1 1 Первая книга, написанная Евангелистом Лукою - Евангелие, именуемое Евангелием от Луки. Вторая книга его известна под заглавием: Деяния Апостолов. Феофил был некий христианин, уважаемый в римской общине верующих.
1 5 Сошествие Святого Духа уподоблено крещению: как человек крещаемый погружается в поток водный, так души Апостолов в утро Пятидесятницы погружены были в источник благодати Духа Святого.
1 6-8 Апостолы и по воскресении Христа надеялись на восстановление царства в Израиле; Господь провозглашает, что Царство Его распространяется не на один избранный народ, но объемлет всю вселенную.
1 8 До края земли: до крайнего предела земель обитаемых.
1 12 Длина пути, который разрешалось пройти пешком в день субботний, не должна была превышать двух тысяч шагов.
1 14 Братьями называли в народе и двоюродных братьев и других близких родственников. См. о братьях Иисуса прим. к Ев. от Матфея 12 46.
1 15 Следовательно Петр, поставленный Христом пасти агнцев Его, выступает здесь главою Церкви. Лучший за святоотеческое время толкователь Деяний Апостолов - св. Иоанн Златоуст (р. в 347, ум. в 407 г.) - так учит об отношении Апостола Петра к другим ученикам Христовым: "Петр всегда первый начинает говорить, частию по живости своего характера, а частию потому, что Христос вверил ему Свое стадо и он был первым в лике Апостолов... Мужие, говорит он, братие. Если Господь назвал их братьями, то тем приличнее было такое обращение Петру... Он предоставляет это дело (избрание нового Апостола на место Иуды) на суд большинства... Разве самому Петру нельзя было избрать? Очень можно. Но он этого не делает, чтобы не показаться пристрастным... Он первый поставил учителя. Не сказал: достаточно и нас, - так он был чужд всякого тщеславия, и стремился лишь к одной цели, хотя и не одинаковое со всеми имел значение... Смотри: их было сто двадцать человек, а из всего этого множества он требует, чтобы они избрали одного, - и требует справедливо. Он первый распоряжается в этом деле, так как ему вверены все. Ведь ему сказал Христос: и ты некогда обращься, утверди братию твою" (Беседа на Деяния Апост. III. Творения св. Иоанна Златоуста, том IX, изд. С. Петербургской Духовной Академии, 1903, стр. 30-34). Итак, Петр не только первый по чести среди Апостолов, а их глава; это вполне естественно и вытекает из общего положения: "Мы все братья, и один у нас Наставник, но и между братьями надобно, чтобы один давал приказания, а остальные слушались" (там же, стр. 41). По учению св. Иоанна Златоуста, в Церкви необходима единая всецерковная иерархия, единое священноначалие, для поддержания братского единодушия и подлинной благодатной соборности: "Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, чтобы все пребывало в единодушии и великом согласии" (Бес. XXXIV на 1 посл. к Кор. Творения, том X, стр. 346). И еще: "... Безначалие - везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви оно тем опаснее, чем власть ее больше и выше" (Бес. XXXIV на посл. к Евр. Творения, том XII, стр. 27). -
1 16 Дух Святой предвидел и предрек свободное решение Иуды Искариотского. Так исполнилось о нем слово Давида (Пс 41 10).
1 22 Главнейшее в благовествовании, по смыслу речи Петра, есть свидетельство о воскресении Христовом.
1 26 Признавая Варсаву и Матфия равно достойными, Апостолы, движимые Духом Святым, бросают о них жребий, дабы Господь Сам указал Своего избранника.
2 5 В Иерусалиме было много Иудеев из рассеяния, которые из набожности или надолго поселялись в священном городе, или стекались в него отовсюду на время праздников.
2 10 Прозелитами назывались обращенные из язычников.
2 17-20 Говоря о последнем веке перед пришествием Мессии во славе, пророк Иоиль (2 28-32) провидит в духе равно утешительные и ужасающие события сего века, начало которого ознаменовано сошествием Духа Святого.
2 23 Совет Божий: Промысл Божий.
2 24 Смерть не могла удержать Погребенного в своем лоне и мучилась как бы родовыми муками, ища разрешения от непосильного бремени.
2 29-35 Слова Псалмопевца (Пс 16 8-11) не могут быть отнесены к нему самому: не о себе говорит он, ибо сам он умер и был погребен. О Христовом воскресении пророчествует он, провидя также и вознесение Господне; ибо сам не взошел на небеса.
2 33 Десницею Божиею: образное выражение, означающее силу Божию. Нередко в Священном Писании Божество изображается человекоподобным; но такие уподобления отнюдь не должны быть понимаемы в смысле приписания Божеству внешнего образа и тварной ограниченности чувственно воспринимаемой нами природы.
2 36 Господом именует Давид (Пс 110 1) Христа. Язычники злоупотребляли этим именем, прилагая к титулу римских императоров, которых обожествляли.
2 42 Под преломлением хлеба разумеется таинство Евхаристии. Верующие должны всегда принимать учение "учащей Церкви", т. е. Апостолов и их преемников, епископов, объединяемых преемником главы Апостолов. Свои полномочия епископы имеют от Самого Господа нашего Иисуса Христа, а не от церковного народа. Апостолам сказано: "идите, научите все народы" (Мф 28 19). Пастырское служение "одиннадцати", с Петром во главе, существовало уже до излияния даров Духа Святого на верующих; на место предателя Иуды еще до Пятидесятницы был избран Матфий.
