42-43 (41-42) Эти два псалма составляли один псалом, о чем свидетельствует повторение одного и того же припева в обоих и отсутствие заглавия во втором (42 6, 12; 43 5). Плач изгнанного из Иерусалима левита: изгнание означает здесь удаление от Иерусалимского святилища, где Бог обитает посреди Своего народа (Пс 27 8; Исх 23 14-17, 33-20 п).
7 Псалмопевец находится у истоков Иордана, у подножия горы Ермон (Цоар).
8 Водопады Иорданских верховий приводят ему на память лавину бедствии, обрушившихся на него.
Народ, некогда хранимый Богом, ныне же отверженный, молит о помощи.
Евр и христианская традиция интерпретирует этот псалом как свадебную песнь царя Мессии, вступающего в брак с Израилем, прообразом Церкви (ср Ос 2 18; Ис 54 4, 5; Песн 3 11 и т. д.; Мф 9 15; Ин 3 29). В христианском богослужении эта аллегория распространяется и на Божью Матерь. Псалмопевец обращается сначала к Царю-Мессии (3-10), прилагая к нему атрибуты Ягве (Пс 145 4-7, 12-13) и Еммануила (Ис 9 6-7), потом к царице (11-17). В Западной Церкви этот псалом читается на Богородичные праздники.
7 "Престол Твой, Боже" - царь назван здесь Богом, но не в том смысле, в каком восточные цари именовались богами. В ВЗ богами (элогим) величаются князья и судьи, которые, начальствуя и творя суд, как бы заступают Самого Бога (см Пс 82 1 и сл). Но боговдохновенный псалмопевец указывает на божественность Мессии.
8 Более соучастников твоих, т. е. других царей.
10 "Дочери царей между почетными у Тебя" (букв. "Дочери царей идут навстречу тебе") - языческие народы, обращенные к Богу истинному (Песн 1 3; 6 8; Ис 60 3 сл; 61 5) и вслед за Израилем вступившие на путь служения Богу.
"Офир" - приморская область южной Аравии или вост. Африки, откуда привозили золото.
13 "Дочь Тира" - народ Тира, т. е. чужой народ.
"Умолять лицо твое" - искать твоего расположения.
17 "По всей земле" - в мессианское время все народы вместе с Израилем будут служить Ягве (ср 10, 13 сл Пс 65; 87, 117).
18 "Сделано имя Твое памятным" - слава царя Мессии распространится на всех Его чад во веки веков.
С нами Бог, Господь, пребывающий в храме и охраняющий Сион.
5 "Речные потоки" - ср Быт 2 10-14 о райской реке.
Первый псалом о царстве (93 сл). Ягве воцарился и, шествуя победоносно, восходит в храм.
10 Язычники и избр. народ образуют уже один народ (см Ин 10 16).
Сион - гора Божия. Посреди древнего града Иерусалима (2 Цар 5 9) пребывает Ягве.
8 "Корабли Фарсийские" - большие корабли, совершавшие плавание в Фарсис (Испания) и другие дальние города. Но даже таким крепким судам трудно было противиться сильному восточному ветру.
Здесь, как и в Пс 37 и 73, затрагивается вопрос о кажущемся благополучии людей неправедных.
13-21 Ироническая пословица, которая служит рефреном повествования, излагающего традиционную мудрость.
16 "Примет меня" - Бог освободит праведника из шеола (ср Пс 18 17; Пс 73 24). Так же говорится об Енохе (Быт 5 24) и Илии (4 Цар 2 9, 10), взятых на небо. Уверенность в том, что конечная участь праведников отлична от участи нечестивых и что связь любви праведника с Богом не может прерваться, подготавливает откровение о воскресении мертвых (ср Пс 16 10 п).
19 "Ублажает душу свою" - ср Лк 12 19, где речь идет о самонадеянном богаче.
Подобно пророкам, псалмопевец восстает против чисто внешнего богопочитания, не соединенного с истинным послушанием Закону.
Четвертый покаянный псалом, близкий по духу к учению пророков, особенно Исайи и Иезекииля, представляет собой наиболее совершенное выражение чувств всей книги Псалтири.
