Оглавление:
Навечерие Пасхи
Благословение огня
Провозглашение Пасхи
Литургия Слова
Литургия Крещения
Благословение воды
Обновление обетов
Евхаристическая
литургия
Крестный ход
Месса днём
Цвет облачений: белый. Месса собственная, Освящение огня, приготовление пасхальной свечи (пасхала), Крестный Ход
Литургия Слова: приводится 9 чтений, из которых необходимо выбрать минимум три. В крайней необходимости — минимум два. Чтение № 3 обязательное, его нельзя пропускать
После седьмого чтения следует Вступительная молитва и гимн Слава (во время гимна впервые после Четверга Вечери Господней звенят все колокола и пение сопровождается музыкой), затем Вступительная молитва, после которой — эпистола
Литургия Крещения, после Крещения — Молитва Верных, Литургия Евхаристии, в ЕМ 1-3 воспоминание тайны дня, 1 пасхальная префация со словами «в эту ночь»
1. Согласно многовековой традиции Святая Ночь — это ночь бдения во славу Господа (Исх 12, 42). Верные, послушные словам Евангелия (Лк 12, 35), держа в руках горящие свечи, должны уподобляться людям, ожидающим своего Господа, чтобы Он, возвратившись, нашёл их бодрствующими и соделал участниками Своей трапезы.
2. Навечерие этой ночи, вершина и благороднейшее из всех торжеств, должно быть единственным в каждом храме. Оно устроено таким образом, что после Светильничного Богослужения и провозглашения Пасхи (первая часть Навечерия) Святая Церковь вспоминает великие дела, которые Господь Бог сотворил от начала для Своего народа, слушая внимательно слова и обетования Божии (вторая часть Литургии Слова); затем, при приближении дня Воскресения, Церковь со своими новыми членами, возрождёнными крещением (третья часть), призывается к трапезе, которую Христос Господь уготовал Своему народу Своей смертью и воскресением (четвёртая часть Навечерия).
3. Все обряды Навечерия Пасхи совершаются ночью: строго запрещается совершать их до наступления ночи, закончить же надлежит до восхода солнца в воскресенье.
4. Месса Навечерия, даже если она служится до полуночи, является Пасхальной Мессой Воскресения Господня.
5. Те, кто участвовал в Мессе ночью, могут повторно причаститься на Мессе днём. Священник, служащий или сослужащий Навечерие Пасхи, может повторно служить или сослужить Мессу днём.
Навечерие Пасхи занимает место Часа Чтений.
6. Священнику обычно помогает диакон. При его отсутствии обязанности его чина, за исключением указанного ниже, исполняет сам предстоятель или сослужащий священник. Священник и диакон одеваются в облачения белого цвета, как для Мессы.
7. Надлежит приготовить свечи для всех, участвующих в Навечерии. Освещение храма гасится.
8. В подходящем месте вне храма разжигается костёр. Когда там собрался народ, приходит священник со служителями, один из которых несёт пасхал. Процессионные крест и свечи не используются. Если же невозможно разжечь огонь вне храма, используется обряд, описанный ниже, № 13.
9. Священник и верные осеняют себя крестным знамением, в это время священник произносит «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», затем как обычно приветствует собравшийся народ и кратко наставляет его о Навечерии этими или подобными словами:
Возлюбленные братья и сёстры! В эту святую ночь, когда Господь наш Иисус Христос перешёл от смерти в жизнь, Церковь приглашает своих детей, рассеянных по всей земле, собраться вместе для бодрствования и молитвы. Ибо, творя воспоминание Пасхи Господней, слушая слово Божие и празднуя Его Тайны, мы обретаем надежду приобщиться к торжеству победы Христа над смертью и жизни с Ним в Боге.
10. Затем священник, простирая руки, благословляет огонь.
Помолимся. Боже, через Сына Твоего Ты дал верующим огонь Твоей славы. Просим Тебя, освяти + этот новый огонь, через пасхальные торжества воспламени в нас желание небесных благ и удостой нас прикоснуться чистою душою к торжеству вечного света. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
11. После благословения нового огня один из служителей держит пасхал перед священником, который резцом чертит на свече крест. Затем ставит над ним греческую букву Альфа, под ним — букву Омега, и между перекладинами креста — четыре цифры текущего года, произнося при этом:
Христос — вчера и сегодня (проводит вертикальную черту);
Начало и Конец (проводит горизонтальную черту);
Альфа (ставит букву Альфа над вертикальной чертой);
и Омега (ставит букву Омега под вертикальной чертой);
Ему принадлежат времена (ставит первую цифру года в верхнем левом углу креста);
и века (ставит вторую цифру года в верхнем правом углу креста);
Ему слава и владычество (ставит третью цифру года в нижнем левом углу креста);
во веки и в вечность. Аминь (ставит четвёртую цифру года в нижнем правом углу креста).
12. После начертания креста и других знаков священник может вонзить в свечу пять крупиц ладана крестообразно, громко говоря при этом:
1. Ранами Своими святыми
2. и славными
3. защищает
4. и хранит нас
5. Христос Господь. Аминь.
13. Там, где условия препятствуют разжечь костёр, благословление огня приспосабливается к обстоятельствам. Народ собирается в храме. Священник со служителем, несущим пасхал, следует к дверям храма. Народ, насколько возможно, поворачивается к священнику. Совершается приветсвие и увещание, как выше в № 9, затем благословляется огонь и приготовляется пасхал, как выше в №№ 10-12.
14. Священник возжигает пасхал от нового огня со словами:
Свет Христа, воскресающего во славе, да рассеет тьму в сердцах и душах.
В том, что касается вышеописаных элементов, Конференции епископов могут установить и другие формы, более соответствующие культуре народа.
15. Когда пасхал зажжён, один из служителей берёт горящие угли из огня и кладёт их в кадило, священник, обычным образом, наполняет кадило. Диакон или, при его отсутствии, другой подходящий служитель берёт от служителя пасхал, и выстраивается процессия. Служитель с дымящимся кадилом идёт перед диаконом или иным служителем, несущим пасхал. За ним следуют священник со служителями и народом, при этом все держат в руках незажжённые свечи.
В дверях храма диакон останавливаетется и, поднимая пасхал, поёт:
Cвет Христа.
Все отвечают:
Благодарение Богу
Священник зажигает свою свечу от пасхала.
Затем все следуют в храм, во главе идёт диакон с пасхалом. Если используется кадило, то служитель с дымящимся кадилом следует перед диаконом.
16. Затем диакон, дойдя до середины храма, останавливается и, поднимая пасхал, второй раз поёт:
Cвет Христа.
Все отвечают:
Благодарение Богу
Все зажигают свечи от пасхала и идут далее.
17. Подойдя к алтарю, диакон, повернувшись к народу, приподнимает пасхал и в третий раз поёт:
Cвет Христа.
Все отвечают:
Благодарение Богу
Затем диакон устанавливает пасхал на большой подсвечник, приготовленный около амвона или посреди пресвитерия. Зажигаются светильники в храме, за исключением свечей на алтаре.
