1 В этих двух письмах иудеи, живущие "в Иерусалиме и во всей стране иудейской", призывают своих братьев, живущих в Египте, праздновать очищение и обновление храма (ср 1 Макк 4 59). Первая часть книги (до 10 8) содержит историческое обоснование этого праздника.
7 Упоминание о предыдущем письме, написанном в 142 г., о бедственном положении иудеев после отступничества Иасона (ср 2 Макк 4 7 сл).
9 В 124 г. праздник Обновления (ср ст 18) месяца Хаслева (декабрь) был наименован праздником Кущей (ср 1 Макк 4 59); название "Кущей" объясняется сходством с великим праздником Кущей октября (евр. Тишри) месяца (ср 10 6; Лев 23 34 сл).
10 Аристовул - евр философ, живший при дворе Птоломея VI Филометора (180-145) и посвятивший ему свои писания, среди которых пользуются известностью аллегорические толкования Пятикнижия.
13-16 Рассказ о смерти Антиоха IV Епифана, согласно преданию, бытовавшему в народе. Этим и объясняются различия между рассказами (1 Макк 6 1-16 и 2 Макк 9 1-29). "Нанея" - вавилонская богиня, которую греки отождествляли с Артемидой (или Дианой).
18 Речь идет об очищении храма Иудой Маккавеем в 165 г. (1 Макк 4 52 сл). Цель этого рассказа: установить непрерывность законного культа (Лев 9 24; 3 Цар 8 10).
36 "Нефтар" или "Нефтай" - от персидского "нафт" (нефть) - густая жидкость, вытекающая из земли, свойства которой приводили в изумление греческих и римских естествоведов.
1 Ония III, сын Симона II, которого восхваляет сын Сирахов (50). Наш автор прославляет Онию (2 Макк 4 5-6; 15 12). Потомки Онии продолжили род первосвященников персидской эпохи, происшедший от Иисуса, сына Иоиадеева (ср Неем 12 10 сл), потомка Садока (ср 2 Цар 8 17; 1 Пар 6).
3 Таким же образом в предыдущем веке Птоломей II и Птоломей III, цари Египетские, и Антиох III, царь Сирийский, почтили храм своими дарами (см 1 Макк 10 39 сл); относительно Димитрия 1 см 1 Макк 10 39 слл.
6 Автор запомнил этот яркий эпизод из кн Иасона, иллюстрирующий его тезис, выраженный в ст 39. Событие происходит в царствование Селевка IV Филопатора (187-175). Нельзя удивляться тому, что этот монарх захотел овладеть сокровищами храма. Он находился в затруднительном материальном положении, ибо еще не была выплачена огромная сумма, которую его отец Антиох III обязался послать в Рим после поражения при Магнесии в 189 г. (ср 1 Макк 8 7).
7 Антиох IV (175-164), брат Селевка IV. Смерть Селевка, которой содействовал Илиодор, нарушила планы Онии. Его брат Иисус выразил свои симпатии к эллинизму, назвавшись Иасоном.
9 "Училище для телесного упражнения" - речь идет об организации, которая в греч. городах объединяла молодежь для военной подготовки и знакомила до некоторой степени с литературой. "Писать иерусалимлян антиохиянами" (ср антиохияне Птолемаиса, как обозначалось на монетах) значило - записать в объединение, носившее имя своего покровителя Антиоха, что свидетельствовало о превращении святого города в город греческий, граждане которого подлежали переписи.
12 "Подводить под срамную покрышку", т. е. приводить кого-нибудь в гимназию, где носили широкополую шляпу "петас" - атрибут Гермеса, бога борьбы и состязаний - в знак того, что ученики принимали греч. обычаи.
18 Игры, проводившиеся каждые 5 лет в честь финикийского бога Мелхома или Геракла.
29 "Кипряне" - наемники с о. Кипра.
33 Дафна-Бейт-Эль-Ма, в 9 км. на Ю от Антиохии; там находились храм Аполлона и свящ. роща, считавшаяся местом убежища. Ония воспользовался тем, что, согласно сирийскому обычаю, можно было укрываться в этом убежище, не преклоняясь перед языческим богом.
34 Ония и есть помазанник, о котором говорится у Дан 9 25 сл, и вождь Завета (Дан 11 22). Его смерть кладет начало 70-ой и последней седмине лет, середина которой будет отмечена прекращением законного жертвоприношения и воцарением "мерзости запустения" (Дон 9 27; ср 7 25; 8 11-14; 11 31; 12 11 сл; 1 Макк 1 54; 4 54; 2 Макк 1 9; 6 2; 10 5). Этот период, продолжавшийся три с половиной года, должен соответствовать действительности, ибо на нем основано толкование пророчества Иеремии (25 11-12; 29 10). Дата, указанная в 1 Макк 1 54 (декабрь 167), дает право отнести убийство Онии к лету 170 г.
1 Согласно 2 Макк, беспощадная расправа Антиоха IV с Иерусалимом (ср 511 сл) произошла после мятежа в святом городе (стт 5 сл), во время второго похода Антиоха в Египет в 168 г. Следует отдать предпочтение порядку, установленному автором 1 Макк: ограбление храма после первого похода в 169 г. (1 Макк 1 16-24); мятеж летом 169 г., подавленный в 167 г. Аполлонием (1 29 35, ср 2 Макк 5 24-26).
19 Бог не подвластен иудейским установлениям (ср Иер 7 14; Мк 2 27). Утверждение, что в очах Божиих избранный народ стоит выше обрядовых установлений, предвосхищает НЗ.
