В первой части символически изображается пленение Вавилонское, во второй - возвращение из Плена и восстановление Иерусалима
10-11 Сидели в тюрьме за грехи: пленение было карою за грех.
20 "Слово Свое" - здесь, как и в Псалме 147 и у Ис 55 11, олицетворяется слово Божие.
32 "В сонме старейшин" - у городских ворот, где они разбирали судебные дела.
33-41 Говорится о Божием Провидении; псалмопевец выражает свою радость в связи с возвращением народа из Плена (ср Ис 35 7; 41 18; 42 15; 50 2).
40 "Бесчестие на князей" - ср Иов 12 21, 24.
43 Ср Ос 14 10.
Псалом составлен из Пс 57 8-12 и Пс 60 7-14.
В ВЗ разрешалось проклинать врага, ибо тогда еще действовал закон мести: око за око (ср Исх 21 12, 23-25; Лев 24 17-21). Вместе с тем в борьбе с врагами псалмопевец отстаивает не только свое личное дело, но и дело Божие. Наконец, следует принять во внимание характерную для восточной поэзии склонность к гиперболизации.
1 "Боже хвалы моей", которого буду всегда восхвалять. "Не премолчи" - ср Пс 35 22; 83 2.
6 "Диавол" (евр. "сатан") - обвинитель (ср Зах 3 1).
8 Ап. Петр (Деян 1 16-20), говоря о предательстве Иуды, ссылается на этот стих как на пророческий.
27 "Ты сделал это", т. е. попустил, чтобы меня преследовали, но Ты же и спас меня.
Этот псалом является мессианским, согласно истолкованию Самого Иисуса Христа (Мф 22 42-46).
1 "Сказал Господь" - этими словами пророки начинали возвещать откровения свыше.
"Господу моему" - так псалмопевец называет Мессию.
"Одесную Меня" - сидеть справа от владыки есть высочайшая почесть.
"Подножие ног Твоих" - древние восточные цари ставили ногу на шею побежденного врага в знак неограниченной власти над ним.
2 "Жезл силы Твоей" - жезл был олицетворением могущества.
4 "По чину Мелхиседека" - Мелхиседек, принесший дары хлеба и вина (Быт 14 18) - прообраз истинного, НЗ-ного священства, высшего по сравнению со священством Аароновым и левитским (Евр 7 11-28).
5 "Одесную Тебя" - здесь это выражение означает: Господь будет стоять рядом с Ним против врагов Его.
6 "Наполнит трупами" - борьба Мессии с его врагами будет долгой и упорной. Псалмопевец прозревает день Господень, день гнева и суда, о котором часто говорят пророки (см Ис 2 12; Иоил 2 1, 2, 11; Амос 5 18; Соф 1 7).
7 "Из потока будет пить" - освежаемый и укрепляемый неисчерпаемой Божией помощью, бьющей ключом на пути Его, Мессия будет неустанно воздвигать главу Свою, устремляясь к новым победам.
Псалом алфавитный, состоящий из ритмических периодов (здесь из коротких фраз, начальные буквы которых соответствуют порядку букв евр. алфавита).
5 "Пищу дает боящимся Его" - Церковь относит эти слова к таинству Евхаристии (ср Ин 6 31-33, 48-51).
Также алфавитный псалом. Описывает отличительные черты праведника.
4 "Восходит свет правым" - этот ст может быть понят и так: праведник есть свет людям, пребывающим во тьме.
9 "Рог его вознесется" - его нравственное достоинство будет прославлено.
"Аллилуия"- Псалмы 113-118 начинаются этим восклицанием, вследствие чего они именовались у евреев "Аллел"; они пелись на богослужениях и на Пасхальной вечери (см Мф 26 30).
6 "Призирает на небо и землю" - с высоты поднебесной.
9 "Неплодную" - неплодие считалось проклятием и наказанием Божиим (см Быт 16 4-5; 1 Цар 1 7, 11; 2 5). В аллегорическом смысле: Иерусалим, разрушенный врагами, становится матерью всех народов. В духовном смысле: люди, всецело посвятившие свою жизнь Богу, могут стать духовными отцами и матерями многих чад.
3-4 Чудесное явление славы Божией на Чермном море, на реке Иордан и на горе Синай.
8 Изведение воды из камня (Исх 17 6 и Числ 20 11).
1 (9) Псалом сложен, быть может, в годы Плена, когда победители насмехались над бессилием Бога Израилева.
9-11 (17-19) "Дом Израилев" - народ; "дом Ааронов" - священники; "боящиеся Господа" - прозелиты, т. е. иноземцы, уверовавшие в Ягве, но не соблюдающие предписаний Закона (ср Пс 118 2-4; 135 19 сл).
