2 Первое видение пророка датировано пятым годом пленения Иоакима, т. е. 593-592 г.
3 Выражение, часто встречающееся у Иез, для передачи прямого воздействия силы Божией на пророка во время видений и откровений.
10 Эти необыкновенные животные напоминают ассирийских "карибу", евр. "херувим" (ср Исх 25 18). У них голова - человека, тело - льва, крылья - орла, ноги - тельца. Подобного рода изваяния охраняли вавилонские дворцы. Эти служители языческих богов запряжены здесь в колесницу Бога Израилева. Четыре животных, о которых говорится в Откр 47-8, подобны животным, описанным пророком. В христианской традиции они символизируют четырех евангелистов.
18 Ободья... полны были глаз - это выражение может служить символом всеведения и всевидения Божия.
24-28 Видение Иез - самая величественная и таинственная ВЗ-ная теофания после Богоявления на Синае. Израильтяне боялись увидеть лицо Ягве, потому чаще всего Бог показывал им Свою "славу", т. е. внешние признаки Своего присутствия. Обычно "слава" Ягве имеет вид светлого облака (Исх 16 10: 33 10; Иез 43 1-5); в нем пророк увидел сияющее огненное подобие человека; там, где Бог именуется "Славой", Он часто изображается восседающим на херувимах (Пс 80 2-99 1). Херувимы находились и на ковчеге Завета, и Ягве открывался посреди них (Исх 25 10-22). Продолжение этого видения описывается в 312-13.
1 Наименование "сын человеческий", данное Богом пророку, встречается только у Иез и у Дан (8 17); этим подчеркивается расстояние между Богом и человеком. То же выражение приобретает мессианский смысл у Дан (7 13), и в этом значении его часто употребляет Сам Иисус Христос (Мф 8 20).
3 Серафим коснулся уст Исайи (Ис 6 5-7), а уст Иеремии коснулся Сам Ягве (Иер 1 9). Иез описывает то же символическое действие с еще большим реализмом.
8-9 Значение имени Иезекииль - "Бог укрепляет" (ср Ис 6 9; Иер 1 18).
25 Слово "узы" иногда толкуется, как своего рода паралич (ср 4 4 сл); в свете откровения это физическое испытание получало символическое значение, предзнаменуя осаду и падение Иерусалима.
26 Беспомощность может символизировать и те периоды деятельности пророка, во время которых он сознавал, что не может преодолеть жестоковыйность народа.
5 Лежание пророка 190 дней на левом боку и 40 на правом прообразует время наказания за беззакония Израиля и Иуды. Число этих дней соответствует числу лет беззакония; 40 лет приблизительно соответствуют времени Вавилонского пленения (586-538) и напоминают о годах, проведенных израильтянами в Синайской пустыне в наказание за их непослушание; если из 190 вычесть 40 лет общего пленения Израиля и Иуды, 150 остающихся лет более или менее соответствуют времени первого пленения (722-586).
10-11 Приблизительно 200 гр хлеба и литр воды.
13 О запрещении есть нечистую пищу см Лев 19 19; 22 8; Втор 14 3, 21.
3 Имеется в виду "малый остаток", пощаженный и - после нового испытания - спасенный (ср Ис 4 3).
14 "Дивлаф" или Ривла - самый северный пункт Палестины, где находилась ставка Навуходоносора (ср 4 Цар 25 6). Евр. "От пустыни до Дивлафа" может означать: от южной границы Палестины до северной.
10-11 Речь идет, очевидно, о преступной гордыне Иуды и о могуществе его врагов.
18 Скорбь и стыд, как при оплакивании усопших и бесчестии. Евр - "бритые головы", в рус. пер. "плешь".
22 "Сокровенное мое", т. е. храм.
1 В 6-й год пленения Иехонии (в сентябре-октябре 592 г) старейшины пришли просить совета у пророка (ср 14 1; 20 1).
2 Бог является пророку, как и в 1 26.
