Цвет облачений: красный. Освящение верб, крестный ход с вербами. Месса собственная, Верую, префация Вербного Воскресенья
Торжество Благовещения Господня в этом году переносится на понедельник, 9 апреля.
1. В этот день Церковь вспоминает вход Христа Господа в Иерусалим для исполнения Пасхальной Тайны. Поэтому на всех Мессах следует совершать воспоминание этого входа Господня: в виде процессии или же торжественного входа перед главной Мессой и в виде простого входа — перед другими Мессами. Торжественный вход (но не собственно процессию) можно, помимо главной Мессы, совершить перед теми Мессами, которые служатся при большом стечении народа.
Там, где невозможно совершить ни процессию, ни торжественный вход, надлежит совершить Литургию Слова о входе Господнем в Иерусалим и Страстях Господа — либо в субботу вечером, либо в воскресенье в подходящее время.
2. В назначенный час верующие собираются в малом храме или в ином подобающем месте вне того храма, куда направится процессия. Они держат в руках ветви.
3. Священник и диакон в литургических облачениях красного цвета, как для Мессы, приходят туда, где собрался народ. Вместо орната священник может надеть капу, которую он снимает по окончании процессии, облачаясь в орнат.
4. Тем временем поётся следующий антифон или иное соответствующее песнопение.
Осанна Сыну Давидову! * Благословен Грядущий во имя Господне. Царь Израилев! * Осанна в вышних!
5. Затем священник и верующие осеняют себя крестным знамением, при этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Затем священник по обычаю приветствует народ; после этого он обращается к верующим с кратким наставлением, призывая их к действенному и осознанному участию в праздничных обрядах такими (или подобными) словами:
Возлюбленные братья и сёстры! После того, как за время сорокадневного поста мы подготовили наши сердца покаянием и делами милосердия, сегодня мы собираемся, чтобы со всею Церковью предварить Пасхальную Тайну Господа нашего, то есть Его страдания и Воскресение, во исполнение которых Он вошёл во святой град Иерусалим. Поэтому с верою и благочестием сотворим память этого спасительного входа и последуем за Господом, чтобы, по благодати приобщившись ко кресту Его, стать участниками воскресения и жизни.
6. После наставления священник с простёртыми руками произносит одну из следующих молитв:
Помолимся. Всемогущий, вечный Боже, освяти эти ветви Твоим + благословением, чтобы мы, с величаниями следуя за Христом-Царём, * смогли через Него достичь Небесного Иерусалима. Он живёт и царствует во веки веков. — Аминь.
Или:
Умножь веру уповающих на Тебя, Боже, и милостиво услышь их усердные молитвы, † чтобы, сегодня с ветвями приветствуя торжествующего Христа, * мы пребывали в единстве с Ним и приносили Тебе плоды добрых дел. Он живёт и царствует во веки веков. — Аминь.
Священник молча окропляет ветви освящённой водой.
7. Затем диакон или, в случае его отсутствия, священник провозглашает обычным образом Евангелие о входе Господа в Иерусалим по одному из четырёх Евангелий. Если уместно, может использоваться кадило.
Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов Евангелия.
+ Чтение святого Евангелия от Марка.
Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдёте привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: «что вы это делаете?», отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлёт его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете ослёнка? Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. И привели ослёнка к Иисусу, и возложили на него одежды свои. Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
Слово Господне.
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время: Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано, и это сделали Ему.
Слово Господне.
8. После Евангелия может следовать краткая проповедь. Перед началом процессии священник, или диакон, или служитель-мирянин может обратиться к народу с такими (или подобными) словами:
Теперь, возлюбленные братья и сёстры, последуем в мире, подобно народу, который приветствовал Христа.
Либо
Последуем в мире, подобно народу, который приветствовал Христа.
В этом случае все отвечают:
Во имя Христово. Аминь.
