, в которой вместе с хлебом и вином могут быть принесены дары для бедных. В это время поётся нижеследующее, или иное подходящее песнопение.
Собрала любовь Христа нас воедино.
Будем радоваться в Нём и веселиться.
В страхе Божьем и любви к живому Богу
от души возлюбим искренне друг друга.
И собравшись, в единении сердечном
будем бодрствовать, разладов избегая.
Пусть исчезнут злые свары и раздоры.
Да пребудет среди нас Христос Владыка.
И с блаженными представ перед Тобою,
да увидим лик Твой, Господи, во славе
и безмерного святого ликованья
нескончаемо сподобимся навеки.
Аминь.
Молим Тебя, Господи, помоги нам достойно приобщиться Святых Твоих Тайн, † ибо всякий раз, когда творится воспоминание этой жертвы, * совершается дело нашего искупления. Через Христа, Господа нашего.
С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже, через Христа, нашего Господа. Он, Священник вечный и истинный, заповедав нам образ непрестанной жертвы, первый Самого Себя принёс Тебе в спасительную жертву и нам заповедал в память о Себе совершать приношение. Вкушая Его Тело, за нас закланное, мы укрепляемся и, пия Его Кровь, за нас пролитую, очищаемся. Поэтому с ангелами и архангелами, с престолами и господствами и со всеми небесными воинствами мы песнь славы Твоей воспеваем, непрестанно взывая: Свят…
17. Если используется Римский канон, произносится его особая форма с собственными разделами «Пребывая в общении», «Итак просим Тебя, Господи», «Накануне…».
18. Священник, простирая руки, говорит:
П. Итак, Тебя, всемилостивый Отче, * через Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего, * смиренно молим и просим,
сложив руки, говорит:
прими
осеняет одним крестным знамением одновременно хлеб и чашу, говоря:
и благослови + эти дары, эти приношения, эту святую, непорочную жертву,
простирая руки, продолжает:
которую мы приносим Тебе прежде всего за Твою святую Вселенскую Церковь; вместе со служителем Твоим Папой нашим N., епископом нашим N. и всеми истинными исповедниками католической и апостольской веры. Благоволи умирить, сохранить и соединить Церковь Твою и управлять ею по всей земле.
1С. Помяни, Господи, слуг Твоих N. и N.
соединяет руки и молится некоторое время в молчании о тех, о ком намеревался молиться.
Затем, простирая руки, продолжает:
и всех, здесь стоящих, чья вера и благочестие Тебе ведомы; тех, за кого мы приносим Тебе эту жертву хваления, и приносящих её Тебе за себя и за всех ближних своих во искупление душ в надежде на спасение и благополучие своё, и возносящих молитвы свои Тебе, Богу вечному, живому и истинному.
2С. Пребывая в общении Церкви мы празднуем святой день, когда Господь наш Иисус Христос предан был за нас. Мы чтим прежде всего память славной Приснодевы Марии, Матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа; а также блаженного Иосифа, Её Обручника, и блаженных апостолов и мучеников Твоих: Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддея, Лина, Клита, Климента, Сикста, Корнилия, Киприана, Лаврентия, Хрисогона, Иоанна и Павла, Космы и Дамиана и всех святых Твоих; их заслугами и молитвами укрепи нас во всём Твоей помощью и защитой. (Молим Тебя через Христа, Господа нашего. Аминь.)
21. С простёртыми руками священник продолжает:
П. Итак, просим Тебя, Господи, милостиво прими от нас, слуг Твоих, и всей семьи Твоей эту жертву, которую мы приносим Тебе в память того дня, когда Господь наш Иисус Христос вверил Своим ученикам совершение Таинства Своего Тела и Крови; и дай нам мир во дни наши, избавь нас от осуждения вечного и к сонму избранных Твоих сопричти.
Соединяет руки.
(Через Христа, Господа нашего. Аминь.)
22. Простирая руки над дарами, произносит:
ВС. Просим Тебя, Боже, благоволи соделать это приношение всецело благословенным, приемлемым, угодным, духовным и благоприятным, да станет оно для нас Телом и Кровью Возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа.
Соединяет руки.
23. В нижеследующем тексте установительные слова Господа следует произносить отчётливо и ясно, как требует того сама сущность этих слов.
