1 Эта глава служит введением ко всей книге, объясняя, как Даниил достиг высокого положения при дворе.
2 Сеннаар - древнее название Вавилонии.
7 Им дают новые имена в знак власти над ними (Быт 2 19).
21 Даниил сохранил свое положение до конца плена (6 2; 10 1).
1 "Снились Навуходоносору сны" - сон считался благоприятным временем для посещения Божия и откровения Его воли (ср 4 и 7; сон Авраама - Быт 15 12; Авимелеха - Быт 20 3; Иакова-Быт 28 10-12; 37 5; Мф 1 20 и т. д.).
2 "Халдеи" - это название давалось вавилонским мудрецам (см Геродот I, 171).
22 "Свет обитает с ним" - в ВЗ говорится о Боге, окруженном сиянием (Иез 1 27, ср Исх 24 17; Авв 3 4), о Боге - вечном свете (Ис 60 19-20; Прем 7 26). В НЗ эта мысль выражена еще яснее, напр, в 1 Ин 1 5-7, Тим 6 16; Иак 1 17; ср Ин 8 12. Древнеевр. комментаторы, основываясь на этом стихе Дан, утверждали, что одно из имен Мессии - "Свет".
28 "Сон твой и видения... были такие" - они предвозвещают крушение всех земных царств, которые должны уступить место новому царству - вечному, ибо оно утверждено на Боге, - царству небесному (ср Мф 4 17). Иисус Сам назовет Себя Сыном человеческим (ср Дан 7 13 и Мф 8 20) и применит к Себе (ср Мф 21 42-44; Лук 20 17-18) образ краеугольного камня, сначала отверженного строителями (Пс 118 22), камня, положенного в основание (Ис 28 16), камня, дробящего все, на что он упадет (стт 34, 44-45).
Эпизод, о котором часто упоминается в последующих кн Св. Писания (1 Макк 2 59; Евр 11 34) и впоследствии в христианском богослужении (паримия, читаемая на вечерне Вел. Субботы).
35 "Авраама, друга Твоего" (возлюбленного Тобою) - самое прекрасное из имен Авраама, сохраненное в арабском и мусульманском предании.
10 "Бодрствующий", т. е. ангел, всегда бодрствующий. чтобы служить Богу (ср "ободья... полны были глаз" (или отсветов) Иез 1 18; ангелы - "очи Господа" Зах 4 10). Выражение "Бодрствующий" встречается в св. Писании только у Дан, но часто употребляется в апокрифах, в особенности в кн Еноха, кн Юбилеев, Завещаниях патриархов и в "Дамасском Документе", где оно относится к архангелам, чаще к павшим архангелам. В позднейшем предании оно обозначает ангелов-хранителей.
27 Вавилон считался одним из чудес древнего мира. Название этого города стало символом земного преходящего могущества и, в широком смысле, символом человеческой и диавольской гордости, антитезой града Божия, небесного Иерусалима. Ср Откр (14 8; 16 19; 17 5; 18 2, 10, 21), где тайнозритель возвращается к теме пророков (Ис 21 9 и т. д.). Вся эта глава описывает унижение возгордившегося: Навуходоносор выздоровел только после обращения к Богу истинному.
28-30 Навуходоносор перенес одну из самых страшных форм душевной болезни, наз. ли-кантропией. Он лишился разума (ст 31) и вообразил себя быком, в результате чего человеческие желания и потребности сменились животными. В клинописных текстах нет прямых указаний на болезнь Навуходоносора, но в одной надписи самого Навуходоносора он упоминает о четырехлетнем перерыве в своем царствовании: "В течение четырех лет мое сердце не радовалось трону моего царствования; я не предпринимал никаких построек, не пел хвалебных песен в честь Меродаха, не приносил ему жертв, не очищал каналов". "Семь времен" (13, 20, 22): "семь" - число полноты, "времен" - может означать время в неопределенном смысле (2 8-9; 3 5, 15) или указывать на число лет (7 25).
1-2 В действительности, Валтасар, убитый в 538 г, был сыном не Навуходоносора, а его 4-го и последнего преемника Набонида: он был соправителем своего отца. Геродот (1. 188, 191) и Ксенофонт в "Киропедии" (7, 5, 11-31) сообщают, что Вавилон был взят во время пира последнего царя, который был при этом убит.
