Здесь, как и в Пс 37 и 49, ставится вопрос: как может справедливый Бог терпеть благоденствие нечестивых? Ответ более глубок и категоричен, чем в двух других псалмах: не на земле решается участь человека; есть другая жизнь, где неправедных ожидает возмездие, о праведных - блаженство с Богом.
11 "Говорят" - простые люди, введенные в заблуждение бахвальством нечестивых.
15 Иначе судят об этом просвещенные светом веры, сыны Божии, к которым принадлежит и сам певец.
17 "Вошел во святилище Божие" - в храм; в переносном смысле - уразумел замысел Божий.
24 "Примешь меня в славу" - в сонм прославленных, зрящих лицом к лицу славу Божию.
25-26 Единое благо - близость к Богу; земные блага - ничто по сравнению с этим, единственно желанным, благом.
Плач о преданном огню храме Иерусалимском (в 587 г. до р. Х.).
1 "Навсегда" (стт 3, 9, 10, 19, 23) - это выражение свидетельствует, что протекло много лет со времени разорения храма; не стало больше пророков, ибо Иеремия и Иезекииль были взяты в плен и, вероятно, уже умерли.
13-15 Иносказание об исходе из Египта. "Змеи" и "Левиафан" - египтяне, потопленные в Чермном море. "Источник и поток" - ср Исх 17 1-7; Числ 20 1-13; "сильные реки" - Иордан (ср Ис Нав 3 сл).
19 "Горлицы Твоей", т. е. избранного народа Твоего.
9 "Чаша", полная горечи - в св. Писании часто знаменует гнев Божий (ср Ис 51 17; Иер 25 15-17).
11 "Роги" - в св. Писании - символ мужества и силы.
3 "Салим" - Иерусалим (ср Быт 14 18).
5 "Гор хищнических" - LXX и слав. "гор вечных" - гебраизм: горы, где укрываются разбойники.
14 "Свят путь Твой" - все, что ни творит Бог, есть благо.
16 "Сына Иакова" - переселившиеся в Египет сыновья его и родившиеся в Египте дети Иосифа (Быт 46 26 сл).
20 "Следы Твои неведомы" - Бог был невидим, когда вел Израиля посуху через воды Чермного моря. Так и ныне Бог невидимо ведет и спасает народ Свой.
2 "Притча" - иносказание, поучительный пример.
9-10 "Колено Ефремово" было из 12 колен Израилевых самым многочисленным, но наименее верным Богу. Превосходные стрелки, они ушли с поля брани, отказавшись помогать своим братьям.
12 "Цоан" (Танис) - город у устьев Нила, столица Нижнего Египта.
25 "Хлеб ангельский" или манна - "хлеб, нисходивший с неба", где обитают ангелы. Манна - прообраз Евхаристии (Ин 6 32-50).
27 "Как пыль" - поэтическая гипербола (см Числ 11 31-34).
41-51 Перечисление язв египетских (Исх 7-12; ср Прем 16-18).
61 "В плен" - ковчег был взят в плен филистимлянами (1 Цар 4-6). "Крепость... славу" - ковчег Завета.
65 "От сна и побежденный вином" - имеется в виду крепкий сон, словно Бог спал; теперь же Он воспрянул - и горе врагам!
67-68 Ковчег Завета был не возвращен в Силом, принадлежавший колену Ефремову, а перенесен в Сион, т. е. Иерусалим, город колена Иудина.
71 Пастух Давид стал пастырем народа.
10 Разрушение Иерусалима и храма является в глазах врагов поражением Самого Бога Израиля.
12 "В недро их" - житель Востока держал за пазухой вещи, которыми дорожил (ср Пс 74 11; 89 51).
3 Ефрем, Вениамин и Манассия - потомки Рахили.
9 "Лозу" - см Быт 49 22, где Иосиф сравнивается с плодовитой лозой.
11 "Кедры Божии" - столь древние, высокие и ветвистые, что кажутся насажденными Самим Богом (ср Пс 36 7).
Этот псалом, очевидно, был сложен для торжественного богослужения в день Пасхи или на праздник Кущей.