3-5 "Идол ревности" - вероятно идол Астарты, который Манассия поместил в храме; "возбуждающий ревность" - т. е. гнев Бога на Израиль, за то, что он поклоняется идолам.
6 Указание на другие языческие культы (ср 4 Цар 21 6; Иер 15 4).
14 Фаммуз - умирающий и воскресающий шумерийский бог растительности, известный под семитским именем - Адонис ("Мой Господь").
4 "От ворот, обращенных к северу" - оттуда шло вавилонское войско. "Знак", букв. "тав": последняя буква древнеевр. алфавита, имевшая форму креста; этот знак должен защищать невинных (ср Исх 12 7; Втор 15 17; Гал 6 17; Откр 7 2-3; 13 16; 15 1).
18 Удаление славы Ягве можно рассматривать как третий и последний акт суда Божия над Иерусалимом. Это величайшая кара, согласно Втор 31 17; Ос 9 12 (ср Иез 48 35).
3 Проявление обманчивого чувства безопасности (ср Иер 29 5). "Он котел" - очевидно речь идет о городе: как котел защищает мясо от действия огня, так и стены защищают Иерусалим (ср 24 1-14).
13 Пророк обеспокоен судьбой "малого остатка" (ср 9 8).
10-12 Здесь очевидно предсказана попытка Седекии и его приближенных бежать из взятого халдеями Иерусалима через брешь в стенах города; взятый в плен царь был ослеплен халдеями и уведен в Вавилон (4 Цар 25 4-7).
17-19 За обличением лжепророков следует обличение лжепророчиц, совершающих магические или языческие обряды.
12-21 Эти стт, вместе с 18 и 33 10-20, знаменуют собой новую ступень в развитии нравственного учения ВЗ. В древних книгах человек обыкновенно рассматривается в совокупности с семьей, племенем, нацией. Ной (Быт 6 18) спасается вместе со своей семьей, Авраам, призванный Богом (Быт 12), уводит за собой в Ханаан весь род. Поэтому и ответственность и воздаяние понимались как коллективные. Авраам (Быт 18 22-23) ходатайствует за Содом не для того только, чтобы праведные был пощажены, но и для того, чтобы в силу солидарности всего рода человеческого они избавили и злых от заслуженного наказания. Пророки же поставили во главу угла индивидуальное начало и этим дополнили древние принципы. Уже во Втор (24 16; ср 4 Цар 14 6) утверждается, что нельзя наказывать сыновей за отцов. Видение, бывшее Иезекиилю (8-10), убедило его в том, что мера наказания, предстоящего Иерусалиму, соответствует степени его теперешних грехов. Так пророк становится провозвестником личной ответственности. Спасение человека или его гибель зависит не от его предков и близких, даже не от его собственного прошлого. Только сердечное расположение в настоящий момент имеет значение для Бога. Эти радикально индивидуалистические утверждения дополняются принципом солидарности, выраженным в 4-ой песни Раба Ягве (Ис 52 13-53 12; ср Ис 42 14). С другой стороны, они оказываются в противоречии с каждодневным опытом (ср Иов), что вызывает новое движение религиозной мысли, завершающееся в прозрении загробного воздаяния (ср Введение к книгам мудрых). Наконец, в НЗ-ную эру надежда христианина основывается на его вере в Христа Воскресшего и удовлетворяет как индивидуальному стремлению, так и закону солидарности в грехе и в искуплении человечества, созданного и спасенного Богом. Это учение разработал главным обр. ап. Повел.
4 "Съедение огнем" можно истолковать так: Израиль лишился Самарии в 720 г и Иудеи в 597 г. Сам Иерусалим ("середина") обгорел, ибо был осажден и жители его были уведены в Плен (первое пленение).
Израиль представлен в образе, встречавшемся уже у Осии, - неверной жены Ягве, блудодействовавшей с языческими богами. Пророк иллюстрирует эту тему аллегорией, заканчивающейся (стт 60-63), как у Осии, помилованием неверной по милосердию Ягве, устанавливающего новый и вечный Союз-Завет. Здесь предвещается новозаветный образ мессианского брачного пира.