31 "Дарий Мидянин" не упоминается ни в одном из дошедших до нас исторических документах. Кир Персидский покорил мидян до того, как он овладел Вавилоном.
Видения кн Дан принадлежат к апокалиптическому роду св. письменности. Образы, символы и аллегории означают внутреннюю сущность событий, происходящих во всемирной истории. Она изображена как двусторонний процесс. Приближение Царства Божия связано с возрастанием сил зла.
2 "Великое море" - первозданные воды (Быт 1 2), символ языч. мира.
4 "Первый (зверь)" - Вавилонское царство.
5 "Зверь второй" - царство мидян. В исторической перспективе, нарисованной автором, мидяне следуют немедленно после вавилонян (ср 61).
6 "Еще зверь" - мидо-персидское царство.
7 "Зверь четвертый" - царство Александра Македонского (он умер в 323 г) и его преемников (ср 2 40; 8 5; 11 3). "Десять рогов" обозначают царей Селевкидской династии. "Рог" служит часто символом силы и могущества (ср Пс 75 5; 89 18; 92 11; Втор 33 17; 3 Цар 22 11 и т. д.).
8 "Небольшой рог" - Антиох IV Епифан (175-163), могущество которого возросло после того, как он расправился с тремя конкурентами: Селевком IV, Илиодором и Димитрием I. "Уста, говорящие высокомерно" - указание на красноречие и на богохульное высокомерие Антиоха (ср ст 25; 11 36; 1 Макк 1 21, 24. 45 и Откр 13 5).
9 "Престолы" - престолы судей: святые Божии, уже согласно евр традиции, выраженной в кн Еноха, призваны судить вместе с Богом, что еще яснее выражено в обетованиях Иисуса Христа (Мф 19 28; Лук 22 30; Откр 3 21 и 20 4). "Престол Его - как пламя огня" с пылающими колесами напоминает колесницу Божию в видении Иез (1).
10 "Раскрылись книги" - книги, в которые записываются все поступки людей, как добрые, так и злые (ср Иер 17 1; Мал 3 16; Пс 40 8; 56 9; Лук 10 20; Откр 20 12). Этот образ вдохновил автора средневекового гимна "Dies irae". О книге жизни см 12 1.
12 "Продолжение жизни... на время" - существование других царств, время которых не определено, не представляет прямой опасности для верующих, с тех пор как избранный народ перестал находиться под их властью.
13 "Сын человеческий": Дан 7 13. Арамейское бар наша, как и евр бен адам, означает прежде всего "человек" (ср Пс 8 5). У Иезекииля Бог так называет пророка. Но здесь это выражение имеет особый, высокий смысл и означает человека, таинственным образом превосходящего человеческое естество. Смысл этот может относиться к одной только личности, что подтверждается как древними апокрифическими иудейскими текстами, в которых толкуется данный стих Дан, напр, кн Еноха и 3 Ездры, так и наиболее авторитетными истолкованиями раввинов, главным же образом тем, что Христос применил его к Себе Самому (ср Мф 8 20). Однако не исключается и "коллективный смысл", основанный на стт 18 и 22, где Сын человеческий как бы отождествляется со святыми Всевышнего. Этот коллективный смысл (также мессианский) является расширением смысла индивидуального, ибо Сын человеческий одновременно и глава, и представитель, и образец народа святых. Соответственно этому св. Ефрем Сирин считал, что пророчество имеет в виду сначала иудеев (Маккавеев), а дальше этого и совершенным образом относится ко Христу.
25 "Времени и времен и полувремени" - согласно 4 16 "время" означает год; "времен" - по-евр. двойственное число - 2 года. Всего - три с половиной года или "половина седмины" лет (ср 9 27), что приблизительно соответствует времени гонения Антиоха Епифана. Эта цифра, обозначающая сорок два месяца (по 30 дней) или 1260 дней, встречается в типологическом смысле и в НЗ (Откр 11 2-3; 12 14; 13 5; ср Лук 4 25 и Иак 5 17): здесь она выражает, как и у Дан, период бедствий, который Господь попустил и который Он сократит для утешения избранных.
8 "Сломился большой рог... вышли четыре" - здесь говорится о смерти Александра Великого и о разделении его царства: в 7 7 свящ. писатель сразу переходит к династии Селевкидов, но указывает и на предшественников Антиоха Епифана, о которых будет идти речь в ст 9.
9 "Прекрасная страна" - Палестина.