2 43 Страх: благоговение перед Богом и сыновнее, любящее, из сознания своей свободы проистекающее опасение чем-либо оскорбить Его. Чудо в день св. Пятидесятницы и чудеса, творимые Апостолами, наполняли души свидетелей священным трепетом.
2 44 "Христианство никогда не посягало на право частной собственности и со всею силою и определенностью утверждало неприкосновенность этого естественного права. Но когда оно возвестило, что истинные ученики Христовы только те, которые любят друг друга (Ин 13 35), и в лице Христа Спасителя явило совершенный образ такой любви (Ин 13 34; 15 12), то этим самым оно в корне изменило отношение человека, узнавшего свое сверхъестественное призвание, к естественному праву собственности". (Вас. Экземплярский, Чтение древней церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910, стр. 17).
Златоуст говорит о жизни первых христиан:
"Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя: и (отдавая) все, не (считали) за свое. Они изгнали из среды себя неравенство и жили в большом изобилии; притом делали это с великою честию. Так они не смели отдавать в руки (апостолов) и не с надменностию отдавали, но приносили к ногам их и предоставляли им быть распорядителями и делали их господами, так что издержки делались уже как из общего (имения), а не как из своего. Это предохраняло их и от тщеславия. Если бы так было и теперь, то мы жили бы с большею приятностию и богатые, и бедные. Как бедным, так и богатым было бы приятно. И, если угодно, мы изобразим это, по крайней мере, словом, если не хотите (показать) делом, и от того уже получим удовольствие. Правда, это весьма ясно и из того, что было тогда, так как продающие не делались бедными, но бедных делали богатыми". Бес. XI на Деяния Апост. Творения, том IX, стр. 113).
2 46 Христиане по домам (в так называемых домашних церквах) преломляли хлеб (т. е. совершали таинство Евхаристии) и справляли вечери любви (агапы).
3 1 Час девятый: около трех часов пополудни.
3 2 Красные Двери, литые из меди, вели в женский двор, примыкавший ко внутреннему двору храма с востока.
3 11 Притвором Соломоновым называлась восточная сторона внешней колоннады, окружавшей храм с его дворами.
3 13 Апостол Петр называет в этом месте Иисуса не Сыном, а Отроком (слугою) Божиим, имея в виду и напоминая слушателям пророчество Исаии (52 13-53 11), где слугою Господним назван Мессия страждущий.
3 15 Начальник жизни: первоначало, первоисточник жизни, Творец ее.
3 16 Вера в Иисуса и призвание святого имени Иисуса исцелили расслабленного; но сама вера эта в нас есть дар Иисуса.
3 19-20 Обращение Иудеев ко Христу должно предварить второе пришествие Спасителя и торжество праведных.
3 22-23 Мессию, основателя Нового Завета, провидел Моисей (Втор 18 15-19), когда заповедовал Израильтянам во всем слушаться грядущего Пророка, Которого Бог воздвигнет из их среды, как воздвиг Бог его самого, законодателя ветхозаветного.
3 25-26 В Израильском народе родился Спаситель мира, согласно обетованию, данному Богом Аврааму: в семени твоем благословятся все племена земные (Быт 12 3). Первым из всех народов призван Израиль получить обещанное благословение, если обратится и узнает пришедшего в мир Мессию, Сына Божия, в лице Иисуса Христа, потомка Авраамова по плоти, убитого соплеменниками и воскресшего из мертвых по Писаниям.
4 1-2 Начальник храмовой стражи обязан был наблюдать за порядком и благочинием в Храме. Саддукеи при каждом удобном случае выступали ожесточенными противниками учения о воскресении мертвых.
4 6 Первосвященнические обязанности исполнял в эту пору Каиафа. Прежние первосвященники сохраняли почести своего сана и по истечении срока служения.
4 27 Слово Мессия (по-еврейски), Христос (по-гречески) значит: помазанник. В древности помазывались священным елеем цари на царство, первосвященники и пророки на соответственное служение. Эти три достоинства в божественной полноте соединяются в Иисусе, Помазаннике по преимуществу перед всеми другими.
4 29 Рабам Твоим: слово "раб", в применении к верным служителям Божиим, составитель книги Деяний, подобно Ап. Павлу, употребляет не в языческом смысле невольника, обращенного в безличное орудие рабовладельца, но в христианском смысле верующего, свободно, радостно и с любовью исполняющего волю Божию; при таком понимании излюбленного Св. Писанием слова "служить Богу", повиноваться Ему не только не унизительно для человеческого достоинства, но и в высочайшей степени благородно.
4 32 Имущество верующего было в общем владении и пользовании всех; никто не считал своей собственности принадлежащею исключительно ему одному. И этот порядок определялся не обязательным установлением, но добровольным решением имущих.
4 32-35 См. примечание к 2 44-45. - Св. Иоанн Златоуст в любви к ближнему, доведенной до полного отказа от личной собственности, видел нечто столь великое, что ожидал от её торжества устранения всех недостатков нашего общественного строя. Вместе с тем он не забывает, однако, что такое самопожертвование требует от человека высоких нравственных достоинств, которые не могут быть уделом каждого. Поэтому он советует это только избранным; остальным же разрешает сохранить свое имущество и даже заботиться об увеличении его. Он лишь дает им совет: творите милостыню и таким образом умножайте ваше добро! "Пусть же наши слова относятся к людям совершенным; а менее совершенным скажем следующее: уделяйте от имения своего нуждающимся и таким образом умножайте свое богатство; потому что подающий бедному взаим дает Богови". (Творения, том X, стр. 150).
