11 "Тир и Сидон" были после Египта злейшими врагами евреев. Об их гибели пророчествовали Исаия (23) и Иезекииль (26-27). Сидон был разрушен персидским царём Артаксерксом III (351 г), а Тир - Александром Македонским (332 г).
24 "Переселюсь к другим народам" - Бог откроет Своё Имя и Свою волю языческим народам.
30 Возможно, что этот образ заимствован автором из НЗ (Мф 23, 37). В кн Второзакония любовь Бога к избранному народу сравнивается с попечением орла о своих птенцах (32, 11).
32 Этот стих созвучен Лк 11, 49 и Мф 23, 34
33 Выражение "дом ваш пуст" встречается в обличительной речи Спасителя в Храме (Мф 23, 38; Лк 13, 35). Сравнение судьбы рассеяного Израиля с мякиной, уносимой ветром с гумна, мы находим уже у Осии (13, 3)
35-37 Эти слова, может быть, произносит Мессия, пришедший во плоти. Он предсказывает, что люди, не слышавшие его учения и не видевшие сотворённых им знамений, уверуют в него (ср. Ин 20, 29)
2-4 Сион или Иерусалим неоднократно сравнивается у пророков с матерью (Иер 50, 12; Ос 2, 5) и вдовою (Ис 54, 4)
10-14 Данные стт напоминают кн Откр.
13 Вера в близкое наступление царства Мессии на земле была жива у христиан первых веков.
38-42 Ездра созерцает на горе Сион прославление исповедавших Имя Божие, т.е. мучеников (ср. Откр).
4-36 Перечислив основные события свящ. истории, автор выражает свою скорбь при виде бедствий избранного народа.
1 "Уриил" означает "свет Божий" (1 Пар 6, 24; 15, 5; 2 Пар 13, 2). Имя ангела Уриила упоминается в Апокалипсисе Еноха (22, 2)
36 Имя "Иеремиил" значит "милосердие Божие" и встречается в канонических книгах ВЗ (1 Пар 2, 25-27, 42; Иер 36, 26) и в апокрифическом апокалипсисе Илии.
2 Об умножении беззаконий в последние дни говорится и в НЗ-ных книгах.
16 "Салафиил" значит "спасение Божие".
25 "Один источник" - быть может подразумевается река Иордан или поток Кедрон, воды которого некогда омывали Иерусалим.
26 "Голубица", как и овца (Пс 79, 13), - символы избранного народа.
13 "Голос, исполненный шума" - голос Божий (ср Иез 1, 24; Откр 1, 15; 14, 2; 19, 6).
24 "Три часа" - апокалиптическое обозначение срока, в течение которого на земле будет царить зло (ср. 5, 9)
26 "Люди избранные" - здесь разумеется Енох (Быт 5, 24; Сир 44, 15; 49, 16; Евр 11, 5), Илия (4 Цар 2, 10-11; Сир 48, 9; Прем 4, 11), Моисей, сам Ездра (3 Езд 1, 4. 9) и др. праведники, пришествия которых ожидали перед кончиной мира (ср Мал 4, 5-6).
42 Согласно современным автору представлениям, мир был разделён на семь частей, из которых одну занимала вода, а остальные занимала суша.
3-9 Настоящий мир, полный скорбей и лишений, представляет неизбежную переходную ступень к блаженству будущего века.
28 "Сын Мой Иисус" - в греч и лат рукописях, в других - Мессия. "Четыреста лет" - в беседе Бога с Авраамом (Быт 15, 13) продолжительность плена египетского определяется в 400 лет. На основании Пс 90, 15 раввины проводили полную праллель между временем, когда Бог посылал Израилю разные бедствия и временем грядущего торжества народа Божия. В Откр. царство Мессии охватывает 1000 лет (20, 2. 7).
29 "Умрёт Сын Мой Христос" - автору чужда мысль об уничижении Мессии (ср 1 Кор 15, 28).
(50) "Не один век, а два" - по верованиям талмудистов будущий век сотворён ранее видимого мира.
(79-80) Здесь нашло себе отголосок народное поверие, что души злодеев после их смерти блуждают по земле.
32-36 Ср Рим 3, 21-31
1 "Знамения, прежде утраченные" - апокалипсисы, надписывавшиеся именами древних патриархов: Адама, Сифа, Еноха, Ноя и др.
26 Поле Ардаф, как и земля Арсареф (13, 45) - очевидно символические названия, относящиеся к эсхатологической эре.
38 "На правой стороне" - правая сторона олицетворяла в древности доброе предзнаменование (ср Лк 1, 11; Мк 16, 5).
45 Бесплодие считалось у евреев позором (Лк 1, 25).
1-4 "Опрокинули мы все святильники" - зажжёные по случаю брачного пиршества (ср Мф 25, 7).
21-23 Отголосок второго разрушения Иерусалима Титом, очевидцем которого был автор.
51-54 Учение о небесном Иерусалиме, сходящем на землю, появилось после второго разрушения Иерусалима.
1 "Орёл" - царственная птица, символ римской империи.
1-36 Превратности истории Рима в период от Юлия Цезаря до Домициана.
37 "Лев" - образ Мессии (ср Быт 49, 9; Откр 5, 5).
39-40 Подразумевается видение Даниилом четырёх животных (Дан 7, 3-27).
41-42 Изображение жестокого отношения Рима к Иудее.
17-18 Речь идёт о волнениях, происшедших в Римской империи после смерти Нерона и воцарении Веспасиана, вернувшего Риму прежнее величие. После крушения последней из четырёх держав (Римской), предносившихся взору пророка Даниила, Бог наградит уцелевших среди испытаний иудеев: наступит четырёхсотлетнее царство Мессии (7, 27-29)
44-48 В некоторых иудейских кругах Апокалипсисы ценились выше канонических книг.
15 и 16 представляют собой вполне самостоятельное произведение, обычно озаглавливаемое в лат рукописях Liber Quintus Esdrae или кратко Esdras V. В этих главах почти незаметно влияние христианской письменности. Образцами для автора являлись ветхозаветные пророки Исаия, Иеремия, Наум и Иоиль.