Притчи следует понимать в широком смысле слова: как мудрые изречения или правила поведения, назначение которых - обеспечить успех в жизни.
7 "Начало мудрости - страх Господень" - библ. понятию "страх Господень" (ср Исх 20 20; Втор 6 2) соответствует на современном языке благоговение перед Богом (лат. pietas), которое обыкновенно испытывает религиозный человек. Такое отношение к святыне есть начало (9 10; 15 33; Иов 28 28; Пс 111 10; Сир 1 14, 20) и венец (Сир 1 18; 19 21; 25 14; 27-28) религиозной мудрости; при наличии ее отношения человека с Богом развиваются таким образом, что страх и любовь, повиновение и доверие сочетаются (ср Пс 25 12-14; 112 1; 128 1; Екк 12 13; Сир 1 27-28; 2 7-9; 15-18 и т. д.)
17 Здесь, по-видимому, высказывается мысль, что как птицы удаляются от сети, когда она расставляется у них на глазах, так и юноша, предупрежденный об опасностях, подстерегающих его, сумеет их избежать.
20 "Премудрость на площадях возвышает голос" - букв речь идет о сословии мудрецов. Текст может иметь и преобразовательный смысл: как и пророки (ср Иер 5 1; 7 2), персонифицированная Премудрость (ср 8 22) ходит по улицам и проповедует жителям свое учение, обличая их за беспечность и самоуверенность (ср Ам 6 1; 9 10; Иер 5 12-13; Соф 1 12).
1 "Если ты примешь слова мои" - мудрость всегда приходит от Бога (ст 6), но следует искать ее, внимая поучениям старших.
16 "Дабы спасти тебя от жены другого" - в этой части Притч автор часто предостерегает от прелюбодеяния (2 16-19; 5 3-23; 6 24 - 7 27), которое отождествляется с нарушением союза-завета с Богом (2 17; ср 5 15) и ведет в шеол (2 18; 5 5; 7 26-27).
28 "Не говори другу своему" - слово "друг" вначале применялось к человеку, с которым установились близкие отношения. В кн Притч оно приобретает более широкий смысл: здесь имеется в виду "ближний" вообще (ср 6 1, 3, 29; 27 7). Это первый шаг к универсализации заповеди любви (Лев 19 18), совершенным выражением которой является евангельский завет о любви к врагам (Мф 5 43 сл).
32 В кн Притч часто чередуются обетования праведным и грозные предупреждения нечестивым (ср Втор 32). "Общение с Господом" было дано людям праведной жизни уже в ВЗ.
7 "Главное - мудрость" - исходная точка для приобретения мудрости есть уверенность в том, что она необходима и ради нее стоит идти на жертвы, ибо она больше, чем "все имение".
14 "Впал... во всякое зло среди собрания и общества" - обличение на открытом собрании и суд по закону Моисееву.
15 "Водоем... колодец" - метафоры, относящиеся к законной жене. За осуждением прелюбодеяния (2 16) следует восхваление супружеской верности и законной жены (стт 15-19). Ее дополняют различные изречения, восхваляющие совершенную жену как дар Божий, утешение мужа 18 23; 19 14 (ср контрастные изречения 11 22; 19 13; 21 9; 25 24; 27 15; 31 3) и похвала "добродетельной жене", которой заканчивается кн Притч (31 10-31) и в которой можно видеть символическое описание персонифицированной Премудрости. В первой части книги (1-9) прелюбодеяние и супружеская верность очевидно означают, как и в учении пророков (Ос 1 2), соответственно - богоотступничество и верность Богу и Его закону, источнику мудрости.
1-5 Порука за ближнего - древний обычай в Израиле. Первые притчи предостерегают против злоупотреблений в этой области. Впоследствии Сын Сирахов советует, напротив, поручительство как дело милосердия.
6 Мудрец должен обладать обширными знаниями, включающими сведения из ботаники и зоологии (ср 3 Цар 4 33; Притч 30 24-31 и т. д.).
16-19 Числовая притча (ср 30 15).
31 Прелюбодейная женщина более опасна, чем блудница, которая довольствуется вознаграждением, тогда как первая требует, чтобы для нее пожертвовали всею жизнью.
14 "Мирная жертва у меня" - блудница говорит, заманивая к себе обманом, что принесла мирную жертву, часть которой ели в тот же день за семейным столом (Тов 2 1).