"Отчуждение частного имущества в общественное достояние допустимо только в тех случаях, когда оно прямо необходимо для блага общественного, когда нет другого средства, могущего устранить злоупотребления, прекратить расточение производительных сил страны, обеспечить их естественный рост, согласовать и упорядочить их деятельность и направить их на усовершенствование хозяйственной жизни народа, правильное и мирное развитие которой должно привести его к благосостоянию, потребному и для его духовных и религиозных нужд. Во всяком случае должен быть признан непременным и обязательным условием всякого отчуждения выкуп отчужденного имущества по цене справедливой и соответствующей в условиях данного времени его действительной стоимости". (Слово Папы Пия XII-го, 12 марта 1945). Само собою разумеется, что такому выкупу подлежит только честно приобретенное имущество; имущество нажитое путем злоупотребления трудящимися может быть просто конфисковано.
4 36 Иосия: по многим рукописям, Иосиф.
5 3 Апостолы с Петром во главе - представители Бога на земле в деле вечного спасения людей; поэтому солгать им равносильно попытке обмануть Бога.
5 4 Пожертвование имущества или части его на нужды Церкви не было обязанностью верующего, но свободным делом любви.
5 12 Притвор Соломонов (см. прим. к 3 11) упоминается и в Ев. от Иоанна (10 23).
5 17 Зависть саддукеев была возбуждена явно возрастающим уважением народа к Апостолам.
5 28 Первосвященнику вспомнился крик толпы перед Пилатом: "кровь Его на нас" (Мф 27 25).
5 36-39 Как мятежники Февда и Иуда погибли и увлекли в гибель своих приверженцев, так, по мнению Гамалиила, и приверженцы Иисуса распятого погибнут, если дело их не от Бога.
5 37 Поводом к восстанию Иуды Галилеянина было податное обложение, введённое римскими властями в связи с общегосударственною описью земель и переписью народонаселения.
6 1 Церковь Иерусалимская состояла из местных жителей и иноземных Иудеев, говоривших по-гречески; первые назывались Евреями, вторые Еллинистами.
6 1-3 Об устроении церковной помощи бедным во втором веке сообщает Тертуллиан: "В наш ящик каждый в первый день месяца или когда хочет, если только хочет и если может, делает небольшое подаяние. К этому никто не принуждается, но каждый приносит добровольно. Это есть как бы залог любви. Ибо деньги, собранные в этот ящик, тратятся не на пиры... но на питание и погребение бедных, на мальчиков и девочек, лишившихся имущества и родителей, и на стариков... также на потерпевших кораблекрушение, и, если кто либо находится или в рудниках, или на островах, или под стражею..." (Труды, изд. Киевской Духовной Академии, III, 1909, стр. 172-173).
6 6 Апостолы предоставляют общине избрать диаконов; избранные возводятся в сан диаконский посредством рукоположения.
6 9 Иудеи рассеяния имели в Иерусалиме собственные синагоги. Либертинцы (т. е. вольноотпущенные) были потомками Иудеев, уведенных римским полководцем Помпеем в 63-61 гг. до Р. Х. в Рим в качестве военнопленных; впоследствии они были отпущены на волю и возвращены в Палестину.
6 13 Святое место - Храм иерусалимский, Закон же - Закон Моисея.
7 2-53 Стефан в своей речи обозревает всю историю Израиля, от дней Авраама до последнего времени. Красноречиво изображает он как чудесное и любвеобильное водительство Божие в судьбах избранного народа, так и черную неблагодарность, какою этот народ отвечал на любовь Господа, доведя наконец свое противление Ему до убийства обещанного мессии, Сына Божия.
7 18 Новый царь принадлежал к другой династии, которая не знала или не признавала заслуг Иосифа перед прежним домом.
7 42-43 Воинству небесному: совокупности светил небесных, солнца, луны, звезд. Молох и Ремфан - семитские языческие божества.
7 51 Людьми с необрезанными сердцем и ушами прозвал народ людей, которые кривят душой и не хотят слышать правды.
7 58 По Закону (Втор 17 7), свидетели богохульства должны были первыми бросить в осужденного камни.
8 3 Савл, как ревностный преследователь христиан, был уполномочен Синедрионом разыскивать их и отдавать под стражу.
8 5 Речь идет не об апостоле Филиппе, а о Филиппе диаконе, упомянутом выше (6 5).
8 14 Это нисколько не исключает главенства Петра среди апостолов. Посылать кого-либо можно не только велением, но и просьбами: так больной сын "посылает" мать свою за лекарством. "Самарянский вопрос" был настолько важен и щекотлив, что личное вмешательство главы апостолов было всеми сочтено крайне желательным. Иоанн был тогда обычным спутником Петра.
8 15 Филипп, будучи диаконом, не имел полномочия сообщать дары Духа Святого, т. е. совершать таинство, ныне именуемое таинством миропомазания.
8 19 Покушение на приобретение или передачу благодатных даров путем купли и продажи клеймится доныне по имени Симона наименованием симонии.
