1 1-4 Ветхозаветное откровение было неполно; новозаветное дано в полноте. В древности Бог открывал Свою волю по разным поводам и в той мере, в какой это было каждый раз необходимо, при посредстве Своих служебных духов. Ангелов, устами избранных людей, пророков. Ныне же Он дал миру единожды полноту Откровения в сошедшем с небес и вочеловечившемся ради нашего спасения Сыне, Которого и поставил наследником всего. Сын есть Слово Божие, Которым всё сотворенное было вызвано к бытию и в бытии пребывает. Он есть Свет от Света Отчего, единосущный Отцу; Бог истинный, рожденный от Бога истинного прежде всех веков.
1 5-14 Против иудействующих лжеучителей, противившихся признанию Лица Сына в Божестве, Апостол настаивает на утверждении, что Сын Божий, рожденный, а не сотворенный, вследствие единосущия Своего с Отцом, бесконечно превосходит наивысшие иерархии сотворенных духов, Ангелов, которых псалмопевец уподобляет служебным стихиям перед престолом Божиим, дыханию ветра и огню пламенеющему.
2 1-4 Если кара тяготела над ослушниками Закона, возвещенного через Ангелов, сколь страшнее отпадение от Нового Завета, данного Сыном Божиим!
2 5-8 Сын Божий превосходит Ангелов не тем только, что Он Бог, но и тем, что, будучи Богом, Он стал совершенным человеком. Ибо не кто-либо из Ангелов и не собор ангельский, но человек, в извечном совете премудрости и любви Божией, был предопределен стать вместе целью и средством всеобщего спасения. И не Ангелам, но человеку покорил Бог будущую вселенную, по свидетельству Псалмопевца Давида, который видит в Духе Искупителя Богочеловеком и искупленное им человечество телом Сына Божия.
2 9-18 Уничижив Себя перед лицом Ангелов в вочеловечении, когда человек был рабом греха и смерти, и выкупив его из этого рабства Своею смертию, Христос Иисус был увенчан славою и честию, как Богочеловек, победивший смертию смерть; "вождь спасения, совершенный через страдание", Он, быв прославлен Сам, привел во славу и восстановленный Им в изначальном достоинстве род человеческий. Если бы Христос не стал человеком и не взял но Себя грех мира, невозможно было бы искупление к полной мере справедливости; но Он восхотел пострадать и умереть, чтобы в бесконечном милосердии Своем всецело разделить участь человека, подверженного испытаниям. Всех привлекая к Себе и с Собою соединяя, Он не стыдится называть людей, детей Божиих, Своими братьями.
2 16-18 Не Ангелов привлекает к Себе и с Собою соединяет Христос Искупитель, но людей: семя Авраамово, т. е. уверовавших в Него, тех истинных потомков Авраама в духе, которые унаследовали от своего духовного предка его завет и силу веры. Уподобившись братьям Своим, Христос Искупитель предстоит за них Первосвященником перед Отцом. Ибо первосвященник берется из среды народа, к составу которого принадлежит по плоти, чтобы умилостивлять Бога за все грехи представляемого им перед престолом Господним человеческого множества. Будучи вместе Богом и Человеком, Богочеловек Христос есть Первосвященник вовек, очищающий и освящающий человечество.
3 1-6 Христос в божественном посланничестве Своем был верен Отцу, как Моисей был верен Господу в доме Его. Но разность между обоими та, что дом, Христом управляемый, Им же и построен и что правит Он им не как слуга-домоблюститель, но как хозяин, будучи Сыном и Наследником Домовладыки. Дом же - мы соборне, пребывающие верными Ему.