17-18 (25-26) - мертвые не в силах славословить Бога - ср Пс 6 6; 30 10; 88 11.
6 "Хранит Господь простодушных" - которые не могут сами себя защитить.
11 (2) "Всякий человек ложь" - надежда, возложенная на человека, всегда может обмануть (ср Пс 33 16; 60 13).
13 (4) "Чащу спасения" - жертвенная чаша, из которой совершалось благодарственное излияние за явленное спасение (см Исх 25 29; 37 16). При возлиянии призывалось имя Господне.
15 (6) Ср Пс 49 9.
16 (7) "Я раб Твой и сын рабы Твоей", т. е. я еврей (благочестивый) и сын еврейки. Возможный прообраз ответа Девы Марии архангелу Гавриилу: "Се раба Господня".
Кроткий псалом, призывающий все племена земли воздать Богу хвалу (ср Рим 15 11).
5-18 По-видимому голос, говорящий из народа.
9 "На князей" - не раз Израиль убеждался в тщетности надежд, возлагаемых на правителей и соседних царей.
15 "В жилищах праведных" - разумеются кущи-шалаши, где евреи проводили осенние праздники (см Лев 23 42; Неем 8 14-17).
19-20 Торжественное шествие приближается к вратам храма, и идущие впереди просят отворить врата (ср Пс 15, 24).
22 "Камень" - народ Израильский, которым пренебрегали могущественные соседние народы. Образ камня, отвергнутого строителями, но сделавшегося главою угла, Христос применил к Себе (см Мф 21 42-44 п).
25 "Спаси же" - евр "осанна" (ср Мф 21 9). Народ и апостолы при входе Господнем в Иерусалим восклицают "осанна", как это делалось при вступлении праздничного шествия в храм.
26 Благословение, произносимое священниками при входе народа в храм (ср Числ 6 24).
27 "Осиял" (LXX и слов. - "явился нам") - Господь призрел "светлым лицем Своим" (см Числ 6 25).
"Вяжите жертву вервями" - привязывайте к жертвеннику жертвенных животных; по другому толкованию: украшайте праздник зелеными ветвями.
"Рога жертвенника" - жертвенник всесожжения в притворе священников (Исх 40 29) был украшен на четырех углах рогами (см Исх 27 2; 38 2; 29 12; Лев 4 7).
Самый длинный из псалмов. Содержит хвалу Закона, как богооткровенного правила жизни. Понятие Закона Божия обозначается синонимическими именами: Закон, Слово, Заповеди, Уставы, Суды, Повеления, Оправдания, Пути, Откровения. В каждом ст псалма непременно встречается одно из этих синонимических значений. Псалом, будучи алфавитным, состоит, по числу букв, из двадцати двух строф, каждая из которых начинается с новой буквы. Каждая строфа содержит восемь стихов и развивает одну основную мысль.
5 "Путь" означает поведение и направление жизни человека (ср Пс 1): "Путь Господень" - образ жизни, предписанный законом Божиим.
19 "Странник я на земле" - поэтому должен хорошо использовать данное мне в этой краткой жизни время.
32 "Когда Ты расширишь сердце мое" - когда дашь мне новые силы, мужество и радость (ср Ис 60 5).
48 "Простру руки" - движение рук молящегося.
54 "Уставы Твои были песнями моими" - слова Закона Твоего звучали во мне как песни.
70 "Ожирело сердце их", так что они не чувствуют более побуждений к добру (ср Пс 17 10).
83 "Как мех в дыму" - на Востоке мехи, предназначенные для сохранения вина, подвешивались к потолку и сушились в горячем дыму.
96 Человеческое совершенство всегда ограничено; закон же, установленный Богом, безгранично совершенен.
108 "Жертву уст моих" - молитва моя подобна свящ. жертве, на алтаре сожигаемой (ср возглас на литургии "Милость мира, жертву хваления").
109 "Душа моя в руке моей" - душа моя постоянно подвергается смертельной опасности из-за козней врагов.
113 "Вымыслы человеческие" - букв. двоедушных людей (ср 3 Цар 18 21).
119 "Изгарь" - шлак, отбрасываемый при очищении металла огнем.
131 "Открываю уста мои и вздыхаю" - законом Твоим дышу: он нужен мне как воздух для жизни.
148 "Предваряют утреннюю стражу" - до зари пробуждаюсь, дабы славословить Тебя (ср ст 62 и Пс 77 5).
164 "Семикратно" - часто. Число семь - символ совершенства (Пс 12 7; Притч 24 16).