8 20-23 Не на вечную погибель обрекает Апостол Симона, но призывает его к покаянию.
8 26 На полдень, на юг.
8 27 Кандакия не личное имя, но означение царского сана: все Ефиопские царицы носили это почетное именование, как все цари Египетские именовались фараонами.
8 32-33 Изъясняемое Филиппом место Писания есть пророчество Исаии об искупительных страданиях и смерти Мессии.
8 40 Филистимский город Азот лежал на Средиземном поморье, на север от Газы.
9 5 Пастухи степных быков садились на коней и вооружались рожнами, снабженными железным острием. Савл уподобляется яростному быку, укрощаемому пастырем.
9 22 После того как Савл в течение нескольких дней проповедовал в Дамаске (19), он удалился на три года в Аравию, чтобы в уединении приготовиться к своему служению; из Аравии же опять пришел в Дамаск (Гал 1 17).
9 23 Среди Иудеев составился заговор против Савла во время второго пребывания его в Дамаске, когда город был под властию набатейского царя Ареты (см. 2 Кор 11 32).
9 27 В Иерусалиме Варнава представил Савла апостолам Петру и Иакову младшему (Гал 1 18).
9 32 Святыми назывались христиане, потому что они отрешились от мира, лежащего во зле, и освятились крещением. Петр "обходил, как бы некоторый военачальник, ряды, наблюдая, какая часть сомкнута, какая во всем вооружение и какая имеет нужду в его присутствии... Где была опасность и где требовалась распорядительность, там он; а где все было в мире, там все они вместе; так он не искал себе большей чести" (Св. Иоанн Златоуст, Бес. XXI на Деяния Ап., Творения изд. СПБ Дух. Акад., том IX, стр. 200, 201) Итак, Апостол Петр первый не по чести (ибо в Церкви Христовой нет места для пустой, мирской чести), а по особому возложенному на него Спасителем служению: устранять церковные неурядицы и вообще все то, что мешает осуществлению благодатной соборности. Как следует понимать назначение верховного "военачальника" Церкви, видно из следующих слов Иоанна Златоуста: "Военачальник поставляется над войском для того, чтобы из отдельных членов составить одно тело" (Бес. XII на 1 посл. к Кор, Творения, том X, стр. 110).
9 35 Сарон - приморская равнина от Иоппии (ныне Яффа) до Кесарии.
10 1 Корнилий был сотником (центурионом) стоявшей в Кесарии римской когорты (десятой части легиона), набранной из уроженцев Италии и потому носившей название Италийской.
10 10 Исступление (по-гречески: экстаз) - религиозное восхищение, вызывающее временное прекращение обычного самосознания; высшая ступень духовного восторга.
10 16 Этим видением Господь внушает апостолу Петру, что, как отменено ныне предписанное ветхим Законом различие между пищею чистою и нечистою, так отменено и различие между людьми чистыми (Иудеями) и нечистыми (язычниками), ибо тем и другим равно открыт путь спасения.
10 37 Апостол предполагает, что главные события из жизни Христа не безызвестны его слушателям.
10 44-45 Сошествие Духа Святого удостоверяет проповедь Петра и оправдывает принятие язычников в Церковь.
11 3-5 Христиане из Иудеев укоряли Петра за то, что он ел с необрезанными. В этом упреке заключался другой: нехорошо-де поступает Апостол, принимая в Церковь необрезанных, т. е. не принявших предварительно Закона Моисеева.
11 19 Как Иерусалим был средоточием иудейско-христианской Церкви, так Антиохия, главный город Сирии, становится средоточием церкви новообращенных из язычников.
11 26 Христианами стали называть последователей Христа язычники. Прежде члены Церкви Христовой именовались учениками, братьями, святыми.
11 28 Голод, предсказанный Агавом, наступил в 44 и 45 годах.
11 30 Пресвитеры (старейшины) управляли делами иерусалимской церкви под руководительством Апостола Иакова.
12 1 Ирод Агриппа, сын Аристовула и Вереники, племянник Ирода Антипы и внук Ирода Великого, был возведен в 37 году императором Гаием Калигулою в царское достоинство и получил в удел области, принадлежавшие прежде Филиппу и Писанию, а в 41 г. император Клавдий присоединил к его царству также Иудею и Самарию, так что власть его распространилась на всю Палестину. Умер он в 44 году.
12 1-3 "А почему, скажут, он не убил Петра тогда же? Причину привел писатель: бяху же, говорит, дние опресночнии, и он хотел совершить убиение его с большею торжественностию... Все молились, об отце, кротком отце" (Златоуст, Бес. XXVI на Деяния Ап., Творения, том IX, стр. 245).
12 5 Для неискренних и нечестивых Петр - грозный судья (дело Анании и Сапфиры, притязания Симона волхва), для всех же верующих и благочестивых христиан он - любящий вселенский, общий отец. Исключительная торжественность, с какою Ирод намеревался умертвить Ап. Петра объясняется тем, что Петр был главою апостолов. Он "глава сонма учеников" (Златоуст, Творения, том 111, стр. 538), "глава того братства" (там же, стр. 571), "глава в лике апостольском" (Златоуст, Творения, том. VII, стр. 553).
12 13 Рода (Роза) была, по-видимому, придверница дома.
12 17 Куда отправился Петр, повествователь Деяний Апостольских не сообщает. Церковное предание указывает на Рим.
