1 3-7 Отец милосердия то утешение и ту помощь, какие неоскудно подавал Он Апостолу в его трудах и скорбях, равно ниспошлет и всем о Христе труждающимся, если они, последовав примеру Павла, будут переносить тягчайшие испытания в неослабном терпении и уповании на Бога, ревнуя стать участниками страданий Христовых.
1 8 Какую именно скорбь, его постигшую в Асии, и какую опасность имеет в виду Апостол, наверно не знаем: быть может, мятеж, воздвигнутый в Ефесе ваятелем серебряных изделий Димитрием (Деян 19 23-40).
1 12-14 Обвинению в неискренности Апостол противопоставляет свидетельство своей совести, повелевающей ему поступать и говорить в простоте сердца, прямодушно и бесхитростно, по благодати Божией, а не по мирским соображениям и лукавым расчетам, которые он называет плотскою мудростью.
1 15-24 Отмену первоначальных предположений и отсрочку посещения коринфской общины противники Апостола приписывали изменчивости его нрава и неустойчивости его решений. Но его решения, отвечает он, определяются единственно волею Божией (15-22). Из любви к Коринфянам отложил он свидание с ними, дабы они имели время исправить то, что поставило бы его в необходимость при встрече огорчить их новыми обличениями (23-24 и 2 1-2).
1 19 О Силуане, иначе Силе, говорит книга Деяний Апостольских (15 27-40).
2 3-11 Апостол писал Коринфянам со слезами об огорчении, ему причиненном. Если огорчитель одумался, пусть община простит его и утешит. Кого она прощает, того и Апостол. И обратно: прощение апостольское дается во имя Христа от лица Церкви.
2 12-17 В попечении о Коринфянах Апостол прервал свое благовествование Троаде, которое обещало изобильные плоды, чтобы увидеться с Титом, возвращающимся из Коринфа (12-13). Добрые вести принес Тит, и Апостол благодарит Бога за его помощь в деле евангельской проповеди, разливающей по земле благоухание Имени Христова (14-17).
3 1-11 Пишущий послание не ищет людского одобрения. Живое свидетельство его служения - насажденная им коринфская церковь (1-3). Он служитель Нового Завета, начертанного Духом Бога живого не на скрижалях каменных, но, как говорит пророк Иеремия (31 33), в сердцах людей (4-6). И если Ветхий Закон в преходящей славе своей был столь ослепителен, что принесший его скрижали Моисей принужден был с той поры покрывать лицо свое. излучавшее невыносимый свет (Исх 34 33-35), что же сказать о Новом Завете, уже не преходящем, но на все века основанном, свидетельствующем уже не о гневе Божием за грех Адама, но о примирении Бога с искупленным и оправданным кровию Христовой человеком? Несравненно превосходит незакатный свет Нового Завета прежнюю славу Ветхого (7-11). - Буква убивает, говорит Апостол, а Дух животворит. Ветхозаветный писанный свод постановлений и запретов служил основанием к обвинению человека и закреплял его рабство греху и смерти; обличая зло, он определял недуг, но не давал средства к его исцелению (см. Рим 7 7-13 и сл.; 1 Кор 15 56). Новый Завет основан не на писанном законе; жизнь во Христе имеет своим источником действие Духа Святого, воспламеняющего в сердцах наших любовь, которая побеждает смерть. Любовь делает заповеди Господни удобоисполнимыми и земную жизнь началом жизни вечной, благодать делает соблюдение Божиих и церковных законов спасительным. - Служение смертоносным буквам: служение смерти, буквами начертанное на камнях.
3 12-18 В дерзновении надежды на достигнутое спасение служители Нового Завета выступают с открытым лицом, а не с покрытым, как Моисей (12-13). Некое покрывало и доныне лежит на лице народа Израильского, преграждая ему лицезрение стоящего пред ним Спасителя. Но Христос снимает с души, обращающейся к Нему, слепую пелену и непокрытым являет ей Свой Лик (14-16). И мы, верующие в Него, свободно (ибо где Дух Господень, там и свобода) в духе взираем на Лик Христов и, отражая в себе, как в зеркале, свет Его, сами преображаемся тем светом от славы в славу (17-18).
4 1-6 Бестрепетно и бесхитростно, обращаясь к суду совести каждого, чей разум не ослеплен мирскою ложью, Апостол проповедует Слово, в свете которого открывается слава Сына Божия и видимым становится в лице Сына образ Бога невидимого.