3 "Большой орел" - в 597 г. Навуходоносор увел в плен Иехонию и поставил царем Седекию (ср 17 12 сл).
7 Подразумевается Египет, к которому обратится за помощью Седекия (ср 17 15).
2-32 Иудейские пленники считают, что они наказаны за грехи своих отцов. Пророк же утверждает, что над ними не только не тяготеют грехи отцов, но они могут освободиться покаянием от бремени своего греховного прошлого. Иез призывает всех к личному обращению (см прим. к 14 12 и Мф 3 2).
2 Львица - Израильский народ, а цари (молодые львы) - ее сыны.
4 Иоахаз, которого фараон Нехао увел в Египет в 609 г.
9 Речь идет, по всей вероятности, об Иехонии, уведенном в Вавилон в 597 г.
10-12 Аллегория, символизирующая разрушение царства: восстав против Вавилона, Седекия довел народ до окончательного разорения.
26 Пророк очевидно имеет в виду предписание о приношении первенцев (Исх 22 29-30), которому израильтяне нередко давали омерзительное материалистическое толкование (ср Лев 18 21).
29 "Бама" - евр высота - место идолослужения и свящ проституции.
35 "Пустыня народов" - сирийская пустыня, служившая перекрестком для всех нашествий. Упоминая различные события истории Израиля, пророк хочет показать их духовное значение.
4 Пророк основывается здесь на древнем принципе коллективного возмездия, который совмещается в его учении с принципом личной ответственности (14 12).
21 "Распутье" - Ривла (см 6 14).
27 Мессианское пророчество об Иуде (Быт 49 10).
28 Через пять лет после разрушения Иерусалима Навуходоносор завоевал страну аммонитян (ср Иосиф Флавий "Иудейские Древности", 10, 9).
Ср 16, 20, 23 - здесь пророк говорит на ту же тему: о преступлениях Иерусалима, - но не прибегает к иносказательной форме, а прямо указывает на грехи настоящего, подробно описанные в стт 1-12.
4 "Огола" - букв. евр "ее собственный шатер", "Оголива" - "шатер ее в ней самой". Речь идет, вероятно, о шатрах, в которых совершались идолослужения на высотах, в частности в Самарии, после разделения царств (см 16 16).
10 "Женщины" - соседние народы.
16 Сношения Езекии с Меродах-Баладаном (ср Ис 39).
23 Имена халдейских народностей.
1 Декабрь 589 г - январь 588 г.
2 Согласно данным 4 Цар 25 1 и Иер 52 4 (ср 39 1) здесь идет речь о начале осады Иерусалима. Если пророк находился в то время в Вавилоне, эта, записанная им, дата должна была послужить в будущем подтверждением достоверности его прорицаний.
11-14 Развращенность дошла до того, что только полное разрушение может истребить мерзости.
4 "Сыны востока" - бедуины, кочующие в пустыне (Быт 25 12, 18; Иер 49 28; Иов 1 3).
8 Сеир - плоскогорье, расположенное на территории Едома; под Сеиром в Библии часто подразумевается Едом.
12 Ср 35 2; Едом принимал прямое участие в разрушении Иерусалима.
16 Критяне, вероятно, того же происхождения, что и филистимляне (Соф 2 5-6).
1 "В одиннадцатом году" - после падения Иерусалима.
2 В начале 6-го в. Тир был могущественным торговым городом. Его жители принимали активное участие во всех мероприятиях, направленных против Вавилона вплоть до событий 587 г, но затем они оставили на произвол судьбы союзный город Иерусалим и радовались его падению.
6 "Дочери его" - союзные города.
7 Тир был взят в 585 г, после тринадцати лет осады.
3 Тир вел международную торговлю главным образом со странами Средиземноморского бассейна.