Псалмами восхождения называются псалмы 120-134. Очевидно их пели восходящие в Иудею паломники, три раза в год направлявшиеся в Иерусалимский храм, согласно предписанию кн Исход (23 17; ср Втор 16 16).
3 См. клятвенную формулу (1 Цар 3 17; 14 12-14; 25 22).
4 Острые стрелы и дроковые угли указывают на неизбежную смерть клеветников и на их сильные мучения. Дрок - очень твердое дерево, дающее сильный и долгий огонь.
5 "Мосох" - местность на севере, близкая к Черному морю (см Быт 10 2); Кидар - местность в Сиро-Аравийской пустыне (см Быт 25 13). В переносном смысле эти названия символизируют грубые и варварские народы.
1 "К горам" - где расположены святой град и храм (ср Пс 87 2 и 125 2).
6 "Солнце не поразит тебя" (ср 4 Цар 4 19; Иф 8 3); "ни луна ночью" - и теперь на Востоке некоторые болезни приписываются влиянию луны; иногда луна означает холод ночи (см Быт 31 40).
8 "Вхождение и выхождение" - иными словами: всю жизнь, все действия (ср Втор 28 6; 31 2; 2 Цар 3 25).
3 "Слитый во одно" - Иерусалим, полностью восстановленный при Неемии (Неем 2 17 сл), является символом единства избранного народа и образом единства Церкви.
Этот псалом вероятно был сложен после возвращения из Плена, может быть в эпоху Неемии, когда возрождающаяся община была окружена презрением и подвергалась нападкам язычников (см Неем 2 19; 4 4).
4-6 Опасность, грозившая народу, описывается с помощью традиционных образов - потопа и хищных зверей.
1 О незыблемости Сиона (ср Ис 2 2; Мих 4 1 и т. д.).
2 "Окрест Иерусалима" - Иерусалим окружен со всех сторон горами.
3 "Дабы... не простерли" - чрезмерные испытания часто способствуют падению маловерных.
5 Судьба отступивших от веры израильтян; такова же будет и судьба притеснителей Израиля.
Этот псалом является молитвой Израильского народа о полном восстановлении Сиона. Некоторые толкователи видят в трех первых стт описание возвращения из Плена; "мы были как бы видящие во сне", т. е. от радости глазам не верили, принимали действительность за сон. Однако это восстановление не было полным, и возвратившихся из Плена ждали новые испытания (см Ездр 3-6; Агг 1 6-11; 2 4, 15-17). Поэтому во второй части Пс содержится просьба об окончательном восстановлении Израиля. Другие толкователи видят в этом псалме прообразное описание мессианских времен.
4 "Как потоки на полдень" (слав. - "яко потоки югом") - на юге Палестины (евр. "пустыня Негеб") сухая и выжженная летним солнцем земля после осенних дождей превращается в зеленый луг.
2 Без помощи Божией долгий дневной труд не принесет трудящемуся никакой пользы.
4 "Сыновья молодые" - поддержка родителей в старости.
5 Во время суда, совершавшегося у городских ворот, сыновья могли выступить в защиту отца от несправедливых обвинений.
2 "Будешь есть от трудов рук твоих" - твой заработок будет достаточен, и благополучие твое будет незыблемо.
5-6 Перечисление обещанных праведному благ завершается обещанием долгой жизни в Иерусалиме - радости всякого верного израильтянина, и благоденствия святому городу. В ВЗ праведная жизнь вознаграждается земными благами (ср Лев 26 3-12; Втор 28 3-14). НЗ обещает иную, вечную награду.
1-2 Евреи много претерпели в Египте и в Палестине и продолжали подвергаться вражеским нападениям после возвращения из Плена.
6 Сравнение с травою, зеленеющею после дождей на плоских кровлях, пока не пригреет солнце.
Шестой покаянный псалом. В Западной Церкви он служит молитвой за умерших.
1 "Из глубины" - не житейских несчастий, но из глубины грехов своих.
4 "Да благоговеют перед Тобою" - после примирения с Богом и отпущения грехов человек с большею ревностью обращается к Богу.
8 Полное избавление настанет лишь в царстве Мессии (Иер 3 21-23; 24 7; 32 37-40; Иез 11 17-20).
1-2 Отказываясь от всяких надменных помыслов, душа успокаивается в Боге, как младенец после принятия пищи (слав. "отдоеное") на лоне матери. Так и св. Августин говорит: "неспокойно сердце наше, доколе не упокоится в Тебе, Боже" (Исп 11).
