Свящ. писатель в поэтической форме описывает бедственное положение Иерусалима. Персонифицированный Сион возвышает голос (стт 8 и 11), жалобно изливает свою скорбь (стт 12-19) и возносит Богу мольбу, в которой исповедание грехов перемежается проблесками надежды на помощь Ягве и просьбами об отмщении врагам Израиля.
Описав плачевную участь царей, священников, пророков, старцев и детей (стт 1-12), свящ. писатель обращается к Сиону (стт 13-17), напоминает ему об обманчивых обещаниях лжепророков и призывает к плачу.
Эта песнь напоминает многие псалмы, в которых индивидуальная жалоба переходит в коллективное стенание (стт 40-47). Затем следуют размышления более общего характера, подобные изречениям мудрых.
17 "Народ" - египтяне, бывшие союзниками Израиля во время последней войны.
19-20 Речь идет о бегстве и пленении Седекии. Царь как помазанник Божий считается опорой
21 "Уц" (ср Быт 36 28; Иов 11) - соседние народы - Моав, Амман и особенно Едом - вместо того чтобы помочь побежденному Израилю, воспользовались его поражением (ср Ис 34 5), чем и объясняются проклятия Едома, часто встречающиеся в послепленной пророческой письменности.
6 Израиль должен обращаться за средствами к существованию к своим исконным врагам. "Ассирияне" - традиционное название врага, означающее в данном случае - вавилоняне (ср Иер 2 18).
7 Принцип коллективного возмездия остается еще в силе, но в будущем большее значение будет придаваться возмездию индивидуальному (ср Иез 14 12-23).
8 "Рабы" - пренебрежительное название халдейских чиновников.
9 "От меча, в пустыне" (букв - меча пустыни) - имеются в виду частые набеги бедуинов.
19 Несмотря на разрушение земного храма. Господь, облеченный силой и славой, царствует на небесах.