Первое выступление Аггея относится к августу 520 г. В то время царь Дарий 1 (521-486) подавил многочисленные мятежи и утвердил свою власть над огромными владениями Ахменидов. Иудеи не участвовали в восстаниях против Дария и могли рассчитывать на его поддержку. Зоровавель был "пеха", т. е. правитель Иерусалима и подчинялся сатрапу Заречной области.
2 Пророк имеет в виду тех, кто не желали строить храм, полагая, что сначала нужно позаботиться о хозяйственных нуждах города и области.
5-11 Пророк указывает на засуху и голод как на признак гнева Божия. Святое дело должно быть продолжено. На первое место следует поставить ревность о храме, а все прочее будет дано людям (ср Мф 6 33).
7 Стт 7 и 8, быть может, перемещены. Судя по смыслу, ст 7 следует за ст 8 и текст (1-11) распадается на две части: ст 1-6, 8 и 7, 9-11.
3-4 Речь идет о людях, неспособных примириться с мыслью о том, что старый великолепный храм Соломона погиб. Господь обещает, что слава нового храма превзойдет славу первого (ст 9). Это пророчество исполнилось, когда во втором храме проповедовал Христос.
5 Основой надежды должна быть твердая вера в Союз-Завет Божий, заключенный с праотцами. То, что обещано Богом, свершится вопреки всем препятствиям.
6-7 Аггей убежден, что только один Бог руководит историческими событиями. Он возвещает близкую катастрофу в период царствования Дария, когда казалось, что в мире все спокойно (ср Ам 5 18; 8 9).
7 Желаемый: букв. сокровище, в единств. числе: то, что желанно. В Вульг и в слав. и в рус. тексте Библии этому стиху дан мессианский смысл.
9 Мессианское пророчество. Храм (ср 2 Цар 7 13) стал со времени Иезекииля в центре мессианских упований.
11-14 Культ продолжался на развалинах храма, где жертвенник всесожжении был восстановлен с 538 г. Неприкосновенность предметов, посвященных храму, была знаком благоговения. К нему и призывает пророк народ, равнодушный к вере.
14 Аггей делает вывод из ответа священников (ст 13): если народ нечист, нечисты и его жертвоприношения.
15-19 Когда начали восстанавливать храм, Аггей обещал народу, что вслед за стихийными бедствиями наступит период материального благосостояния.
21-22 Символы славы мессианского царства.
23 Я возьму тебя: выражение, указывающее на Божие избрание для выполнения важной миссии в домостроительстве спасения. Печать: имеется в виду перстень с печатью, который служил для запечатывания писем и документов. Его бережно носили на шее или на пальце (Быт 38 18; Иер 22 24).