1 "Старца" (греч "геронта") - геронтами назывались старейшины эллинистических религиозных объединений.
15 Автор Прем также размышляет о справедливости Божией в отношении и к Израилю и к язычникам и утверждает, что даже язычников Бог судит "со снисхождением и пощадою, давая им время и побуждение освободиться от зла" (Прем 12 20-22; ср 11 10). Об исполнении меры беззаконий см Дан 3 23; 9 24; 1 Фес 2 16. Это древнее выражение встречается уже в Быт 15 16.
31 Отцы Церкви восхваляли Елеазара как дохристианского мученика. Восточная Церковь празднует его память 1 августа вместе с 7 братьями Маккавеями и их матерью. Гонение, отличавшееся в ту пору большой жестокостью, распространилось и на женщин, и на детей (ср 1 Макк 1 60 сл).
9 "Для вечного оживления жизни". - Вера в воскресение тел, предвосхищавшаяся у Ис (26 19) и Иова (19 26-27), утверждается впервые здесь (см также стт 11, 14, 23, 29, 36) и у Дан (12 2-3), где тоже имеется в виду гонение Антиоха Епифана (Дан 11; ср 2 Макк 12 38-46; 14 46). Всемогущий Творец воскресит мучеников, ст 23, для жизни, ст 14, ср Ин 5 29, жизни вечной, стт 9, 36. Таким образом, эти утверждения созвучны учению о бессмертии, которое в дальнейшем развивается в греческой среде без упоминания о воскресении тел (Прем 3 1-5, 16). Для евр мысли, не разделявшей души от ее телесной оболочки, представление о загробной жизни ассоциируется с телесным воскресением. Здесь не говорится непосредственно о воскресении всех людей, имеются в виду только праведные (ср ст 14). У Дан (12 2-3) это утверждается с еще большей силой.
8 Филипп - "приставник" (5 22), т. е. начальник гарнизона, оставленный Антиохом в Иерусалиме, зависящий от Птоломея, военачальника Келе-Сирии и Финикии (ср 4 45).
20 Маккавей говорит, очевидно, о походе (221-220 гг) Антиоха III против Молона, сатрапа Мидии, у которого были наемники-галаты.
9 Наказание нечестивых - огонь и червь (ср Сир 7 19 и Деян 12 23).
28 Антиох IV умер в окрестностях Испагани.
8 Этот праздник называется ханнука (ср 1 Макк 4 59). Здесь оканчивается первая часть книги, автор которой поставил себе целью убедить всех иудеев праздновать Обновление храма (ср оба письма 1 и 2). Вторая часть книги заканчивается подобным же призывом - праздновать день Никанора (15 36).
21 "Диоскоринфий" - критское название месяца, соответствующее макед. Ксанфику (ст 30): действие происходит весной 164 г., приблизительно в марте.
30 Шестой месяц македонского календаря соответствует евр Нисану, нашему марту-апрелю.
17 "Тувиины" - иудеи, живущие в "пределах Това" (ср 1 Макк 5 13), т. е. в современной Иордании, в области Аммана. "Харак" был, по всей вероятности, крепостью и местожительством областеначальника.
29 "Скифополис" - греч. название города Вефсана (1 Макк 5 52).
38-45 Важное библейское свидетельство о значении молитв живых за усопших: здесь выражается уверенность в том, что молитвы и искупительные жертвы помогают отпущению грехов умерших. Это новая и значительная стадия в развитии иудейского богословия. Вопрос о посмертной участи людей получает полное освещение в НЗ.
1 "В 149 году" - согласно селевкидскому календарю, считая с весны 311 г. - осенью 163 г.
4 Первосвященник Менелай, прибывший в Иерусалим (ср 11 32), но, вероятно, не удержавшийся у власти. Его казнь произошла, очевидно, после взятия Иерусалима Антиохом, кок сообщает об этом Иосиф Флавий (Иуд. Древности). - "Берия" - македонский город (Деян 17 10 - Верия).
7-8 Персидская казнь посредством удушения горячим пеплом. Ее применение в данном случае представлено как действие закона возмездия (ст 8; ср 9 5-6).
12 Не тот Никанор, о котором идет речь в 8 9. - "Военачальником" т. е. областеначальником, который лишил первосвященника Алкима политической власти.
16 Дессау или Адаса (см 1 Макк 7 40; ср 1 Макк 7 31: "близ Хафарсаламы").
45 Указывая на поступок Разиса, еретики-донатисты оправдывали самоубийство. Св. Августин ("О граде Божием" 1 26, 27) отвечает им, что св. Писание описывает смерть Разиса, но не ставит его в пример.
11-16 Ония продолжает быть заступником иудейской общины, каким он был и при жизни (30 сл; 4 5). Иеремия, перенесший большие страдания за свой народ, как и Ония, является теперь также его заступником. Текст большого догматического значения - первое библейское свидетельство о вере в силу молитвы упоминает о "дне Никанора", где предвысказывается учение Церкви о почитании святых.
36 "День Мардохея" слился с праздником Пурим (ср Есф 9 19; 1 Макк 7 49), но в 124 г. до Р. Х. они по-видимому еще праздновались отдельно. - "Свиток поста" - (в 1 в по Р. Х.) упоминает о "дне Никанора", перечисляя те дни, когда не следует поститься.
37 "Город остался во власти евреев", т. е. Сион (1 Макк), вследствие чего автор не придает значения тому, что крепость осталась в руках сирийцев. Для него важно, что победа Иуды над Никанором спасла святилище. Описать это и было его целью.