1 "За два года пред землетрясением" - можно полагать, что землетрясение послужило поводом для составления книги, т. к. в нем увидели начало предреченных пророком бедствии. Археологические раскопки в Хасоре (Верхней Галилее) свидетельствуют, что в середине 8 в. до Р. Х. в этом месте действительно произошло землетрясение.
2 "Сион" - место обитания Славы Господней. Поэтому оттуда звучит грозный голос обличения. Несмотря на раскол, Иерусалим остается религиозным центром, объединяющим народ Божий.
1 3-2 16 В этих главах собраны сходные по структуре пророчества, произнесенные в разное время против семи народов. Господь справедлив и карает за всякую несправедливость, независимо от того, каким народом она совершена. В заключительных пророчествах против Иуды и Израиля возвещается, что кара - для избранного народа неожиданная - постигнет и его, наравне с другими, что будет высшим проявлением Божией справедливости.
3 "Три... и четыре" - может быть поэтический образ означающий 7 - число полноты (мера грехов исполнена), или идиома, указывающая на некое неопределенное число, большое или малое, в зависимости от контекста (ср Иер 36 23 и цифровые притчи - Притч 30 15).
"Молотили Галаад..." - имеются в виду набеги сирийцев на Заиорданье. В пророчествах, обращенных к язычникам, утверждается, что и люди, не ведающие Закона, ответственны перед Богом. Их закон - это закон совести (Рим 2 14). Азаил и его сын Венедад III - арамейские цари, непримиримые враги Израиля.
5 Согласно 4 Цар 16 9, это пророчество сбылось после похода Феглаффелласара в 733-732 гг: он взял Дамаск и переселил его жителей в Кир, который находился вероятно недалеко от Елама (ср Ис 22 6).
6-8 Слово против союза филистимских городов.
9 Речь идет, очевидно, о дружеских отношениях между Тиром и Израилем, возникших еще со времен Соломона (3 Цар 5 12 и 9 13, где Хирам Тирский называет Соломона своим "братом").
11 Едом - родственный, но враждебный Израилю народ. В ВЗ он становится впоследствии прообразом врагов Божиих.
12 Феман - поэтическое название Едома.
1 "Пережечь кости" умершего считалось у семитов страшным преступлением: душа этого человека становилась несчастной в потусторонней жизни.
2-3 Бог укоряет Моава за его отношение к язычнику. Из этого можно заключить, что возвещение других Его кар является приговором за совершенные преступления, независимо от того, был ли Израиль их жертвой. Согласно Амосу существует единый нравственный закон, обязательный для всех людей.
6 "Продают" - пророки часто обличают лихоимство на судах.
В сближении "правого", т. е. праведного (евр. цадек), и "бедного" можно видеть зарождение учения о "бедняках Божиих", людях неимущих, но угодных Господу.
7 Намек или на культовую проституцию, которая была свойственна ханаанским религиям плодородия, или на безнравственное отношение к рабыням. Тот, кто унижает человеческое достоинство, бесславит имя Божие.
8 Закон воспрещал оставлять у себя до захода солнца взятую в залог одежду бедняков (Исх 22 26). "Вино пьют в доме богов своих" - стт 6-16 обращены к Израилю, поэтому речь идет здесь о доме Божием; но когда пьют вино, взыскиваемое с бедняков, и думают этим почтить Бога, на самом деле уподобляют Его идолам.
11-12 Назореи - люди, посвятившие себя Богу. Они давали обет воздерживаться от хмельных напитков.
6-16 Во всем этом пророчестве Бог обвиняет Свой народ не только в нарушении Закона, но прежде всего в отказе ответить на Его призывы, проникнутые любовью и заботой.
2 "Признал" (евр "иада"), т. е. познал, возлюбил, приблизил к Себе, сделал Своим достоянием (Быт 18 19; Втор 9 24; Прем 10 15; Иер 1 5; Ос 13 4). В глазах Амоса избрание Израиля не есть привилегия (9 7): он несет большую ответственность перед Творцом, нежели прочие народы.
3-8 Риторические вопросы, которые должны были навести слушателей на мысль, что выступление Амоса не случайно. Его подвигнул Бог, открывающий тайны Своих путей пророкам.
12 Образ, навеянный пастушеской жизнью Амоса. Израиль выйдет из войн искалеченным, как овца, вырванная из пасти хищника, что и будет свидетельствовать о невиновности Пастыря, т. е. Бога и Его пророка.
14 Жертвенники в Вефиле имели изображения тельцов, что рассматривалось пророками как нарушение завета Моисеева.
15 Речь идет о дворцах Иеровоама II. Остатки их найдены археологами. Находки указывают на богатство и роскошь царских домов.
1-3 Ироническое изображение знатных женщин Самарии.
4-5 Насмешка над усердными приносителями жертв, которые при всей своей внешней набожности являются отступниками, не исполняющими волю Божию. Внешняя приверженность к культу обличается также в 5 21. О Вефиле: Быт 12 8; 3 Цар 12 28-13 10; о Галгале: Ис Нав 4 19.
6-12 Никакие грозные знамения не образумили грешников. Теперь пришло время страшного посещения Божия. "Голые зубы" - вследствие голода.
13 Исповедание веры в единого и всемогущего Творца. В пер LXX вместо "горы" стоит "гром".
1-2 Подражание погребальным песнопениям, которое должно было привести слушателей к мысли о скорой гибели страны (она произошла в 721 г).
3 Бедствие будет великим. "Остаток" сохранится, но его малочисленность будет свидетельствовать о размерах катастрофы (ср 1 8; 3 12).