Накануне Своих страданий за спасение наше и всех людей, * то есть сегодня,
Священник берёт хлеб и, держа его немного приподнятым над алтарём, продолжает:
Он взял хлеб во святые и досточтимые руки Свои,
поднимает взгляд,
возвёл очи к небу, к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, и, Тебе вознося благодарение, благословил, преломил и подал его ученикам Своим, говоря:
немного преклоняется
ПРИМИТЕ И ВКУСИТЕ ОТ НЕГО ВСЕ, ИБО ЭТО ЕСТЬ ТЕЛО МОЁ, КОТОРОЕ ЗА ВАС БУДЕТ ПРЕДАНО.
Священник показывает освящённую Гостию народу и, положив её на патену, поклоняется ей, преклонив колено.
24. Затем священник продолжает:
Подобным образом после вечери,
берёт чашу и, держа её немного приподнятой над алтарём, продолжает:
взяв эту преславную чашу во святые и досточтимые руки Свои, вновь вознося Тебе благодарение, Он благословил и подал её ученикам Своим, говоря:
немного преклоняется
ПРИМИТЕ И ПЕЙТЕ ИЗ НЕЁ ВСЕ, ИБО ЭТО ЕСТЬ ЧАША КРОВИ МОЕЙ НОВОГО И ВЕЧНОГО ЗАВЕТА, КОТОРАЯ ЗА ВАС И ЗА МНОГИХ ПРОЛЬЁТСЯ ВО ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ. ЭТО СОВЕРШАЙТЕ В ПАМЯТЬ ОБО МНЕ.
Священник показывает чашу народу и, поставив её на корпорал, поклоняется ей, преклонив колена.
25. Затем священник произносит:
П. Велика тайна веры.
Народ продолжает, возглашая:
Н. Смерть Твою возвещаем, Господи, и воскресение Твоё исповедуем, ожидая пришествия Твоего.
26. Затем священник с простёртыми руками произносит:
ВС. Поэтому и мы, Господи, рабы Твои, а также народ Твой святой, вспоминая благословенное страдание Христа, Сына Твоего, Господа нашего, и из преисподней воскресение Его, и на небеса славное вознесение, преславному величию Твоему приносим от Твоих даров и даяний Жертву чистую, Жертву святую, Жертву непорочную: святой Хлеб жизни вечной и Чашу вечного спасения.
27. Милостиво и благосклонно воззри на эти приношения и прими их, как соблаговолил Ты принять дары отрока Твоего праведного Авеля, жертву праотца нашего Авраама и приношение первосвященника Твоего Мелхиседека, — святое возношение, жертву непорочную.
28. Преклонившись и соединив руки, продолжает:
ВС. Смиренно молим Тебя, Боже всемогущий, да будет эта жертва вознесена руками святого Ангела Твоего на небесный алтарь Твой пред лицо Божественного Твоего величия, чтобы мы, всякий раз причащаясь от этого алтаря святейшего Тела и Крови Сына Твоего,
становится прямо и осеняет себя крестным знамением со словами:
исполнились всякого небесного благословения и благодати.
Соединяет руки.
(Через Христа, Господа нашего. Аминь.)
Священник, простирая руки, говорит:
3С. Помяни также, Господи, слуг Твоих N. и N., нас предваривших со знамением веры и почивающих сном мира.
Соединяет руки и молится некоторое время в молчании о тех усопших, о которых намеревался молиться.
Затем, простирая руки, продолжает:
Молим Тебя, Господи, милостиво удостой их и всех, во Христе усопших, места прохлады, света и покоя.
Соединяет руки.
(Через Христа, Господа нашего. Аминь.)
30. Священник правой рукой ударяет себя в грудь со словами:
4С. И нам, грешным рабам Твоим,
и, простирая руки, продолжает:
на множество милостей Твоих уповающим, даруй участь и общение со святыми Твоими апостолами и мучениками: с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавою, (Игнатием, Александром, Маркеллином, Петром, Фелицитатой, Перпетуей, Агатой, Луцией, Агнессой, Цецилией, Анастасией) и всеми святыми Твоими; молим Тебя, к сонму их причти нас не по заслугам нашим, но по великому милосердию Твоему.
Соединяет руки.
Через Христа, Господа нашего,
31. Священник продолжает:
П. через Которого Ты, Господи, все эти блага создаёшь, освящаешь, животворишь, благословляешь и подаёшь нам.
