2 "Кто из вас хочет принести жертву Господу" - в ВЗ Откровение о Боге-Любви еще не выражено ясно. Человек сознавал, что он виновен перед Богом, повинен смерти. Поэтому он приносил жертвы в дар Богу, лишая себя земных благ, чтобы умилостивить Всемогущего. В принятии Богом жертвы он видел милость Бога, заменившего смерть или иное наказание помилованием раскаявшегося.
3-9 "Всесожжение" - жертва, вся предающаяся огню как символ того, что человек всецело посвящает свое достояние Богу. Он отдает лучшее ("без порока") в знак готовности исполнять волю Бога. Этим актом религиозного смирения и раскаяния человек возвращает себе утраченное благоволение Творца. Зримое сакральное действие призвано быть для него напоминанием. Жертва приводится или приносится к дверям скинии собрания, ибо жертвоприношение обретает полноту своего духовного значения лишь в святилище, исполненном Присутствия Божия (шехина - ср Исх 40 34). В НЗ непорочной жертвой за грехи человеческие становится Сам Христос. Всесожжение было в Израиле очень древним жертвоприношением: Быт 8 20, 22; Суд 6 19-21; 11 31; 13 19-21; 1 Цар 6 15; 7 9; 3 Цар 18 21-40. В Лев 1 это скорее искупительная жертва. Древние же всесожжения были, вероятнее всего, благодарственными жертвоприношениями Богу за Его милость.
4-5 Кровь, считавшаяся началом жизни, проливается на землю, свидетельствуя, что дарованная Богом жизнь приносится в жертву. В силу возложения рук, предшествовавшего закланию, кровь жертвы заменяла кровь, т. е. жизнь приносящего жертву; лишение жизни означало признание абсолютного права Бога на жизнь и смерть. Окропление кровью символизирует восстановление связи с Богом, нарушенной грехом. Это действие стало прообразом соединения человечества с Богом через кровь Христову (ср 1 Петр 1 2).
Различные приношения и жертвы выражают многостороннюю зависимость человека от Бога. Принося Богу плоды своих трудов, человек освящал тем самым главные отрасли своего хозяйства: скотоводство - посредством "жертв за грех" (кровавых), земледелие - через приношение хлебное (бескровное). Отцы Церкви видели в хлебном приношении символ трапезы, в которой участвует Сам Господь: тем самым оно становилось прообразом Тайной Вечери. Зерна, высушенные на огне и растолченные (ст 14), предвещали страдания Христа, который должен был стать "хлебом жизни" для погибшего человечества, т. е. Евхаристией.
11 Закваска (ср Исх 23 18), как и мед, исключены почти из всех жертвоприношений, ибо, вызывая брожение, они являются источником разложения.
13 Соли приписывалось очистительное свойство (Иез 16 4; 4 Цар 2 20; ср Мф 5 13). У ассирийцев она употреблялась в культе, у кочевников - при трапезах дружбы и союза. Как средство, предохраняющее от разложения, она становится символом постоянства и верности: "Завет соли вечной" (Числ 18 19) - выражение, символизирующее неразрывность союза Бога со своим народом.
Жертва мирная, в которой жертву делят между Богом и человеком, ее приносящим, существовала в Ханаане в несколько иной форме (без обряда пролития крови). Она была свящ. трапезой. Тук (внутренний жир) сжигали на жертвеннике, лучшие части предназначались священникам, остальное съедали принесшие жертву.
2-3 "Грех по ошибке" или неведению тоже должен быть искуплен. Все проступки рассматриваются не с субъективной точки зрения (расположение души провинившегося), а объективно, как нарушение воли Божией. Ответственность может быть коллективной: священник не только представитель Бога перед народом, но и представитель народа перед Богом, поэтому весь народ повинен в его грехе.
12-21 Ввиду того, что жертва приносится, дабы восстановить Союз-Завет, те, за кого она приносится (священник - ст 3 - или общество - ст 21), не могут вкушать от нее, ибо еще не примирены с Богом. То, что не сжигается на жертвеннике всесожжения, должно быть сожжено "вне стона". В Евр 13 11-13 проводится параллель между жертвой о грехе и Жертвой Иисуса, Который пострадал "вне врат" - на Голгофе, вне Иерусалима - "дабы освятить людей Кровью Своею".
2 Понятие о "нечистом" имеет древнее языч. происхождение. Именно в язычестве встречались запреты прикасаться к умершим и к некоторым видам пищи. ВЗ-ная Церковь принимает эти обычаи, чтобы внедрить в сознание верных необходимость блюсти чистоту духа и тела.