18. Подойдя к алтарю, священник следует на предстоятельское место, отдаёт свечу служителю, наполняет и благословляет кадило, как для чтения Евангелия на Мессе. Диакон подходит к священнику и, говоря «Благослови, владыка», просит и принимает от священника благословение, которое тот даёт, произнося вполголоса:
Господь да будет в сердце твоём и на устах твоих, чтобы достойным и подобающим образом возвестил ты Провозглашение Пасхи Его: во имя Отца, и Сына, + и Святого Духа.
Диакон отвечает:
Аминь.
Это благословение опускается, если Провозглашение возвещается не диаконом.
19. Диакон, окадив книгу и пасхал, возвещает Провозглашение Пасхи от амвона или пюпитра. Все стоят, держа в руках зажжённые свечи.
Провозглашение может возвещаться, в отсутствие диакона, самим священником или другим сослужащим пресвитером. Если же по необходимости провозглашение возвещает певчий мирянин, он опускает слова «Посему и вы…» до конца предначинания и приветствие «Господь с вами».
Провозглашение можно петь также в краткой форме, см. ниже.
Да ликуют сонмы ангелов в небе, * да ликуют силы небесные, * и да возвестит труба спасения * победу столь славного Царя!
Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом, * и, наполняемый сиянием вечного Царя, * весь мир да познает своё избавление от мрака!
Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света!
И да исполнится это место великого гласа людского.
(Посему и вы, возлюбленные братья и сёстры, * представ перед чудесным сиянием этого света, * призывайте вместе со мною милосердие Всемогущего Бога, * чтобы Он, удостоивший меня незаслуженно * быть в числе Его служителей, * наполнил меня сиянием Своего света * и сподобил воспеть славу этой свечи.)
(С. Господь с вами.
Н. И со духом твоим.)
С. Вознесём сердца.
Н. Возносим ко Господу.
С. Возблагодарим Господа Бога нашего.
Н. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно * всем сердцем и душой * многогласно славить невидимого Бога Отца Всемогущего * и Его Единородного Сына * Господа нашего Иисуса Христа; * Он за нас предвечному Отцу заплатил долг Адама * и Своею Кровью милостиво изгладил начертание древней вины.
Ибо ныне — пасхальные торжества, * когда совершается заклание истинного Агнца, * и Его кровь освящает двери верных.
Это ночь, * в которую некогда отцов наших, сынов Израиля, * Ты вывел из Египта * и перевёл через Красное море сухими стопами.
Это ночь, * когда тьму греховную рассеял столп света.
Это ночь, * которая ныне во всём мире верующих во Христа, * освобождённых от мирских пороков и тьмы греховной, * возвращает к благодати и собирает в общение святых.
Это ночь, * когда, разрушив узы смерти, * Христос от ада взошёл победителем.
Ибо тщетным было бы наше рождение, * если бы Он не искупил нас!
О, сколь чудесно Твоей милости о нас благоволение!
О, сколь неизреченно богатство любви: * ради искупления раба, Ты предал Сына!
О воистину необходимый грех Адама, * который изглажен смертью Христа!
О счастливая вина, * заслужившая столь славного Искупителя!
О воистину блаженная ночь — * та единственная, что удостоилась знать время и час, * когда Христос воскрес от ада!
Это ночь, о которой написано: * и ночь будет светла как день; * и ночь — свет мой в ликование мне.
Освящение этой ночи изгоняет зло, смывает вину, * возвращает падшим невинность и унывающим радость, * изгоняет вражду, рождает согласие * и покоряет всякую власть.
По благодати этой ночи * прими, Отче Святой, вечернюю жертву хваления, * которую в торжественном приношении этой свечи — * плода трудов пчелиного роя — * совершает руками Твоих служителей святая Церковь.
Но теперь мы знаем, что возвещает эта свеча, * которая пылает огнём во славу Божию; * и её сияние не угасает, * хотя её пламя разделяется, раздавая свет.
Его питает тающий воск, * который дала мать-пчела * для создания этого драгоценного светильника.
О воистину блаженная ночь, * в которой соединяется земное с небесным, * человеческое с Божественным!
Итак, мы молим Тебя, Господи, * пусть эта свеча, освящённая во славу имени Твоего, * продолжает гореть не угасая, * чтобы рассеять мрак этой ночи.
И пусть она, принятая, как приятное благоухание, * соединится с небесными светилами.
Пусть её пламя сияет до той поры, * когда его встретит Утренний Свет, * Солнце незакатное — Христос, Сын Твой, * Который, взойдя от ада, озарил Своим мирным светом * человеческий род * и живёт и царствует во веки веков. * — Аминь.
Да ликуют сонмы ангелов в небе, * да ликуют силы небесные, * и да возвестит труба спасения * победу столь славного Царя! * Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом, * и, наполняемый сиянием вечного Царя, * весь мир да познает своё избавление от мрака! * Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света! * И да исполнится это место великого гласа людского.
(С. Господь с вами.
Н. И со духом твоим.)
С. Вознесём сердца.
Н. Возносим ко Господу.
С. Возблагодарим Господа Бога нашего.
Н. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно * всем сердцем и душой * многогласно славить невидимого Бога Отца Всемогущего * и Его Единородного Сына * Господа нашего Иисуса Христа; * Он за нас предвечному Отцу заплатил долг Адама * и Своею Кровью милостиво изгладил начертание древней вины.
Ибо ныне — пасхальные торжества, * когда совершается заклание истинного Агнца, * и Его кровь освящает двери верных.
Это ночь, * в которую некогда отцов наших, сынов Израиля, * Ты вывел из Египта * и перевёл через Красное море сухими стопами. * Это ночь, * когда тьму греховную рассеял столп света. * Это ночь, * которая ныне во всём мире верующих во Христа, * освобождённых от мирских пороков и тьмы греховной, * возвращает к благодати и собирает в общение святых. * Это ночь, * когда, разрушив узы смерти, * Христос от ада взошёл победителем.
О, сколь чудесно Твоей милости о нас благоволение! * О, сколь неизреченно богатство любви: * ради искупления раба, Ты предал Сына! * О воистину необходимый грех Адама, * который изглажен смертью Христа! * О счастливая вина, * заслужившая столь славного Искупителя!
Освящение этой ночи изгоняет зло, смывает вину, * возвращает падшим невинность и унывающим радость, * изгоняет вражду, рождает согласие * и покоряет всякую власть.
О воистину блаженная ночь, * в которой соединяется земное с небесным, * человеческое с Божественным!
По благодати этой ночи * прими, Отче Святой, вечернюю жертву хваления, * которую в торжественном приношении этой свечи — * плода трудов пчелиного роя — * совершает руками Твоих служителей святая Церковь.
Итак, мы молим Тебя, Господи, * пусть эта свеча, освящённая во славу имени Твоего, * продолжает гореть не угасая, * чтобы рассеять мрак этой ночи.
И пусть она, принятая, как приятное благоухание, * соединится с небесными светилами.
