1 7-8 Как ни изобилует коринфская церковь дарами благодати (Апостол говорит о всей церкви, не об отдельных её членах), она должна непрестанно памятовать, что находится еще только на пути к цели и далеко не достигла той полноты освящения, какая будет нам дарована при втором пришествии Господа.
1 14 Крисп был начальником коринфской синагоги (Деян 18 8). Гаий оказывал Ап. Павлу гостеприимство в Коринфе (Рим 16 23).
1 16 Стефан, вернее Стефанас, упоминается также в гл. 16 (15-17).
1 17 Апостольское благовествование не ищет поддержки в мирской мудрости. Бесплодна была бы попытка изъяснить тайну крестной смерти Спасителя средствами естественного разума. Больше того: при такой попытке откровение о кресте Господнем утратило бы нечто от своей благодатной действенности в душе человека, приходящего ко Христу.
1 18-19 Для неверующих и устремляющихся через неверие к душевной гибели учение о Боге распятом представляется безумием и дает повод к насмешкам; а для верующих и спасающихся верою оно сила Божия к их духовному умудрению и оправданию.
1 20-25 Человечество до Христа своею мирскою мудростью не познало Бога в Его вечной Премудрости, хотя людям дана была к тому возможность (ср. Рим 1 19-20). Поэтому Бог не мирскую мудрость избрал орудием спасения, но проповедь Креста, которая той представляется безумием (20-21). Но если в глазах языческого любомудрия эта проповедь бессмыслие и юродство, то для Иудеев, чающих чуда, она соблазн: ибо кощунственным кажется им утверждение, что Мессия умер позорною смертию, уготованною преступникам. То, в чем неверующие видят противоречие разуму и свидетельство немощи, открывается избранным, просвещенным благодатию, как Премудрость Божия, постыжающая мудрость века, и как Сила Божия, побеждающая мир (22-25).
1 26-31 Бог не нуждается в мирской мудрости для спасения человека. Как первые последователи Христа были люди простые и незнатные, так и в коринфской общине большинство верующих люди неученые, не вельможи и не богачи. Мирские преимущества не имеют цены перед Богом. Благодать веры умудряет немудрого, и неимущего обогащает. Почему и сказано пророком: хвалящийся да хвалится Господом.
2 1-5 Не высокоумными доводами убеждал Апостол своих слушателей в Коринфе, и не красноречием искал он увлечь их, но знал, что прямее и вернее действует на души людей присущею ей внутреннею силою сама весть о крестной смерти за нас Христа Иисуса.
2 6-10 Духовно созревшим и просветившимся верою открывает Апостол мудрость, но не мирскую, а ту истинную и божественную, которая была сокровенна вначале, ныне же явлена пришествием в мир Иисуса Христа. Никто из тех, чей суд и приговор имеют значение среди людей, не узнал этой Мудрости, даже тогда, когда она предстала миру воплощенною в лице Иисуса: иначе властители мира и не распяли бы Его. Божественная Мудрость сверхчувственна и неисповедима для природного человеческого разумения, как неисповедимо и блаженство нас ожидающее в Царстве Христовом: ибо то, что уготовал Бог в удел любящим Его, как говорит Исаия, превосходит наше отдаленнейшее о том представление. И все же нам дано некое предвкушение этого благодатного действия в нас Духа Святого.
2 11-16 Душевный человек, т. е. тот, кто следует только естественному разуму, не воспринимает сверхприродных истин; духовный же человек в свете Духа Святого разумеет и природное, и сверхприродное, сам оставаясь для людей недуховных предметом недоумения или посмешищем. Сказана (Ис 40 13): кто познал ум Господень? Человек, просвещенный благодатию веры от Духа Святого, имеет ум Христов: он проникнут мудростью Христовою.
3 1-4 Апостол вскрывает внутреннюю причину споров и разделений в общине: они происходят от неведения духовного и от мирского образа мыслей.
3 5-9 Учители веры не основатели разных толков или школ, но работники на ниве Господней, нива же верующие. Господь владелец нивы, а не работники на ней трудящиеся.