6 "Тебе единому согрешил я" - грех является злом прежде всего потому, что он оскорбляет Бога; все другие моменты имеют второстепенное значение.
7 Склонность к греху заложена в самой природе человека: церковное предание видит здесь указание на догмат о первородном грехе (см Рим 3 12, 23).
9 "Иссопом" - пучком веточек иссопа, омоченным в крови жертвенного животного, окроплялись люди и предметы, подлежащие очищению (Исх 12 22; Лев 14 4-7).
20-21 Эти два последние стт были, вероятно, прибавлены к Псалму во время изгнания.
3 "Именем Твоим" - т. е. силою Твоею; выражение это часто встречается в Библии.
10 "Раздели языки их" - имеется в виду смешение языков (Быт 11 6-9).
15 "Ходим вместе в дом Божий" - подразумеваются торжественные процессии, направлявшиеся к храму.
16 "Да найдет на них смерть" - внезапная или преждевременная смерть - наказание нечестивого.
9 "В сосуд у Тебя" - Бог хранит в памяти каждую слезу человека.
14 "В свете живых" - в земной жизни (ср Пс 116 9).
Выражение надежды и упования на Бога посреди преследований.
8 "Готово сердце мое", т. е. утвердилось в уповании, и душа псалмопевца исполнилась радости.
9 "Я встану рано" - букв. разбужу зарю, т. е. встану так рано, что мое пение разбудит зарю, дабы славить Бога.
Бог - Судия судей земных. Как древние пророки, псалмопевец обличает неправедных судей и призывает на них гнев Божий, дабы люди увидели справедливое воздаяние Господа за добро и зло.
2 "Судьи" - дословно "боги". Судей и властителей, поскольку они замещают Бога на земле, называли "богами" (ср Пс 81 1, 6; ср Ин 10 34 сл).
5-6 Сердце их подобно сосуду, наполненному ядом; они не слушают ни советов, ни обличений.
10 Сравнение заимствовано из быта пастухов, согревающих воду на костре. Сильный ветер тушит огонь так же внезапно, как настигает кара Божия.
11 "В крови нечестивого" - победитель, преследуя побежденных, ступает по земле, обагренной кровью врагов.
7 и 15 Как собаки бродят по ночам в поисках пропитания, так и злоумышленники, когда стемнеет, подстерегают путников на дорогах.
5 "Напоил нас вином изумления" - по-евр. головокружения, так что мы шатались, как пьяные.
10 "Умывальная чаша", т. е. раб-прислужник. "Простру сапог Мой" - в знак власти.
К жалобе левита, находящегося в изгнании, далеко от Сиона (стт 2-6), присоединяется молитва о Царе-Мессии, о Его вечном царствовании (ср Пс 72 и 89).
10 "Сыны человеческие" - люди простые; "Сыны мужей" - знатные.
12 "Однажды... дважды" - два раза слышал и крепко удержал в памяти. В семитских языках часто приводится несколько чисел, чтобы подчеркнуть значимость данных слов (ср Ам 1 3; Притч 6 16-19).
13 "Каждому по делам его" - личное воздаяние (Пс 37 1-2; Иез 14 12-14), о котором подробнее сказано в НЗ (Мф 16 27; Рим 2 6; Откр 2 23).
6 Душа, соединяясь с Богом, чувствует себя насыщенной, как на пиршестве.
11 "В добычу лисицам" - их непогребенные трупы будут пожраны зверями.
12 "Всякий клянущийся Им", т. е. Богом - в данном случае клясться Богом значит воздавать Ему поклонение и признавать Его высшую власть (ср Втор 6 13); в то же время запрещается произносить имя Божие напрасно (Исх 20 7).
7 "Изыскивать неправду" - речь идет об изощренной хитрости врагов, вынашивающих коварные замыслы.
8-9 Чем гнуснее их замыслы, тем ближе их гибель.
5 Блаженны избранники Божии, служащие в храме, месте особого присутствия Бога, Который наделяет Своими богатыми милостями приближающихся к Нему.