9. Начинается обычным образом процессия, которая направляется в храм, где будет совершаться Месса. Если используется кадило, впереди идёт служитель, несущий дымящееся кадило; затем аколит или другой служитель, несущий крест, украшенный ветвями, согласно местным обычаям, между двумя другими служителями с горящими свечами. За ними следуют диакон, несущий книгу Евангелия, и священник со служителями. Следом за ними идут все верующие с ветвями в руках. Во время процессии хор и народ поют следующее песнопение (или иные подобающие песнопения в честь Христа-Царя):
Отроки еврейские с ветвями масличными в руках * вышли навстречу Господу, * восклицая и говоря: * Осанна в вышних!
Этот антифон может повторяться между строфами Псалма 24:
Господня земля и что наполняет её, *
вселенная и всё живущее в ней.
Ибо Он основал её на морях, *
и на реках утвердил её.
Антифон.
Кто взойдёт на гору Господню, *
или кто станет на святом месте Его?
Тот, у которого руки неповинны *
и сердце чисто, не лгавший.
Антифон.
Кто не клялся душою своею напрасно *
и не божился ложно ближнему своему;
тот получит благословение от Господа *
и милость от Бога, Спасителя своего.
Антифон.
Поднимите, врата, верхи ваши, †
и поднимитесь, двери вечные, *
и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы? — *
Господь сил, Он — Царь славы.
Антифон.
Отроки еврейские постилали одежды по дороге, * восклицая и говоря: * «Осанна Сыну Давидову! * Благословен Грядущий во имя Господне!»
Этот антифон может повторяться между строфами Псалма 47:
Восплещите руками, все народы, *
воскликните Богу радостным голосом;
ибо Господь Всевышний приводит в трепет, — *
Он великий Царь над всею землёю.
Антифон.
Покорил нам народы и племена под ноги наши; †
избрал нам наследие наше, *
красу Иакова, которого возлюбил.
Восшёл Бог при восклицаниях, *
Господь при звуке трубном.
Антифон.
Пойте Богу нашему, пойте; *
пойте Царю нашему, пойте.
Ибо Бог — Царь всей земли, *
пойте все искусно.
Антифон.
Бог воцарился над народами, †
Бог воссел на святом престоле Своём; *
князья народов собрались к народу Бога Авраамова;
ибо властители земли — Божии; *
Он высоко превознесён.
Антифон.
Хор:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь,
Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь,
Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Хор:
Ты — Царь Израиля, славный потомок Давида.
Ты во имя Господне грядёшь, Царь благословенный.
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь,
Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Хор:
Все Тебя восхваляют: лики небесные — в вышних,
cмертные — на земле и всё творение с ними.
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь,
Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Хор:
С пальмами люд еврейский вышел Тебе навстречу.
С ними и мы моленье Тебе, песнь и хвалу возносим.
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь,
Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Хор:
Тебе, идущему на страсть, приносили дары
хвалений.
Царственное величье Твоё ныне и мы воспеваем.
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь,
Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Хор:
Были милы Тебе их величанья — да будут милы и
наши;
всякое благо мило Тебе, Царь всеблагой и кроткий.
Все:
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь,
Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
10. Когда процессия входит в храм, поётся следующий ответ или иное песнопение о входе Господа в Иерусалим:
Когда Господь входил во Святой Град, † отроки еврейские, предвозвещая воскресение жизни, * с пальмовыми ветвями взывали: Осанна в вышних.
— Когда услышали люди, что Господь входит в Иерусалим, вышли навстречу Ему.
С пальмовыми ветвями взывали: Осанна в вышних.
11. Подойдя к алтарю, священник воздаёт ему почитание и, если уместно, окаждает его. Затем идёт к предстоятельскому месту, где снимает капу, если использовал её, и облачается в орнат. Опустив иные Начальные обряды Мессы и, если уместно, «Господи, помилуй», произносит Вступительную молитву Мессы, которая затем продолжается в обычном порядке.
12. Там, где невозможно совершать процессию вне храма, следует совершить внутри храма воспоминание входа Господня в Иерусалим в виде торжественного входа перед главной Мессой.
13. Верующие собираются либо перед дверями храма, либо в самом храме, держа в руках ветви. Священник, служители и некоторые представители верующих приходят в подходящее место вне пресвитерия, выбранное так, чтобы по крайней мере большая часть верующих могла видеть обряды.