14-67 Жертва повинности приносилась в случае нарушения прав Бога и ближнего, причем, если был нанесен материальный ущерб, к жертвоприношению добавлялся штраф, а если что-либо было взято у другого, нужно было вернуть взятое, прибавив к нему пятую часть стоимости (стт 16-24). "Серебро за жертву о преступлении" и "за жертву о грехе", на которое указывается в 4 Цар 12 16: имеются, вероятно, в виду расходы, связанные с приношением жертв и существовавшие, по-видимому, до Плена (ср Ос 4 8).
20 Для кочевника в пустыне "истребиться (т. е. быть изгнанным) из народа своего" равносильно смертному приговору. В Библии это выражение приобрело религиозный смысл: быть лишенным того, что Бог обещал роду Авраамову.
1 Осуществление того, что было заповедано Моисею во время Исхода (28-29): посвящение Аарона и его сыновей, которые "отделяются" для совершения богослужения, посредничества при жертвоприношениях (9 7), научения уставам (10 10-11), вследствие чего они несут ответственность перед Богом (10 1-5).
31 Новое указание на жертву, как на свящ. трапезу. "Бог предполагал посредством многообразных церемоний покорить Себе умы грубые и непокорные. Он хотел посредством религиозных обрядов, столь различных и частых, удерживать их беспрерывно в Своем Присутствии и приучать размышлять денно и нощно о божественном законе" (Тертуллиан против Маркиона, П, 19).
24 Сошествие огня знаменует участие Господа в священнодействии: Он принял принесенные Ему жертвы.
1-2 Все "святое", посвященное Господу, требует благоговейного отношения (ср Иер 48 10).
6 Траурные обряды. Священник должен быть отделен от всего мирского, непосвященного. Ему следует подчиняться особым предписаням.
Закон чистоты (11-16) сочетается с законом святости (17-26) как два аспекта - негативный и позитивный - одного требования Божия. Последнее обращено к человеку, состоящему из души и тела, при взаимном влиянии друг на друга этих, в едином существе соединенных, начал (Притч 17 22). Это единство воспринимается в ВЗ без точного разграничения обоих начал: всякая нечистота рассматривается как нечто равносильное яду, немощи, греху - как путь к смерти; чистота же - как нечто нераздельно связанное со здоровьем, счастьем, святостью - как путь к жизни. Правила о чистом и нечистом основываются на очень древних религиозных запретах: чисто то, что может приближаться к Богу, нечисто то, что делает непригодным для поклонения Ему или из этого поклонения исключено. Чистые животные - это те, которые могут быть принесены в жертву Богу (Быт 7 2), нечистые же - те, которые у язычников посвящаются ложным богам, или считаются неугодными Богу, поскольку они кажутся человеку отвратительными (11). Другие правила касаются рождения (12), половой жизни (15), смерти (21 1. 11; ср Числ 19 11-16) - таинственных областей, где действует Бог, Владыка жизни. Нечистым делает также такой знак порчи, как "проказа" (13 2). Идя далее законов об обрядовой чистоте, пророки настаивают на очищении сердца (Ис 1 16; Иер 33 8; ср Пс 51 12), подготавливая людей к принятию Иисуса Христа (Мф 15 10-20 п), освобождающего Своих учеников от предписаний, из которых помнили уже только одну материальную сторону (Мф 23 24-26 п). Из этого древнего законодательства сохраняет свою актуальность идеал нравственной чистоты, охраняемой положительными правилами.
36 Воды сами по себе животворят и очищают.
Роды, так же как и месячные и излияние мужского семени (15), рассматриваются кок уменьшение жизненной силы человека, который должен с помощью некоторых обрядов восстановить ее полноту и тем самым свое единение с Богом как источником жизни.
Законы о чистоте показывают, что телом не должно пренебрегать. Это отличает библ. взгляд на человека (ср 1 Кор 3 16-17) от крайнего спиритуализма греков и индийцев, которые нередко рассматривали тело просто как "темницу духа".
1-8 Представление древних евреев о "проказе" охватывает различные накожные болезни (13 1-44), и с ней связывают даже плесень, которая может появляться на одежде или на стене (13 47-59; 14 33-53). Диагноз и коллективные предупредительные меры против заразы находятся а ведении священника. Эти практические меры, в которых отражаются первобытные представления и обычаи, приобретают в ягвизме религиозное значение, как различение "чистого" и "нечистого". Принятие обратно в общину сопровождается обрядами, приравненными к жертвоприношению за грех (14 1-31, 49-53), причем "грех" обозначает здесь противодействие животворящей силе Бога Израилева.
9 Здесь речь идет уже не о различении настоящей проказы от мнимой, но заразной проказы от незаразной. По-видимому, автор считает заразной только язву.
13 Букв. "зло". Это распространение болезни является признаком выздоровления: все белые корки должны отпасть.