Мессианская направленность этого псалма ярко проявляется в стт 17 и 18. Очевидно он был сложен в годовщину перенесения ковчега на гору Сион во время царствования Давида и Божиих обетований этому царю. Сходство между некоторыми стт этого псалма и молитвой Соломона при освящении храма (см 3 Цар 8) побудило толкователей предположить, что псалом был сложен по случаю этого торжества или одной из его годовщин.
1 "Все сокрушение его" - все заботы его о сооружении храма (см 2 Цар 7 2-3; 3 Цар 8 17).
2 "Сильному Иакова" (ср ст 5) - так именуется Бог в кн Бытия (49 24) и у Исайи (1 24; 49 26; 60 16).
6 "Мы слышали о нем", т. е. о ковчеге. Он сначала находился в Вефсамисе, потом в Кириафариме (см 1 Цар 7 1, 2; 2 Цар 6 2; 1 Пар 13 1-8) и наконец был перенесен в Иерусалим.
7 "Подножие ног Его" - так назывался ковчег Завета (ср Пс 99 5), ибо на нем "восседал Бог" (ср Пс 80 2; 99 1).
8 "Место покоя Твоего" - ковчег Завета, место особого присутствия Божия, был перенесен из Силома в Иерусалимский храм, ставший местом его постоянного пребывания.
10 "Помазанника Твоего", т. е. царя из рода Давида, во время царствования которого был сложен этот псалом,
11-12 См 2 Цар 7 8-16; Пс 89 4-5, 29-38.
17 "Возращу рог Давиду", т. е. могучего потомка (Мессию); "поставлю светильник помазаннику Моему" - в доме Давида всегда будет потомство, подобно тому, как в жилом доме светильник всегда зажжен.
18 "Врагов его" - Мессии; "на нем", т. е. на главе Мессии.
"Венец" - знак как царского (Пс 89 40; 2 Цар 1 10; 4 Цар 11 12), так и священнического достоинства (Исх 28 36; 39 30): Мессия, потомок Давида, будет и священником и царем (Пс 110 4).
Псалмопевец изображает великое благо братского согласия с помощью сравнений, близких восточному сознанию. Речь идет об узах любви, соединяющих в храме и в святом граде священников и левитов.
2 "Бороду Аарона" - Аарон был посвящен в первосвященники посредством излияния елея на главу его (Исх 30 30-31).
3 "Роса Ермонская" - обильная, как на горе Ермоне.
"Там" - где есть братское единство.
Этот краткий псалом пели, по-видимому, по очереди две смены левитов во время ночного бдения в храме: уходящие поощряют приходящих ревностно воздавать хвалу Богу (1 2), а вновь пришедшие благословляют закончивших свое бдение.
1 "Рабы Господни" - священники и левиты (см Втор 10 8).
4 (ср Втор 7 6). Народ Израильский часто именуется собственностью (по-слав. достоянием) Бога (Исх 19 5; Втор 7 6; 14 2; 26 18).
5 "Я познал" - говорит начальник хора, когда хор умолк. "Всех богов" (ср Пс 97 9) - боги языческие лишь называются богами, в действительности же они ничто (стт 15-18).
19-20 Ср Пс 118 1-4.
Этот псалом представляет собою последовательность возглашений, из которых каждое сопровождается припевом: "ибо вовек милость Его". Данный припев был общеупотребительной богослужебной формулой (см Пс 118 4; 2 Пар 7 3-6).
2-3 "Бога богов и Господа господствующих" - единого истинного Бога и Господа всех властителей земли.
1 "Реки Вавилона" - Тигр и Евфрат с целой сетью каналов, которых вавилоняне также называли реками.
2 "На вербах" - прибрежные плакучие ивы; "повесили мы" - подавленные горем мы не могли играть.
5-9 Эти образы передают силу тоски пленников. Иерусалим в глазах изгнанников был не только столицей их отечества, но и религиозной святыней; оскорбление Иерусалима являлось оскорблением Бога, в нем живущего, и взывало к небу об отмщении (Пс 109).
7 Пророки часто жалуются на ненависть едомлян к евреям (напр Ис 34 5-14; Иер 49 7-22; Иез 25 12-14; Амос 1 11-12).
8 В то время еще имело силу ВЗ-ное предписание: "око за око и зуб за зуб".
9 В древности взятие городов обычно сопровождалось избиением младенцев (см 4 Цар 8 12; Ос 10 14; Наум 3 10).
8 "Господь совершит за меня" начатое Им дело божественной помощи.
Текст этого псалма во многих местах поврежден, чем объясняются содержащиеся в нем разночтения.
2-3 "Когда я сажусь и когда встаю", т. е. ничто в моей жизни не сокрыто от Тебя.