14. Когда священник подходит к означенному месту, поётся антифон «Осанна» или иное подобающее песнопение. Затем следует благословение ветвей и чтение Евангелия о входе Господа в Иерусалим, как указано выше (пп. 5-7). После чтения Евангелия священник торжественно шествует со служителями и представителями верующих через храм к пресвитерию. При этом поётся «Когда Господь входил» (п. 10) или другое подобающее песнопение.
15. Подойдя к алтарю, священник воздаёт ему почитание. Затем идёт к предстоятельскому месту и, опустив Начальные обряды Мессы и, если уместно, «Господи, помилуй», произносит Вступительную молитву Мессы, которая затем продолжается в обычном порядке.
16. На всех других Мессах этого воскресенья, на которых не совершается торжественный вход, воспоминание входа Господня в Иерусалим следует совершить в виде простого входа.
17. Когда священник идёт к алтарю, поётся Входной антифон с Псалмом или другое песнопение на ту же тему. Подойдя к алтарю, священник воздаёт ему почитание, а затем идёт к предстоятельскому месту и, совершив крестное знамение, приветствует народ. После этого Месса продолжается в обычном порядке.
18. На других Мессах, на которых невозможно петь входное песнопение, священник, подойдя к алтарю и воздав ему почитание, произносит начальное приветствие, читает текст Входного антифона, после чего Месса продолжается в обычном порядке.
За шесть дней до Пасхи, * когда пришёл Господь во град Иерусалим, * побежали Ему навстречу дети; * и держали они в руках пальмовые ветви * и велегласно восклицали, говоря: * Осанна в вышних! * Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.
Поднимите, врата, верхи ваши,
и поднимитесь, двери вечные,
и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы?
Господь сил, Он — Царь славы.
Осанна в вышних!
Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.
19. После процессии или торжественного входа священник начинает Мессу со Вступительной молитвы.
Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле Твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. † Дай нам постичь смысл Его страданий * и удостоиться участия в Его Воскресении. Он живёт и царствует с Тобою в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.
Чтение книги пророка Исаии.
Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.
Слово Божие.
Припев: Боже мой, Боже, не оставь меня.
Все, видящие меня, ругаются надо мною; *
говорят устами, кивая головою:
«Он уповал на Господа; пусть избавит его, *
пусть спасёт, если он угоден Ему».
Ибо псы окружили меня; *
скопище злых обступило меня;
пронзили руки мои и ноги мои. *
Можно было бы перечесть все кости мои.
Делят ризы мои между собою, *
и об одежде моей бросают жребий.
Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; *
сила моя! поспеши на помощь мне.
Буду возвещать имя Твоё братьям моим, *
посреди собрания восхвалять Тебя.
Боящиеся Господа! восхвалите Его. *
Всё семя Иакова! прославь Его.
Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам.
Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Слово Божие.
21. Чтение или пение описания Страстей Господних проходит без свечей и каждения книги. Читающий не приветствует народ и не делает крестного знамения на книге и на себе.
Страсти Господни могут читать диаконы или священники, возможно также попеременно с хором. Если есть необходимость, священник читает слова Христа. Страсти Господни может также читать один диакон попеременно со священником, читающим слова Христа. Могут читать также чтецы-миряне, причём священник, если это возможно, читает слова Христа. Количество чтецов зависит от возможностей прихода.
Только диаконы перед чтением Страстей Господних просят у священника благословение, как обычно перед Евангелием.
Для удобства читающих Страсти Господни в тексте помещены следующие знаки:
[Х] — слова Христа
[Е] — слова Евангелиста
[Д] — слова других отдельных лиц
[Н] — слова нескольких лиц или народа.
Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов Евангелия.
Слава Тебе, Слово Божие.
Христос ради нас смирил Себя, * быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. * Посему и Бог превознёс Его * и дал Ему имя выше всякого имени.
Слава Тебе, Слово Божие.
Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Марка.
Заговор и решение Иудеев
[Е] Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: [Н] только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
Помазание Иисуса в Вифании
[Е] И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокажённого, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: [Н] к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. [Е] И роптали на неё. Но Иисус сказал: [Х] оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Моё к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память её, и о том, что она сделала.