12 20 В приморские области Финикии зерновой хлеб ввозился из царства Ирода.
13 1 Манаил: Манаин.
13 4 В своем первом путешествии по языческим землям (45-49 гг.) Апостол Павел исходил южную часть Малой Азии. Главными местами проповеди были Кипр, Антиохия, Икония, Листра и Дервия.
13 5 Иоанн, прозванный по-римски Марком (гл. 12 12-25), двоюродный брат Варнавы, написал второе Евангелие.
13 7 Наместник (проконсул) провинции являет себя столь же ревностным искателем правой веры, как и сотник Корнилий.
13 9 Апостол, наряду со своим еврейским именем: Савл, носил в качестве римского гражданина римское имя: Павел. Проконсул был его соименник.
13 16 Богобоязненными, или прозелитами, назывались те из язычников, которые веровали в истинного Бога и поклонялись Ему вместе с Иудеями, Закона же Моисея не принимали.
13 22 Слова Давида: "не дашь святому Твоему увидеть тления", относятся не к самому Давиду, который умер и увидел тление, но, очевидно, к Мессии (ср. выше 2 29).
13 47 Апостол Павел усматривает в приводимых словах Исаии (49 6) прямое повеление Господне Апостолам просветить язычников по всей земле благовествованием о Мессии. То же возвещает Симеон (Лк 2 30-32), и Христос посылает Апостолов научить все народы (Мф 28 19).
13 48 Господь предуставил спасаемых к жизни вечной, предусматривая, как необходимое к тому условие, их свободное содействие изливаемой на них благодати.
14 3 Действуя о Господе: проповедуя учение Спасителя.
14 9 Вера для исцеления: не сама по себе вера исцеляет, а Бог иногда награждает исцелением искренне верующих.
14 11 Толпа, восклицавшая: "боги в образе человеческом сошли к нам", помнила местное предание (сообщаемое Овидием) о том, как Зевс и Ермий, в обличии смертных людей, странствовали по Фригии и нашли радушный прием у благочестивых супругов Филимона и Вавкиды.
14 12 Ермий почитался богом красноречия.
14 13 Язычники украшали жертвенных животных цветами.
14 15 Ложных божеств.
14 23 Поставление пресвитеров способствовало упрочению новооснованных общин и обеспечивало их благоустройство.
15 1 Иерусалимские христиане из Иудеев требовали от Антиохийцев, чтобы крестившиеся язычники подвергались обрезанию. Ошибочно утверждали они, что без соблюдения Закона Моисея невозможно спастись, как если бы святая Кровь Спасителя не была сама по себе достаточна для спасения.
15 7-11 Апостол Петр указывает на обстоятельства крещения сотника Корнилия (гл. 10), как на прямое изъявление воли Божией о язычниках: Господь не положил никакого различия между Израилем и ими, верою очистив сердца их; спасение достигается благодатию и верою во Христа.
15 13 Иаков выступает в качестве предстоятеля Иерусалимской церкви. По этому поводу св. Иоанн Златоуст пишет: "Почему же престол Иерусалимский получил Иаков? ... Петра Христос поставил учителем не для этого престола, но для вселенной ... Ему вверено попечение даже о братии" (Творения, изд. СПБ Дух. Акад. том VIII, стр. 601). Иаков был епископом поместной общины, Петр же верховным архипастырем всей вселенской Церкви.
15 16-17 Воссоздание скинии Давидовой, о котором пророчествует Амос, означает, по толкованию Ап. Иакова Младшего, основание Царства Мессии, в которое войдут все народы.
15 20 Ап. Иаков, присоединяясь к тому, что сказал Петр, предлагает сохранить в силе для новообращенных язычников только четыре Моисеевых запрета, которым Иудеи придавали особенное значение, а именно: 1) запрет вкушения от мяса животных, приносимых в жертву богам языческим; 2) запрет блудодеяния, который включал в себя и запрет браков между ближайшими родственниками; 3) запрет употребления в пищу удавленины, т. е. мяса животных, кровь которых не вытекла из жил; 4) запрет вкушения крови.
15 22 Варсава значит сын Савы (Сабы). Сила (сокращение имени Силуан, Сильван) был одним из спутников Павла в его апостольских путешествиях.
15 36 Aп. Павел предпринимает второе путешествие в языческие земли (49-52 гг.). На этот раз он посетил Сирию, Галатию и большие города Эгейского побережья: Филиппы, Фессалонику, Афины и Коринф.
15 38 Ап. Павел, помня, что Марк покинул его в Памфилии (13 13), не хотел взять его опять с собою; впоследствии однако мы неоднократно встречаем Марка в числе сотрудников Павла (Кол 4 10).
15 40 Сила был полезен Ап. Павлу в предпринимаемом путешествии и как римский гражданин (16 37), и как муж, облеченный доверием Церкви (15 22) к тому же обладающий даром пророческим (15 32).
16 3 Ап. Павел согласился на обрезание Тимофея (ср. в Тим 1 5), дабы последний легче снискал доверие Иудеев.
16 6 Под Асией разумеется западное побережье Малой Азии с городом Ефесом.
16 10 Впервые рассказ ведется от первого лица ("мы положили отправиться в Македонию"): признак, что Лука, автор Деяний Апостольских, отныне сопутствует Павлу.
16 12 В городе Филиппах, как и в других римских колониях, жило много переселенцев из Италии.