4 "Трубите в новомесячие трубою" - в новомесячия приносились особые жертвы (см Числ 28 11-13) под звук свящ. труб (Числ 10 10); Пасха и праздник Кущей начинались в полнолуние. Трубами и иными звуками созывали народ на праздники религиозные и гражданские.
6 "Услышал звуки языка, которого не знал" - речь идет, по всей вероятности, о языке египтян. Некоторые толкователи полагают, что имеется в виду откровение псалмопевцу на языке неземном.
16 "Благоденствие" - (евр - судьба их).
17 Метафоры, обозначающие блага, которые обещает Бог.
1 "Посреди богов" - "боги" означают здесь судей и вообще тех, кто именем Бога управляет и судит (ср Пс 58 2; Ин 10 34). Бог вызывает их как подсудимых пред Свое судилище (Ис 3 13-15).
7-9 "Агаряне" - пастушеское племя, жившее на востоке от аммонитян и моавитян.
8 "Гевал" - земля, заселенная идумеянами на юге от Мертвого моря.
10-11 "Мадиаи" - Гедеон победоносно воевал с Мадиамскими князьями (Суд 7 25; 8 3, 10-21). "Сисара" - военачальник хананейского царя Иавина, который был разбит у Аендора (Суд 4 сл).
7 "Долина плача" (букв. сухая долина). В Израиле выжженная за лето земля после первого осеннего дождя покрывается зеленью. Подобно этому паломникам среди испытаний на последнем этапе их путешествия открывается источник благодати.
10 Придя в храм, паломники молятся за помазанника, т. е. за царя.
Псалом возвратившихся на родину из плена Вавилонского по указу Кира (538 до Р. Х.).
10 "Слава Божия", удалившаяся из Иерусалима (Иез 11 23), снова будет обитать на земле Израильской.
11-12 Встретятся правда Божия и мир на земле, как об этом пели ангелы пастухам Вифлеемским (Лк 2 14). С воцарением Мессии наступит и земное благоденствие (ст 13; ср Ис 30 23-25; Иер 31 12; Ос 2 21; Ам 9 13 сл).
14 Правда Божия открывает путь: она - условие мира и благоденствия.
8 "Между богами", т. е. между сильными земли (ср Исх 15 11), а также небесными силами, служащими Богу (ср Пс 89 7, 8).
Все пророчества о грядущем Сионе собраны здесь в одну песнь (ср Ис 2 2-4; 54 1-3; 60 3-9; Иез 37 28; Амос 9 11; Мих 4 1-3; Гал 4 26).
4 "Раав". т. е. Египет (Ис 30 7; 51 9) и Вавилон; два величайших языч. царства, а за ними и другие народы, станут поклоняться истинному Богу и нарекутся сынами Сиона.
6 Все народы найдут свое имя в родословной книге Сиона.
6 "От руки Твоей отринуты", т. е. умершие лишены опеки Божией, ибо участь их уже решена.
13 "Земля забвения" - мертвые не вспоминают о земном (ср Иов 14 21; 21 21).
4 Обетование, данное Богом Давиду через пророка Нафана (ср 2 Цар 7 8-16).
6 "Собрание святых" - сонм ангелов, которые в ст 7 названы сынами Божиими.
11 "Раав" - чудовище, олицетворяющее морской хаос, символ гордости и строптивости. "Враги" - воды (ср ст 10), некогда покрывавшие землю (Быт 1 2, 6-9).
15 "Милость и истина" подобны телохранителям царским, предшествующим Владыке (ср Пс 85 14).
20 "Святому Твоему" - пророку Нафану (2 Цар 7 8-16) и через него Давиду и всему народу.
26 "Морс" - Средиземное; "на реке", т. е. на Евфрате. Пророчество относится ко вселенскому царству Мессии.
30 "Как дни неба" - доколе будет существовать мир (ср ст 37 сл; Пс 72 5, 17).
31-34 Угроза исполнилась, когда Иерусалим был разрушен. Не согласно иудейским чаяниям было восстановлено царство Давида, но в духовном плане - как царство Мессии, потомка Давида.
46 "Сократил дни" - не Давида или какого-либо другого царя, но всего дома Давидова.
48-49 Псалмопевец желает по крайней мере перед смертью увидеть конец всех бедствий.
52 "Бесславят следы" - поношение преследует царя и народ его повсюду.