4 "Взыщите Меня" - посещение святилищ может называться "взысканием Бога" (ср 5 5; Втор 12 5; 2 Пар 1 5), но Амос возвещает, что единственное подлинное "взыскание Бога" - в том, чтобы "искать добра и избегать зла" (5 14). Только такое искание ведет к жизни (5 4, 6). В других местах ВЗ говорится о "вопрошании Бога" через посредство человека Божия, прозорливца или пророка (Быт 25 22; Исх 18 15; 1 Цар 9 9; 3 Цар 22 5, 7, 8), или с помощью книги (Ис 34 16). Другое, близкое по смыслу выражение: взыскать лица Господня, т. е. Его присутствия (Ос 5 15; 2 Цар 21 1; 1 Пар 16 11; Пс 105 4 и т. д.). Аналогичное выражение в НЗ: "Ищите... царства Божия" (Мф 6 33).
14 "Как вы говорите" - израильтяне уверены, что их избрание само по себе гарантирует им безусловное покровительство Бога (5 18; 9 10; Мих 3 11).
15 "Остаток Иосифов" - Северное царство, доведенное до малых пределов в наказание за свою неверность (4 6-11) и которое Бог еще покарает (5 3). Здесь впервые у пророков говорится о спасенном "остатке". Амос сначала ставит его спасение под вопрос, потом утверждает, что он сохранится (ср Ис 4 3).
18 Израиль, полагаясь на то, что он Божий избранник (Втор 7 6), ожидал "дня Господня", т. е. дня, когда явится Господь и принесет славу Израилю. Пророк предупреждает, что это будет не день торжества, а день суда и мрака (2 16; 8 9-10; Ис 2 6-21; Иер 30 5-7; Соф 1 14-18; ср Иоил 1 15-20, 21-11). Встреча грешника с Богом порождает бурю, которая есть "гнев Божий" (Соф 1 15; Иез 22 24; Плач 2 22).
20-24 Проповедь, направленная против ритуального благочестия. Жертвы людей, попирающих справедливость, неугодны Богу.
23 Исполнение религиозных обрядов сопровождались пением и игрой на разных музыкальных инструментах (1 Цар 10 5; 2 Цар 6 5, 15).
25 Напоминание о простоте культа во времена Моисея.
26-27 Неясный текст. Общий смысл очевидно таков: "Вы поклонялись богам языческим и за это будете изгнаны в земли языческие".
1-2 Тщетность надежд на политическую и военную мощь.
3-7 Обличение беспечной знати, которая ведет свой народ к катастрофе. "Торжество насилия" - нашествие врагов. "Бедствие Иосифа" - скорое крушение царства израильского.
9-10 Описание ужаса, царящего в побежденном городе: дома полны мертвецов, немногие спасенные вне себя от страха. "Нельзя упоминать имени Господня" - из благоговения или страха при виде бедствия, которое Господь попустил.
12 Риторический вопрос, показывающий бессмысленность законов, если они извращаются, и суда, когда он во власти продажных людей.
1-9 Символические видения, означающие близкий суд. Скорбя об участи Израиля, пророк ходатайствует о нем: "Господи Боже, пощади!" Заступничество - один из основных видов пророческой деятельности (Быт 20 7; ср 2 Макк 15 14; Иер 15 1, 11; 18 20; Иез 9 8; Дан 9 15-19; о ходатайстве Моисея см Исх 32 11). Но когда народ упорствует в грехе, Бог не внимает ходатайству пророка (ср Иер 14 7-11).
12 Амасия приравнивает Амоса к профессиональным пророкам, которые живут за счет своих прорицаний (ср 1 Цар 9 7), а не к лжепророкам. В то же время, обвиняя Амоса в том, что он производит возмущение, и желая его удалить (ст 10), он показывает, что опасается последствий его пророчеств: действенное слово Амоса может навлечь на Израиль несчастье, которое он возвещает.
14 Заявляя о том, что он не принадлежит к братству пророков, Амос намекает на их недостоинство (об упадке пророческого служения ВЗ свидетельствует неоднократно).
17 "В земле нечистой" - всякая чужая земля считалась нечистой, так как была осквернена идолопоклонством.
5 "Когда-то пройдет новолуние" - в новолуние (Лев 23 24), как и в субботу (Исх 20 8-10), нельзя было торговать.
9 День Господень (5 18) будут сопровождать космические явления: землетрясения 8 8; Ис 2 10 (евр); Иер 4 24, затмение солнца 8 9; Иер 4 23; последующие пророки добавляют к этому описанию еще новые образы (Соф 1 15; Ис 13 10, 13; 34 4: Иез 32 7, 8; Авв 3 6; Иоил 2 10, 11, 30-31; 3 15, 16; ср Мф 24 29; Откр 6 12-14).
11 Пророчество о духовной жажде. Из-за своих грехов люди будут не только страдать телесно, но и лишатся благодатной помощи.
1 "Ударь" - повеление Бога дано было, может быть, ангелу, а не пророку.
7 "Ефиопляне" (евр кушиты - этим именем часто обозначали народ, живущий на краю света). Израиль напрасно считает себя "первенствующим народом" (ср 61). Бог заботится обо всех народах (ср Ис 19 22-25). Даже такое событие как Исход, которое было явным знаком милости Божией, не ставит Израиль в исключительное положение. И другие народы имели свои "исходы".
8 Здесь ясно утверждается спасение "остатка" (ср Ис 4 3), возвещенное в 5 15.
10 Амос предрекает, что во время космической катастрофы грешники погибнут, а праведники спасутся.