Цвет облачений: белый. Месса собственная, Слава, Верую, префация Сретения Господня, в ЕМ 1-3 воспоминание тайны дня
Существует традиция благословения сретенских свечей, которые зажигают также при чтении Евангелия.
Всемирный день молитв о святости людей посвященной Богу жизни.
Праздник встречи Христа с Его народом отмечался в Иерусалиме уже в пятом веке, а в 7 веке был принят на Западе. Этот праздник закрывает цикл торжеств, связанных с явлением миру Воплощённого Слова.
1. В назначенный час народ собирается в часовне или ином подходящем месте вне храма, в который пойдёт процессия. Верующие держат в руках незажжённые свечи.
2. Входит священник со служителями в белом облачении, как для Мессы. Вместо орната священник может надеть капу, которую снимает по завершении процессии.
3. Когда зажигают свечи, поётся антифон:
Вот Господь наш грядёт со славою * и озарит очи рабов Своих. * Аллилуйя.
Или иное подобающее песнопение.
4. По окончании песнопения священник, обратившись к народу, произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а затем приветствует верующих, как принято в начале Мессы, и обращается к ним с кратким наставлением, призывая их к действенному и осознанному участию в обрядах праздника. При этом он произносит такие (или подобные) слова:
Возлюбленные братья и сёстры, сорок дней назад мы в радости праздновали Рождество Христово. Сегодня наступает тот святой день, когда Иисус был принесён во храм Марией и Иосифом, внешне, чтобы исполнить закон, но поистине, чтобы встретить народ Свой, который верил Божиим обетованиям. Праведные Симеон и Анна пришли в храм по наитию Святого Духа и, тем же Духом просвещённые, узнали Христа, с великой радостью исповедуя веру в Него. Так же и мы, собранные воедино Святым Духом, пойдём навстречу Христу. Будем встречать и узнавать Его в преломлении хлеба, ожидая Его пришествия во славе.
5. После поучения священник благословляет свечи, со сложенными руками говоря:
Помолимся. Боже, Источник и Начало всякого света, показавший в этот день праведному Симеону свет для просвещения язычников, смиренно молим Тебя, благоволи освятить + эти свечи Твоим благословением, исполни прошения народа, собравшегося здесь, чтобы принести свечи во славу имени Твоего, и направь нас на путь истины, чтобы мы обрели свет неугасаемый. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.
И молча окропляет свечи святой водой, затем наполняет кадило для процессии.
6. Затем священник, взяв у диакона или служителя приготовленную свечу, начинает процессию. Диакон (или при его отсутствии сам священник) обращается к верующим с такими словами:
Пойдём в мире, чтобы встретить Господа.
Или:
Пойдём в мире.
В этом случае все отвечают:
Во имя Христа. Аминь.
7. Во время процессии поётся антифон с Песнью Симеона или иное подобающее песнопение. Все держат зажжённые свечи.
Укрась чертог твой, Сион, и прими Царя Христа: * прими и Марию, Которая есть врата небесные, * ибо Она принесла Царя славы нового света, * пребыла Девой, неся на руках Сына рождённого прежде утренней зари. * Приняв Его в объятия, Симеон проповедовал народам, * что Он есть Господь жизни и смерти и Спаситель мира.
Свет к просвещению язычников, * и слава народа Твоего Израиля.
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, * по слову Твоему с миром.
Свет к просвещению язычников, * и слава народа Твоего Израиля.
Ибо видели очи мои спасение Твоё.
Свет к просвещению язычников, * и слава народа Твоего Израиля.
Которое Ты уготовил пред лицом всех народов.
Свет к просвещению язычников, * и слава народа Твоего Израиля.
8. Когда процессия входит в храм, поётся Входной антифон. Священник, подойдя к алтарю, целует его и, по необходимости, совершает каждение. Затем он идёт к месту предстоятеля, где, сняв капу (если она использовалась во время процессии), облачается в орнат. После гимна «Слава в вышних» священник произносит, как обычно, Вступительную молитву. Далее Месса продолжается в обычном порядке.
