Это общий обзор положения в Палестине после смерти Иисуса Навина. В отличие от кн Ис Нав (1-12), утверждение израильтян в Ханаане представляется здесь постепенным и трудным: различные колена и даже кланы воюют независимо друг от друга, они утверждаются главным образом в горных районах, тогда как овладеть городами на равнине им не удается; они не истребляют жителей, которые становятся их данниками. По-видимому, источником этого реалистического описания явились древние предания. Отцы Церкви видят в испытаниях, постигших народ Божий, образ борьбы, которую душа ведет за обладание истинной Землей Обетованной.
8 Имеется в виду завоевание только нижней части города, примыкавшей к уделу колена Иудина; верхняя же часть, т. е. крепость Сион, оставалась во власти иевусеев, пока ее не завоевал царь Давид (2 Цар 5 6-9; Суд 1 21).
6 Здесь, во втором введении, раскрывается моральная направленность книги: народ, который был верным при Иисусе Навине (ст 7), затем оставляет Господа (стт 10-12). Тогда Бог предает его в руки врагов (стт 14-15). Однако Он воздвигает для народа спасителей, "судей", которые возвращают его к поклонению истинному Богу (стт 16-18), но "как скоро умирал" судия, народ снова впадал в нечестие (ст 19). Эта религиозная теория введена в форме предисловия или заключения к истории каждого из судей (3 7, 12-15; 4 1 сл; 6 10; 8 33; 10 6 сл и т. д.). Но редактор сохранил и включил также иные, более древние объяснения неудач Израиля (см 2 22-23; 3 1-4; Исх 23 29; Втор 7 22; ср Прем 12 3-22).
Богословское понимание истории, изложенное в гл 2 10-19, иллюстрируется теперь историческими примерами.
10 Наличие у судей особой харизмы объясняется тем, что ими овладевает Дух Господень (6 34; 11 29; 13 25; 14 6, 19; ср 1 Цар 11 6 и 16 3). Они "вдохновенны", как пророки, к которым применяется то же выражение (Числ 24 2; 1 Цар 10 6; 19 20, 23; ср Ис 42 1; 59 21).
Подобно Мириами (Исх 15 20) и Олдаме (4 Цар 22 14), Девора была пророчицей и судила от имени Божия.
Эта торжествующая ода, один из шедевров древнееврейской литературы, была несомненно составлена под непосредственным впечатлением событий. Она свидетельствует о духовной связи, уже в то время объединявшей колена в культе Ягве: Бог помог Своему народу, Ему принадлежит победа, и эта воинственная песнь исполнена подлинной любви к Нему и проникнуто верой в Его обетования.
20 См примечание к Ис Нав 10 12-14.
11-32 Гедеон, как и Моисей (Исх 3 11) и все пророки (Иер 1 6), чувствует себя слишком слабым для возлагаемого на него Богом бремени. Ему нужны подтверждения его миссии: явление Ангела (11-24), ночное видение (25-26), после которых он начинает борьбу с культом Ваала (27-32).
32 Второе имя Гедеона (ср 7 1 и т. д.) - Иеровоал - объяснено здесь на основе народной этимологии: противник Ваала. Первоначально же это имя означало напротив: "Да защитит Ваал, да станет он на сторону (носителя имени)". - Святилище Ягве заняло место ханаанского святилища.
37 Ориген сравнивает росу с Божией благодатью, которая сначала была дарована евр народу, а затем и всем народам земли.
18-21 Гедеон преследует врага за Иорданом во имя кровной мести, в то время считавшейся священной обязанностью родственника (Числ 35 19).
22-23 Верный теократическому началу, Гедеон отказывается властвовать над израильтянами, признавая одного только Бога Владыкой и Спасителем Израиля.
27 Этот жертвенник Ягве, установленный Гедеоном, был законным (ср 6 24), но после его смерти может быть служил для идолопоклоннического культа (8 32-35).
Древний эпизод истории Израиля. По-видимому его описание появилось в кругах, близких к пророкам Северного царства, враждебных монархическому режиму (ср речь Иофама). Между хананеянами и израильтянами во время утверждения последних в Палестине существовали добрососедские отношения: Авимелех, после Гедеона, царствует и над теми и над другими.
45 Символическое действие, которое должно было, согласно представлениям того времени, сделать землю бесплодной. Раскопки в Сихеме свидетельствуют о разрушении города в 13 в. до Р. Х.
Эти так наз. "малые судьи" были, очевидно, клановыми вождями, принимавшими на себя командование для изгнания врага. Они носят имена племен: Фола и Фуа - племена колена Иссахарова, Иаир - племя колена Манассиина в земле Галаадской.
Введение (6-16; ср 2 и 6 7-10), предшествующее истории Иеффая, служит предисловием ко второй части кн Суд и, можно сказать, к первой части 1 Цар (1-12), посвященной Самуилу. В основу следующего затем рассказа положены, очевидно, предания заиорданского происхождения. Иеффай, отвергнутый своей семьей, стал возглавителем шайки. Призванный в час опасности, он ставит условия, что приводит к новой попытке установить царскую власть. Иеффай был судьей преимущественно земли Галаадской. Борьба между ефремлянами и галаадитянами показывает, как далек был еще Израиль от единства.
