В этом алфавитном псалме (ср Притч 31 10) - хотя число алфавитных букв здесь неполное, - развивается традиционная тема гнева Господня. Псалом является вступлением к пророчеству против Ниневии.
2-3 Этот антропоморфизм в описании Бога не следует понимать буквально. Речь идет о неизбежности возмездия угнетателям. Бог долго ожидает раскаяния грешников, но судный день Его будет подобен вихрю и буре. Слова "мститель Господь... наказания" не входят в алфавитное стихотворение. Возможно, что это позднейшее толкование начала 2-го стиха.
4-6 Всемогущество Божие объемлет всю вселенную. Оно лишь сокрыто до времени и обнаруживается в час воздаяния. Для описания гнева Господня пророк обращается как к древним космогониям (сотворение мира, победа, одержанная Богом над хаотическим элементом - водами - ср Иов 7 12), так и к свящ. истории (Чермное море и Синай - Пс 114 3-8; Ис 51 10 и т. д.).
8 "Всепотопляющим наводнением" - вероятно реминисценция потопа (Ной, как и Наум, означает "утешитель" - см Быт 5 29).
11 Нечестивец, вышедший из Ассура, - вероятно Сеннахирим (ср 4 Цар 18, 19).
12 Накануне гибели Ассирия переживала, при Ассурбанипале, период высшего расцвета (669-630).
15 В годы, когда Ассирия шла к упадку, возросла сила Иудеи, которая под властью Иосии (640-609) вернула себе всю территорию Соломонова царства. В год смерти Ассурбанипала (627) Иосия начал очищение страны от языческих святилищ и занял Северные области (2 Пар 34 3-7). В год нашествия скифов (622) он предпринял религиозную реформу (4 Цар 22 3; 2 Пар 34 8; 35 19). К ст 15 примыкает 2 2.
Торжественная песнь о падении Ниневии. Пророк рисует картину штурма и описывает войско врагов, несущееся по улицам города.
6 "Речные ворота" - русло реки Хуцур, по которому ворвались в Ниневию мидяне и халдеи, предварительно отведя воду во рвы.
Новое описание разрушения Ниневии и суда за грехи, которые повлекли это наказание. Представляя Ниневию как блудницу, Наум не столько бичует ее за идолопоклонство (Ниневия не была обручена Господу, как Израиль) и ее священную проституцию, сколько за ее жадность и эксплуатацию народов, которые она поработила.
8 Речь идет, очевидно, о Фивах, городе бога Амона в верхнем Египте, который был разгромлен Ассурбанипалом в 663 г.
16-17 Наплыв ассирийцев в захваченные области (в евр тексте: купцы, воины и писцы) сравнивается с полчищем саранчи. С помощью того же образа возвещается и внезапное и полное их исчезновение.