Пусть её пламя сияет до той поры, * когда его встретит Утренний Свет, * Солнце незакатное — Христос, Сын Твой, * Который, взойдя от ада, озарил Своим мирным светом * человеческий род * и живёт и царствует во веки веков. * — Аминь.
20. Для бдения этого Навечерия, матери всех бдений, предлагается девять чтений, а именно семь из Ветхого Завета и два из Нового (Послание и Евангелие). Все они должны быть прочитаны, где это только возможно, чтобы был сохранён характер бдения, предполагающий продолжительность.
21. Однако, если того требуют серьёзные пастырские обстоятельства, можно уменьшить число чтений из Ветхого Завета. Однако, всегда следует принимать во внимание, что чтение Слова Божия является основополагающей частью этого Навечерия Пасхи. Должны быть прочитаны по меньшей мере три чтения из Ветхого Завета, то есть из Закона и Пророков и пропеты соответствующие ответные псалмы. Никогда не опускается чтение гл. 14 книги Исхода со своей песнью.
22. После окончания Провозглашения Пасхи все гасят свечи и садятся. Перед началом Чтений священник обращается к народу с такими или подобными словами:
Возлюбленные братья и сёстры, торжественно начав Пасхальное Бдение, благоговейно выслушаем Слово Божие. Будем размышлять о том, как Бог в минувшие времена спасал народ Свой, и, когда пришла полнота времён, послал нам Своего Сына как Искупителя. Помолимся, чтобы Бог наш совершил в нас дело пасхального спасения и привёл к полноте искупления.
23. Затем следуют Чтения. Чтец идёт к амвону и читает Первое Чтение, затем псалмист или певчий произносит Псалом, народ повторяет припев.
Затем все встают. Священник говорит: «Помолимся».
И после того как все некоторое время молятся в молчании, произносит молитву, соответствующую чтению.
Вместо Ответного Псалма допускается некоторое время сохранять священное молчание, в таком случае опускается пауза после «Помолимся».
Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов первого чтения.
Чтение книги Бытия.
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый. И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал.
Слово Божие.
Чтение книги Бытия.
В начале сотворил Бог небо и землю. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
Слово Божие.
Припев: Пошли дух Твой, Боже, и землю обнови.
Благослови, душа моя, Господа! *
Господи, Боже мой! Ты дивно велик,
Ты облечён славою и величием. *
Ты одеваешься светом, как ризою.
Ты поставил землю на твёрдых основах: *
не поколеблется она во веки и веки.
Бездною, как одеянием, покрыл Ты её; *
на горах стоят воды.
Ты послал источники в долины; *
между горами текут.
При них обитают птицы небесные, *
из среды ветвей издают голос.
Ты напояешь горы с высот Твоих, *
плодами дел Твоих насыщается земля.
Ты произращаешь траву для скота, *
и зелень на пользу человека.
Как многочисленны дела Твои, Господи! *
Всё соделал Ты премудро;
земля полна произведений Твоих. *
Благослови, душа моя, Господа!
Или на выбор:
Припев: Милости Господней вся земля полна.
Ибо слово Господне право, *
и все дела Его верны.
Он любит правду и суд; *
милости Господней полна земля.
Словом Господа сотворены небеса, *
и духом уст Его — всё воинство их.
Он собрал, будто груды, морские воды; *
положил бездны в хранилищах.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог, —
*
племя, которое Он избрал в наследие Себе.
С небес призирает Господь, *
видит всех сынов человеческих.
Душа наша уповает на Господа: *
Он — помощь наша и защита наша.
Да будет милость Твоя, Господи, над нами, *
как мы уповаем на Тебя.
24. Молитва после первого чтения (о сотворении мира):
Помолимся. Всемогущий, вечный Боже, Ты велик во всех Твоих деяниях. † Даруй людям, Тобою искупленным, разумение того, что заклание Христа — Пасхи нашей в конце времён * не менее величественно, чем сотворение мира в начале. Молим Тебя через Христа, Господа нашего. — Аминь.
Либо (о сотворении человека):
Боже, Ты чудесным образом сотворил человека и ещё чудеснее искупил его. † Молим Тебя, помоги нам силою духа противостоять соблазну греха, * чтобы мы достигли вечной радости. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов второго чтения.
Чтение книги Бытия.
В те дни: Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошёл на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвёл очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова, и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвёл Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна, и принёс его во всесожжение вместо сына своего. И нарёк Авраам имя месту тому: Ягве-ире. Посему и ныне говорится: на горе Ягве усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
Слово Божие.
Чтение книги Бытия.
В те дни: Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник и разложил дрова. И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвёл Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна, и принёс его во всесожжение вместо сына своего. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
Слово Божие.
Припев: Храни меня, Боже, в Тебе моя надежда.
Господь есть часть наследия моего и чаши
моей. *
Ты держишь жребий мой.
Всегда видел я пред собою Господа, *
ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился
язык мой; *
даже и плоть моя успокоится в уповании;
ибо Ты не оставишь души моей в аде *
и не дашь святому Твоему увидеть тление.
Ты укажешь мне путь жизни: †
полнота радостей пред лицом Твоим, *
блаженство в деснице Твоей вовек.
25. Молитва после второго чтения (о жертве Авраама):
Помолимся. Боже, Отче всех верных, даруя благодать усыновления, Ты по всей земле умножаешь детей Твоего обетования; † Пасхальной Тайной Ты исполняешь клятву, данную слуге Твоему Аврааму, сделать его отцом всех народов. * Помоги народу Твоему достойно принять благодать Твоего призвания. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
Чтение книги Исхода.
В те дни: И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли. А ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними. И покажу славу Мою на фараоне и на всём войске его, на колесницах его и на всадниках его. И узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его. И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевым, и пошёл позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошёл в средину между станом Египетским и между станом Израилевым, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь. И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного, и привёл в замешательство стан Египтян. И отнял колёса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь воюет за них против Египтян. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простёр Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в своё место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян; и увидели сыны Израилевы Египтян мёртвыми на берегу моря. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию, и говорили:
Не произносится: Слово Божие.
Припев: Господа Бога с радостью прославьте.
Пою Господу, *
ибо Он высоко превознёсся;
коня и всадника его *
ввергнул в море.
Господь крепость моя и слава моя, *
Он был мне спасением.
Он Бог мой, и прославлю Его; *
Бог отца моего, и превознесу Его.
Господь муж битвы, Ягве имя Ему. *
Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море,
и избранные военачальники его *
потонули в Красном море.
Пучины покрыли их; *
они пошли в глубину, как камень.
Десница Твоя, Господи, прославилась силою; *
десница Твоя, Господи, сразила врага.
Введи его и насади его на горе достояния
Твоего, *
на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи,
во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! *
Господь будет царствовать во веки и в вечность.