3 10-15 Все верующие призваны строить живое здание Церкви, основание которого Иисус Христос. Каждый, участвуя в созидании богочеловеческого целого, созидает в то же время и тем самым себя самого, свой собственный духовный дом. И каждый строит, как умеет и хочет, на свой страх и на свою ответственность, быв предупрежден, что дело его подлежит испытанию огнем, в котором уничтожится все, что не устоит против силы пламени. Кто воздвигал свое сооружение из негодного состава, того дело сгорит, хотя сам он, если думал строить все же на основании Христовом, спасется и, потеряв то, что имел, убежит цел из своего дома, объятого снедающим пожаром. Кто при этом уподоблении не вспомнит о том загробном состоянии очищаемой страданием, но спасаемой верою души, которое Церковь называет огнем чистилища? - Св. Иоанн Златоуст говорит: "Слова его (Павла) означают следующее: я возвестил Христа, дал вам основание; смотрите, как вы строите на нем, не тщеславием ли, не с целью ли - отклонять от Него учеников и привлекать к людям? Не будем же увлекаться ересями: никто не может положить другого основания, кроме положенного. Будем строить на этом основании и держаться на нем, как ветвь на виноградной лозе, и пусть не будет никакого разделения между нами и Христом, потому что, если отделимся от Него, то немедленно погибнем" (Беседа 8 на 1 послание к Коринфянам, Творения, СПБ, 1904, том. X, стр. 80).
3 18-20 Никто не должен предаваться самомнению, почитая себя умудренным в исследовании тайн Божиих: наиболее умудренный с наибольшею ясностью видит всю скудость и немощность своего познания. Поэтому Писание порицает лукавство мудрых века и суетность их умствований.
3 21-23 Апостол предостерегает от исключительной и ревнивой приверженности отдельным учителям в ущерб единству Церкви. Не им принадлежат верующие, но они (учители) верующим, т. е. Церкви, ей же принадлежит все, как она Христу. Пастырство установлено Христом в Церкви во благо верующим.
4 1 Из слов Апостола о домостроителях тайн Божиих явствует, что в христианских общинах существовал чин священнослужителей, уполномоченных оберегать и распределять средства спасения.
4 6 Сказанное об учителях вообще Апостол применяет к себе и Аполлосу: пусть на их примере Коринфяне научатся быть единомысленными, не судить своих наставников и не ценить одного так, чтобы тем обесценивался другой.
4 7-13 Никто, довольный собою, не имеет оправдания своему самодовольству. Ведь и сама Церковь не может довольствоваться достигнутым. Если бы дело Христово на земле торжествовало, прежде всего торжествовали бы Апостолы с церквами, которые они основали. Между тем они скитаются гонимые и презираемые, терпя нищету, осмеяние, побои, преследования; они живут, как приговоренные к смерти. У них верующие должны учиться смирению, прощению обид, терпению.
4 8 По самоуверенности многих в общине можно бы думать, что они уже достигли совершенства и не нуждаются более ни в чем: о, если бы так было на самом деле!
4 14-21 Апостол напоминает коринфской церкви, что он не только наставлял ее, но и родил. Он имеет по отношению к ней права и обязанности отца. Ныне посылает он к ней Тимофея, который оживит в ее памяти его заветы. Когда же придет сам, то, как бы ни желал быть кротким, проявит строгость к нарушителям церковного строя.
5 4-5 Обще с моим духом; при моем духовном соприсутствии. - Именем Иисуса Христа Апостол отлучает от Церкви великого грешника - блудодея и предает его сатане (лишает его благодатного ограждения от тлетворных сил зла), дабы по измождении грешной плоти он мог опять обратиться ко Христу и поздним раскаянием спасти свою душу.
5 6 Малая закваска квасит все тесто: один терпимый грех может осквернить всю общину.
5 7-8 Старая закваска - ветхий человек, подвластный греху (Рим 6 6; Еф 4 22; Кол 3 9). Новое тесто - новый человек, оправдавшийся верою во Христа, новая тварь Божия (1 Кор 5 7; Еф 4 24). В этом новом тесте не должно быть старой закваски греха. Израильтяне, освобожденные от рабства египетского, вкушали агнца пасхального с бесквасным хлебом: так и мы, новое тесто, должны быть, подобно опреснокам, свободны от старой закваски. Ибо Христос - наша Пасха; Он есть Агнец, закланный за грех мира.
5 9 Письмо, о котором здесь говорится, не сохранилось.
5 12-13 Апостол не произносит суда над внешними, т. е. не вошедшими чрез таинство крещения в Церковь. Бог им судья. Но вошедшие в Церковь повинны суду Церкви.