4 7-18 Проповедники Слова гонимы и травимы; но жизнь Иисусова, которую они носят в бренном теле своем, как некое сокровище в глиняном сосуде, сохраняет их, немощных и страждущих, живыми и спасает от грозящей смерти. Непрестанно умирают они со Христом, и со Христом воскресают (7-12). И как Давид говорит о себе: я веровал и потому говорил (Пс 116 10), так и они, живые верою во Христа, благовествуют Воскресшего. Поэтому и не унывают: ибо по мере того как истлевает в них внешний человек, внутренний человек со дня на день обновляется, и кратковременное земное страдание переходит в вечную радость (13-18).
5 1-10 Наше земное тело - временный кров, подобный по своей недолговечности убогой хижине или путевому шатру; небесное же тело, в котором воскреснем, будет нашим вечным жилищем. Немедленно и еще в этой жизни желали бы мы облечься в тело небесное, прежде даже чем снимем с себя одежду земного; небесное тело, покрыв нас, поглотило бы всё смертное в нас и преобразило бы весь наш состав. И Бог дал нам залог Духа, свидетельствующего в нас, что на то мы и созданы, чтобы смертное в нас было поглощено бессмертием. Но если предварительным к тому условием служит распадение тленной плоти, то в тоске по Боге лучше желаем умереть, чем, водворяясь в земном теле, пребывать в удалении от Бога.
5 11-13 Бог видит совесть Апостола; видит ее, как он надеется, и совесть слышащих его слово. Во всех своих помыслах и поступках он движим любовью ко Христу: к Нему устремляется он в своих духовных восторгах, и ради Него, становясь рассудительным, обращает к своим слушателям речи, основанные на доводах разума.
5 14-15 Христос умер за всех, и за всех воскрес. Уверовавшие в Него с Ним умерли, и с Ним воскреснут. Умерев с Ним, они уже не живут более для себя, но ради Него одного, Им одним и в Нем едином.
5 16-17 Кто во Христе, тот уже не прежний человек, а духовно новая тварь и смотрит на всё другими, чем прежде, глазами. И Самого Христа видит ныне Апостол иным, чем прежде, когда Ему противился, не узнавая в нем Сына Божия. О создании новой твари пророчествовал Исаия (43 19).
5 18-21 Искупительная жертва Христова, удовлетворив божественную справедливость, примирила нас с Богом, когда Христос, будучи Сам безгрешным, взял на Себя одного грех мира.
6 1 Время благоприятное и день спасения, предсказанные Исаией, ныне настали, и Апостол умоляет верующих не расточить бесплодно излитую на них благодать.
6 3-10 Гонения не препятствуют делу Божию на земле возрастать и крепнуть; Служители Христовы радуются обидам и, сами нищие, обогащают других; их предают на казнь, но истребить не могут; всего лишенные, они всем обладают.
6 11-13 Обращаясь к Коринфянам, Апостол говорит, что его сердце объемлет их всех живою любовью: ужели же их сердце столь тесно, что не вмещает его?
6 14-18 Верующие должны остерегаться общения во грехе с неверными. Они народ Божий, отделенный от язычников, они дети Божии. Пусть же не впрягаются добровольно в чужое ярмо.
7 5-12 Слыша что сердца Коринфян к нему обратились, Апостол возрадовался. Если же сам он опечалил их прежде обличительным посланием, то печаль эта, будучи не мирским огорчением, но печалию ради Бога послужила во благо, так как подвигла их к покаянию.
7 13-16 Не менее обрадован Апостол радостию Тита, который принес ему известие о том, как возлюбленные им, Титом, Коринфяне успокоили дух его.
8 1-6 Отправляясь из Иерусалима на проповедь в земли языческие, обещал Апостол повсюду, где будут им основаны христианские общины, собирать вспомоществования на бедных Иерусалимской церкви. Денежные сборы в их пользу учредил он и в Коринфе (1 Кор 16 1-4); Тит взялся довести начатое до конца. Чтобы воспламенить в Коринфянах усердие к этому делу любви, Апостол ставит им в пример великодушное рвение македонских братьев.
8 7-15 Имущие должны делиться своим достатком с неимущими, памятуя, что Иисус Христос избрал для Себя в удел нищету, чтобы обогатить всех. Они должны поступать, как Израильтяне в пустыне при дележе ниспосланной от Бога манны: кто собрал много, отдавал излишек собравшему мало.