26. Молитва после третьего чтения (о переходе через Красное море):
Помолимся. Боже, и в наше время мы созерцаем сияние древних чудес Твоих: † как, явив силу десницы Своей, Ты избавил один народ от преследования фараона, * так и все народы Ты спасаешь водами возрождения. Сподобь всех людей стать сынами Авраама * и обрести достоинство народа избранного. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
Либо:
Боже, светом Нового Завета Ты заново открываешь смысл древних чудес, † ибо в Красном море явился образ священных вод крещения, * и народ, избавленный от рабства, стал прообразом таинств христианского народа. Удостой все народы, которые верою унаследовали честь Израиля, * возродиться в общении Святого Духа. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
Чтение книги пророка Исаии.
Твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святой Израилев: Богом всей земли назовётся Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лицо Моё на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь. Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твоё из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов, и ворота твои — из жемчужин, и всю ограду твою — из драгоценных камней. И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе.
Слово Божие.
Припев: Господа прославлю, Он поднял меня.
Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня
*
и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
Господи! Ты вывел из ада душу мою *
и оживил меня, чтобы я не сошёл в могилу.
Пойте Господу, святые Его, *
славьте память святыни Его.
Ибо на мгновение гнев Его, †
на всю жизнь благоволение Его: *
вечером водворяется плач, а наутро радость.
Услышь, Господи, и помилуй меня; *
Господи! будь мне помощником.
И ты обратил сетование моё в ликование. *
Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.
27. Молитва после четвёртого чтения (о новом Иерусалиме):
Помолимся. Всемогущий, вечный Боже, ради имени Твоего подтверди клятву, данную праотцам по вере их, † и благодатью святого крещения умножь потомство обетования, * дабы Церковь видела, как исполняются надежды древних праведников. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
Или другая молитва, следующая за каким-либо опущенным чтением.
Чтение книги пророка Исаии.
Так говорит Господь: Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое своё за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно, и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне; послушайте, и жива будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождём и наставником народам. Вот, ты призовёшь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, но напояет землю, и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
Слово Божие.
Припев: В радости идите к источнику спасенья.
Вот, Бог — спасение моё: *
уповаю на Него, и не боюсь;
ибо Господь — сила моя, и пение моё — Господь; *
и Он был мне во спасение.
И в радости будете почерпать воду *
из источников спасения.
Славьте Господа, *
призывайте имя Его;
возвещайте в народах дела Его; *
напоминайте, что велико имя Его.
Пойте Господу, ибо Он соделал великое; *
да знают это по всей земле.
Веселись и радуйся, жительница Сиона: *
ибо велик посреди тебя Святой Израилев.
28. Молитва после пятого чтения (о спасении всех людей):
Помолимся. Всемогущий, вечный Боже, единственная надежда мира, Ты через пророков Твоих возвестил тайны нынешних времён. † Укрепи намерения преданного Тебе народа, * ибо только по Твоему вдохновению возрастает всякая добродетель. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
Чтение книги пророка Варуха.
Слушай, Израиль, заповеди жизни, внимайте, чтобы уразуметь мудрость. Что это значит, Израиль, что ты находишься в земле врагов? Состарился ты в чужой земле, осквернился вместе с мёртвыми, причислен к находящимся в аде, оставил источник премудрости. Если бы ты ходил путём Божиим, то жил бы в мире во веки. Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир. Кто нашёл место её, и кто взошёл в сокровищницы её? Но Знающий всё знает её; Он открыл её Своим разумом, Тот, Который сотворил землю на вечные времена и наполнил её четвероногими скотами; Который посылает свет, и он идёт, призвал его, и он послушался Его с трепетом; и звёзды воссияли на стражах своих, и возвеселились. Он призвал их, и они сказали: «вот мы», и воссияли радостью пред Творцом своим. Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашёл все пути премудрости, и даровал её рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся её, будут жить, а оставляющие её умрут. Обратись, Иаков, и возьми её, ходи при сиянии света её. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя — чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу.
Слово Божие.
Припев: Боже, Ты имеешь глаголы вечной жизни.
Закон Господа совершен, *
укрепляет душу;
откровение Господа верно, *
умудряет простых.
Повеления Господа праведны, *
веселят сердце;
заповедь Господа светла, *
просвещает очи.
Страх Господень чист, *
пребывает вовек.
Суды Господни истина, *
все праведны.
Они вожделеннее золота *
и даже множества золота чистого,
слаще мёда *
и капель сота.
29. Молитва после шестого чтения (об источнике премудрости):
Помолимся. Боже, призывая народы, Ты постоянно умножаешь Церковь. † По милости Твоей неустанно храни тех, * кого Ты омыл водами крещения. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
Чтение книги пророка Иезекииля.
И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял её поведением своим и делами своими. И Я излил на них гнев Мой за кровь, которую они проливали на этой земле, и за то, что они оскверняли её идолами своими. И Я рассеял их по народам, и они развеяны по землям; Я судил их по путям их и по делам их. И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Моё, потому что о них говорят: «они — народ Господа, и вышли из земли Его». И пожалел Я святое имя Моё, которое обесславил дом Израилев у народов, куда пришёл. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Моё, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотское. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом.
Слово Божие.
Припев: Жаждет душа моя к Богу живому.
Жаждет душа моя *
к Богу крепкому, живому:
когда приду и явлюсь *
пред лицо Божие!
Потому что я ходил в многолюдстве, *
вступал с ними в дом Божий
со гласом радости и славословия *
празднующего сонма.
Пошли свет Твой и истину Твою; *
да ведут они меня
и приведут на святую гору Твою *
и в обители Твои.
И подойду я к жертвеннику Божию, *
к Богу радости и веселия моего,
и на гуслях буду славить Тебя, *
Боже, Боже мой!
Или когда совершается крещение, Ис 12 — как после пятого чтения, или:
Припев: Чистое сердце, Боже, сотвори во мне.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, *
и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего, *
и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего, *
и Духом владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, *
и нечестивые к Тебе обратятся.
Ибо жертвы Ты не желаешь, — *
я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.
Жертва Богу дух сокрушённый; *
сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже.
30. Молитва после седьмого чтения (о новом сердце и новом духе):
Помолимся. Боже, неколебимое могущество и Свет вечный, † милостиво воззри на таинство всей Церкви * и постоянно совершай через неё дело спасения человечества; / и да увидит и познает весь мир, † что падшее восстаёт, ветхое обновляется и всё творение исцеляется * через Самого Христа, Который есть начало всего / и Который живёт и царствует во веки веков. — Аминь.
Либо:
Боже, Ты подготавливаешь нас к празднованию Пасхального таинства Писаниями обоих Заветов. † Дай нам познать Твоё милосердие, * чтобы, принимая нынешние блага, мы укрепились в ожидании будущих. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
31. После последнего чтения из Ветхого Завета со своим Ответным Псалмом и Молитвой зажигаются свечи на алтаре. Священник начинает гимн «Слава», который все продолжают. При этом звонят в колокола в соответствии с местными обычаями.
32. После гимна священник обычным образом читает Вступительную молитву:
Помолимся. Боже, эта святая ночь сияет славой Воскресения Христова. † Оживи в Церкви Твоей дух усыновления, * чтобы, обновлённые телом и душою, мы служили Тебе чистым сердцем. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.
33. Затем чтец произносит чтение из Апостола.
Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.
Братья: Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Слово Божие.
34. После чтения Послания все встают. Священник трижды провозглашает«Аллилуйя», постепенно повышая тональность; возглашение все повторяют. Если необходимо, «Аллилуйя» запевает псалмист.
Затем псалмист или певчий произносит Псалом 118, на который народ отвечает «Аллилуйя».
Припев: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Славьте Господа, ибо Он благ, *
ибо вовек милость Его.
Да скажет ныне Израиль: *
Он благ, ибо вовек милость Его.
Десница Господня высока, *
десница Господня творит силу!
Не умру, но буду жить *
и возвещать дела Господни.
Камень, который отвергли строители, *
соделался главою угла.
Это от Господа, *
и есть дивно в очах наших.
35. Священник обычным образом наполняет кадило и благословляет диакона. На чтение Евангелия не используются свечи, но только кадило.
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
В первый день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли женщины ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Пётр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему.
Слово Господне.
36. После Евангелия не следует опускать проповедь, хотя бы краткую.
37. После проповеди следует литургия крещения. Священник со служителями следует к крещальной купели, если она установлена на виду у верных, в противном случае в пресвитерии устанавливается сосуд с водой.
38. Перед собранием церкви призывают предстать катехуменов, если они есть, которых представляют восприемники. Или, если есть дети — родители и восприемнки.
39. Теперь начинается процессия в баптистерий или к купели, если она совершается. Впереди идёт служитель с пасхалом, за ним следуют крещаемые с восприемниками, затем служители, диакон и священник. Во время процессии поют Литанию, № 43. По завершении Литании священник произносит увещание, № 40.
40. Если же литургия крещения совершается в пресвитерии, священник сразу произносит увещание этими или подобными словами:
Возлюбленные, поддержим единодушно надежду братьев наших своими молитвами. И да поможет всемогущий Отец Своею милостью тем, кто приближается к источнику возрождения.
Если только благословляется купель, но нет крещаемых:
Возлюбленные братья и сёстры, над этой купелью смиренно воззовём к Богу, Отцу всемогущему, чтобы Он ниспослал благодать на эту купель, дабы те, кто от неё возродится к новой жизни, были причислены во Христе к чадам усыновления.
41. Затем двое певчих поют литанию. Все стоя (поскольку наступило Пасхальное время) отвечают.
При длинной процессии к баптистерию литания поётся во время процессии. В этом случае крещаемые призываются перед началом процессии, затем следует процессия, во главе которой несут пасхал, далее идут катехумены и их восприемники, затем — священник и служители. Увещание священник произносит перед благословением воды.
42. Если нет крещаемых и не благословляется купель, то опускается литания и сразу благословляется вода, № 54.
43. К литании можно добавить имена некоторых святых, прежде всего, покровителей храма, покровителей места и крещаемых.
Kyrie, eleison — Kyrie, eleison.
Christe, eleison — Christe, eleison.
Kyrie, eleison — Kyrie, eleison.
(Или:
Господи, помилуй — Господи, помилуй.
Христе, помилуй — Христе, помилуй.
Господи, помилуй — Господи, помилуй.)
Святая Мария, Матерь Божия — молись о нас.
Святой Михаил — молись о нас.
Святые ангелы Божии — молитесь о нас.
Святой Иоанн Креститель — молись о нас.
Святой Иосиф — молись о нас.
Святые Пётр и Павел — молитесь о нас.
Святой Андрей — молись о нас.
Святой Иоанн — молись о нас.
Святая Мария Магдалина — молись о нас.
Святой Стефан — молись о нас.
Святой Игнатий Антиохийский — молись о нас.
Святой Лаврентий — молись о нас.
Святой Климент Римский — молись о нас.
Святой Георгий — молись о нас.
Святой Адальберт — молись о нас.
Святые Борис и Глеб — молитесь о нас.
Святые Перпетуя и Фелицитата — молитесь о нас.
Святая Агния — молись о нас.
Святой Григорий — молись о нас.
Святой Августин — молись о нас.
Святой Афанасий — молись о нас.
Святой Николай Мирликийский — молись о нас.
Святой Василий — молись о нас.
Святой Мартин Турский — молись о нас.
Святые Кирилл и Мефодий — молитесь о нас.
Святой Бенедикт — молись о нас.
Святые Антоний и Феодосий Печерские — молитесь о нас.
Святые Франциск и Доминик — молитесь о нас.
Святой Франциск Ксаверий — молись о нас.
Святой Иоанн Мария Вианней — молись о нас.
Святая Екатерина Сиенская — молись о нас.
Святая Тереза Иисусова — молись о нас.
Святой Владимир — молись о нас.
Святая Ольга — молись о нас.
Все святые Божии — молитесь о нас.
Будь милостив — избавь нас, Господи.
От всякого зла — избавь нас, Господи.
От всякого греха — избавь нас, Господи.
От вечной смерти — избавь нас, Господи.
Ради Воплощения Твоего — избавь нас, Господи.
Ради Твоей смерти и воскресения Твоего — избавь нас, Господи.
Ради излияния Духа Святого — избавь нас, Господи.
Мы, грешники, молим Тебя — услышь нас.
Если есть крещаемые:
Чтобы Ты удостоил этих избранных возрождения благодатью крещения, молим Тебя — услышь нас.
При отсутствии крещаемых:
Благодатью Твоей освяти эту купель, возрождающую детей Твоих, молим Тебя — услышь нас.
Иисусе, Сын Бога Живого, молим Тебя — услышь нас.
Если есть крещаемые, священник с простёртыми руками произносит следующую молитву:
Всемогущий, вечный Боже, яви Своё присутствие в таинстве Твоей любви † и для возрождения новых людей в крещальной купели ниспошли Духа усыновления, * чтобы через наше смиренное служение совершилось действие Твоей силы. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
44. Священник благословляет крещальную воду, произнося с простёртыми руками следующую молитву:
Боже, Своею невидимою силою Ты творишь чудесные дела через знаки Таинств. Ты многими образами в истории спасения подготовил водную стихию, чтобы через неё являлась благодать Крещения. Боже, Твой Дух в начале носился над водами, чтобы уже тогда они вобрали в себя силу освящения. Боже, Ты показал образ возрождения в водах потопа и явил в нём начаток Таинства, чтобы водами положить конец пороку и начало добродетелям. Боже, Ты сподобил сынов Авраамовых перейти Красное море сухими стопами, чтобы народ, избавившийся от рабства фараона, стал прообразом народа крещёного. Боже, Твой Сын в водах Иорданских от Иоанна крестился, был помазан Духом Святым и, взойдя на крест, источил из раны в боку кровь и воду, а по Воскресении заповедал ученикам Своим: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!» Обрати взор Твой на Церковь Твою и на тех, кого Ты удостаиваешь крещальных вод. Да примет эта вода Духом Твоим Святым благодать Единородного Твоего Сына, чтобы человек, созданный по образу Твоему, в Таинстве Крещения омытый от всякой скверны греха, удостоился нового рождения от воды и Духа Святого.