6 "Острова Киттимские" - о. Кипр, другие острова и побережья Средиземного моря.
9 "Гевал" или "Библ" - финикийский город.
13 "Иаван" - Иония, т. е. Греция; имеет и более общее значение: жители Запада. "Фувал и Мешех" - жители М. Азии у берегов Черного моря.
14 "Дом Фогарма" - очевидно в Армении (ср 38 6).
19 "Узал" - Аравийское племя; здесь вероятно обозначена область, где они жили.
20 Дедан или Родан - о. Родос.
23 Харан, Хане и Еден - в Месопотамии.
27 Разрушение изображено как кораблекрушение.
11-19 Царем Тирским был тогда Итоваал II. Однако слово Господне обращено в данном случае не столько к историческому лицу, сколько к олицетворенному могуществу Тира. Христианские писатели часто обращались к этому тексту, чтобы описать падение Денницы (ср 28 2; Ис 141 3).
20-23 Сидон - знаменитый финикийский город, не имевший, однако, того же значения, как Тир, до наступления персидской эпохи. Согласно Иеремии (27 2-6), Сидон вместе с Иудеей проводил необдуманную политику, что и привело оба государства к катастрофе.
1 Декабрь 588 г-январь 587 г, за семь месяцев до взятия Иерусалима.
17 Март-апрель 571 г - последнее пророчество Иезекииля.
21 Фараон Вафрий пытался вмешаться и заставить Навуходоносора снять осаду с Иерусалима (Иер 37 5), Навуходоносор же воспользовался этим случаем, чтобы его разбить.
3 Аллегория, содержащаяся и в 17 гл. имеет здесь другое значение; описывается великолепие Египта, которое Божия кара внезапно уничтожит.
11 "Властитель городов" - Навуходоносор. 16 "Все дерева Едема" - другие цари.
16-17 Фараон уподобляется кедру, другие цари - другим деревьям сада Едемского (ст 7-9). Все эти "дерева" низошли в преисподнюю и "обрадовались", когда к ним сошел фараон.
2-16 Та же мысль, что и в 31 гл, иллюстрируется новыми символическими сравнениями (ср 29 3).
17-18 Таинственное описание преисподней, в частности состояния умерших.
20 Меч, врученный Навуходоносору (21 12).
1-17 Новый период деятельности Иезекииля (ср 3 16-22): он ободряет соотечественников, изнемогающих под гнетом своих грехов и выпавшего на их долю испытания. Пророк говорит им о возможности спасения, которое он уже раньше предвещал: 11 16; 17 22; 20 40; 28 25.
24-25 В этих словах проявляется привязанность народа к своей земле, но в то же время чрезмерная уверенность - даже после катастрофы 587 г - что Иерусалим не может быть окончательно разрушен.
Образ царя-пастыря издавна существовал в письменности Востока. Иеремия применяет его к царям Израилевым, укоряя их в том, что они плохо исполняют свое назначение (Иер 2 8; 10 21; 23 1-2), и возвещает, что Бог даст Своему народу новых пастырей, которые будут пасти его "со знанием и благоразумием" (Иер 3 15; 23 4), и среди этих пастырей "Отрасль" (Иер 23 5-6), т. е. Мессию. Иезекииль возвращается к этой теме (Иер 23 1-6), позже к ней вернется и Захария (Зах 11 4-17; 13 7). Пророк обличает царей и политических вождей народа за их преступления (Иез 34 1-10). Ягве отнимет у них стадо, оставленное на расхищение, и Сам станет Пастырем Своего народа (ср Быт 48 15; 49 24; Ис 40 11; Пс 23; 80 2; 95 7); в стт 11-16 возвещается теократия (боговластие). И действительно, после возвращения из Плена царская власть больше не восстанавливается. Впоследствии Ягве даст Своему народу (ср 17 22) Пастыря, поставленного Им (стт 23-24), "князя" (ср 45 7-8, 17; 46 8-10, 16-18), нового Давида. Описание царствования этого князя (стт 25-31) и данное ему имя Давида (ср 2 Цар прим к 7 8; Ис 11 1; Иер 23 5) указывает на мессианскую эру, когда Сам Бог через Своего Мессию будет царствовать над Своим народом в правде и мире. Здесь уже как бы намечается евангельская притча о потерянной овце (Мф 18 12-14; Лк 15 4-7; Ин 10 11-18). Добрый Пастырь стал одним из самых древних образов христианской иконографии.