8 16-24 Заведывание денежными сборами на бедных Апостол возложил на Тита с двумя сотрудниками, заслуги которых являют их достойными назначения на эту ответственную должность.
9 1-5 Когда Апостол предложил македонским христианам жертвовать по примеру Коринфян на нужды Иерусалимской церкви, они так живо откликнулись на его призыв, что ныне Коринфянам надлежит думать о том, как бы им не отстать от Македонян. Апостол надеется, что под наблюдением Тита и его двух сотрудников сбор пожертвований будет успешно закончен до его прибытия в Коринф с македонскими братьями.
9 10-14 Сеятель, нескупо сеющий, соберет щедрую жатву. Даяния, расточаемые благотворителем, подобны раскиданным по ниве семенам: они принесут ему изобильный плод в сей и в будущей жизни. О расточившем богатство на нищих Псалмопевец говорит, что правда его пребывает вовек. Дела милосердия, обогащая благодетеля, не только восполняют скудость облагодетельствованных, но невещественно питают души и многих других людей, которые, видя на опыте, что служение Христу - любовь, обращаются к Нему благодарным сердцем.
10 1-6 Апостол предупреждает лиц, упорно ему противодействующих, что по прибытии в Коринф не ограничится строгими наставлениями, какие они находят в его посланиях, но на деле употребит всю полноту власти апостольской против возмутителей церковного мира.
10 12-18 Иудействующие противники Апостола выставляют на вид свое перед ним превосходство: он же одно имеет в свою защиту, а именно, что слово его благовестия достигло до слуха и сердца многих и что ему дано было, трудясь на непочатой ниве, открыть путь ко Христу язычникам. Он не сам себя хвалит, но хвалится, по слову пророка, о Господе.
10 16 И далее вас проповедовать: и далее ваших стран проповедовать.
11 1-6 Говорить о собственных заслугах неразумно; но ревность о Коринфянах заставляет Апостола поступать, как неразумные, и говорить о себе. Он обручил коринфскую церковь, как невесту, Христу и потому ревнует о чистоте веры, им преподанной. Пусть же община не прислушивается подобно Еве, прельщенной змием, к соблазнительным и лукавым умствованиям, чуждым по духу проповеди Павловой.
11 5-12 Унизил ли Апостол, как утверждают его противники, сан апостольский, сочетав служение Церкви с трудом ремесленника, чтобы не жить на средства коринфской общины верующих? Для последователей Христа вообще ручной труд не унизителен.
11 13-15 Как сатана принимает вид ангела света, так и учители подложного христианства выдают себя за апостолов Христовых.
11 16-32 Чтобы Коринфяне не прельщались самохвальством лжеучителей и не подчинялись наглости самозванцев, Апостол, при всем отвращении к похвальбе, свойственной глупцам, принужден противопоставить пустому кичению мнимых служителей Христовых истинное свидетельство о том, что ему дано было претерпеть.
11 24 Моисей (Втор 25 3) запретил наносить наказуемому более сорока ударов. Во избежание случайного нарушения Закона, вошло в обычай ограничивать телесное наказание тридцатью девятью ударами.
11 32 Арета IV был царем Набатеи. Дамаск принадлежал в то время к Набатейскому царству.
12 1-5 Человек во Христе, восхищенный до третьего (духовного) неба, - равно и тот, кто был восхищен в рай и слышал неизреченные глаголы, - по-видимому, сам Ап. Павел, не желающий из смирения назвать свое имя.
12 7-10 Апостол, взысканный от Бога столькими откровениями, искупает свое особое преимущество перед другими людьми особенным удручающим его телесный состав страданием, которое дал ему Бог, как жало в плоть, дабы он не превозносился и непрестанно чувствовал свою природную немощь. Но в немощи его сила Господня совершается: ощущая свою тварную бренность и нищую беспомощность, человек живее сознает в себе силу Божию, нисходящую в него, как дар свыше, его благодатно оживляющую и через него чудотворно действующую.
13 1-4 В третий раз Апостолу предстоит посетить Коринф, и во время третьего своего пребывания там он будет держать строгий суд над лицами, обвиняемыми общиной, с допросом свидетелей, согласно Закону Моисееву.
13 5-10 Коринфяне должны испытать свою совесть, согласовать свою жизнь со своею верою и предстать Апостолу сильными во Христе. От них зависит отвратить ту строгость, которую Апостол обязан применить без пощады к отклоняющимся от правильного христианского пути.