1 2 Различные искушения: т. е. испытания, невзгоды.
1 3-4 Христианин стремится к совершенному соединению со Христом. Это соединение совершается через терпеливо переносимое страдание. Поэтому христианин радуется страданию.
1 5-8 Необходимая и вожделенная мудрость есть познание назначения, смысла и правого пути жизни. И кто с верою цельной и недвоящимся сердцем молит Бога о такой мудрости, ее достигает при посредстве молитвы.
1 9-12 Бедный да радуется своей бедности, угодной Богу, богатый же пусть испытует себя, не променял ли он богатства нетленного на богатство тленное; каждому свое испытание в жизни и своя за него ответственность.
1 13-15 Бог испытует человека, предоставляя ему свободный выбор пути, но не искушает его, являя зло привлекательным. Искушает человека его похоть: она, подобно блуднице, соблазняет его, чтобы прижить с ним грех, который, в свою очередь, родит смерть.
1 16-17 Не нужно принимать изменчивых внушений воли за внушения свыше, в которых нет изменения и колебания.
1 18 Согласно предвечному совету Божию, искупленный человек рождается в Духе словом Истины, чтобы стать начатком, или первиною, новой жизни.
1 19-20 Человек должен быть медлен на гнев, который, поскольку он гнев человеческий, не соответствует мерилам справедливости Божией.
1 22 Кто слушает слово Божие и мнит себя его последователем, но не устрояет в согласии с ним всего жития своего, обманывает себя.
1 25 Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой.
1 26-27 Истинно благочестивый обуздывает язык, не кривит душою, ища обмануть свою совесть, творит дела любви и хранит себя чистым от скверны мира.
2 1-7 Оказывать предпочтение богатым перед бедными несогласно с учением Христовым. Христос возлюбил бедных: в Его царствии последние будут первыми. По наблюдению Апостола, самое сильное противодействие христианская вера встречает в среде богатых.
2 8-13 Всякое лицеприятие противно царскому, т. е. главенствующему, закону: "возлюби ближнего своего, как самого себя" (Лев 19 18). Нарушение каждой отдельной заповеди, как, например, "не убий" или "не прелюбодействуй" (Исх 20 13-14), противореча этому основному требованию любви ко всем, как к себе самому, есть нарушение всего Закона. Суд Христов по закону свободы есть суд сердец: испытание любви, в них горящей и светящейся в делах милосердия.
2 14-20 Действительная, цельная, проникающая и оживляющая все существо человека, владеющая не разумом только, но и сердцем, и волею вера находит свое естественное и необходимое выражение в добрых делах. Живая вера цветет делами любви: таков внутренний закон ее жизни. Без дел вера мертва: она извращается в отвлеченное начало и, по мере угашения любви, может уподобиться демонскому знанию о Боге, как о чуждой и только ужасающей силе.
2 15 слл. Иоанн Златоуст говорит: "Считай милостыню не за расход, а за приход, не за ущерб, а за приобретение, потому что через нее ты больше получаешь, чем даешь. Ты даешь хлеб, а получаешь жизнь вечную; даешь одежду, а получаешь одеяние бессмертия; даешь пристанище под своим кровом, а получаешь Царство Небесное; даешь блага погибающие, а получаешь благо постоянно пребывающие". (Бес. VIII. Против Аномеев. Творения т. I, стр. 572). - "Сам Бог так печется об этом, что, когда Он пришел и облекся плотию, и жил с бедными, то не отрекся и не почел за стыд - Самому заботиться о бедных..., но повелел ученикам своим иметь ящик, носить, что туда опускали, и из этих денег помогать бедным". (Беседа о милостыне, Творения, т. III, стр. 273).
2 21-26 Авраам, о котором сказано: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность" (Быт 15 6), был оправдан, несомненно, верою, а не делами Закона, но вера его была живою и потому деятельною, она сказывалась непосредственно в делах; дела Авраама были живым исповеданием и свидетельством его живой веры: вера и дела в нем нераздельны, как душа и тело. Когда он возлагает сына своего на жертвенник, мы не знаем, что более достойно удивления: мощь ли его веры, исключающая всякое колебание, или сила решимости, запечатлевающая его веру. Если бы он не повиновался Богу в своем действии, то не был бы оправдан, но это уклонение от действия было бы одновременно уликою в недостаточности веры. Ап. Иаков отнюдь не противоречит Ап. Павлу (Рим 3 28; 4 2), который говорит о невозможности оправдания делами Закона для человечества, еще не искупленного кровию Христовой, и для людей, по совершившемся искуплении не верующих в Искупителя, между тем как Ап. Иаков обличает безжизненность и безблагодатность такой чисто умозрительной или словесной веры во Христа, которая не родит, с присущей ей внутреннею необходимостью, дел любви: в этом случае недостаточность дел служит признаком несовершенства веры.
2 25 См. книгу Иисуса Навина 2 1.
3 1 Навязчивое учительство самозванных богословов было издавна дурным иудейским навыком.
3 2 Серафим, - говорит поэт, свободно воспроизводящий видение пророка Исаии (6 7), - "вырвал грешный мой язык, и празднословный, и лукавый". Кто обуздал язык и не согрешает в слове, достиг совершенного овладения своим душевным составом и всецело подчинил его единому духовному началу.
3 6 Грех в людях - неугасимый пожар; а поджигатель-язык. Уже древнееллинская мудрость сравнивала мир, лежащий во зле, с кругом или колесом огненным.
4 1-3 Себялюбие и вожделение, питая зависть, восстановляют человека на ближнего и толкают его на злое дело, но никогда не доставляют ему удовлетворения; ему отказано в душевном мире, и молитва его бездейственна, ибо он просит Бога не о том, чего надлежит человеку просить.
4 4-6 Завет Бога с человеком неоднократно уподобляется в Священном Писании брачному союзу, и нарушение его приравнивается измене супружеской. Кто возлюбил мир больше чем Бога, становится богоотступником, ибо любовь Бога к человеку ревнива. Смиренный предается Богу, не думая о себе, и награждается за то дарами благодати; гордый же любит себя, его любовь к миру есть та же любовь к себе, и его отношение к Богу есть отчуждение и противление (Притч 3 34).
4 7-17 Отступая от Бога и поверив наущению диавола, гордый надмевается и превозносится; он ставит себя всеобщим судьею и законодателем; но непрочность земного успеха, богатства и величия обличает всю тщету его легковерной самонадеянности.
4 12 Бог - единый Законодатель, и потому могут быть законодателями те только, кто уполномочен на то Богом.
5 1-6 Речь гнева пророческого направлена против богачей, разбогатевших неправдою и безжалостных к неимущим. Уже и день суда приблизился, а они продолжают питать свою прожорливость, как животные, откармливаемые на убой.
5 14-16 Апостол не учреждает впервые, но описывает как действие, искони совершаемое в Церкви Христовой, таинство елеосвящения или соборования.
5 15 Исцелит, восставит: спасет, именно от вечной гибели, и, если это полезно для души больного, - от смерти телесной. Таинство елеосвящения, укрепляя дух, имеет благотворное влияние и на тело. Этим таинством отпускаются грехи больного, если он не в состоянии сотворить исповедь (напр. вследствие потери сознания), но до этого искренно сокрушался о своих грехах.
5 16-20 Общение любви между верующими требует от них взаимной духовной заботы и молитвы друг о друге.