В понятие нечистоты, о которой говорится здесь, входят не только заразные болезни, как гонорея, но простое излияние мужского семени и женские месячные. Ибо все, что связано с зачатием, рождением, размножением, общностью крови, носит таинственный и священный характер (ср 12): оно стоит в непосредственной связи с Богом, Творцом жизни, понимается как таинство, в котором присутствует Создатель (ср 18 и 20).
Установление Дня Очищения, прообраза грядущего полного примирения Бога с человеком через Искупление.
8-10 "Для отпущения" (букв. евр - "для Азазеля").
21-22 Следует отметить, что животное не приносится в жертву этому злому духу пустыни, но в качестве "козла отпущения" уносит грехи народа в пустыню, где этот злой дух обитает. Вероятно, в обряде сохранился отголосок архаического семитского культа, в котором имело место принесение жертвы Азазелю. Ягвистский культ воспринял древний народный обычай, очищая его, превращая в символ, знаменующий отказ от служения греху. Мертвой пустыне (царству сатаны - Мф 12 26, 43) символически возвращается ее зло в виде козла, изгнанного из стада. Признание вины и очищение происходят "перед Ягве" (ст 10) при посредстве священника (ст 21). Подобные обряды были, по словам Златоуста, "допущены по языческой грубости иудеев" (Беседы на Мф, V).
1 Начало "Закона святости", вероятно, наиболее ранней части кн Левита. Святость - одно из главных свойств Бога Израилева (ср Лев 11 44-45; 19 2; 20 7, 26; 21 8; 22 32 сл.) Первоначально она мыслится как отделенность, неприступность, трансцендентность, внушающая религиозный страх (Исх 33 20). Эта святость сообщается и всему тому, что приближается к Богу: местам (Исх 19 12), временам (Исх 16 23; Лев 23 4), ковчегу Завета (2 Цар 6 7), лицам (Исх 19 6), в особенности священникам (Лев 21 6), предметам (Исх 30 29; Числ 18 9 и т. д.). Вследствие своей связи с культом понятие святости неотделимо от понятия обрядовой чистоты: "закон святости" в Лев 17-26 есть в такой же мере и "закон чистоты". Но нравственное совершенство Бога Израилева одухотворило это первоначальное представление: отделенность от мирского становится воздержанием от греха, а обрядовая чистота соединяется с чистотой сердца (ср Ис 6 3 сл).
10 Запрет употребления крови связан с древним пониманием крови как начала и символа жизни, которая находится во власти Божией.
2 "Я Господь, Бог ваш" - это утверждение в полной или краткой форме - "Я Господь" - является лейтмотивом этой и следующих глав. В нем закон святости обретает весь свой смысл: Ягве - Бог Израиля, выведший его из Египта (19 36; 22 33). Он - Бог святый (19 2; 20 26; 21 8), освящающий Свой народ (20 8; 21 8, 15; 22 9, 32; ср 20 7). Поэтому все реалии жизни приобретают священный характер, и вся жизнь избранного народа - личная, семейная и общественная - должна определяться законом святости и заповедями о чистоте.
6 Букв. "плоть тела своего" (гебраизм). Тождественность крови, плоти, даже костей (Суд 9 2), служит образом родственных отношений, причем высшим осуществлением этой тождественности является соединение мужчины и женщины. Поэтому запреты, следующие далее, как те, которые исходят от кровного родства, так и те, которые основываются на родстве по бракам (стт 8, 14, 16), сводятся все к запрету кровосмешения: никакая плоть не должна оплодотворять саму себя. Этот запрет был тем более необходим, что в древности оно было обычным явлением. В Египте, Финикии и других соседних Израилю странах браки близких родственников были узаконены.
21 "Детей твоих не отдавай на служение Молоху" - жертвоприношения детей, которых "проводили через огонь", т. е. сжигали, представляют собой ханаанский обряд, осужденный Законом (Лев 20 2-5; Втор 12 31; 18 10). Этот обряд проник в Израиль, в частности в Иерусалим, в "долину сыновей Еннома", где для этого был поставлен жертвенник (4 Цар 16 3; 21 6; 23 10; Иер 7 31; 19 5 сл; 32 35; Иез 16 21). Согласно многим из этих текстов, детей приносили в жертву богу Молоху (Мелек, или царь, был титул божества). Это истолкование оспаривается, и некоторые авторы видят здесь жертвоприношение по обету.
9-18 Этические предписания включаются в богослужебный и обрядовый устав для того, чтобы показать, что без правды и добра обряд бесполезен (ср Ис 1 11-17) и даже нечестив. Социальные отношения регулируются на основе заповеди любви к ближнему (ст 18). Подобные определения встречаются во всех законодательных актах Пятикнижия.
19 Всякое скрещивание и всякая смесь считаются искажением породы, порчей или заражением. Запрет направлен гл. обр. против магии, оперировавшей различными смесями.