6 1 Под нечестивыми должно разуметь язычников, под святыми христиан.
6 12 Всё, что не составляет само по себе греха, нам разрешено, кроме тех случаев, когда оно может обратиться во вред для души нашей и для души ближнего. Несомненный вред приносит любое пристрастие, которое начинает так обладать нами, что всецело подчиняет себе нашу волю.
6 13-20 Пища не оскверняет тела, но блуд оскверняет. В плотском соединении двое становятся одною плотью (Быт 2 24): итак, грешащий с блудницею предает ей свое тело, которое принадлежит не ему, но Богу. Тело наше - часть Церкви, тела Христова; оно храм Духа Святого, в нас обитающего; ему надлежит воскреснуть. Тело должны мы святить; оно освящается целомудрием. Иначе как можем хвалиться Господом, называя себя членами Тела Христова?
7 1 Прекрасно совершенное целомудрие. Вожделенно безбрачие.
7 12-16 Брак между верующими нерасторжим. Церковь расторгает брак, заключенный между язычниками, если по обращении одного из супругов в христианство, другой не согласен с ним жить: когда же согласен, брак остается в силе. Верующий муж не должен оставлять надежды спасти свою жену, верующая жена - обратить своего мужа. Благодатная христианская жизнь одного из супругов распространяется, в некотором смысле, на всю семью.
7 20-24 Внешние общественные различия и преимущества теряют свою силу внутри Церкви. В ней нет рабов, ибо Христос всех верных Ему выкупил дорогою ценою из рабства в свободу чад Божиих. В христианской семье, в каждом христианском сожительстве одинаковое достоинство имеют полноправный гражданин и тот, кто числится по государственной переписи рабом. (См. примечания к посланию к Филимону). - "Овцы, не пасите пастырей, и не выступайте из своих пределов; для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям. Несть бо нестроения и беспорядка Бог, но мира и порядка (1 Кор 14 33). Посему да не замышляет стать головою, кто с трудом служит рукою или ногою, или другим еще менее важным членом тела; напротив того, братия, кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает (1 Кор 7 20), хотя бы и достоин был высшего. Довольствоваться настоящим гораздо похвальнее, нежели домогаться звания, какого не получил. Кому можно без опасности следовать за другим, тот не желай начальствовать с опасностию для себя. Да не нарушается закон подчинения, которым держится и земное и небесное, чтобы чрез многоначалие не дойти до безначалия". (Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Слово 19, изд. Московской Духовной Академии, часть II, 1843, стр. 154).
7 25-40 Апостол советует тем, кому это возможно без вреда для души (ср. 7 9), последовать его примеру и пребыть в девстве. Ему жаль вступающих в супружество, ибо им предстоят скорби по плоти и мирские треволнения. Но главное преимущество девства состоит в том, что оно дает человеку возможность безраздельно отдаться Богу. Лучше поступают отцы и опекуны, не побуждающие девиц к замужеству, нежели те, которые заботятся о выдаче их замуж. Похвально воздержание вдов, не желающих вступать в новый брак: незамужние блаженнее замужних. Св. Иоанн Златоуст говорит: "Девство - добро: утверждаю это и я, оно лучше брака: и с этим соглашаюсь. И если угодно, я прибавлю, насколько оно лучше, - именно настолько, насколько небо лучше земли, и ангелы - людей... ". (О Девстве, Творения, СПБ. 1897, том. I, стр. 303).
8 1 Мясо, остававшееся в изобилии от многочисленных языческих жертвоприношений, частью служило для всенародных угощении, предлагаемых гражданам при храмах, частью распродавалось по дешевой цене на рынках. Вопрос о том, позволительно ли употреблять в пищу это "идоложертвенное", был вопросом тревожным для христианской совести и в то же время житейски важным для неимущих.
8 1-13 Пища сама по себе не оскверняет человека (4-6), но вкушающий от идоложертвенного грешит, если тем соблазняет братьев по вере (7-11). Христианин, убежденный в том, что боги язычников человеческий вымысел, вкушает предлагаемое в капищах со спокойною совестью: он не служит идолам, ибо знает, что они ничто. Но брат его, не рассуждающий, но непосредственно чувствующий, что участие в языческих трапезах есть до некоторой степени участие в идолослужении, смущается и впадает в грех: он или подражает ему, заглушая голос своей совести, или осуждает его и от него отчуждается. Любовь же этого не терпит.