10 "Поток Божий" - изобильный дождь.
12 "Венчаешь лето благости Твоей" - увенчиваешь год Твоими благодеяниями; "стези Твои источают тук" - образное описание: "стези Твои", т. е. колеи колесницы, на которой Бог объезжает землю, осыпая всех Своими милостями.
1 Псалмопевец интуитивно чувствует, что Ягве - Бог всех народов и призывает их воздавать Ему хвалу.
1-4-8 В этих стт проявляется ощущение вселенского единства.
2 "Боже! будь милостив" - этими словами священники благословляли народ (ср Числ 6 22-27).
В этом победном гимне, очевидно, воспевается шествие Божие в ковчеге Завета из Египта на гору Сион.
5 "Превозносите Шествующего на небесах" - слав. "путесотворите", т. е. приготовьте путь.
7 "Непокорные" - имеются в виду Корей, Дафан и Авирон (Числ 16).
8 "Когда Ты выходил..." в виде облачного и огненного столпа (Исх 13 21 слл; Числ 14 14).
13 "Сидящая дома" - воины возвращаются с добычей, а жены их делят ее,
14 "Голубица" - символ Израиля (Пс 74 19).
15 "Она забелела" - число павших врагов было подобно хлопьям падающего снега - поэтическая гипербола.
17 "Завистливо" - не высокие горы избрал Бог в жилище Себе, а небольшую гору Сион.
18-19 После победы над врагом на гору Сион несут ковчег Завета и ведут пленных. "Противящихся" - может быть иевусеи, не пожелавшие покориться Давиду (см 2 Цар 5 6-8; 1 Пар 11 5).
23 "От Васана возвращу", т. е. с гор, которые противополагаются глубине морской.
24 "Псы язык свой..." имеется в виду смерть Иезавели (см 4 Цар 9 36).
31 "Укроти зверя в тростнике" - т. е. Египет, символ которого крокодил, прячущийся в тростниках Нила (см Иез 29 3).
"Стадо волов среди народов" - т. е. сонм вождей, за которыми следуют, как тельцы за быками, порабощенные ими народы (ср Иер 46 20 сл).
Мессианский псалом, согласно единодушному толкованию Отцов Церкви; пророчества из этого псалма часто приводятся в НЗ: Ин 2 17; 15 25; Мф 27 34, 48; Рим 15 3; Деян 1 20.
5 "Чего не отнимал, то должен отдать" - поговорка, выражающая полную невинность человека.
6 Христос взял на Себя наши грехи, и лишь в этом смысле можно применить этот стих к Нему.
23-28 Согласно ВЗ-ному закону возмездия псалмопевец призывает на своих врагов справедливый гнев и кары Божии, подобно Иову и Иеремии.
"Трапеза" - ковер, служащий на Востоке столом для пиршества; его расстилали на полу и на нем было легко споткнуться.
28 Ср Исх 7 3-4.
Псалом этот почти повторяет конец псалма 40 (стт 14-18), из которого он был выделен как молитва о помощи Божией.
Молитва благочестивого старца, преследуемого врагами.
7 "Диво" - ибо Бог помогал ему среди испытаний.
22 "Святый Израилев", т. е. Бог, как часто именует Его пророк Исайя.
Описание этого царства отражает историческую действительность царства Соломона, но в псалме содержится мессианское упование.
1 "Царю - сыну царя" - Мессии, царю из царского рода.
3 "Горы и холмы" - подвластные ему земли.
8 "От моря до моря" - от Средиземного моря до Персидского залива, от реки Евфрата до концов известной тогда земли.
9 "Лизать прах" - семитское выражение, означающее полное подчинение (см Быт 3 14; Мих 7 17).
10 Фарсис (ср Пс 48 8) и средиземноморские острова, Аравия и царство Савское изобиловали в те времена золотом.
14 "Драгоценна будет кровь", т. е. жизнь: он не позволит, чтобы кровь невинных проливалась в его царстве.
18-19 Этим славословием заканчивается вторая книга Псалтири.