16 14 Лидия была прозелитка (см. 13 16) из города Фиатир в М. Азии, ведшего торг драгоценным пурпуром.
16 16 Одержимая духом прорицательным; ясновидящая, гадалка.
16 17-18 Как Христос запретил духу нечистому свидетельствовать о Нем (Мк 1 25), так и Апостол Христов отвергает содействие беса.
16 37 Чтобы внушить уважение к делу христианской проповеди, Павел и Сила требуют от городских властей удовлетворения за насилие, незаконно учиненное над ними, римскими гражданами.
17 6-7 Около 50 года император Клавдий изгнал из Рима всех Иудеев за смуты и беспорядки, возбужденные в их среде неким Хрестом. Не лишена правдоподобия догадка, что это сообщение римского историка Светония относится к христианам, а что приведенное им имя возбудителя смут есть искажение имени Христова. Обвинители Апостолов в Фессалонике ссылаются, по-видимому, на указ Клавдия.
17 9 Получивши удостоверение: взяв поручительство за них.
17 11 Разбирая Писания, Иудеи в Верии искали удостовериться, что пророчества о Мессии действительно исполнились в лице Иисуса Назорея, как о том учили Апостолы.
17 18 Последователи философа Епикура (341-270 гг. до Р. Х.) видели в мире не что иное, как случайное сочетание частиц вещества (атомов), не верили в бессмертие души и полагали цель жизни в достижении душевной безмятежности. Стоики, последователи Зенона (336-264 до Р. Х.), сливали божество с природою в понятия мирового всеединства и требовали от мудреца невозмутимости духа и презрения страданий. Многие из афинских слушателей ап. Павла принимали проповедуемое им Воскресение (по-гречески: Анастасию) за имя некоей новой богини.
17 19 На скале Ареопага, в века независимости афинского народоправства, собирался совет старейшин и верховных судей. В пору римского владычества Ареопаг служил местом всенародного обсуждения разнообразных вопросов, занимавших общественную мысль. Собраниями руководил совет Ареопага, члены которого назывались Ареопагитами.
17 22-23 В речи, произнесенной в собрании Ареопага, ап. Павел говорит сначала о Боге едином (22-25), потом о человеке (26-29), наконец о Христе и искуплении (30-31).
17 24 Бог не в храмах: Апостол хочет сказать, что Бог вездесущ; он не отрицает ни особого присутствия Бога в храмах, ни богослужения.
17 28 Слова: "мы Его и род", - полустишие из стихотворения Арата (поэта, жившего в третьем веке до Р. Х.). Они же повторены стоическим поэтом Клеанфом в его гимне Всевышнему Богу. Изречение справедливо, так как Бог Отец наш и мы сотворены по образу Его и подобию.
17 30 Оставляя: не принимая во внимание.
18 2 Об указе Клавдия см. выше прим. к 17 6-7.
18 3 Палатки изготовлялись из власяницы, жесткой и грубой ткани, выделываемой из козьего и верблюжьего волоса. Ввозили ее из Киликии, откуда ап. Павел был родом.
18 6 Апостол возлагает на злословящих его Иудеев вину их ожесточения, так как со своей стороны все сделал, что мог.
18 7 Благочестивый Тит Иуст был прозелит (см. прим. к 13 16), уверовавший, по-видимому, во Христа.
18 12 Ап. Павел оставался в Коринфе полтора года (с осени 50 г. до лета 52). Иуний Анней Галлион, брат философа Сенеки, был, по свидетельству одной дельфийской надписи, проконсулом провинции Ахаии от 51 до 53 года.
18 18 Кенхреи: восточная гавань Коринфа. Обет Павла служил доказательством его уважения к иудейским религиозным обычаям.
18 22 Третье путешествие ап. Павла в земли язычников продолжалось от 53 г. по 58 год. Он посетил Ефес и потом снова Македонию и Ахаию. Главными местами проповеди были Ефес и Коринф.
18 25 В начатках: в первых и основных истинах христианского учения.
19 6 Речь идет о миропомазании, таинстве отличном от таинства крещения.
19 19 Сборники чародейств и заклинаний были широко распространены на Востоке. Высокая цена собранных книг свидетельствует о значительном числе уверовавших.
19 24 Серебряные изображения знаменитого храма с идолом богини приобретались во множестве путешественниками на память о посещении Ефеса и паломниками, как святыня.
19 29 Ефесский театр вмещал до тридцати тысяч зрителей.
19 31 Чиновники, именуемые асиархами, заведовали устройством празднеств и игрищ в честь императора.
19 35 Секретарь ефесской городской общины председательствовал в народных собраниях.
20 3 По случаю возмущения, сделанного против него Иудеями: по причине злоумышления против него Иудеев.
20 5 Автор Деяний опять сопутствует Павлу, как это видно из рассказа о совместно пережитом в первом лице множественного числа ("ожидали нас", "мы отплыли").
20 7 Так праздновали воскресный день в общине апостольской. Таинство Евхаристии совершалось обычно вечером.
20 18-35 В речи к пресвитерам Ефесской церкви ап. Павел сперва обозревает прошлую свою деятельность (18-21), потом говорит о предстоящих ему скорбях и опасностях, завещая покидаемой пастве пребыть верною среди искушений.
20 24 Поприще: намеченный Богом путь жизни.