В главах 8 и 9 учение кн Притч о Премудрости достигает своей вершины (см 8 22). Та же тема снова появляется в более поздних книгах: Сир 1 1-20; 24; Прем 6-9; ср Иов 28.
22-31 В послепленную эпоху в Израиле получило развитие представление о персонифицированной Премудрости (Премудрость, изображенную в Притч 14, можно еще рассматривать как литературный образ). Сначала Премудрость представлена как дар Божий, находящийся как бы вне Бога и человека (у Иова 28 и Вар 3 9-4 4), но в Притч 1 22-33, 3 16-19 и 8 и 9 она уже предстает как личность. Она сама открывает свое домирное происхождение (8 22), свидетельствует о своей деятельности при творении мира (стт 27, 30), о своем отношении к людям, которых она ведет к Богу (стт 31, 35, 36). В кн Сир это учение получает дальнейшее развитие (4 11-19; 14 20-15 10 и гл. обр. 24 1-29, а 1 1-10 напоминает еще кн Иова). Однако во всех текстах, где Премудрость персонифицируется, как в других местах Дух или Слово, трудно провести четкую межу между поэтическими образами, выражением древних религиозных представлений и прозрением нового Откровения. - Учение о Премудрости, намеченное в главных чертах в ВЗ, перешло в НЗ, где в свете нового, совершенного Откровения домирная Премудрость, деятельная участница миротворения, отождествилась с Богом-Словом, Вторым Лицом Пресвятой Троицы, Которое изначала "было у Бога" и без Которого "ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1 1-3; ср Евр 1 2; Откр 3 14). Христос неоднократно именуется Премудростью и Премудростью Божией (Мф 11 19; Лк 11 49; ср Мф 23 34-36; 1 Кор 1 24-30), участвует в создании и сохранении мира (Кол 1 16-17). И как завершением и целью творения и особым предметом участия и радости Премудрости было создание человека, образа и подобия Божия (Быт 1 26-28; Притч 8 30-31), так и целью воплощения Сына Божия является обожествление человечества, "спасение погибшего" (Мф 18 11; Лк 19 10), дарование жизни вечной и совершенной радости всякому верующему в Него (Ин 3 16; 17 13). Всем этим объясняется, что Отцы Церкви, начиная со св. Иустина-философа, узнают Христа в ВЗ-ной Премудрости. Притч 8 22-30 читается на богослужениях Восточной Церкви - в дни: Обрезания Господня (1 янв.) и Благовещения (25 марта) - и Западной Церкви в дни Богородичных праздников, ибо Матерь Божия приняла участие в воплощении Сына Божия и в искуплении мира, как в ВЗ Премудрость была соучастницей миротворения.
24 Бездна водная, на которую опирались - по тогдашним представлениям - небесный свод и круг земли (ср Быт 1; Пс 104; Иов 38).
13-18 Безумие в свою очередь олицетворяется и его действие противополагается действию Премудрости (9 1-6), смысл этих стт ясен: подобно тому, как перед человеком лежат два пути - добра и зла (4 18-19; Втор 30 15-20; Пс 1; эта тема встречается затем в Дидахе, учении 12 Апостолов, у Псевдо-Варнавы и в Кумранских рукописях), к нему обращены два призыва, он приглашается на две трапезы. Ему принадлежит выбор (ср Рим 12 21; 2 Кор 6 14 сл; Тит 1 15).
31 "Праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому" - воздаяние праведнику за добро и нечестивому за зло (ср 1 Петр 4 18); другое толкование: праведник страдает за неправедных (ср 1 Петр 3 18).
23 Божественное Провидение заботится о нуждах человека, но несправедливость и беспорядок влекут за собой нищету.
5 О лжесвидетельстве ср 6 19; 12 17; 14 25; 19 5, 9; 21 28; 24 28; 25 18 и т. д.; ср Исх 20 16; 23 1; Втор 19 15-21.
1 Отсюда происходит пословица: человек
4 В день бедствия в наказании нечестивого проявится справедливость Божия.
10 "Уста царя не должны погрешать на суде", ибо он вершит правосудие от имени Бога (ср 2 Цар 14 18-20; 3 Цар 3 4-29). Следующие притчи (за искл. ст 11) являются царскими притчами.
33 Имеется в виду ефод, находящийся на груди первосвященника (Исх 28 6); он отождествляется здесь с ефодом, служащим для бросания жребия (1 Цар 2 28).
11 "Жестокий ангел" - может быть ангел губитель (ср Исх 12 23).