9 "Крылья зари" - Восток, а "край моря" - Запад. Переносясь от одного края земли до другого, псалмопевец везде встречает присутствие Божие.
18 "Когда я пробуждаюсь" - указание на постоянное присутствие Бога. Другой вариант: "когда приду к концу исчисления", я все еще с Тобою, т. е. не могу всецело постичь (букв. исчислить) Твои помышления.
24 "Путь вечный", т. е. путь праведности.
6 Ср Пс 9 16; 31 5; 57 7; 64 6.
2 "Да направится", т. е. вознесется как фимиам, который ежедневно возжигался на алтаре всесожжения (Лев 2 1, 15) и на жертвеннике кадильном (Исх 30 34-37).
5 Человек благочестивый легко и охотно переносит справедливое и с любовью обращенное к нему порицание (ср Притч 27 6).
6-7 Смысл этих стт неясен. Различные толкования носят гипотетический характер.
1 "В пещере" - см 1 Цар 22 1; 24 4.
4 "На правую сторону" - при судебном разбирательстве защитник обыкновенно стоял с правой стороны подсудимого (ср Пс 16 8; 12 1, 5).
7 "Из темницы" - в переносном смысле - из безвыходного положения и душевной тоски; "соберутся" - радуясь, когда я пойду благодарить во храм.
2 Все мы грешны и заслуживаем наказания Божия. Признавая справедливость суда Божия, псалмопевец просит Бога быть милосердным (Пс 51 6; 7; 130 3).
3 Объятый мраком уныния, псалмопевец сравнивает себя с умершими и погребенными.
5 "Вспоминаю дни древние" - благодеяния, которыми Бог в прежние времена осыпал народ Свой (ср Пс 77 4, 6, 12, 13).
10 "В землю правды" (слав. "на землю праву") - на землю ровную, где я не споткнусь (ср Пс 26 12; 27 11).
12 Многочадие, богатство, благополучие и покой в ВЗ всегда представляются кок дар Божий людям благочестивым.
14 Точнее: да будет вьючный скот обременен богатою ношею; да не будет больше речи ни о разрушении городских стен, ни об изгнании (уводе в плен).
Алфавитный псалом. Многое в этом псалме взято из других мест Св. Писания.
Последние пять псалмов начинаются в евр. тексте словом Аллилуия, т. е. "хвалите Господа". Это третий "Аллел", который евреи читали по утрам (ср Пс 113-118 и 136).
Евр. предание соединяет Пс 146 и 147 в один вследствие общности их содержания.
2 Псалом был сложен, когда возвратившиеся изгнанники отстраивали разрушенный город.
9 "Птенцам ворона" (ср Иов 38 41) - в то время было распространено мнение, что вороны изгоняют из гнезд своих молодых птенцов (см Ест. Ист. Плиния 10, 12, 31).
10-11 Богу угодны не сила и могущество, а вера и упование на Него.
13-14 "Укрепляет вереи ворот твоих" - псалом был сложен, когда Неемия уже возвел Иерусалимские стены и в них укрепляли ворота (см Неем 2 11-73).
16 "Как волну", т. е. как шерсть.
1-7 Славословие звучит на небе и возносится от земли (ст 7).
4 "Небеса небес" (ср Втор 10 14; 3 Цар 8 27).
14 "Возвысил рог", т. е. дал большую силу, могущество (ср Пс 18 3; 75 11 и т. д.).
3 "С ликами" - хоровое пение соединялось со свящ. плясками (см Исх 15 20; 2 Цар 6 5, 14, 16).
5 "На ложах своих" - в покое после одержанной победы или во время ночного покоя, ибо их хвала не прекращается и ночью.
6 Ср Неем 4 16-23; 2 Макк 15 27.
7-8 Речь идет о враждебных истинному Богу царях и народах (ср Пс 2 1-3; Иез 38 сл).
9 "Суд писанный" - имеется в виду Закон Божий, запечатленный в Св. Писании (ср Евр 4 12, 13).
Этот соборный гимн всего мироздания торжественно заключает книгу Псалтирь: Богу подобает хвала в Храме Его, на земле и в Его надмирной обители на небе (1), ради величия Его и славы дел Его (2). И в этой хвале с ликованием хоров и звучанием музыки сливаются голоса всего живого, благодарный трепет каждого дыхания (3-5): Аллилуия!
Его нет в евр. Библии, но он находится у LXX. Гебраисты полагают, что псалом был написан на евр. языке, вероятно левитом, и широко известен среди народа. Поэтому LXX внесли его в Псалтирь. Псалмопевец говорит от лица Давида и выражает присущие Давиду смирение и упование на Божественное Провидение.