Пророчество о разрушении Едома и о восстановлении прежних границ Израиля.
8 Такая вера в близкое мессианское спасение, не угасшая в период недоумении и уныния, поистине поразительна (ср 37; Ис 40-55).
27 Дух Божий (Его дуновение), творящий и оживляющий (Быт 1 2; 2 7; 6 17), овладевает людьми, в особенности пророками (Суд 3 10), чтобы даровать им сверхъестественную силу (Быт 41 38; Исх 31 3; 1 Цар 16 13). В мессианскую эпоху произойдет необычайное излияние Духа (Зах 4 6; 6 8), распространяющееся на всех людей и сообщающее им особые харизмы (Числ 11 29; Иоил 2 28-29; Деян 2 16-21). Но более таинственным образом Дух будет для каждого началом внутреннего обновления, которое сделает его способным соблюдать Закон (Иез 11 19; 36 26-27; 37 14; Пс 51 12; Ис 32 15-19; Зах 12 10). Он будет также началом Нового Союза-Завета (Иер 31 31; ср 2 Кор 3 6) и взрастит плоды правды и святости (Ис 44 3), которые принесут людям Божию милость и покровительство (Иез 39 24, 29). Это излияние Духа совершится через посредство Мессии. На Него первого сойдет Дух, дабы Он исполнил Свое спасительное дело (Ис 11 1-3; 42 1; 61 1; ср Мф 3 16).
1-14 Поле, о котором уже говорилось в гл 3 22, 23 и 8 4.
Как и в кн Осии (6 2; 13 14) и Исайи (26 19), Бог предвещает (ст 11-14) мессианское восстановление Израиля после испытаний Плена (ср Откр 20 4). С помощью соответствующих символов Он подводит внимающих пророческому слову к ожиданию личного воскресения во плоти, религиозную необходимость которого смутно предчувствовал Иов (19 25) и которая уже ясно выражена у Дан 12 2 и в 2 Мак 7 9-14, 23-36; 12 43-46; в НЗ см Мф 22 29-32; 1 Кор 15 и т. д. Этот текст читается как паримия в Великую Субботу на утрени, по великом славословии.
19 Образ объединения обоих царств после возвращения из Плена.
Апокалиптическое пророчество о борьбе избранного народа против языческих завоевателей, окончательной победе над ними и о явлении славы единого истинного Бога. Эта глава уже содержит характерные для апокалиптической письменности черты. В то время, как древние пророчества носили главным образом характер нравственных поучений, относящихся к настоящему, а иногда сочетавшихся с предсказаниями более светлого будущего, апокалипсисы представляют собой чаще всего писания, предназначенные для утешения страдающего народа, рассказы пророка о видениях, свидетелем которых он был. Видения эти открывают перспективу радужного будущего, с наступлением которого нынешние испытания будут забыты. В них открываются и потусторонние тайны. Этот литературный жанр, подготовленный ВЗ-ными писаниями, процветал в позднейшем иудаизме. Намечается он уже у Исайи (24-27), становление же его происходит у Иезекииля (38-39). Даниила (7-12) и Захарии (9-14). Наиболее часто обращаются к этому жанру иудейские писатели 2-го века до Р. Х. (см напр кн Еноха). В НЗ он представлен Откровением ап Иоанна.
12 Представление об Иерусалиме как о "вершине земли" и центре вселенной, очень распространенное среди иудеев.