3 7-19 Урочищем искушения и укора назвал Моисей безводную местность, где мучимые жаждою Евреи ожесточились на Бога и на вождя, выведшего их из Египта в пустыню (Исх 17 7 Числ 20 13); вода, изведенная Моисеем из камня, утолила жажду ропщущих, но никто из них, в наказание за ропот, не вошел в Землю Обетованную. Бог устами Давида предостерегает не уподобляться им в годину испытания, и Апостол, видя угрозу времен, напоминает это предостережение, обращая его к отчаивающимся и озлобленным, искушаемым к отпадению: отступившие от Христа не войдут в обетованное Царство славы Его, или, как говорит Псалмопевец, в покой Господень.
4 5-10 Отдых в Земле Обетованной - прообраз покоя, уготованного святым. Возроптавшие в странствии на Бога и маловерные не вошли в нее; но даже о вошедших с Иисусом Навином нельзя сказать, что они вошли в покой Господень: псалмопевец говорит о нем (95 11) как о благе ожидаемом, которое надлежит заслужить и которого можно лишиться.
4 11-13 Чтобы войти в покой Господень, должно иметь сердце чистое и цельную веру. Ибо знает Бог наши сокровенные помыслы и вожделения, и его угроза малодушным и двоедушным: "они не войдут в покой Мой", подобно мечу обоюдоострому, рассекает затаенные в нас противоречия между духом бодрящимся и душою изнемогающею, хитросплетения грешной мысли, ищущей вовлечь совесть нашу в сделку с нашей темной волею.
4 14-16 Твердо подобает нам держаться учения Христа, ибо единый вождь в покой Господень есть нам божественный Первосвященник, разделивший, как человек, немощи наши и соделавший Себя Самого умилостивительною жертвою за грехи наши.
5 1-10 Двум требованиям должен удовлетворять первосвященник. Он не может действенно умилостивлять Бога за грехи народа, если не милостив сам и, превозносясь над народом, не чувствует себя причастным греху. С другой стороны, он не может представлять перед Богом народ самозванно, не быв на то поставлен от Бога, как Аарон и его преемники. Иисус Христос в избыточной мере выполнил оба эти условия. Что касается первого, Он не только сострадал немощи человеческой, но и собственным примером учил побеждать искушения, из нее проистекающие: Его душевное борение в саду Гефсиманском (моление о чаше) являет Его человеческую природу доступною чувствованиям тоски смертельной, тоски о предстоящем и уже начавшемся непомерном страдании.
5 11-14 Постижение глубокой тайны первосвященничества Христа возможно лишь при условии духовной зрелости; слушатели Апостола должны были бы уже достичь ее, но осуетились мыслью, и потому эта тайна доступна им лишь отчасти.
6 1-3 Только при полном усвоении начал христианского вероучения возможно познание дальнейших духовных истин.
6 4-10 Отпавших надлежало бы, если бы это было возможно, опять обновлять покаянием и утверждать в начатках благовестия, но они подобны земле возделанной и орошаемой, но отказавшейся давать иное произрастание, кроме диких колючих зарослей. Они вкусили дара небесного, а ныне снова распинают в себе Христа. Не таковы пребывшие верными; они не утратили того, что получили, ставши причастными Духа Святого; одно им нужно: сохранить первоначальную ревность до конца.
6 11-29 Пример Авраама учит, что вера непоколебимая приводит благословение. И благословение, данное Богом Аврааму и утвержденное Господнею клятвою, должно быть основанием и нашей христианской надежды. Эта надежда - наш якорь безопасный и крепкий, брошенный в глубины Божии. (Изображение якоря часто встречается на древних памятниках христианского искусства). Ибо в глубины Божии, во внутреннюю часть Скинии, за завесу, вошел ходатаем за нас Иисус, Первосвященник вовек по чину Мелхиседека.