Предательство Иуды Искариота
[Е] И пошёл Иуда Искариот, один из Двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
Приготовление Пасхи
В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: [Н] где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим. [Е] И посылает двух из учеников Своих, и говорит им: [Х] пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним. И, куда он войдёт, скажите хозяину дома того: «Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?». И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. [Е] И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
Когда настал вечер, Он приходит с Двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: [Х] истинно говорю вам, один из вас, едящий со Мною, предаст Меня. [Е] Они опечалились, и стали говорить Ему, один за другим: [Д] не я ли? [Е] И другой: [Д] не я ли? [Е] Он же сказал им в ответ: [Х] один из Двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы тому человеку не родиться.
Тайная Вечеря
[Е] И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: [Х] приимите, вкусите; сие есть Тело Моё. [Е] И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: [Х] сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
Предсказание об отречении Петра
[Е] И, воспев, пошли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус: [Х] все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы».
По воскресении же Моём, Я предварю вас в Галилее. [Е] Пётр сказал Ему: [Д] если и все соблазнятся, но не я. [Е] И говорит ему Иисус: [Х] истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь прежде нежели дважды пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня. [Е] Но он ещё с большим усилием говорил: [Д] хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. [Е] То же и все говорили.
Гефсиманское борение
Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: [Х] посидите здесь, пока Я помолюсь. [Е] И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: [Х] душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. [Е] И, отойдя немного, пал на землю, и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей. И говорил: [Х] Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. [Е] Возвращается, и находит их спящими, и говорит Петру: [Х] Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна. [Е] И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашёл их спящими: ибо глаза у них отяжелели; и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: [Х] вы всё ещё спите и почиваете? Кончено; пришёл час; вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня.
Поцелуй Иуды и взятие Иисуса под стражу
[Е] И тотчас, как Он ещё говорил, приходит Иуда, один из Двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: [Д] Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно. [Е] И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: [Д] Равви! Равви! [Е] И поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлёк меч, ударил раба первосвященникова, и отсёк ему ухо. Тогда Иисус сказал им: [Х] как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил; и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. [Е] Тогда, оставив Его, все бежали.
Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
Иисус перед Каиафой
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Пётр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него; но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: [Н] мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный». [Е] Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: [Д] что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? [Е] Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: [Д] Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: [Х] Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
[Е] Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: [Д] на что ещё нам свидетелей? Вы слышали богохульство. Как вам кажется? [Е] Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него, и, закрывая Ему лицо, ударять Его, и говорить Ему: [Н] прореки. [Е] И слуги били Его по ланитам.
Отречение Петра
Когда Пётр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: [Д] и ты был с Иисусом Назарянином. [Е] Но он отрёкся, сказав: [Д] не знаю и не понимаю, что ты говоришь. [Е] И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: [Д] этот из них. [Е] Он опять отрёкся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: [Д] точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твоё сходно. [Е] Он же начал клясться и божиться: [Д] не знаю Человека Сего, о Котором говорите. [Е] Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде нежели петух пропоёт дважды, трижды отречёшься от Меня»; и начал плакать.
Допрос Иисуса Пилатом
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание, и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: [Д] Ты Царь Иудейский? [Е] Он же сказал ему в ответ: [Х] ты говоришь. [Е] И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил его: [Д] Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. [Е] Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
Иисус или Варавва?
На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: [Д] хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? [Е] Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: [Д] что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским? [Е] Они опять закричали: [Н] распни его. [Е] Пилат сказал им: [Д] какое же зло сделал Он? [Е] Но они ещё сильнее закричали: [Н] распни его. [Е] Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Багряница и терновый венец
А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк. И одели Его в багряницу, и, сплётши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: [Н] радуйся, Царь Иудейский! [Е] И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
Распятие Иисуса Христа
И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: «Лобное место». И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: «Царь Иудейский». С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтён». Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: [Н] э! разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с креста. [Е] Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: [Н] других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с креста, чтобы мы видели; и уверуем. [Е] И распятые с Ним поносили Его.