32. Священник берёт патену с Гостией и Чашу и, поднимая их, произносит:
ВС. Через Христа, со Христом и во Христе Тебе, Богу Отцу Всемогущему, в единстве Духа Святого всякая честь и слава во веки веков.
Народ возглашает:
Аминь.
Далее следует Обряд Причащения.
33. В подходящий момент Причащения священник передаёт Евхаристию с алтаря диакону, аколиту, или иному экстраординарному служителю Причащения, чтобы они позже отнесли её больным, причащающимся дома.
В ЕМ 2-3 воспоминание тайны дня
Это есть Тело, которое за вас будет предано; * это есть Чаша нового завета в Моей Крови, — говорит Господь. * — Всякий раз, когда будете пить её, * творите это в Моё воспоминание.
35. По завершении Причастия киворий с частицами для причащения на следующий день остаётся на алтаре. Священник, стоя у предстоятельского места, произносит молитву после Причащения.
Всемогущий Боже, † подобно тому, как участием в Вечере Сына Твоего Ты укрепляешь нас на земле, * удостой нас насыщаться ею в вечности. Через Христа, Господа нашего.
Молим Тебя, Отче, призри на детей Твоих, † за которых Господь наш Иисус Христос принял без колебаний добровольные страдания, * был предан грешниками на смерть и претерпел Крестные муки. Он с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.
37. По завершении молитвы после Причащения, священник стоя наполняет и благословляет кадило, и, преклонив колени, трижды окаждает Святые Дары. Затем надев белый наплечный плат, встаёт и берёт киворий, накрывая его краями плата.
38. Начинается процессия, в которой Святые Дары, сопровождаемые светильниками и кадилом, переносят по храму в место сохранения, приготовленное в другой части храма, или в другом подобающе украшенном помещении. В начале идёт служитель мирянин с крестом, между двух других служителей с зажжёнными свечами. За ними следуют другие, неся зажжённые свечи. Перед священником, несущим Святые Дары, идёт служитель с дымящимся кадилом. В это время поётся гимн «Возвеличим велегласно…» (кроме двух последних строф) или иное евхаристическое песнопение.
Возвеличим велегласно
Тайну Тела Господа!
Воспоём святую славу
Крови драгоценнейшей —
Той, что ради всех народов
Пролил Воплотившийся.
Данный нам, для нас рождённый
Девой Непорочною,
Он, живя с людьми, посеял
Зёрна Слова Божия
И в конце пути земного
Совершил чудесное.
В ночь, когда возлёг меж братьев
На последней вечере,
Он, сперва Закон исполнив
По уставам древности,
Дал затем иную пищу
Собранным Двенадцати.
Слово-Плоть, Он словом сделал
Хлеб Своею Плотию
И вино соделал в чаше
Кровию Христовою;
То, что недоступно чувствам,
Сердце видит верою.
39. Когда процессия подходит к месту сохранения, священник (если необходимо — с помощью диакона) ставит киворий в дарохранительницу, дверца которой остаётся открытой. Затем, наполнив кадило, становится на колени и окаждает Святые Дары. В это время поётся «Эту Тайну Пресвятую» или иное евхаристическое песнопение.
Эту Тайну Пресвятую
Славим в поклонении.
Древнее установленье
Новым упраздняется.
Наша вера восполняет
Чувствам недоступное.
И Родитель, и Рождённый
В вышних возвеличатся!
Им держава, честь, и слава,
И благословение!
Исходящий от Обоих
С Ними да прославится!
Аминь.
Затем диакон, или сам священник, помещает Святые Дары в дарохранительницу и закрывает её.
40. После некоторого времени поклонения в тишине священник и служители, совершив коленопреклонение, удаляются в ризницу.
41. В подходящее время обнажается алтарь. Если возможно, выносятся кресты из храма. Кресты, которые остаются в храме, следует закрыть покровом.
42. Те, кто участвовал в Мессе вечером, не совершают Вечерню.
43. Верных следует пригласить к совершению поклонения Святым Дарам в ночное время, согласно местным условиям и обстоятельствам, таким образом, чтобы после полуночи это поклонение не носило торжественного характера.
44. Если в этом храме в Страстную Пятницу не совершается Воспоминание Страстей Господних, Месса завершается обычным образом, и Святые Дары остаются в дарохранительнице.