Погружая, если уместно, пасхал один или три раза в воду, продолжает:
Молим Тебя, Господи: да снизойдёт на эти воды через Сына Твоего сила Духа Святого,
и, держа пасхал в воде, продолжает:
чтобы все, через Крещение погребённые со Христом в смерть, с Ним же в жизнь совоскресли. Он живёт и царствует с Тобою в единстве Святого Духа, Бог во веки веков. — Аминь.
45. Вынимает пасхал из воды, народ возглашает:
Благословите, источники, Господа; пойте и превозносите Его во веки.
48. После благословения крещальной воды и ответа народа, священник, стоя, призывает взрослых, а также родителей или восприемников детей к отречению от зла, как определено в соответствующих обрядах Требника.
Если помазание взрослых елеем катехуменов не было сделано ранее, во время обрядов непосредственного приготовления, то оно совершается теперь.
49. Затем священник спрашивает каждого взрослого о вере, а если есть дети, также просит тройного исповедания веры от всех родителей и восприемников вместе, как это указано в соответствующих обрядах.
Если в эту ночь многие принимают крещение, можно изменить обряд так, чтобы, сразу после ответов крещаемых, восприемников и родителей, принять обновление крещальных обетов всех присутствующих.
50. После вопросов священник крестит этих избранных взрослых и детей.
51. После крещения священник помазывает детей святым миром. Всем же, взрослым и детям вручает белые одежды. Затем священник или диакон берёт пасхал у служителя и зажигает свечи новокрещённых. Для детей опускается обряд «Еффафа».
52. Затем, если крещение и другие пояснительные обряды не происходили в пресвитерии, все возвращаются в пресвитерий в прежнем порядке, при этом новокрещённые и восприемники или родители несут зажжённые свечи. Во время процессии поётся крещальная песнь «Видел я воду» или другое подходящее песнопение, № 56.
53. Если были крещены взрослые, епископ, или, в его отсутствие пресвитер, совершавший крещение, сразу же преподает им в пресвитерии таинство миропомазания, как указано в Понтификале или Требнике.
54. Если же крещаемых не было и не благословляется купель, священник обращается к верным перед благословением воды, говоря:
Возлюбленные братья и сёстры, обратимся с усердным молением ко Господу Богу нашему, чтобы Он благословил эту воду, которой мы будем окроплены в память о нашем Крещении. Он Сам да соблаговолит обновить нас, чтобы мы были верны Духу Святому, которого мы приняли.
После краткого молчания священник с простёртыми руками произносит следующую молитву:
Господи, Боже наш, милостиво внемли молитвам народа Твоего, бодрствующего в эту святую ночь, и для нас, вспоминающих чудо творения мира и ещё более дивное дело искупления нашего, удостой эту воду Твоего благословения. + Ты сотворил её, чтобы она орошала землю для произращения плодов и чтобы омывала тело человека и способствовала чистоте. Ты соделал воду также орудием Твоего милосердия: с помощью неё Ты избавил народ Твой от рабства и ею же утолил его жажду в пустыне; её провозглашали пророки как знамение Нового Завета, который предстояло Тебе заключить с людьми; наконец, ею же, освящённой Христом в Иордане, Ты обновил наше падшее естество в возрождающем омовении. Да станет для нас эта вода напоминанием о Крещении, которое мы приняли, и да приобщит нас к великой радости наших братьев и сестёр, крещёных в эту Пасху. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
55. По завершении обряда Крещения (и Миропомазания), или, если их не было, после благословения воды, все, стоя и держа в руках зажжённые свечи, обновляют крещальные обеты вместе с крещёнными, если это уже не было сделано (ср. № 48).
Священник обращается к верным с такими или подобными словами:
Возлюбленные братья и сёстры! Через Пасхальную Тайну в Крещении мы соединились со Христом в Его погребении, чтобы с Ним войти в новую жизнь. Поэтому, завершив сорокадневный пост, обновим обеты святого Крещения, которыми мы некогда отреклись от сатаны и всех дел его и обещали служить Богу и святой Вселенской Церкви. Посему спрашиваю каждого из вас:
Отрекаетесь ли вы от сатаны?
— Отрекаюсь.
И от всех дел его?
— Отрекаюсь.
И от всякой гордыни его?
— Отрекаюсь.
(Или:
Отрекаетесь ли вы от греха, чтобы жить в свободе детей Божиих?
— Отрекаюсь.
Отрекаетесь ли вы от соблазнов неправедной жизни, чтобы грех не господствовал над вами?
— Отрекаюсь.
Отрекаетесь ли вы от сатаны, виновника и князя греха?
— Отрекаюсь.)
Если необходимо, эта вторая форма отречения может быть приспособлена Конференцией епископов к местным условиям.
Затем священник продолжает:
Веруете ли вы в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли?
— Верую.
Веруете ли вы в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?
— Верую.
Веруете ли вы в Духа Святого, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?
— Верую.
И священник завершает:
И пусть Всемогущий Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, возродивший нас от воды и Святого Духа и даровавший нам отпущение грехов, сохранит нас Своею благодатью для жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем. — Аминь.
56. Священник окропляет верных освящённой водой. В это время все поют:
Видел я воду,
истекающую из правой стороны храма, аллилуйя;
И все, кого достигает эта вода, исцеляются
и восклицают: аллилуйя, аллилуйя.
Можно петь и другое песнопение крещального характера.
57. В это время новокрещённые направляются на место, приготовленное для них среди верных. Если благословение крещальной воды совершалось не в баптистерии, то служители благоговейно относят сосуд с водой к купели.
Если не было благословения купели, то служители относят освящённую воду в подходящее место.
58. После окропления верных предстоятель возвращается на своё место. Не произносится «Верую». Следует Всеобщая молитва, в которой новокрещённые участвуют в первый раз.
Возлюбленные братья и сёстры, в эту ночь мы празднуем Воскресение Господа нашего, посему с великою радостью и упованием вознесём к Нему наши молитвы.
Христе, Царь славы, внемли нам.
1. Господи Иисусе, из Твоего пронзённого копьём ребра родилась Церковь; наполни Её пасхальным ликованием и изобилием Твоих даров.
2. Господи Иисусе, Агнец Божий, Ты умер и воскрес ради всех нас; привлеки к Себе всех людей и даруй им участвовать в Твоей Божественной жизни.
3. Господи Иисусе, Свет невечерний, просвети всех, не знающих Тебя, и даруй им живую веру, непоколебимую надежду и совершенную любовь.
4. Господи Иисусе, отверзший кающемуся разбойнику врата небес, даруй усопшим участие в славе Твоего Воскресения.
5. Господи Иисусе, своим крещением мы умерли и воскресли вместе с Тобою; соблюди нас в Твоей благодати и любви.
Господи Иисусе, смертью Своею смерть поправший, услышь моления, которые мы возносим к Тебе, и помоги нам жизнью своею свидетельствовать перед миром о Твоём Воскресении, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.
59. Священник подходит к алтарю и начинает Евхаристическую Литургию в обычном порядке.
