1 1 В Церкви первых времен не делалось различия между выражениями: "епископ" (блюститель) и "пресвитер" (старейшина). Ср. Деян 20 17 и 28.
1 7 Сочувствующие и помогающие Апостолу становятся соучастниками благодати апостольской и разделяют с ним заслугу его подвига, согласно Ев. от Мф 10 41.
1 13 Претория - императорская стража, состоявшая из десяти тысяч воинов. Апостол, повсюду в Риме сопровождаемый воином этого полка, имел возможность сношений с преторианцами и проповеди в их среде.
1 20 Единственная цель всей жизни Апостола - прославление Иисуса Христа. Какая бы участь его ни постигла, она равно послужит этой цели. Оставят ли его в живых, - он будет жить для дела Христова; умертвят ли, - его мученическая смерть будет исповеданием Христа.
1 23-25 Смерть Апостолу была бы вожделенна: она соединила бы его с Христом. Но он не смеет желать смерти, зная, сколь многим нужно его благовестие, и потому думает, что Бог не тотчас призовет его к Себе.
1 28 Сплоченность верующих в единодушной решимости постоять и пострадать за Христа есть залог их победы на земле и вечной радости в небе.
2 1-8 Наиболее укрепляют общество верующих единомыслие и любовь, проистекающие из самоотречения и смирения по образу и подобию Христа, Который, хотя и мог несамозванно предстать миру как Бог, однако уничижился, вочеловечившись; Который в Своем уничижении смирился и, быв послушен Богу и людям, орудиям Бога, истощил Себя даже до смерти, и к тому еще смерти крестной. Единомыслие и любовь в Церкви немыслимы без послушания. "Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, чтобы всё пребывало в единодушии и великом согласии" (Св. Иоанн Златоуст, Бес. на 1 Кор., Творения, т. X, стр. 346).
2 9-11 Тому, Кто смирился до конца, дал Бог имя превыше всякого имени и царство над всею тварью; поэтому всякий язык величает Иисуса Господом, во славу Бога Отца.
2 15-18 Среди развращенного рода сияют, как звезды, изливая свой свет во мрак мира разбросанные здесь и там общины верных; и сияние тех, которые затеплил Апостол, будет его славою в день второго пришествия Господня Если же суждено ему запечатлеть свой подвиг жертвенною кровью, такая смерть будет ему великою радостью, и радостью должна быть всем, его любящим.
2 19-30 О Тимофее и Епафродите см. введение.
3 1-3 Опять и опять предостерегает Апостол свою паству (по-видимому, он уже и ранее писал об этом Филиппийцам) от соблазна иудействующих лжеучителей, требующих от христиан обрезания по плоти. Истинное обрезание есть служение Богу в духе, основанное на вере в оправдание наше искупительною жертвою за мир Иисуса Христа.
3 7-11 Сам Апостол, по рождению, воспитанию и первоначальной деятельности, имеет все преимущества, связанные с точным исполнением Моисеева обрядового Закона и пламенною ревностью об отеческом предании. И некогда он высоко ценил эти свои преимущества, но по обращении своем увидел всю их тщету. От всего отказался он и всем пренебрег, чтобы - приобрести Христа, с Которым хочет быть неразлучным в жизни и всецело соединенным в страдании и смерти.
3 12-13 Апостол знает, что еще не достиг совершенного соединения с Христом, но стремится достичь Христа, как Христос его настиг и им овладел. Так участник состязания в беге напрягает все силы, чтобы добежать до назначенной цели.
3 20-21 Христианин не о земном помышляет и не плоти служит: его отечество на небесах, он гражданин града Божия. Не надолго облечен стремящийся ко Христу в это уничиженное земное тело: будет день, когда, преображенное, оно уподобится прославленному телу Иисуса воскресшего.
4 2-3 Обе названные женщины, видимо, много потрудились для распространения благовестия; что было причиною их несогласия, неизвестно. Кого просил Апостол, как своего верного и искреннего сотрудника, содействовать их примирению, также не знаем. Климент, другой сотрудник Павла, по мнению некоторых, не кто иной как будущий папа того же имени, третий преемник Ап. Петра.
4 22 Христиане из Кесарева дома - придворные чиновники и служители. Благовестие о Христе уже проникло и в казармы преторианцев, и во дворец римского Кесаря.