23 "Подарок из пазухи" - подарок судье неправедному или лжесвидетелю (ср 17 8; 18 16 и 21 14, где смысл более широкий).
24 "Глаза глупца - на конце земли" - глупец смотрит всюду и вмешивается во все.
3 Через весь ВЗ красной нитью проходит требование чистоты сердца, необходимого условия совершения религиозных обрядов (ср Ам 5 22 сл; Ос 6 6; Ис 1 11; Иер 7 21-23).
18 Ср 11 8. В этой притче, очевидно, подразумевается, что несчастье сопутствует жизни человека. Бог охраняет от него праведников и посылает бедствия нечестивым.
16 В этой притче говорится или о закономерности, согласно которой только трудность побуждает к усилию и приводит к успеху или о сере в справедливость Бога, могущего коренным образом изменить положение.
11 Защитник (евр гоэл) здесь - Сам Бог (ср 22 23; Иер 50 34).
23 Закон велит судьям не быть лицеприятными на суде (Лев 19 15; Втор 1 17; 16 19). Пророки часто напоминают, хотя и в различных выражениях, об этой обязанности (Ам 2 6; 5 7, 10; Ис 10 2; Мих 3 9, 11; Иер 5 28; Иез 22 12). Мессия будет судьей праведным (Ис 11 3-5; Иер 23 5, 6; Пс 72 4, 12, 14), как и Сам Бог (ср Гал 2 6).
4-5 Кажущееся противоречие между этими двумя стт - плод авторского умысла: здесь игра слов на двух значениях выражения "по глупости его"; в ст 4 автор становится на точку зрения мудрого, а в ст 5 на точку зрения глупца.
14 В Талмуде написано: "Никто да не здоровается, не совершив утренней молитвы, ибо первое выражение принадлежит прежде всего Богу" (Берах 14 а).
20 "Ненасытимы глаза человеческие", ибо в них местопребывание зависти.
8 Несправедливо приобретенное богатство не идет на пользу и в конце концов будет принадлежать бедным.
11 Гордость всегда источник ослепления, в бедности же может сохраниться свобода суждения (ср Екк 9 14-16).
13 "Кто сознается (в своих преступлениях) и оставляет их, тот будет помилован" - указание на исповедание грехов (ср Лев 5 5-6; Числ 5 7; Пс 32 5; Ос 14 2-4; Ис 1 16-18).
18 "Откровение свыше" может относиться к учению пророков; закон (евр тора) имеет широкий смысл и может тоже обозначать учение пророков.
24 "Слышит он проклятие" - проклинается непойманный вор и свидетели его злодеяния, скрывающие его (ср Лев 5 1; Суд 17 2).
3 "Познание святых", т. е. мудрых или "Святого", т. е. Бога (множ. число в таком случае - знак почитания.)
15-31 Сборник числовых притч, в котором проявляется особый интерес к тайнам природы - в частности, передачи жизни, и к нраву животных. "Числовая притча" - нечто среднее между изречением, загадкой и сравнением. Она встречается в евр письменности в еще несовершенном виде в эпоху пророков (Ам 1 3, 6, 9, 11, 13; Ис 17 6; Мих 5 4; ср Пс 62 12 сл) и затем снова появляется в писаниях мудрых (Притч 6 16 сл; Иов 5 19; 39 35; Екк 11 2; Сир 23 20 сл; 25 9; 26 5-7, 24; 50 27; ср 25 1-2).
4 Настойчивое предупреждение об опасности пить вино характеризует моральные представления жителей пустыни (ср Рехавиты, Иер 35, современные арабы).
10-31 Алфавитная поэма (ср Пс 9, 25, 34, 111, 112, 119, 145; Плач 1-4; Наум 1 2-8; Сир 51 18-37) - последовательность первых букв каждого стиха (иногда каждой строфы) составляют евр алфавит. Интерпретация поэмы в прим. к ст 30.
25 "Весело смотрит на будущее" - т. е. с упованием как на будущее членов своей семьи, так и на свою участь, ибо Господь вознаградит добродетельную жену за верность и ревность.
30 Похвала добродетельной женщине может быть понята аллегорически как описание персонифицированной Премудрости. Этим, быть может, объясняется добавление к греч переводу этого ст: "Мудрая жена будет восхваляться - страх Господень, вот что достойно похвалы" - а также и место, отведенное этой похвале, заключающей км Притч.