9 1-18 Как один из Апостолов, Ап. Павел имеет право на содержание от общины (1-6). Это право принадлежит ему как по человеческим, так (согласно Второзак. 25 4) и по божественным установлениям (7-14). Однако, он отказывается от этого своего права, чтобы заслужить награду от Бога (15-18).
9 17-18 Заслуга других Апостолов в том, что они добровольно последовали Христу. Ап. Павел не имеет этой заслуги, потому что был принужден к апостольскому служению прямым повелением Господа. Чтобы обратить исполнение возложенной на него обязанности в заслугу и не лишиться небесной награды, он желает трудиться на земле безвозмездно.
9 24-27 Ради достижения венца нетленного должно напрягать все силы, как это делают состязающиеся в беге и борьбе из-за венков тленных. - Подвижники: состязающиеся на ристалище.
10 1-13 Хотя Израильтянам, вышедшим из Египта, непрестанно и чудесно сопутствовала помощь Божия (1-4), однако они не вошли в землю обетованную вследствие их похотливости и невоздержности: идолослужение, блудодеяния, недоверие к Богу, или как говорит Апостол, ко Христу, невидимо среди них присутствовавшему, постоянный ропот на Бога - вот примеры грехов, ими содеянных (5-10). Часть Израильтян должна служить предостережением для верующих: дары благодати, без содействия человека, не обеспечивают ему спасения (11-13).
10 2 События лет странствия Израильтян по выходе из Египта особенно назидательны (ср. 11) для верующих, потому что являют собою прообразы новозаветных событий. Так осенение облаком и прохождение сквозь море предзнаменовали крещение.
10 3-4 Последующего: сопровождавшего их. В манне Израильтяне вкушали духовную пищу; в воде, изведенной из камня, пили духовное питие: это были прообразы Евхаристии. Скала, давшая воду, была духовная скала, сопровождавшая народ в его странствии; тайное имя скалы - Христос. Он и ныне сопровождает верующих в Него в их земном странствии; Он и ныне питает их Своим Телом и Своею Кровию в таинстве Причащения.
10 11 Предвозвещенное некогда частично в прообразах сполна осуществилось ныне во Христе.
10 14-22 Как благословение чаши и преломление хлеба на евхаристических вечерях есть приобщение верующих Крови и Телу Христа, так участие в идоложертвенных трапезах было бы общением с демонами, принявшими вид богов языческих: нельзя быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
10 23-30 Коринфяне в письме к Ап. Павлу предложили ему на решение два вопроса: во-первых позволительно ли вкушать идоложертвенное! во-вторых, позволительно ли участвовать во всенародных пиршествах, устраиваемых при капищах после жертвоприношений? Апостол, уже выше (в главе 8) говоривший о том, чего требуют в этом деле от христианина любовь и попечение о церковном единодушии, представляет ныне предмет сомнений и споров в свете учения об Евхаристии и излагает с полною определенностью свои ответы на оба поставленные ему вопроса. А именно, на второй вопрос он дает ответ безусловно отрицательный, воспрещая верующим возлежать с язычниками на идоложертвенных трапезах. Ответ же на первый вопрос условно положителен: употреблять в пишу все, что ни продается на рынках, разрешается без исследования о происхождении продаваемого мяса, кроме тех случаев, когда это могло бы стать поводом к соблазну братьев по вере. Также и в частных домах можно есть все, предлагаемое гостю домохозяином, без всякого исследования; но если кто скажет, что предлагаемое яство идоложертвенное, должно воздержаться от вкушения. Всякая пища, сама по себе, дар Господень.
11 2-12 Как на Востоке, так и у Греков предосудительным почиталось для женщины показываться в народе с непокрытою головой. Головное покрывало было знаком ее подчинения мужу. Апостол воспрещает христианам следовать суетным новшествам и отступать от обычая, укорененного в божественном законе: ибо муж глава жены, как Христос глава Церкви. Впрочем это превосходство не противоречит равенству мужа и жены в человеческом достоинстве и существенных правах.
11 10 Женщины, молясь в храме, должны покрывать голову, помышляя о невидимо присутствующих при богослужении Ангелах, о которых читаем у Исаии (6 2), что Серафимы закрывают лицо свое, стоя перед престолом Господним.