Смерть Иисуса Христа
В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: [Х] «Элои! Элои! ламма савахфани?» [Е] что значит: [Х] «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» [Е] Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: [Н] вот, Илию зовёт. [Е] А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: [Д] постойте, посмотрим, придёт ли Илия снять Его. [Е] Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
Все становятся на колени и некоторое время сохраняют молчание.
И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: [Д] истинно Человек Сей был Сын Божий.
[Е] Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
Погребение Иисуса Христа
И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть день перед субботою, — пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Слово Господне.
Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Марка.
Допрос Иисуса Пилатом
[Е] Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание, и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: [Д] Ты Царь Иудейский? [Е] Он же сказал ему в ответ: [Х] ты говоришь. [Е] И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил его: [Д] Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. [Е] Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
Иисус или Варавва?
На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: [Д] хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? [Е] Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: [Д] что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским? [Е] Они опять закричали: [Н] распни его. [Е] Пилат сказал им: [Д] какое же зло сделал Он? [Е] Но они ещё сильнее закричали: [Н] распни его. [Е] Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Багряница и терновый венец
А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк. И одели Его в багряницу, и, сплётши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: [Н] радуйся, Царь Иудейский! [Е] И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
Распятие Иисуса Христа
И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: «Лобное место». И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: «Царь Иудейский». С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтён». Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: [Н] э! разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с креста. [Е] Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: [Н] других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с креста, чтобы мы видели; и уверуем. [Е] И распятые с Ним поносили Его.
Смерть Иисуса Христа
В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: [Х] «Элои! Элои! ламма савахфани?» [Е] что значит: [Х] «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» [Е] Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: [Н] вот, Илию зовёт. [Е] А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: [Д] постойте, посмотрим, придёт ли Илия снять Его. [Е] Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
Все становятся на колени и некоторое время сохраняют молчание.
И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: [Д] истинно Человек Сей был Сын Божий.
Слово Господне.
22. После повествования Страстей Христовых следует, если уместно, краткая проповедь.Может также в течение некоторого времени соблюдаться молчание.
Произносится «Верую», затем Молитва верных.
Возлюбленные братья и сёстры, Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы никто из верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Посему смиренно воззовём:
Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей.
1. Отче, ради Сына Твоего, принявшего Крест во искупление мира, даруй через Церковь спасение всем народам и племенам.
2. Отче, ради Сына Твоего, соделавшегося жертвенным Агнцем, дабы примирить с Тобою мир, помилуй всех неверующих и направь их на путь спасения.
3. Отче, ради Сына Твоего, ставшего послушным Тебе до смерти крестной, научи смирению и послушанию верных Твоих.
4. Отче, ради Сына Твоего, страдавшего из-за предательства учеников Своих, даруй обращение вероотступникам и врагам Церкви.
5. Отче, ради Сына Твоего, даровавшего нам усыновление детей Божиих, пробуди в нас чувство братской любви.
Боже милосердный, из любви к нам Сын Твой вступил на путь страданий; услышь молитвы наши и соделай нас способными в любых испытаниях самоотверженно служить Тебе. Через Христа, Господа нашего.
Господи, через страдания Единородного Твоего Сына да приблизится к нам Твоё прощение. † И хотя мы не заслуживаем его своими делами, * но по милосердию Твоему да обретём его через это единственное жертвоприношение. Через Христа, Господа нашего.
С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже, через Христа, нашего Господа. Ибо Он, невинный, принял страдания ради нечестивых и несправедливо осуждён был за злодеев. Его смерть изгладила грехи наши, и Его Воскресением совершено оправдание наше. Поэтому и мы со всеми ангелами Тебя славим, в радостном восхвалении восклицая: Свят…
Отче, * если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, * да будет воля Твоя.
Господи, насытивший нас Святыми Твоими Дарами и смертью Твоего Сына давший нам надежду на блага, в которые мы веруем, † смиренно молим Тебя, * Его Воскресением приведи нас к цели наших устремлений. Через Христа, Господа нашего.
Молим Тебя, Господи, † воззри на эту Твою семью, ради которой предал Себя в руки беззаконников и претерпел крестные страдания * Господь наш Иисус Христос, / Который живёт и царствует во веки веков.