7 1-3 Прообраз первосвященства Христа не Аарон и священство левитское, но Мелхиседек. То, что книга Бытия (14 18-20) сообщает об этом богоносном и как бы закрытом от наших глаз покрывалом света лице, являет его прообразом Христа. Имя его значит: царь правды. Он царь города Салима (града Мира) и священник Бога Всевышнего. Никто, по словам Апостола, не знает ни его земных родителей, ни его рода и племени, ни его возраста, ни начала и конца дней его на земле; первосвященство не ограничено земными сроками. Он благословляет Авраама и, благословляя, предлагает ему, предзнаменуя таинство Евхаристии (о чем Апостол умалчивает), хлеб и вино.
7 4-10 Благословляющий больше благословляемого, и Авраам, хотя уже имеющий обетования, свидетельствует свое преклонение перед Мелхиседеком, отдавая ему десятую часть военной добычи. Потомки Левия (Левиты), которым принадлежало священство, брали десятину с народа; Левий в лице своего родоначальника Авраама отдает десятину Мелхиседеку, как представителю иного и высшего священства, чем священство левитское.
7 11-19 С переменою священства необходимо быть перемене Закона. Моисеев Закон ничего не довел до совершенства, и левитское священство, нерасторжимо с ним связанное, не могло примирить Бога с народом. Поэтому необходимо было восстать иному Первосвященнику, уже не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека. Этот Первосвященник - Иисус Христос, воссиявший не из колена Левиина, но из колена Иудина, чуждого прежнему священству. Замена преемства Ааронова преемством Мелхиседека означает замену Ветхого Завета Новым.
7 20-28 Дальнейшие доказательства превосходства новозаветного священства перед ветхозаветным суть следующие три. Поставление Христа Первосвященником запечатлено клятвою Божией, которой Господь не произнес при установлении священства Ааронова. Левитские священники сменяли друг друга в ряду поколений, будучи смертными людьми; новозаветный же Первосвященник один пребывает вечно. Левитские священники должны были ежедневно приносить умилостивительные жертвы за грехи свои и народа; новозаветный же Первосвященник единожды навсегда принес Себя Самого, будучи безгрешным, в искупительную жертву за грехи мира.
8 1-5 Левитские священники служат в Скинии рукотворной, а она есть земной образ Скинии небесной. Христос же, Первосвященник Нового Завета, священнодействует во Святом Святых на небесах, предстоя Отцу как непорочный Агнец Божий, предавший Себя на заклание за грехи мира.
8 6-13 Новый и совершеннейший завет с народом Своим обещает Бог устами пророка Иеремии: грехи людей будут отпущены, им откроется внутреннее богопознание.
9 1-10 Отделением святилища, доступного священникам, от внутренней части Скинии, именуемой: Святое Святых, куда входит однажды в год один только первосвященник, Дух Святый указывал на невозможность приблизиться к Богу в пределах и средствами Ветхого Завета, ибо левитские жертвы и очищения не могли внутренне оправдать человека и примирить с ним Бога.
9 11-14 Первосвященник ветхозаветный через святилище входит во Святое Святых земной прообразной Скинии с кровию животных, потребной для внешнего очищения народа; Первосвященник Нового Завета, восходя из неба в небо, проникает во внутреннее Тайны Божией с пролитою Им за мир собственною Кровию, всецело и до глубины глубин освящающею представляемую Им Отцу новую тварь.
9 15-24 Чтобы Новый Завет возымел действие, необходима была смерть Христа, как завещание вступает в силу только по смерти завещателя. И как установление Ветхого Завета было утверждено окроплением народа кровию жертв, так установление Нового Завета было утверждено Кровию Христовой.
9 25-28 Если бы искупительная жертва Христова не была окончательною и если бы, однажды совершенная, не имела действия на все века, надлежало бы Христу неоднократно умирать от начала мира. Но человекам положено умереть однажды. Так и второе пришествие Христа будет уже не нисхождением для страдания, но явлением в небесной славе.
10 1-4 Закон Моисеев - тень ожидаемых благ и грядущих свершений. Ветхозаветные умилостивительные жертвы, ежегодно возобновляемые, напоминали о необходимости искупления, но осуществить его не могли; если бы могли, не нужно было бы и повторять их из года в год. Искупление же совершилось однажды навек жертвою Христовой.