14 "2300 вечеров и утр", т. е. 1150 дней, если это выражение относится к двум ежедневным жертвоприношениям, которые во время гонения более не совершались.
25 "Сокрушен - не рукою" - очевидно имеется в виду, что смерть Антиоха Епифана не была насильственной (1 Макк 6 8-16; 2 Макк 9); здесь выражается мысль, что смерть гонителей ("сокрушен будет"), как и их благоденствие ("укрепится сила его, хотя и не его силою" - ст 24) пребывает в руках Божиих (ср 2 34).
2 "По книгам" - по писаниям пророков, в частности Иер 25 11; 29 10.
21 Ангел Гавриил является Даниилу и открывает ему таинственное значение пророчества о семидесяти седминах (евр шебуим), основанное на символике числ.
24 Это пророчество (ср пар. места) относится к событиям, происшедшим в период гонения Антиоха Епифана. Выражено оно в загадочной форме (имена собственные отсутствуют, числа имеют условное значение), указывающей на его более глубокий смысл. Окончательное осуществление этого пророчества, как и пророчества, возвестившего мессианское царство, произойдет в эпоху Христа и Церкви. Предсказывается не только эра длительного устойчивого мира, но и наступление царства вечной правды. Подробности, данные в стт 25-27, описывающих предшествующие периоды, остаются таинственными.
"Семьдесят седмин" - речь идет о совершенном числе "7" и производных от него, примененных к хронологии. Отправной точкой летоисчисления служит дата откровения Иеремии (25 11). Пророчество завершится с восстановлением Иерусалима и возвращением пленных.
Согласно 2 Пар 36 22-23 (Езд 1 1-3) оно начало осуществляться в 538 г, когда Кир издал освободительный указ.
"Покрыто было преступление" (букв евр "окончено"), т. е. будет прекращен грех, окончится его власть над людьми. В том же смысле надо понимать "запечатаны были грехи".
13 Ангел Господень, борющийся с сатаной у Зах (3 1), в НЗ (Иуд 1 9), получает имя Михаила ("Кто как Бог? "); конечная же победа над диаволом всецело в руках Божиих. Та же борьба описана в Откр 12 7-12. Михаил - ангел-покровитель народа Божия (стт 21 и 12 1; ср Исх 23 20). Князь царства персидского выступает как один из покровителей враждебных Израилю народов. Этот таинственный конфликт показывает, что даже ангелам судьбы народов неизвестны, пока Господь не откроет их.
2 Кир, Камбиз, Дарий и Ксеркс.
4 Перед смертью Александр Македонский разделил свою державу между четырьмя военачальниками.
5 Птоломей 1 Египетский и Селевк Никатор Сирийский.
6 Брак Вереники с Антиохом II. Она была отравлена Лаодикией, первой женой Антиоха.
7 Птоломей III, брат Вереники.
11 Птоломей IV, который разбил Антиоха III при Рафии.
15-16 Поход Антиоха на Палестину.
18 Победа Сципиона Азиатского при Магнесии в 190 г.
19 Желая расплатиться с огромными военными долгами, Антиох решил разграбить храм бога Вила в Элимаисе и овладеть его сокровищами. Во время этого похода он погиб.
21-29 Речь идет очевидно о первосвященнике Онии III и - в ст 25 - о Птоломее Филометоре Египетском.
30 "Корабли киттимские" - римский флот.
31 Антиох войдет в соглашение с иудеями-отступниками, прельщенными эллинистической культурой.
38 "Богу крепостей", т. е. Зевсу Капитолийскому.
2 Одно из главных свидетельств ВЗ о воскресении мертвых.
4 Когда Откровение будет завершено (Откр 22 10), ангел даст повеление более не скрывать "пророческой книги сей".
7 "К концу времени, времен и полувремени", т. е. три с половиной года для освобождения Иерусалима (ср 7 25).
11-12 Здесь предполагаются иные сроки, чем указанные в ст 7 и в гл 8 14.
4-5 Иудеи, уведенные в Вавилон, могли покупать имения, и некоторые из них приобретали состояние; они имели даже свои суды, на которых старейшины разбирали судебные дела.
44 Перед побиением камнями полагалось возложить руки на голову обвиняемого от имени всей общины.
3 "Вил" - одно из имен Мардука, бога Вавилонского.
33 Этого пророка Аввакума нельзя отождествлять с современником пророка Иеремии, носящим то же имя.