2-4 Пророк вопрошает Господа о насилиях и несправедливости, царящих в мире: почему Бог не применяет Своей власти и не пресекает беззаконных деяний? Подобные же жалобы слышатся в Псалмах и у Иеремии. Почему Господь Бог попускает торжество нечестивых язычников, тогда как иудеи, хотя и грешные, "праведнее их" (ст 13), ибо знают Бога истинного.
5-13 Бог отвечает пророку: время бедствий еще не миновало. Идет новый враг - халдеи. Они - орудие в руках Божиих. Изображая их, Аввакум не рисует конкретных черт вавилонского царства. Народ этот, обожествляя грубую силу, воплощает в себе всяческое беззаконие. "От него самого", т. е. от его силы, "происходит суд его" (т. е. правосудие) "и власть его".
6 Образы, сочетающиеся в эпическом описании нашествия врагов, многократно встречаются у пророков (ср Ис 5 26; Иер 4 5-7; Наум 3 2-3; Иез 23 22-26 и т. д.).
9 "Устремив лицо свое вперед" - букв евр "лицо горящее, как ветер с востока", согласно толкованию на Аввакума, открытому в Кумране в 1947 г. "Ветер с востока", т. е. приносящий засуху из пустыни или в переносном смысле: нашествие с Востока (ср Ос 12 2; 13 15; Иер 18 17; Иез 17 10 сл).
12 "Мы не умрем" (евр ло намут), вероятно испр. переписчиком, а в подлиннике стояло - ло тамут: (Святый), "Который не умираешь". "Для наказания Ты назначил его" - по-видимому имеются в виду халдеи, которым временно дана миссия вершить суд от имени Господа (ср Ам 3 11; Ис 10 5-27; Иер 5 14-19; 25 1-13: 27 6-22; 51 20-23; Втор 28 47 сл; 4 Цар 24 2-4; ср "Навуходоносор, раб Мой" - Иер 25 9; 27 6: 43 10). Согласно другим толкованиям эти слова относятся или к Израилю, которому было предназначено стать судией или к неверному своей миссии царю Иуды Иоакиму: ст 1 2-4, 12-17 и 2 6-19 направлены в таком случае против него.
12-16 Пророку трудно примирить благость Божию с торжеством зла на земле.
1 "На стражу мою я стал" - пророк бдит над своим народом как страж на крепостных стенах (ср Ос 9 8; Ис 21 6-12; Иер 6 17; Иез 3 17; 33 1-9).
3 "Видение относится еще к определенному времени" - поэтому дано (ст 2) повеление записать его: письменный документ как бы гарантирует, что это - слово Господне, истинность которого будет доказана исполнением пророчества. "Говорит о конце": букв. стремится к концу: сила, содержащаяся в слове Божием, стремится исполнить пророчество (ср Ис 55 10, 11).
2-4 Бог отвечает пророку: как бы долго ни ждали Его пришествия - День Правды наступит. У Бога Свой замысел о мире, который никто не может отменить. Но пока не совершилось Богоявление, перед людьми две дороги: одна - путь надменности и попирания Закона Господня - путь погибели; другая - полное доверие к Богу (ср Быт 15 6), которое дарует человеку истинную жизнь.
4 "Верою" или "верностью", как переводят некоторые современные толкователи (ср Иер 5 1-3), ибо смысл евр аман, эмуна достаточно широк, чтобы обе интерпретации были возможны; во втором случае эти слова означают: верность Богу, т. е. Его слову и Его воле - отличительная черта праведника - дает ему жизнь и безопасность (ср Ис 33 6; Пс 37 3-5; Притч 10 25 и т. д.).
5 Далее пророк более пространно изображает два пути (ст 4). В гл 2 5-20 он говорит о пути зла. неверия, а в гл 3 - о пути веры. Ст 5 в Кумранском варианте читается так: "Богатство развращает высокомерного человека, и он не знает покоя: оно, как бездну, расширило его вожделение, и он, как смерть, не насытится".
