1 1 Тимофей, ближайший сотрудник Павлов, вероятно, записывал слова Апостола с голоса.
1 3-12 Свое благодарение Всевышнему за богатый плод благовестия у Колоссян Апостол соединяет с молитвою об их возрастании в познании Бога и о духовном их укреплении.
1 15-17 Христос рожден до начала всякого времени. Он есть образ Бога невидимого, и всё, что начало быть, ради Него получило бытие. Всё тварное на земле Им сотворено. Им стоит мир, как видимый, так и невидимый (ангелы).
1 18-22 Как Искупитель, Христос есть Господь созидаемой Им новой твари и Глава Церкви, которую Он соделал Своим телом; Своею кровью Он примирил небесное и земное и Своим воскресением положил начало всеобщему воскресению. В Нем обитает вся полнота Божества и благодати.
1 24 Апостол радуется в страданиях, ибо исполняет ими меру скорбей, которые положено ему претерпеть, чтобы стать соучастником страданий Христовых. Христовыми скорбями называет он свои скорби по плоти, переносимые им за Церковь.
1 25-27 Ап. Павел послан к язычникам, чтобы они познали через него домостроительство спасения, предвечно решенное Богом и осуществившееся в крестной смерти и воскресении Иисуса Христа.
2 1-2 Апостол всеми силами стремится споспешествовать духовному возрастанию Колоссян, дабы сердца их, соединенные любовью, умудрились откровением тайны о Боге Отце и Сыне Его, Иисусе Христе. Христос есть Сама Премудрость Божественная и неисчерпаемая сокровищница всякого благодатного познания и просвещения.
2 7 Христос - та почва, в которую всё глубже простирает свои корни и откуда извлекает свое питание благодатно возрастающее древо духовной жизни. Христос - неколебимое основание, на котором воздвигается здание духовного устроения и спасения человека.
2 8 Апостол убеждает Колоссян не обольщаться ложною мудростью, основанною не на вере во Христа, но на человеческом предании и ставящею сверхприродную жизнь духа в зависимость от стихий и сил природных.
2 11-12 Христиане не суть необрезанные, подобно язычникам: они обрезаны обрезанием невещественным, нерукотворным (Рим 2 29; Еф 2 11), совлечением греховного тело плоти (Рим 6 6; Гал 5 16; Еф 2 3 слл.). Это духовное обрезание, единое на потребу, дается крещением. Крещающийся погребается со Христом и со Христом воскресает (Рим 6 4).
2 13-15 Нас, мертвых во грехе, Христос оживил; нас, закабаленных греху, Он выкупил на волю. Запись долгов (т. е. грехов) наших не имеет более против нас законной силы долгового обязательства: Христос пригвоздил ее к Своему кресту, и с крестною смертию Христовой умерло тяготевшее над людьми проклятие греха.
2 16-19 Грядущие события отбрасывают вперед свою тень в веках. Такою тенью был ветхозаветный Закон, предвозвестие и прообраз евангельского откровения. Прежде чем приблизиться к Новому Завету, люди должны были вступить в тень Ветхого, пройти через ветхий Закон. Ныне же, осязая само тело, они не имеют более нужды ловить его тень, дорожить тенью. Уверовавшие во Христа вошли в Его тело, в Его Церковь, и своею принадлежностью к Церкви существенно соединены с ее Главою, Христом. Превратно и противно Евангелию учение иудействующих, согласно которому человек отделен от Бога промежуточною средою ангельских иерархий, посредниками между ним и Творцом, так что самая мысль о Церкви, как о теле богочеловеческом, является несостоятельным и дерзновенным мечтанием.
3 1-4 Крещение - смерть ветхого и рождение нового человека, благодатная жизнь которого, протекая в мире сверхчувственном, чувственному миру невидима. Соединенная со Христом, она сокрыта в Боге. Когда же Христос, животворящее начало этой сокровенной от мира жизни, придет во славе, явится во славе и тайное делание, и преображенное лицо соединивших с Ним свою жизнь.
3 5 Любостяжание есть служение идолу Маммоне (Мф 6 24).
3 9-10 В крещении человек, сняв с себя, как ветхую одежду, плотского человека, облекается в нового (ср. Еф 4 24), который, благодаря действию освящающей благодати, совершенствуясь в богопознании и любви к Богу, вновь и вновь непрестанно обновляется, доколе окончательно изобразится в нем Христос.
3 14-15 Из всех добродетелей, созидающих духовное тело обновленного Христом человека, главная есть любовь, которая объемлет все другие добродетели, соединяет многих в единое тело и поселяет в сердцах совершенный мир, знамение воцарившегося в них Христа.
3 16 С первых времен Церкви христиане на молитвенных собраниях пели, как ветхозаветные псалмы, так и новые гимны, сложенные в их общинах. Ср. 1 Кор 14 26.
3 19-25 См. прим. к Еф 5 21.
3 22 Из того что Апостол уговаривает рабов слушаться своих господ во всем - имеется, конечно, в виду всё непротивное Божиим законам - вовсе не следует, что он одобряет рабство вообще; ведь именно благодаря Евангелию и посланиям Ап. Павла рабство, столь распространенное в языческом мире, постепенно исчезло.
4 6 Слово христианина должно быть ласково и дружелюбно, уместно и духовно-действенно. В беседе надлежит сообразоваться с душевными особенностями и потребностями собеседника, чтобы слово христианина могло коснуться его сердца и благотворно на него
4 7-15 О Тихике см. Деян 20 4 и Еф 6 21-22. Об Онисиме, рабе Филимона, Апостол говорит в послании к Филимону. Аристарх упоминается в Деян 19 29; 20 4; 27 2. Марк (Деян 22 12) написал второе, врач Лука - третье Евангелие. Об Иусте ближайших сведений не имеем. Об Епафрасе (1 7) см. введение. О Димасе ср. Флм 23. В доме Нимфана (Нимфодора) собиралась лаодикийская община. Письмо, обращенное к ней, по-видимому, до нас не дошло. Архипп (Флм 2) был пресвитером или епископом в городе Колоссах.
4 18 Собственноручная приписка Апостола, скрепляющая послание, содержит привет и напоминание о его узах.