60. Подобает, чтобы хлеб и вино принесли новокрещённые, или, если они — младенцы, их родители или восприемники.
Молим Тебя, Господи, прими прошения народа Твоего, приносимые вместе с дарами. † Пусть эта жертва, начавшаяся в Пасхальной Тайне, * поможет нам достичь жизни вечной. Через Христа, Господа нашего.
62. 1 пасхальная префация о пасхальной тайне со словами «В эту ночь», № 20.
С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно, должно и спасительно Тебя, Господи, исповедовать во все времена, но особенно — восхвалять Тебя в эту ночь, когда заклан за нас Христос, Пасха наша. Ибо Он есть истинный Агнец, Который изгладил грехи мира. Своей смертью Он разрушил нашу смерть и воскресением восстановил нашу жизнь. Поэтому, когда мир наполняется пасхальной радостью, ликует вся земля; и небесные силы, и ангельские воинства песнь славы Твоей воспевают, непрестанно взывая: Свят…
63. В Евхаристической молитве поминаются крещённые и восприемники в согласии с формулами, указанными в Миссале и Требнике для каждой евхаристической молитвы.
64. Перед «Вот Агнец Божий» священник может кратко наставить новокрещённых о Первом причастии и о ценности этой тайны, которая есть вершина посвящения и центр всей христианской жизни.
65. Следует преподать Причастие под двумя видами новокрещённым, восприемникам, родителям, супругам католикам, и катехизаторам мирянам. Подобает также, чтобы с согласия диоцезного епископа, там, где позволяют обстоятельства, все верные были приглашены к Причастию под двумя видами.
В ЕМ 1-3 воспоминание тайны дня со словами «святоую ночь»
Пасха наша, Христос, заклан за нас. * Посему станем праздновать с опресноками истины и чистоты. * Аллилуйя.
Подходит для пения Псалом 118.
Господи, наполни нас духом Твоей любви, † чтобы, укреплённые Пасхальными Таинствами, * мы по благодати Твоей стали едины сердцем и душою. Через Христа, Господа нашего.
В это Пасхальное торжество да благословит вас Всемогущий Бог и милостиво сохранит вас от всякого греха.
— Аминь.
Бог, Который Воскресением Своего Сына возродил вас к жизни вечной, да исполнит вас дарами бессмертия.
— Аминь.
Спаситель наш, после дней Своих Страстей приведший нас к Пасхальной радости, да удостоит вас участия в торжестве вечной Пасхи.
— Аминь.
Да благословит вас всемогущий Бог, Отец, и Сын, + и Дух Святой.
— Аминь.
Может также использоваться заключительное благословение из чина крещения взрослых или детей, в соответствии с обстоятельствами.
69. На отпуст диакон или, при его отсутствии, сам священник поёт или говорит:
Идите в мире Христовом. Аллилуйя, аллилуйя.
Все:
Благодарение Богу. Аллилуйя, аллилуйя.
Эта форма используется в течение всей Октавы Пасхи.
70. Пасхал зажигается на всех торжественных богослужениях этого времени.
1. Пасхальный Крестный ход является торжественным провозглашением Воскресения Христа и призывом ко всякому творению участвовать в победе Воскресшего Господа.
В зависимости от традиций и местных условий крестный ход совершается по окончании Навечерия Пасхи или утром перед первой Св. Мессой.
2. Священники, сослужащие Мессу, облачаются в орнаты, остальные могут облачиться в капы, диаконы могут надеть белые далматики.
3. Если Крестный ход совершается после Навечерия Пасхи, в конце Мессы опускаются благословение и отпуст. Сразу по окончании Молитвы после Причащения духовенство и служители следуют ко Гробу Господню.
4. Диакон или священник выставляет Святые Дары, священник окаждает их.
5. Исполняется торжественное песнопение в честь Воскресшего Господа. Священник напоминает верным о значении Крестного хода такими или подобными словами:
Во время Навечерия Пасхи мы услышали призыв: «Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные, и да возвестит труба спасения победу столь славного Царя! Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом, и, наполняемый сиянием вечного Царя, весь мир да познает своё избавление от мрака! Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света! И да исполнится это место великого гласа людского…» Послушные этому призыву, последуем с Крестным ходом за Воскресшим Господом, чтобы исповедовать нашу веру в Его победу над смертью и сатаной. Возблагодарим Воскресшего Господа, присутствующего среди нас в Святых Дарах, за то, что Он открыл верующим врата Царствия Небесного.
6. Священник возглашает:
Христос воскрес!
Народ отвечает:
Воистину воскрес!
Эти возглашения произносятся трижды.
7. Служитель подаёт священнику наплечный плат. Священник берёт дароносицу, и выстраивается процессия. Во главе несут процессионный крест, украшенный красной столой, и образ Воскресшего Христа. Процессия обходит храм один или три раза, если возможно, снаружи.
8. По завершении процессии крест и образ Воскресшего Христа устанавливаются вблизи алтаря.
Священник запевает гимн «Тебя, Бога, хвалим». По окончании гимна священник поёт:
Небо и земля возвеселились. Аллилуйя.
Все:
Воскресению Твоему, Христе. Аллилуйя.
Священник произносит:
Помолимся.
и после краткого молчания продолжает:
Боже, Ты Пасхальной Жертвой Христа даровал Своему народу спасение. † Ниспошли ему обилие Твоих даров, * чтобы он достиг полной свободы и радости жизни вечной, которую Ты позволяешь ему вкушать на земле. Через Христа, Господа нашего.
9. Священник благословляет верных Святыми Дарами, после чего помещает их в дарохранительницу.
10. В завершение поётся пасхальный антифон Пресвятой Деве Марии «Царица Небесная».
11. Если Крестный ход совершается утром, после Навечерия Пасхи Святые Дары могут быть выставлены для поклонения на всю ночь или на несколько часов перед Крестным ходом. Святые Дары выставляются в дароносице, не закрытой вуалью.
12. Во время поклонения не подобает петь песни о Страстях Господних. Можно совершать поклонение в тишине или петь пасхальные и евхаристические песнопения. Можно также читать славные тайны Розария.
13. В назначенное время священники и служители следуют ко Гробу Господню. В это время хор или верные могут петь песнопение в честь Воскресения Христова.
14. После краткого поклонения священник окаждает Святые Дары. Затем он напоминает верным о значении процессии такими или подобными словами:
Во время Навечерия Пасхи мы услышали призыв: «Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные, и да возвестит труба спасения победу столь славного Царя! Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом, и, наполняемый сиянием вечного Царя, весь мир да познает своё избавление от мрака! Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света! И да исполнится это место великого гласа людского…» Послушные этому призыву, последуем с Крестным ходом за Воскресшим Господом, чтобы исповедовать нашу веру в Его победу над смертью и сатаной. Возблагодарим Воскресшего Господа, присутствующего среди нас в Святых Дарах, за то, что Он открыл верующим врата Царствия Небесного.
15. Священник провозглашает:
Христос воскрес!
Народ отвечает:
Воистину воскрес!
Эти возглашения произносятся трижды.