23 Первоначально обрезание было знаком, отмечающим вступление в зрелый возраст (Быт 17 10), и необрезанный мужчина считался нечистым. По аналогии, плоды слишком молодого дерева "необрезаны", нечисты, пока они не посвящены Богу.
27-28 "Не стригите головы"... - запрещение траурных обрядов, сходных с языч. обычаями соседних народов (ср 21 5; Втор 14 1). Однако эти обряды продолжали соблюдаться (Ис 3 23; Иер 16 6; 41 5; 47 5; 48 37; Ам 8 10; Иов 1 20) - о чем свидетельствует упоминание их у Иез (7 18) - быть может потому, что им приписывали религ. значение покаянного характера (Ис 22 12).
В этом новом разделе говорится о наказаниях, и под этим углом зрения повторяются уже данные предписания. Суровость уголовных наказаний соответствует духу того времени. Тогдашний ягвизм был приспособлен к нравственному уровню древнего человека. Лишь постепенно (с эпохи великих пророков) пробуждается новое этическое сознание, явившееся доброй почвой для семян Евангельского учения.
Святость Божия должна проявляться по преимуществу в священниках, являющихся связующим звеном народа с Богом и Его присутствием среди избранного народа.
3 Брак, в котором женщина становится единой плотью с мужем (Быт 2 23), ослабляет ее связь с кровными родственниками.
15 Взяв себе в жены, не принадлежавшую к избранному колену женщину, первосвященник осквернил бы святилище и ввел бы неосвященную кровь в свое потомство.
17-21 Служение при жертвеннике должны совершать люди без физических недостатков: Бог есть Творец физического мира в его цельности, неповрежденности. Священником, т. е. представителем Бога перед народом и представителем народа перед Богом, призванным к Нему приближаться и в наибольшей мере приобщаться Его святости, не должен становиться тот, кто не годен к труду или обладает каким-либо изъяном.
1-9 Приношения народа, принятые Богом, становятся святыми и освящают тех, кто их вкушает. К святыням нельзя прикасаться не очистившись.
После изложения нравственных (18-20) и обрядовых (21-22) предписаний, регулирующих принесение жертв, в гл 23 определяется богослужебный круг. О различных праздниках см Исх 12 и 23 14.
Предписания этой главы утверждают абсолютную власть Бога над Святой Землей: даже почва в ней должна соблюдать субботу (см Исх 20 8). Субботний год появляется уже в кн Завета (Исх 23 10-11); законодательство уточняется в Лев 25 1-7. Этим предполагается периодический возврат к простым условиям пастушеской жизни. Втор 15 1-11 добавляет к этому прощение долгов. Рабы из евреев также должны освобождаться но седьмой год своего рабства, но без обязательной связи с субботним годом (Исх 21 2; Втор 15 12-18). Предписание это совсем не соблюдалось (ср Иер 34 8-16). Чтобы сделать его менее разорительным, его связали с 50-летним циклом, т. е. с юбилейным годом (Лев 25 8-17; ср Ис 61 1-2), названным так потому, что начало его объявлялось трубным звуком, йобел. В течение этого года земля должна была лежать под паром; кроме того, происходило общее освобождение людей и имущества, каждый возвращался в свой род и получал назад свое наследие (ст 10). Такие меры имели целью обеспечить устойчивость общества, основанного на семье и семейной собственности. 1 Макк 6 49-53 свидетельствует о том, что субботний год соблюдался. Будучи перенесен в духовный план, он и поныне продолжает соблюдаться в католической Церкви как святой юбилейный год. Церковь таким образом периодически предоставляет христианам особую возможность получить отпущение их долгов Богу, т. е. грехов.
35-36 Закон о помощи беднякам и против отдачи денег в рост, что уже было запрещено при заключении Союза (Исх 22 25), а затем еще строже - Второзаконием (23 20-22).
45-46 В отношениях между израильтянами и неизраильтянами это законодательство допускает обычный в древности статут раба. Но внутри Израиля необходим иной статут, во имя божественного Союза-Завета. НЗ вводит в этот Союз и другие народы.
Расширенное толкование 2-й заповеди Декалога. Повторение условий Завета.
14-41 Исправительные кары нарушителям Завета.
42-45 Непреложность обетования. После кары придет прощение.
28 "Заклятое" (от евр херем - заклятие) - в древности у многих народов существовал обычай - после победы всю добычу предавать заклятию и уничтожать ее. Израильтяне также следовали в некоторых случаях этому обычаю, но вложили в него религиозный смысл (см прим к Ис Нав 6 16). Согласно ст 21 (ср Числ 18 14; Иез 44 29), заклятое отдается во владение священникам. Впоследствии заклятие получило смысл безоговорочного отделения от язычников и идолопоклонства (ср Втор 7 25).