Послание к Ефесянам святого Апостола Павла

Блестящий Ефес был главным городом римской провинции Асии. В годы своего второго путешествия по землям языческим Ап. Павел пробыл там недолгое время (Деян 18 19-21); в течение же третьего путешествия он сделал этот город центром своей деятельности и жил в нем около трех лет (Деян 19). Народное волнение, поднятое мастером Димитрием, заставило Апостола расстаться с возлюбленною общиной, которая отвечала на его любовь к ней пламенной любовью (Деян 20 17-37); но и в разлуке он не переставал думать о ней, как о том свидетельствует послание к Ефесянам.

В двух древнейших списках послания не находим слов "в Ефесе", тогда как во всех других рукописях они прибавлены. Это обстоятельство навело некоторых исследователей на мысль, что в дошедшем до нас послании надлежит видеть соборное (окружное) послание. Однако оно издревле называется в Церкви посланием к Ефесянам.

По содержанию, послания к Ефесянам и к Колоссянам родственны: церковная жизнь в малоазийских общинах протекала в одинаковых условиях, большинство верующих составляли недавние язычники (Еф 2 11; 3 1; 4 17), меньшинство - Иудеи. Поэтому главный предмет проповеди - единство Церкви, возглавляемой единым верховным для всей, не только земной, но и небесной, Церкви Главою, Христом; в этом единстве нет различия между Иудеем и Еллином.

Послания к Ефесянам, к Колоссянам и к Филимону (ср. Еф 6 21 с Кол 4 7 слл. и к Флм 12) написаны в одно время и в одном месте, а именно в 63 г., под конец (Флм 22) первых уз Павла (Еф 3 1; 4 1; 6 20), в Риме.

Послание к Ефесянам известно св. Иринею и упомянуто в списке новозаветных книг, составленном во II веке.


Краткий толкователь