11 20-21 В первом веке евхаристические собрания происходили в вечернее время, по образу Тайной Вечери Господней, и соединялись с так называемою вечерею любви, общею трапезою, питавшею бедных. До Апостола доходят слухи, что церковное благочиние этих собраний в Коринфе не соблюдается с надлежащею строгостью, в духе совершенного единения всех, приобщающихся величайшему таинству любви; что богатые, держась отдельно от других и угощая друг друга отборными яствами и питиями, забывают делиться тем, что имеют, с неимеющими; что такие пирования извращают высокое назначение совместных вкушений пищи и нарушают духовную сосредоточенность достойно причащающихся Святых Тайн Христовых.
11 27 Изречение о виновности недостойно причащающихся заключает в себе три важнейших истины: 1) во Святых Дарах, под видом хлеба и вина, истинно, действительно и существенно присутствуют само Тело Христово и сама Кровь Христова; 2) как достойно, так и недостойно причащающиеся равно принимают в себя Христовы Тело и Кровь, хотя последствия причащения и не одинаковы для тех и других, ибо недостойно причащающийся, по слову Апостола (29), суд себе ест и пьет; 3) из слов: кто ест хлеб сей или пьет чашу Господню, - следует, что Иисус Христос равно под тем и другим видом пребывает нераздельно, как Богочеловек.
12 1 Во времена апостольские Дух Святой сообщал некоторым верующим, в назидание Церкви и для приведения к вере вне стоящих, особенные благодатные дары (харисмы), действия которых отнюдь не должно смешивать с действием благодати освящающей. В своем попечении о богомыслии и благочинии собраний коринфской общины Апостол изъясняет назначение и пределы таковых дарований.
12 3 Отличительный признак подлинного, неложного, духовного дара есть, прежде всего, исповедание Христа и всего Христова учения.
12 8-10 Словом мудрости обладает тот, кто с духовным проникновением изъясняет в слове сокровенные пути Божественного Промысла, ведущие ко всеобщему спасению; словом знания тот, кто основные истины христианства являет в своем изложении доступными всеобщему пониманию. Другие духовные дары, упоминаемые Апостолом, суть: пламенная сила и ревность веры; дар исцелений; дар чудотворений; дар провидческий - безошибочное различение знамений Духа Святого и духов тьмы; изливающаяся под наитием вдохновения речь на незнакомых языках и столь же вдохновенное истолкование иноязычных вещаний.
12 12-31 Апостол уподобляет Церковь человеческому телу (Еф 1 23; 4 12 Кол 1 18). Как тело представляет собою многочастное единство, так и Церковь, будучи единою, состоит из многих частей (12-20). И как члены тела все нужны, каждый по своему, для всего тела, все помогают и сострадают один другому, и все при полном различии своих отдельных служб соподчинены совершенному согласию целостного живого состава (21-26), так и в Церкви, теле Христовом, все верующие, выполняя каждый свое особое в ней назначение и служа ей каждый своим даром, образуют вкупе одно животворимое Духом Святым гармоническое целое. Постоянная верховная учительная и пастырская власть в Церкви дана Спасителем Апостолам, объединенным Ап. Петром, и их преемникам (Мф 28 18-20; Мк 16 16-17; Мф 16 18-19; и др.). Чрезвычайные, временные сверхприродные дары (харисмы) ей перечить не могут; внушения Св. Духа не противоречат установлениям Христовым, ибо Дух Святой есть Дух Христов (Гал 4 1), а "всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, не есть от Бога" (1 Ин 4 3) и всякие сверхприродные явления, идущие в разрез церковному священноначалию, - не от Бога.
13 1-3 Все дары служения ничто перед Богом, если их не проникает всецело и не движет всевластно подлинная любовь. Вся изъясняемая глава - вдохновенная хвала благодатной любви к Богу и ближнему.
13 8-10 И пророчество, и знание приоткрывают истину лишь отчасти и должны прекратиться, когда она откроется во всей полноте; любовь же по природе своей не частично, а целостна, и потому переживет их и пребудет вовеки.
13 12 В этой жизни мы видим небесное как бы в зеркальном отражении, более или менее затускненно и гадательно; а в жизни будущего века узрим тайны Божии лицем к лицу.