9 Повествование об Иеффае показывает, как установление судей уже подготавливает монархический строй.
24 Рассуждение Иеффая согласуется с представлением о богах тогдашнего восточного мира: каждому божеству принадлежит определенная территория, которой никто другой не должен был захватывать. В эпоху Иеффая Ягве - Всевышний Бог для истинного израильтянина; наряду с ним могли существовать "боги иные".
31 Иеффай - убежденный ягвист, но разделяет представления своей среды (ср 4 Цар 3 27 - царь Моавитский принес в жертву своего сына). Обычай приносить человеческие жертвы божеству проникал в Израиль под влиянием хананеев, вопреки существовавшему запрещению (ср Лев 18 21 и 4 Цар 23 10).
37-40 Конечно, Иеффай был человеком глубокой веры (Евр 11 32), но его неосмотрительность и импульсивность нельзя одобрить. Однако суровость нравов, религиозное невежество, убеждение, что принесенный обет должен быть обязательно исполнен, служат смягчающими обстоятельствами. Для него самого исполнение обета было тем более тяжким, что от его единственной дочери у него не осталось потомства: в то время это считалось позором и проклятием.
1-4 Ефремляне стремятся к первенству среди колен; они обеспокоены властью, приобретенной Иеффаем (в 8 1-3 - параллельный эпизод).
4 Филистимляне - народ, пришедший с Запада, с островов Эгейского моря. Они владели секретом выплавки железа и поэтому имели военное преимущество над всеми обитателями Палестины.
4-8 "Назорей Божий" - посвященный Богу (см прим к Числ 6).
18 Ангел не соглашается открыть свое имя, как и в Быт 32 30, говоря лишь, что "оно чудно" - это название Исаия применяет к Мессии (9 6).
25 "Начал Дух Господень действовать в нем" - Самсон посвящен Богу от чрева матери своей, и его назорейство стало источником его силы, благодаря действию в нем Духа Господня. Он предстает как носитель харизматического дара, чем и объясняется его причисление к судьям Израилевым.
В древнее предание о Самсоне, облеченном силой Божией и избавляющем Израиль от филистимлян, вплетаются красочные детали, заимствованные, очевидно, из народных сказаний.
16 28 Самсон сознает, что он не был верен Богу, поэтому молитва его смиренна. В последнем поступке его жизни снова проявляется его героизм: он жертвует жизнью, в последний раз обращая против врагов своего народа силу, данную ему Богом.
1-11 Рассказ очень древнего происхождения. В нем говорится об анархии, возникшей в Израиле до установления царской власти, и о внедрявшихся в ягвизм злоупотреблениях: об идолопоклоннических формах культа, о неоправданных начинаниях Михи и колена Данова, которые основывают святилище для своего культа, не получив на то изъявления Божией воли (ср Исх 19 12). Отсюда вытекающее из рассказа, хотя и сдержанное, осуждение Данова святилища, которое впоследствии сольется с раскольничьим культом Иеровоама (3 Цар 12 29-30). Миха и колено Даново остаются однако искренними ягвистами; они хотят иметь священником левита, хранителя Моисеева предания. - Переселение колена Данова произошло, по-видимому, в начале периода Судей (Ис Нав 19 47-48), ср 17 14-18). Оно - один из эпизодов трудного утверждения колен, из которых каждое действовало самостоятельно (ср Суд 1 1).
5 Согласно древнему обычаю, позволявшему главам племен и семей самим исполнять обязанности священника и выбирать своих священников. Далее мы видим, однако, что за левитами признавалась особая миссия - быть по преимуществу служителями Господними.
31 "Дом Божий в Силоме" - общенародное святилище, временное местопребывание ковчега.
В этом рассказе соединяются несколько преданий: одно из них связано со святилищем Массифы, другое со святилищем Вефиля. Преступление в Гиве является тяжким нарушением предписаний о святости избранного народа (Втор 7 6; ср 9 9; 10 9). Нарушение заповеди о чистоте усугубляется нарушением свящ. долга гостеприимства. Колено Вениаминово несет заслуженную кару, но после его наказания обетование сохраняется в целости для всех двенадцати колен народа Божия (21 6 сл) и колено Вениаминово возрождается.
18-28 Три раза израильтяне "вопрошают Бога" перед сражением. Два раза они терпят поражение - что напоминает им о чистоте, необходимой для совершения дела Божия - и только на третий раз одерживают победу.
21-25 В заключение рассказа (19 1-21 25) повторяется то же замечание об отсутствии царя в Израиле, которое служило введением к рассказу (то же и в 17 6 и 18 1).
"Каждый делал то, что ему казалось справедливым" (букв - что ему хотелось) - здесь содержится косвенное порицание анархии той эпохи, в которую совершились такие преступления, и предвозвещается период царей.