20 25 Это мрачное предчувствие не оправдалось: Апостолу дано было опять посетить эти места, как видим из его Посланий.
20 26 Апостолу памятны слова Иезекииля (3 18) об ответственности духовных пастырей за гибель пасомых, умирающих в беззаконии. Но не на нем вина, если не все слушавшие его спасутся, так как он преподал им все нужное для спасения.
20 28 Пресвитеров церкви Ефесской (20 17) Ап. Павел называет в этом месте блюстителями (по-гречески: епископами) Христова стада, определяя не сан их, но задачу, им предлежащую. Лишь позднее званию епископа усвоено было особое значение высшей степени священства.
20 35 Приводимое Павлом изречение Спасителя неизвестно нам из Евангелий: Апостол почерпнул его из устного предания.
20 37 Выю: шею.
21 8 Филипп, один из семи диаконов (6 5), был прозван Евангелистом по причине своей ревности в деле евангельской проповеди (см. 8 6, 12, 13, 26 и слл.).
21 9 В Церкви возникают общежития дев, посвятивших себя Богу. В доме Филиппа мы встречаем впервые такое общежитие.
21 21 Ап. Павел утверждал только, что исполнением одного ветхозаветного Закона нельзя спастись; все остальное, ему приписанное обвинителями, клевета.
21 23-25 Пресвитеры советуют Ап. Павлу оказать содействие четырем Иудеям, желающим исполнить обет Назореев; пусть он возьмет на себя издержки за жертву, которую им надлежит принести, пусть совершит вместе с ними и обряд очищения, и тогда все увидят, что напрасно обвиняют его в неуважении к староотеческому закону.
21 28 Доступ во внутренний двор Храма был воспрещен язычникам под угрозою смертной казни.
21 30 Желавшие убить Павла боялись осквернить Храм пролитою кровью.
21 35 Над северо-западным углом Храма возвышалась крепость Антония, занятая отрядом римского войска под начальством военного трибуна Клавдия Лисия. Две лестницы вели из крепости вниз на храмовую площадь.
22 1-21 Речь Апостола с убедительною силою обличает всю несостоятельность предъявленных ему обвинений (21 28).
22 14 Праведник - Иисус (ср. 3 14; 7 52).
22 16 Господь явил благоволение Савлу, возвратив ему зрение; поэтому прямой долг прозревшего, немедля, исповедать веру в Иисуса, принять крещение во оставление грехов.
22 17 См. прим. к 10 10.
22 19-20 Савл недоумевает, как могли бы Иудеи не принять свидетельства о Христе из уст того, кто еще недавно был одним из самых яростных Его гонителей. Этот ответ спасенного своему Спасителю выражает одновременно сердечное сокрушение о прежде содеянном и самоотверженную решимость принести плоды достойные покаяния.
22 22 В словах Апостола о том, что он идет с проповедью к язычникам, Иудеи усмотрели подтверждение своих подозрений о измене Павла отческому закону и подняли снова крик, требуя от военного трибуна разрешения предать обвиняемого смертной казни. Римлянин, не поняв речи, произнесенной Апостолом на обиходном еврейском (собственно арамейском) наречии, ошибочно предположил, что перед ним мятежник, недавно поднявший восстание горсти Иудеев в Египте (21 38), и потому приказал сначала бичевать Павла, а потом подвергнуть его в крепости допросу под пыткою.
22 23 Срывая с себя одежды и бросая пыль в воздух, Иудеи выказывают свое нетерпение побить Павла камнями (ср. 7 57).
22 25 Ср. 16 37.
23 2 Первосвященник Анания был впоследствии низложен за деяния, несовместные с его саном, и во время гражданских смут 66 года убит.
23 3 Как ни прочна на вид глиняная стена, выбеленная под цвет камня, она не устоит при сильном ветре (Иез 13 10-15): так и могущество властителя неправедного продержится не долго.
23 5 В общем смятении Павел не тотчас распознал, кто повелел бить его по устам.
23 6 Зная о распре в Синедрионе между саддукеями (к числу которых принадлежали первосвященники) и фарисеями, Павел ищет привлечь на свою сторону последних: он объявляет себя фарисеем и указывает на свою проповедь о воскресении мертвых, как на главную причину ненависти к нему саддукеев.
23 24 Прокуратор Иудеи Антоний Феликс, живший в Кесарии, был дурным и несправедливым правителем, по отзыву римского историка Тацита (Ист. 5, 9).
23 27 Лисий излагает ход событий неточно: он узнал о римском гражданстве Павла лишь после того, как Апостол был отнят у Иудеев и должен был, по распоряжению Лисия, подвергнуться допросу под пыткою.
24 5 Представителем: вожаком.
24 10-21 Пустые наветы о политической опасности Павловой проповеди и подстрекательстве к мятежу Апостол не трудится опровергать за их недоказанностью; он останавливается на двух точнее определенных обвинениях: в принадлежности к Назореям (14-16) и в осквернении Храма (17-21).
24 22 В Кесарии уже слышали о Христе из уст Филиппа диакона; там уже существовала христианская община. Феликс осведомлен о новом учении и видит, что подсудимый невиновен; но из желания угодить Иудеям и в надежде получить незаконно деньги за освобождение узника оставляет Павла под стражей до приезда в Кесарию трибуна Лисия.
24 24 Друзилла была дочерью Ирода Агриппы I, сестрою Агриппы II и Вереники (25 13) и в первом браке супругою Азиза, царя Емесы. Она погибла при извержении Везувия в 79 году.
