2-3 В 582 г - в годовщину падения Иерусалима. Очевидно, иудеи, как в Иерусалиме, так и в изгнании, собирались в этот день, чем и объясняется выражение "вслух всего народа".
7 "Иоакиму... первосвященнику" - вероятно "священнику второму", как говорится в 4 Цар 25 18, оставшемуся в полуразрушенном храме Иерусалимском, где продолжали совершаться культовые обряды (Иер 41 5).
14 "День праздничный" - праздник Кущей (ср Исх 23 14) отмечался свящ. собраниями - на первый и на восьмой день (ср Лев 23 35-36).
18 "Душа алчущая" - ВЗ-ные "нищие духом", которым обещано спасение (ср Соф 2 3 - "смиренные земли", взыскующие Бога и правды).
4 "Услышь молитву умерших", т. е. близких к смерти израильтян (ср Ис 59 10; Плач 3 6; Иез 37 11 сл).
15 "Кто взошел в сокровищницы ее?" - т. е. мудрости. На этот вопрос, как и в Иов 28 13-28, дан сначала отрицательный ответ: никакими человеческими усилиями нельзя овладеть мудростью (3 16-31); затем - ответ положительный: Бог обладает ею и даровал ее Израилю вместе с Законом (3 24-44).
24 "Дом Божий", т. е. вселенная.
38 Премудрость Божия воплотилась в Законе, дарованном Богом Израилю. Благодаря этому, люди познали ее, и она обитала с ними. Многие Отцы Церкви усматривают в этих стт мессианский смысл, относя их к вечной Премудрости Божией, Сыну Божию, ставшему человеком. Поэтому в Вульг. и рус. тексте - подлежащее муж. рода "Он" (ср Сир 24).
После краткого вступления (стт 5-9) олицетворенный Иерусалим обращается к соседним городам и к своим чадам, находящимся в рассеянии (стт 9-29). "Сожители" - букв. "соседи Сиона".
Отвечая, свящ. писатель возвещает мессианское восстановление (4 30-5 9).
5 "Памятник Израиля" - те, кто хранят память об Израиле и Союзе-Завете его с Богом.
4 Ср с другими мессианскими именами Иерусалима (Ис 1 26; 60 14; Иер 33 16; Иез 48 35).