9. Там, где невозможно совершить процессию, верующие собираются в храме со свечами в руках. Священник в белом облачении для Мессы и вместе со служителями и представителями верующих подходит к соответствующему месту — либо перед дверями храма, либо в самом храме, — где для участия в обрядах может разместиться большая часть верующих.
10. Когда священник подходит к месту благословения свечей, свечи зажигаются при пении антифона «Вот Господь наш», № 3, или другого подобающего песнопения.
11. Затем священник после приветствия и поучения благословляет свечи (см. №№ 4, 5) и совершается процессия к алтарю с песнопением, №№ 6, 7. Месса совершается в соответствии с № 8.
Мы размышляем, Боже, о благости Твоей * посреди храма Твоего. * Как имя Твоё, Боже, * так и хвала Твоя до концов земли; * десница Твоя полна правды.
Произносится гимн «Слава в вышних»
Всемогущий, вечный Боже, в этот день Единородный Твой Сын в нашем плотском естестве был принесён во храм; † смиренно взываем к величию Твоему, * дай и нам предстать пред Тобою с чистыми сердцами. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.
Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов первого чтения.
Чтение книги пророка Малахии.
Так говорит Господь Бог: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия, и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.
Слово Божие.
Чтение Послания к Евреям.
Как дети причастны плоти и крови, то и Иисус также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь.
Слово Божие.
Припев: Бог Всемогущий, Господь сил — Царь славы.
Поднимите, врата, верхи ваши, †
и поднимитесь, двери вечные, *
и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы? — †
Господь крепкий и сильный, *
Господь, сильный в битве.
Поднимите, врата, верхи ваши, †
и поднимитесь, двери вечные, *
и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы? — †
Господь сил, *
Он — Царь славы.
Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов Евангелия.
Аллилуйя.
Свет к просвещению язычников * и слава народа Твоего Израиля.
Аллилуйя.
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём.
Слово Господне.
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Слово Господне.
Произносится «Верую»
Возлюбленные братья и сёстры, вспоминая день, когда Иисус был принесён Пречистою Матерью во Храм Господень, попросим об укреплении нашей веры, надежды и любви.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас.
1. Господи Иисусе, молим Тебя о Папе нашем N., епископе нашем N.: укрепи их в служении на благо Церкви.
2. Господи Иисусе, благослови правящих государствами в их заботах об общем благе.
3. Господи Иисусе, пробуждай в Твоём народе призвания к священству и монашеству, а всех, посвятивших свою жизнь Тебе, утверди в соблюдении евангельских советов.
4. Господи Иисусе, прости все прегрешения усопшим и введи их в Царство вечной радости.
5. Господи Иисусе, укрепи в наших сердцах жажду непрестанного исполнения Твоей воли.
Господи Иисусе, Свет истинный, с верою взываем к Тебе: внемли нашим молитвам и соделай, чтобы мы приносили себя в дар Небесному Отцу. Ты живёшь и царствуешь во веки веков.
Господи, Ты соблаговолил принести в жертву Единородного Твоего Сына — Агнца непорочного, закланного за жизнь мира; † молим Тебя, * благосклонно прими приношения ликующей Церкви. Через Христа, Господа нашего.
С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже. Ибо предвечный Сын Твой, ныне принесённый во храм, Духом Святым провозглашается славой Израиля и светом народов. Поэтому и мы, с радостью встречая спасение Твоё, с ангелами и святыми Тебя восхваляем, непрестанно взывая: Свят…
В ЕМ 1-3 воспоминание тайны дня
Видели очи мои спасение Твоё, * которое Ты уготовил пред лицом всех народов.
Господи, Святым Таинством, которое мы приняли, умножь в нас Твою благодать † и, подобно тому как Ты исполнил ожидания Симеона, который не увидел смерти, пока не узрел Христа, * дай и нам, идущим навстречу Господу, обрести жизнь вечную. Через Христа, Господа нашего.