Эти первые главы представляют собой почти только одни родословные. Священнические родословные Бытия отмечали значение Авраама, в котором "благословятся все племена земные (Быт 12 3). Здесь центральной фигурой является Давид, предок и прообраз Мессии; он окружен священниками, левитами и певцами. Ср. с родословными Христа в Мф 1 1-17 и Лк 3 23-38. - Родословные Пар ограничиваются почти исключительно указанием на отношения между различными коленами или племенами: многие имена представляют собой названия племен или городов. - Евр текст и переводы содержат ряд вариантов, которые здесь не указываются.
42 Другой родословный список потомков Халева см стт 18 сл. По всей вероятности, он соответствует другой эпохе, когда отношения между племенами изменились.
26 Фул и Феглаффалласар представляют собой одно и то же лицо (4 Цар 15 19).
32 Автор Пар (ср Ос 14 3; Ис 12; 25-26; Мал 1 11) видит в свящ. пении (хвале, исповедании, благодарении) наиболее существенную часть культа при жертвоприношении. Учреждение его он связывает с Давидом.
Автор дает новый список колена Вениаминова, но уже не в общем перечислении колен израильских, а в связи с положением Иерусалима, который по традиции принадлежит Вениамину (Ис Нав 18 28) и в котором Давид готовится построить храм.
33 Список праотцев Саула отличен от списка, данного в 1 Цар 9 1. В 1 Цар 14 50-51 Нир и Кис - братья, а не отец и сын. Начиная со стт 35, потомство Саула (повтор в 9 41-44) указано только в этой кн. Библии. Оно доведено до 12-го поколения, очевидно до Плена.
Это присоединение северных колен произошло только через несколько лет, после смерти Саула.
Автор кн. Пар повторяет почти буквально пророчество Нафана (2 Цар 7), имеющее для него решающее значение: оно утверждает Союз-Завет Бога с Давидом и непрерывность династии Давида, носительницы мессианских обетовании. Единственное значительное различие между пророчеством Нафана и тем, как оно изложено в кн. Пар: обетование, данное потомству Давида, начнет исполняться в его сыне Соломоне (11 слл) и престол его пребудет вовеки; если он согрешит, Господь исправит путь его (2 Цар 7 14, 15).
Этой главой открывается основная часть книги, посвященная организации культа и духовенства в общине Давида, получившей мессианские обетования.
1 Автор кн. Пар приписывает сатане (ср Иов 1 6), то, что 2 Цар приписывало "гневу Ягве", как первопричине. Это указывает, в каком направлении развивается богословская мысль.
15 В 1 Пар более, чем в 2 Цар, подчеркивается Божие покровительство святому городу.
18 Как и в повествовании о возвращении из плена (Езд 3 1 сл), автор кн Пар различает воздвижение жертвенника и сооружение Храма. Это уже не временный жертвенник, как в рассказе 2 Цар, но окончательный храмовой жертвенник (22 1).
10 "Восьмой Авии" - к этому разряду принадлежит впоследствии Захария, отец Иоанна Крестителя (Лк 1 5).
В этой главе содержатся четыре различных списка:
1. Управителей, служащих по месяцу (стт 1-15);
2. Начальников над коленами Израилевыми (стт 16-24);
3. Начальников над имениями царя (стт 25-31);
4. Царских советников (стт 32-34).
11 Моисей получил от Бога образец Скинии (Исх 25 9). Давид сам дает образец дома Господня Соломону, но в ст 19 все отнесено к Богу.
18 Ковчег Завета имел форму престола, а не колесницы, но автор кн. Пар представляет себе колесницу в соответствии с ее описанием в Иез 1 и 10.