14 20-22 Господь во гневе Своем на противление и неверие Израиля, возвещает через пророка Исаию: иными языками буду говорить народу сему. Израиль не хотел слушать пророков, говоривших ему на родном наречии; в наказание он услышит суды Божии из уст иноязычных повелителей (Ассирийцев). На чужих языках обращается Церковь ко вне стоящим; общепонятное слово утверждает единомыслие верных.
14 34 Женщины на церковных собраниях должны держаться скромно, не снимать с головы покрывала (11 4-5) и безмолвствовать, памятуя слова Господни, обращенные к первой жене: муж твой будет господствовать над тобою (Быт 316).
14 36 Коринф не первая и не единственная христианская община и потому не может притязать на права, какими не обладают другие поместные церкви.
15 5 Двенадцатью именует Ап. Павел собор Апостолов, хотя в указанное время их было одиннадцать. Кифа - Ап. Петр. "Христос явился не всем вместе и не многим в начале, но прежде всех одному только, именно верховному из всех и вернейшему... Кто первый исповедал Его Христом, тот справедливо первый удостоился видеть и воскресение Его". (Св. Иоанн Златоуст, Беседа 38 на 1 послание к Коринф., Творения, СПБ 1904, том X, стр. 390).
15 7 Назван Иаков Младший, епископ церкви Иерусалимской.
15 8-9 Сокрушенно вспоминая о своем прежнем противлении Христу, Апостол говорит о себе с глубочайшим смирением. До срока родившимся, т. е. незрелым плодом, зовет он себя, полагая, что Христос призвал его в то время, когда он еще не созрел духовно для служения апостольского.
15 12-19 Отрицание воскресения мертвых несовместимо с верою в воскресение Христово. Без веры же в воскресение Христово не может быть и веры в искупление, нет христианства вообще.
15 20-22 Воскресение Христа, первенца из умерших и второго Адама, есть ручательство в том, что все мертвые воскреснут.
15 24-28 В конце дней Христос, упразднив все мирские власти и могущества, притязающие на самоначалие, передаст основанное Им Царство в руки Отца, покоряясь Тому, Кто, по слову Псалмопевца (Пс 87; 110 1), все покорил под ноги Его.
15 29 Некоторые из новообращенных безрассудно крестились не за себя только, но и за близких, не успевших до смерти принять крещение. Апостол не одобряет этого обычая.
15 32 Дикими зверями называет Апостол разъяренных гонителей христианства. Забыться в наслаждениях накануне неотвратимой смерти хотят отчаявшиеся, по слову Ис 22 13.
15 33 "Погибель нравам добрым от худых бесед": этот стих из комедии Менандра (род. в 342 г. до Р. Х.) обратился почти в пословицу.
15 35-39 На вопрос: как возможно воскресение мертвых? - Апостол отвечает словом Христа о зерне, которое не оживет, если не умрет (Ин 12 24); на вопрос о теле воскресших - учением о теле душевном и теле духовном. Как из малого зерна, истлевшего в земле, возрастает пышный злак, так человек, облеченный з этой жизни телом душевным и тленным, отдав его земле, воскреснет в теле одухотворенном, преображенном и нетленном. Тело первого Адама было телом душевным, почему он и назван в Писании душою живущею (Быт 2 7); Христос, второй Адам, воскреснув, стал начатком всеобщего воскресения мертвых в теле одухотворенном и нетленном. Это новое тело будет телом неподверженным страданию и смерти, светоносным, скороподвижным, совершенным и прославленным.
15 50-51 Изменение земного тела в тело преображенное предстоит и тем, которых последний день застанет еще живущими на земле.
16 1 Говоря о святых. Апостол разумеет христиан иерусалимских; они жили в крайней нужде.
16 2 Первый день недели - день воскресный. О праздновании воскресного дня см. Деян 20 7.
16 19 Супруги Акила и Прискилла предоставили и в Ефесе, куда они переселились из Коринфа, свой дом для устройства собраний христианской общины, как они сделали это впоследствии и в Риме (Рим 16 3).
16 22 Восклицание Маран-афа, (т. е. Господь грядет, или, по другим: Марана-фа; т. е. Гряди, Господи) было обычным среди тогдашних христиан, как у нас Аминь, и выражало напряженное ожидание второго пришествия и суда Господня.