63 Правитель назван здесь почетным персидским именем "тиршафа", которое встречается затем в кн. Неем 7 65, 70; 8 9; 10 2. Он оставляет священникам право принимать решения по религиозным вопросам. Предписания Иезекииля (ср Иез 45 7-17, 46 1-10, 12, 16-18) были приняты к исполнению.
3 В Езд 4 4; 9 1-2; 10 2, 11 и в Неем 10 28, 31, 32 выражение "иноземные народы" (почти всегда во множ. числе) относится к самарянам, аммонитянам, моавитянам и т. д., занявшим опустевшую землю после увода в плен жителей Иудеи и обладавшим вследствие этого политическими правами.
8 Согласно Агг 1 14-15; 2 10 сл; Зах 4 9, работы по восстановлению храма начались во второй год царствования Дария. На самом деле, они начались еще при Кире (Езд 5 16), но продвигались очень медленно (ср 4 24).
1-5 Аггей (1 4) упрекал иудеев в небрежности и медлительности в деле построения храма (период с 538 по 520 г.), тогда как свящ. писатель подчеркивает противодействие самарян.
2 Эти два стиха дополняют сведения, данные в кн Аггея и Захарии. Инициатором восстановления храма был Шешбацар (5 16), но у него не было последователей и осенью 520 г., по словам Аггея, "дом сей был в запустении" (1 4). Следовательно, работы по восстановлению храма из груды развалин начались только с этого времени. Зоровавель, роль которого подчеркнута Аггеем и Захарией, ставит на первое место старейшин иудейских.
1 Вавилон обычно обозначает персидское царство (ср "Кир, Царь Вавилонский" 5 13). Резиденциями царя являлись Вавилон, Сузы и Екбатана, где и было найдено царское повеление (ст 2).
6 Книжники как опытные писцы назначались чиновниками при дворах восточных царей. В данном же случае свящ. писатель объясняет смысл титула Ездры в связи с его деятельностью в Иерусалиме (Неем 8 8): книжник читает, переводит и объясняет Закон народу израильскому. Ездра положил начало этой деятельности, ставшей еще более плодотворной после Плена и продолжавшейся еще во время Христа.
2 Потомок Финееса принадлежит к роду Садока, единственному представленному в списке Езд 2 = Неем 7. Потомок Ифамара принадлежит к роду Авиафара, которого "удалил Соломон от священства" (3 Цар 2 27). Его наличие в этом списке означает, что соперничающие роды примирились и поочередно исполняли во втором храме священнические функции "сынов Аарона". Однако потомки Садока были более многочисленны (16 глав семейств, потомков же Ифамара - 8) и занимали первенствующее положение.
Браки с иноплеменницами не были запрещены в древнем Израиле (Быт 41 45; 48 5 сл; Числ 12 1 сл; Руф 1 4; 2 Цар 3 3). Но Втор 7 1-4 (ср 23 3 сл) запрещает их, чтобы иноземки не отвратили сынов избранного народа от Господа для служения "иным богам". После Плена опасность эта еще увеличилась, потому что вернувшиеся были в большинстве своем мужчины. Решение "отпустить иноплеменных жен и детей" было (10 3) принято по религиозным побуждениям; к ним добавляется еще следующее: "семя святое" не должно смешиваться с народами иноплеменными (9 2).