24 26 Феликс знал, что Павел принес щедрые милостыни в Иерусалим и имел зажиточных друзей. Он обходится с ним милостиво, рассчитывая на выкуп.
25 9-11 Aп. Павел отклоняет предложение Феста передать дело на решение Синедриона. Уже недавний заговор врагов Павла должен был предостеречь Апостола от опасной поездки в Иерусалим. Чтобы не быть предану в руки Иудеев, он пользуется своим правом римского гражданина требовать перенесения судебного разбирательства в Рим, в императорское судилище, хотя бы то грозило ему смертью. Синедрион не имел полномочия присуждать к смертной казни без разрешения римских властей, и Фест мог спасти жизнь Павла на суде в Иерусалиме; но Апостол объявляет, что готов умереть, если будет признан виновным на суде императора. Побуждали его к этому решению и давнее желание благовествовать в Риме (19 21), и, в особенности, только что услышанное из уст Христа предсказание (23 11).
25 13 Агриппа II был сын Агриппы I и получил от императора Клавдия царский венец и земли, прежде подвластные Филиппу и Писанию (Лк 31). Он был всецело предан Римлянам и поспешил посетить нового прокуратора, Феста. Вереника, женщина не безупречного поведения, приходилась Агриппе II сестрой; она вышла замуж за своего дядю Ирода, царя Халкиды, но покинула мужа и вернулась к брату.
25 21, 25-26 Августом и Государем (Господином) именовали в восточной половине Римской державы императора. Императором был в эти годы Нерон.
26 2-23 В защитительной речи перед Фестом и Агриппою Ап. Павел, определив свое отношение к иудейству (2-8) и к христианству (9-18), оправдывает свое обращение ко Христу и свою проповедническую деятельность, преследующую цель всеобщего спасения.
26 6 Апостол разумеет обетование пришествия Мессии.
26 14 Как быку трудно переть против рожна погонщика, так напрасно было бы противление Савла Христу (см. прим. к 9 5).
26 18 Жребий с освященными - блаженство вечное.
26 22 Христианство - не иное что, как исполнение ветхозаветных пророчеств.
26 24-28 Что язычнику Фесту представляется безумием, а именно: похвальба распятием и благовестие о воскресении Иисуса Христа, то не может быть новым и непонятным царю иудейскому, верующему в слово пророков и видящему, что в жизни и страданиях Христа сполна осуществились древние пророчества; итак, ему ничего другого не остается, как, не обинуясь, признать истину христианской веры. Агриппа отделывается двусмысленным замечанием, которое могло быть принято одновременно за одобрение слов Павловых и за шутку.
27 1 Путешествие Ап. Павла под стражею в Рим началось в 60 г. и закончилось только в следующем, 61-м. Путь вел из Малой Азии, через острова Крит и Мальту (Мелит), на Поццуоли (близ Неаполя).
27 9 В начале октября, после иудейского осеннего поста, мореплавание обычно приостанавливалось: начинались зимние бури.
27 14 Евроклидон: Евр-Аквилон, юго-восточный ветер.
27 17 Кузов корабля перевязывали накрепко канатами, чтобы он не треснул и не расселся в бурю. Сирты у берегов Северной Африки были опасны своими мелями.
27 19 Побросали с корабля вещи: кинули в море оснастку корабля.
27 27 Ионическое море (между Критом и Сицилией) именовалось также и Адриатическим, так как его можно рассматривать и как южную часть Адриатики.
27 28 Сажень у греков имела 6 футов длины: 20 саженей равны 37 метрам; 15 сажен - 27 3/4 метра.
27 42 Согласились: сговорились. - Воинам грозила смертная казнь, если бы они допустили бегство узников.
28 11 На носу корабля были изображены Диоскуры (юные сыны Зевса), взятые по мифу на небо и образовавшие на небосводе созвездие Близнецов. По языческому верованию они спасали мореплавателей в бурю.
28 14 Итак, в Путеоле уже существовала христианская община.
28 15 До Аппиевой площади и Трех Гостиниц: до Аппиева Форума и Трех Таверн. Форум Аппия - селение на Аппиевой дороге, в 40 милях от Рима. Три Таверны - другое селение, в 33 милях от столицы империи.
28 17-20 Апостол ищет прежде всего рассеять недоверие к нему Иудеев.
28 26-27 Этими словами пророка Исаии Христос Сам обличал жестокосердие Иудейского народа. Пусть римские Иудеи спросят свою совесть, не заслуживают ли они такого же обличения, ср. Мф 13 14 Мк 4 12 Лк 8 10.
28 30 Апостолу было разрешено выходить из дома, куда он хотел, и принимать у себя посетителей, но не иначе как под наблюдением приставленного к нему воина.
28 31 Сообщением о прибытии Апостола язычников в средоточие языческого мира заканчивается повествование св. Луки. По прошествии двух лет Павел отпущен на свободу и предпринимает другие путешествия с целью проповеди. В 67 году он обезглавлен в Риме при Нероне. В годы своего первого римского узничества он написал послания к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам и к Филимону. Содержание Деяний может быть вкратце выражено следующими словами православных богослужебных Месячных Миней: "... Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла - оваго убо яко Апостолов предначальника, оваго же яко паче инех трудившася". (Служба 29 июня).