11 "Долина прохожих" - вероятно долина Арнона, обрывистая и глубокая.
В последней части кн Иез предлагается подробный план религиозного и политического восстановления дома Израилева в Палестине. Пророк черпает вдохновение в прошлом и старается приспособить древнее законодательство к новым условиям, принимая во внимание уроки настоящего, чтобы предохранить в будущем Израиль от искушений и злоупотреблений, приведших его к катастрофе. Он предлагает реформу государственной структуры, которую уже давно предвидели и ожидали. В этих главах не легко разграничить реальный и аллегорический план. Христианскому читателю следует понимать это изложение, вдохновляясь присущим Церкви идеалом святости (44 23; 43 7) и жизни в присутствии Бога (48 35).
1 Сентябрь-октябрь 573 г - согласно богослужебному календарю год начинался весною, 10-го числа первого весеннего месяца Нисан, а согласно гражданскому календарю - осенью, месяцем Тишри.
2 Речь идет о горе Сионе и об Иерусалиме.
6 Восточные ворота описаны тщательно; двое других, им подобных - более кратко. Эти ворота должны были защищать храм от всякого осквернения необрезанными иноплеменниками (см 44 7).
48-49 Этот храм, разделенный на три части: притвор, внутренний зал и Давир (Святое-святых) - почти точное воспроизведение храма Соломонова (3 Цар 6).
5 Боковые комнаты были и в храме Соломона (3 Цар 6).
12 Это здание упоминается только в описании храма Иезекиилем; возможно, что это те кладовые, о которых говорится в 1 Пар 26 17.
Значение этих символических описаний не легко полностью понять. Очевидно, что в архитектуре нового храма должны проявляться гармония, равновесие и простота.
8-9 Дворец Соломона соприкасался с храмом (3 Цар 7 8). Согласно Иезекиилю, гробницы царей оскверняли гору Сион, на которой был построен храм.
2 Церковь относит этот текст к Пресвятой Богородице, как знаменующий Ее девственность, пренепорочность и рождение Ею Сына Божия. Он читается как паримия в канун Богородичных праздников.
3 "Князь" о котором часто говорится в последующих главах, не Мессия (34 23; 37 24), а глава нового теократического государства. Речь идет о трапезах, следовавших за принесением жертвы (Лев 7 9; Втор 12 7, 18; ср Иез 46 1-2).
7-8 Указание на то, что иноплеменникам давались должности при храме (ср Ис Нав 9 27; Втор 29 11; Езд 8 20).
9 На храме Ирода еще во время Иисуса Христа была начертана надпись по-гречески: "Никакой иноплеменник да не преступает за ограду и стену, окружающие Святилище. Преступивший ее пусть винит самого себя в смерти, которая будет его наказанием" (ср Деян 21 28).
10 Ср реформу Иосии (4 Цар 23 8; Втор 12 12; 18 6).
18-20 Эти две очистительные жертвы, очевидно, должны заменить день Очищения (Лев 16; Числ 29 7).
17 "Год освобождения" - субботний (Иер 34 8), или юбилейный (Лев 25).
1-12 Символические воды - образ благословения Божия и благоденствия.
15 Эту северную границу точно определить невозможно; о других границах см Числ 34. О правах иноземцев см Лев 19 33, об исключениях Втор 23 3.
1-7 В проекте идеального царства каждому колену дается в удел некая полоса, идущая от Средиземного моря до восточной границы.
8 Колена, происходящие от сыновей Иакова, рожденных наложницами, т. е. Дан, Асир, Неффалим и Гад - получают уделы, наиболее отдаленные от Святилища (ср Быт 35 23-26). Напротив, колено Иудино и Вениаминово, образовавшие Иерусалимское царство, будут находиться ближе всего к храму.
35 "Господь (Ягве) там" - символическое имя города, выражающее основную мысль пророка: присутствие Бога среди Своего народа является источником благословения и залогом вечности Союза-Завета, несмотря на все превратности истории.