6 "Насмешливую песнь" (евр "мелица") - в ней загадка, которая должна быть истолкована.
6-20 Пять песен в торжественной форме пророчеств с грозными предупреждениями, выраженными в загадочной форме. В этих песнях речь идет о царстве насильников, об угнетателях и об отдельных людях, ослепленных злобой, алчностью и суеверием.
17 "Злодейство твое на Ливане": Навуходоносор вырубает кедры для своих построек (ср Ис 37 24; Ливан может быть тоже символом Израиля - ср Ис 14 8; 33 9; Иер 21 14; 22 6-7, 20-23).
18-19 Судя по смыслу, эти стихи должны следовать в обратном порядке.
20 "Да молчит" - молчание подготовляет к восприятию видения
1 "Молитва": как и во многих псалмах, прошение сопровождается прославлением всемогущества Божия. Заглавие, наличие "пауз" (евр - села), на которые есть указания после стт 3, 9, 13, и последние слова ст 19 указывают на богослужебное употребление молитвы. В кумранском толковании на Аввакума эта молитва отсутствует.
2 "Слух Твой" - букв. "то, что Ты даешь слышать; "среди лет", т. е. в наше время. Греч.: "Ты явишься посреди двух животных". Этот стих в сочетании с Ис 1 3 лег в основу предания о двух животных у Вифлеемских яслей.
3-15 В молитве явление Бога изображено в красках древневосточной поэзии. Чтобы показать величие Господа, пророк прибегает к образу космической бури, олицетворяющей исторические бури, грядущие в мир. Господь приближается (стт 3-7), вступает в брань (ст 8-15). Это эпическое видение напоминает нам торжественное шествие Господа во главе Своего народа во время Исхода, предвещавшего грядущее освобождение (ср Ис 40 3). "Святый" (ср Втор 33 3; Ис 6 3) шествует от Синая (ср Исх 24 9-11) по направлению к Ханаану, по юго-восточным областям Палестины, откуда приходят бури.
3 "Бог" (евр Элоах) - древнее имя Божие; Феман и Фаран - местности в южной пустыне, примыкающей к Синаю. Реминисценция теофании на Синае (ср Исх 19 16).
5 "Жгучий ветер": евр "решеф" (происходит от имени финикийского бога молнии) - молния, град, бедствие, горячка (ср Втор 32 24).
6 Выражения "вековые горы", "первобытные холмы" имеют здесь космический смысл (ср Пс 90 3; Притч 8 25; Иов 15 7); в Быт 49 26. Втор 33 15 они относятся к местам, где жили праотцы.
8 Как и в Суд 5 4-5; Пс 77 17-20; 114 3-7, явление Господне сопровождается космическими потрясениями (ср Ам 8 9).
9 "По клятвенному обетованию" (евр букв - "клятвы - стрелы слова"). Стрелы обозначают молнии, ст 4 и Пс 29 7; 77 18. Лук - символ силы: ср Быт 49 24; Иов 29 20 и т. д. "Потоками рассек землю" - проливной дождь во время грозы (ср Пс 77 17-19; Суд 5 4).
10 "Бездна... - высоко подняла руки свои" - подземная бездна, т. е. первичный океан, соединяющий свои воды с верхними водами (дождем); "руки" - т. е. волны.
13 "Помазанного" - может здесь относиться к народу, а не к царю (ср Пс 28 8; Исх 19 6).
16-19 Истинно верующий трепещет перед лицом великих переворотов, но его оплот и надежда - вера. Он не молит Бога о дарах Его, а свидетельствует, что Бог - жизнь его и радость и ничто не может его поколебать. Эти слова пророка знаменуют важный поворот в ветхозаветном сознании, освобождающий его от корыстного отношения к вере.
19 "Начальнику хора" - в евр тексте есть еще дополнительные указания: "мои (струнные) инструменты"; очевидно - "на струнных инструментах". Такое указание фигурирует в начале ряда псалмов.