10 5-10 О замене преобразовательных ветхозаветных жертв единою осуществительною и совершенною жертвою Христа пророчествовал Давид: в замену прежних недостаточных и недейственных жертв Христос отдает Свое тело.
10 14-18 Апостол опять напоминает (см. 8 8-12) пророчество Иеремии о Новом Завете, имеющем силу освобождать всех от грехов. Новозаветное оправдание и освящение человека упраздняет за их ненужностью ветхозаветные приношения и всесожжения. Превратно было бы заключать отсюда, что ненужна и бескровная жертва, приносимая Церковию на божественной литургии: таинство Св. Евхаристии не есть нечто отдельное от единственной искупительной жертвы Христовой на кресте, но ее таинственное продолжение и непрестанное возобновление.
10 19-21 Отдав на распятие плоть Свою, Христос расторгнул завесу, заграждавшую Святое Святых, и открыл верующим в Него доступ к Отцу.
10 24-25 Хотя, согласно выше изученному пророчеству Иеремии, люди, просвещенные откровением Нового Завете, не имеют нужды учить друг друга: "познай Бога", однако им надлежит держаться вместе, в соборном общении любви и молитвы, и чем труднее становятся времена, тем бодрственнее и мужественнее укреплять один другого в общей надежде.
10 26-31 Сознательно отвергнувшие дарованное им Господом искупление и отпавшие от Христа попирают святыню крови Его и Духа благодати оскорбляют. Они не могут более рассчитывать на умилостивительные жертвоприношения и не избегнут кары Того, Кто сказал: Мне возмездие, и Я воздам.
10 32-39 Пусть же не колеблются в своей вере, те, которые уже успели запечатлеть ее многими подвигами и лишениями и пусть памятуют пророчество, что Господь придет скоро, что праведный верою жив будет, а колеблющийся лишится Его благоволения.
11 1-40 Речь о вере, составляющая содержание этой главы, построена с искусством достойным удивления. После вступительных слов о свойстве веры (1-2), развертывается длинная цепь примеров, показывающих, что может вера (3-31), причем каждое отдельное звено этой цепи вводится постоянно повторяющимся зачалом: верою (3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 17, 20, 21, 2, 23, 24, 27. 28, 29, 30, 31), каковой прием в искусстве красноречия именуется анафорою. В остальной части речи (32-40) другая цепь уже не предложений, а глагольных сказуемых при одном подлежащем изображает многообразные подвиги самопожертвования, вдохновляемого верою.
11 1 Вера поселяет в нас уверенность в бытии ожидаемого.
11 4 Кровь Авеля первоубиенного доселе вопиет от земли (Быт 4 10); его вера соделала его прообразом Христа, Агнца непорочного, закланного за грехи мира.
11 10 Кочуя в степях, Авраам чувствовал себя странником на пути в недвижимую обитель Божию, в Царстве небесном.
11 16 Так как древние патриархи сознавали себя странниками и пришельцами на земле, веруя в отечество небесное, Бог заключил с ними завет и назвал Себя их Богом.
11 17-19 Авраам, которому обещано многочисленное потомство от Исаака, не колеблется однако принести в жертву сына своего, веруя, что силен Бог и мертвых воскресить; почему спасение Исаака от смерти является прообразом Христова воскресения.
11 25-26 Почестям и роскошной жизни при дворе царском Моисей предпочел поношения с народом Божиим; Христовым называет Апостол поношение, предпочтенное Моисеем, как прообраз избранного Христом уничижения и измождения даже до смерти крестной.
