1. Матфей, называемый также Левием (Мк 2 14; Лк 5 27), сын Алфея, был одним из двенадцати Апостолов, призванных Господом нашим Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Первоначально он был мытарем, т. е. сборщиком пошлин, в Капернауме. Верный ученик Христов, он был свидетелем многих чудес, совершенных Спасителем, и постоянным слушателем Его наставлений. После вознесения Иисуса Христа он проповедовал благую весть Иудеям в Палестине. Других вполне достоверных сведений о его жизни не имеется. Проповедь Апостола Матфея в Эфиопии - легенда.
2. Исторически доказано, что первое Евангелие написано именно Матфеем. По свидетельству Папия, ученика ап. Иоанна, Матфей письменно изложил учение и жизнь Христа на еврейском, точнее арамейском, языке (см. Евсевий, Церк. Ист. III, 39; св. Ириней, Против ересей, III, 1 и др.). Из самого Евангелия можно заключить, что его автор был палестинским Евреем; он проявляет хорошее знакомство с Ветхим Заветом и с географией, историей и обычаями своего племени. На Матфея, как на автора первого Евангелия, указывает то обстоятельство, что в списке Апостолов, имеющемся в этом Евангелии (Мф 10 3), имя его помечено словом "мытарь"; это указывает на глубокое смирение автора, ибо мытари были в презрении у Иудеев из-за своих вымогательств.
3. Первоначальный арамейский текст Евангелия от Матфея утерян. До нас дошел только весьма древний греческий перевод, упоминаемый уже в творениях "апостольских мужей", современных Апостолам христианских писателей (св. Климент Рим., св. Игнатий, св. Поликарп и др.).
4. Матфей писал для палестинских Евреев. Он предполагал у своих читателей знакомство с еврейскими оборотами, обычаями и местностями.
5. Главная цель нашего Евангелиста - показать Евреям, что Иисус Христос есть подлинный Мессия, обещанный Богом избранному, еврейскому народу. Евреи ожидали пришествия такого Мессии, который основал бы могущественное, национальное царство и поставил бы Евреев выше всех народов, В противовес этому узко-земному пониманию ветхозаветных пророчеств о Мессии, Матфей проповедовал подлинное Христово Царство Божие, царство духовное, сверхприродное в своем назначении, начинающееся на земле и завершающееся на небесах.
6. Матфей составил свое Евангелие, по всей вероятности, около 42-го года после Р. Х. Достоверно то, что он записал "благую весть" раньше других трех Евангелистов.