16. Служитель подает священнику наплечный плат. Священник берёт дароносицу, и выстраивается процессия. Во главе несут процессионный крест, украшенный красной столой, и образ Воскресшего Христа. Процессия обходит храм один или три раза, если возможно, снаружи.
17. По завершении процессии крест и образ Воскресшего Христа устанавливаются вблизи алтаря. Священник устанавливает дароносицу на алтарь и преклоняет колени. Когда верные войдут в храм, поётся «Эту Тайну Пресвятую». В это время священник окаждает Святые Дары. Затем священник поёт:
Небо и земля возвеселились. Аллилуйя.
Все:
Воскресению Твоему, Христе. Аллилуйя.
18. Священник благословляет верных Святыми Дарами, после чего помещает их в дарохранительницу.
19. В Мессе, которая служится непосредственно после Крестного хода, опускается песнопение на вход, обряд покаяния и «Господи, помилуй».
Священник следует на предстоятельское место и обращается к верным со следующими или подобными словами:
Во второй Мессе Пасхи мы благодарим Бога за новую жизнь, источником которой является Воскресение Христа, нашего Спасителя. Вместе со всей Церковью воспоём гимн прославления.
Поётся гимн «Слава в вышних», который может сопровождаться звоном колоколов.
20. После Причащения верных поётся гимн «Тебя, Бога, хвалим».
21. Изображение воскресшего Христа остаётся вблизи алтаря до окончания последней Мессы Вознесения Господня. До этого же времени крест у алтаря остаётся украшенным красной столой.
Цвет облачений: белый. Месса собственная, Слава, Секвенция, Верую, 1 пасхальная префация со словами «в этот день», в ЕМ 1-3 воспоминание тайны дня, собственное вступление к Отче наш и молитве о мире (как и во всё Пасхальное время), «Идите с миром, Месса совершилась. Аллилуйя, Аллилуйя» (во время всей октавы Пасхи)
Я воскрес и всё ещё с Тобою. * Аллилуйя. * Ты полагаешь на мне руку Твою. * Аллилуйя. * Дивно для меня ведение Твоё. * Аллилуйя. Аллилуйя.
Произносится гимн «Слава»
Боже, сегодня через Единородного Твоего Сына, победившего смерть, Ты открыл нам врата жизни вечной. † Молим Тебя, обнови нас, празднующих тайну Воскресения Христова, Духом Твоим Святым * и удостой нас воскреснуть во свете жизни. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.
Чтение Деяний святых Апостолов.
В те дни: Пётр отверз уста и сказал: вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мёртвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Слово Божие.
Припев: Сей день сотворил Господь, радуемся ныне.
Славьте Господа, ибо Он благ, *
ибо вовек милость Его.
Да скажет ныне Израиль: *
Он благ, ибо вовек милость Его.
Десница Господня высока, *
десница Господня творит силу!
Не умру, но буду жить *
и возвещать дела Господни.
Камень, который отвергли строители, *
соделался главою угла.
Это от Господа, *
и есть дивно в очах наших.
Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов второго чтения.
Чтение Послания святого Апостола Павла к Колоссянам.
Братья: Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
Слово Божие.
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
Братья: Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
Слово Божие.
Да приносят христиане
хвалу Пасхальной жертве.
Агнец стадо избавил,
Сам Христос непорочный
с Отцом примирил наш род греховный.
Смерть и жизнь в поединке
несравненном сразились,
Царь жизни распятый жив и правит.
Скажи нам, Мария:
что Ты в саду узрела?
Христа живого гробницу,
и славу Воскресшего из мёртвых.
И Ангелов Божиих
и саван погребальный.
Воскрес Христос, моя надежда,
Своих предваряет в Галилее.
Верно знаем, что воскрес Он,
Христос-Победитель.
Ты, Царь и Боже наш,
нас помилуй.
Аллилуйя.
Пасха наша, Христос, заклан за нас. * Посему станем праздновать в Господе.
Аллилуйя.
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В первый день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Пётр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых.
Слово Господне.
Произносится «Верую»
Возлюбленные братья и сёстры, возрадуемся и возвеселимся, чистым сердцем прославляя Бога; да сподобит Он нас воспеть Воскресение Христово вместе с хором Ангелов.
Услышь нас, Господи.
1. О Папе N., о епископе нашем N. и всём духовенстве, дабы Отец Небесный исполнил их Духа Святого, — Господа просим.
2. Обо всех принявших таинство крещения, дабы Господь Бог сделал их истинными свидетелями Евангелия, — Господа просим.
3. О народах, живущих во тьме неверия и греха, дабы они познали, что Христос — их свет и спасение, — Господа просим.
4. Обо всех больных, дабы Отец одарил их пасхальной радостью и даровал им здоровье и облегчение, — Господа просим.
5. О нашей приходской общине, дабы Господь Бог укрепил нашу веру в Воскресение и исполнил нас духа братолюбия, — Господа просим.
Всемогущий Боже, ради пасхальной победы Твоего Сына над грехом и смертью услышь наши молитвы и наполни радостью Воскресения сердца всех людей. Через Христа, Господа нашего.
Господи, мы с ликованием приносим Тебе жертву пасхальной радости; * ею Ты чудесно возрождаешь и питаешь Церковь Твою. Через Христа, Господа нашего.
С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно, должно и спасительно Тебя, Господи, исповедовать во все времена, но особенно — восхвалять Тебя в этот день, когда заклан за нас Христос, Пасха наша. Ибо Он есть истинный Агнец, Который изгладил грехи мира. Своей смертью Он разрушил нашу смерть и воскресением восстановил нашу жизнь. Поэтому, когда мир наполняется пасхальной радостью, ликует вся земля; и небесные силы, и ангельские воинства песнь славы Твоей воспевают, непрестанно взывая: Свят…
В ЕМ 1-3 воспоминание тайны дня со словами «святой день»
Пасха наша, Христос, заклан за нас. * Аллилуйя. * Посему станем праздновать с опресноками истины и чистоты. * Аллилуйя. Аллилуйя.
Боже, храни Церковь Твою непрестанно; † обновлённая Пасхальными Тайнами, * да войдёт она во славу воскресения. Через Христа, Господа нашего.
В это Пасхальное торжество да благословит вас Всемогущий Бог и милостиво сохранит вас от всякого греха.
— Аминь.
Бог, Который Воскресением Своего Сына возродил вас к жизни вечной, да исполнит вас дарами бессмертия.
— Аминь.
Спаситель наш, после дней Своих Страстей приведший нас к Пасхальной радости, да удостоит вас участия в торжестве вечной Пасхи.
— Аминь.
Да благословит вас всемогущий Бог, Отец, и Сын, + и Дух Святой.
— Аминь.
Может также использоваться заключительное благословение из чина крещения взрослых или детей, в соответствии с обстоятельствами.
На отпуст диакон или, при его отсутствии, сам священник поёт или говорит:
Идите в мире Христовом. Аллилуйя, аллилуйя.
Все:
Благодарение Богу. Аллилуйя, аллилуйя.