11 33-38 Верою побеждали царства Судии Израильские и Давид; разбирали дела по справедливости судии и цари; принимали от Бога обетования Давид и пророки; заграждали пасть львов Самсон, Давид, Даниил; угашали силу пламени три отрока в пещи огненной; меча избежали Давид, Илия, Елисей; укреплялись от немощи Самсон и Езекия; на войне крепки были Судии, Давид, Маккавеи; Илия воскресил сына вдовы в Сарепте, Елисей сына Сунамитянки; замучены были Елеазар и семь братьев Маккавеев с их матерью; узы и темницу претерпел Иеремия; побит камнями был Захария, перепилен Исаия; от меча погиб пророк Урия; покрытые овечьей или козьей шкурою, ходили по миру Илия и Елисей; в пустынях и горных ущельях скитался Илия и скрывались приверженцы Маккавеев.
11 39-40 Все перечисленные подвижники веры не дожили однако до исполнения обетования, в которое они верили, и только в наш век совершилось то, что окончательно оправдало и увенчало их подвиги.
12 1-13 Возбуждаемые к мужеству столькими примерами героев веры, мы не должны малодушно избегать предстоящих нам испытаний, помня, что, как бы тяжелы они ни были, все же не могут сравниться с тем, что претерпел за нас Иисус Христос. Самоиспытание есть верный знак любви Божией к нам: ибо тех испытует Бог, кого хочет принять как Своих детей. Итак, укрепим руки опустившиеся и ослабелые колени.
12 15 Горький корень - образ злого человека своим злом и лжеучением заражающего других и могущего лишить благодати Божией.
12 16-17 Отпадающие от веры из-за предпочтения земных благ земным лишениям подобны Исаву, который променял на чечевичную похлебку благословение первородства.
12 18-24 В ярком и разительном сопоставлении Апостол изображает ужас, в котором открылся Бог на неприступном Синае, и сияющую славу Церкви торжествующей. Прежде чем народ приблизился к подножию горы Синайской, Моисей освятил его (Исх 19 10); мы же, приступившие к горе Сиона и Иерусалиму небесному, освящены Христовою кровию, вопиющею к небу громче, нежели кровь Авелева (ср. 11 4).
12 25-29 Ужасно было противостать Глаголавшему с горы Синая; ужаснее отвратиться от говорящего ныне с небес. Тогда глас Его поколебал землю. Ныне всё, могущее быть колеблемым, окончательно поколеблено, дабы осталось только непоколебимое: царство Христово. Ибо новозаветный суд всё испытует огнем: Бог наш есть огнь поядающий.
13 2 Ангелам оказали гостеприимство, не зная того сами, Авраам, Лот, Товия.
13 7 Руководители в вере Христовой, на мученическую кончину которых Апостол увещевает взирать, суть Апостолы Иаков Старший, сын Зеведеев, умерший в 42 году, и Иаков Младший, именуемый братом Господним и убиенный в 62 году, незадолго до написания послания. См. Деян 12 1-3.
13 9 Христиане не должны возвращаться к ветхозаветному различению яств дозволенных и запретных.
13 10-14 Жертвенник, на котором приносились очистительные за народ жертвы (Лев 16 27), воздвигался вне стана; в Скинию вносилась только их кровь, тела же сожигались на месте жертвоприношения. В отличие от Иудеев, которым запрещено было питаться от жертвенника, христиане приобщаются искупительной жертве Христа: не вне ли стана их жертвенник? В самом деле, Голгофа находится вне городских ворот. Выйдем же ко Христу за стан, нося Его поругание! Ведь не земной град наше отечество, но град небесный.
13 15-16 Наши приношения, единственно угодные Богу, не всесожжения, но хвалы в духе и общение любви.
13 17 "У нас есть еще и иное начальство, гораздо высшее начальства гражданского. Какое же? Начальство в Церкви, о котором также упомянул Павел, сказав: повинуйтесь наставникам вашим... Это начальство настолько превосходнее гражданского, насколько небо выше земли, и даже гораздо более" (Св. Иоанн Златоуст, Творения, изд. СПБ Дух. Акад., том X, стр. 610-611).