1 2 Апостол начинает послание с исповедания тайны Пресвятой Троицы. К послушанию: именно, вере.
1 4-5 Бог хранит на земле верных Своих до конца времен, когда они войдут в уготованное им царство.
1 10-12 Тайна Искупления, открытая нам Духом Святым, составляла предмет боговдохновенных исканий пророков и остается неисповедимою тайной для Ангелов.
1 14 В неведении вашем: когда вы еще не были просвещены Христовым учением.
1 15 Любовь и неотступная приверженность ко Христу, его призвавшему и искупившему, делает удобоисполнимым для христианина ветхозаветное слово: "будьте святы, потому что Я свят" (Лев 11 44; 19 2).
1 21 Воскресение и прославление Христа есть залог и нашего грядущего воскресения и прославления; вера наша есть и надежда наша.
1 23-25 Слово Господне, неувядающее, как увядают цветы, и не проходящее, как проходит мимо земная слава, есть семя благовестия Христова, из которого человек рождается в духе к жизни новой.
2 4-10 Тот, кому Христос нарек имя: Камень, говорит о тайне Христа, Камня драгоценного, краеугольного - Камня, отвергнутого строителями, но соделавшегося главою угла - и открывает верующим, что они в свою очередь призваны быть живыми камнями духовного здания Церкви. Он переносит на чад Церкви священные наименования ветхозаветного Израиля: народ избранный и царственное священство. Ибо каждый верующий во Христа Б некотором смысле и некоторой мере священствует, принося Богу духовные жертвы и возвещая Призвавшего его из тьмы во свет. До искупления человечества кровию Христовой он был не помилован; ныне же, уверовав во Христа Искупителя, принадлежит к народу избранному, святому, Божию.
2 16 Свобода сынов Божиих, даруемая христианством, не имеет ничего общего с духом мятежа и безначалия. Златоуст пишет: "Безначалие - везде зло...; особенно же в Церкви око тем опаснее, чем власть ее больше и выше". (Бес. на посл. к Евреям, Творения, том XII, стр. 275).
2 19-25 Апостол напоминает пророчество Исаии (53) о кротости Того, Чьими ранами мы исцелились, и убеждает верующих последовать Христу в безропотном перенесении незаслуженных страданий.
3 3 Ап. Петр противопоставляет языческому прославлению красоты телесной христианское понятие красоты. О внутреннем человеке говорит и Ап. Павел (напр., Рим 7 22).
3 19-20 Сошествие Христово в ад к душам прежде почивших, свидетельствуемое Апостолом, Церковь прославляет в пасхальных песнопениях: "Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог..." "Аще и во гроб снисшел еси Бессмертне, но адову разрушил еси силу... ".
3 21 Вода потопа - прообраз воды крещения. Спасение Ноя и семьи его предобразует воскресение Христа и вместе совоскресение крещаемого со Христом.
4 1-2 Как Христос пострадал и умер плотию, так и в нас плотский человек должен умереть, страдание же, укрощающее плоть, должно не пугать нас, но воспламенять ревностью разделить страсти Христовы.
4 4 Они - язычники.
4 6 И мертвым было благовествуемо, - как уже и выше (3 19) сказано: Христос и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал. Таким образом и прежде усопшим дана была возможность узнать Спасителя и, духом устремясь к Нему, соделаться участниками вечной жизни в Боге.
4 7 Эпоха, в которую вступило человечество с рождением Иисуса Христа, есть последняя эпоха земной жизни человечества, и в этом смысле конец мира близок. Но когда именно он наступит, о том знает один только Бог.
4 8 Ненависть ищет обнаружить недостатки ближнего, любовь же - сделать их неприметными (Притч 10 12). Но слово "покрывает" может быть понято и в смысле "заглаживает", "замаливает перед Богом", (ср. Иак 5 20).
4 12 Огненное испытание - преследование христиан.
4 17 Суд начнется с дома Божия, т. е. с чад Церкви. И если праведный едва спасется, сколь страшен будет суд Божий над непокоряющимися Христовой правде!
4 19 Верный зодчий тот, кто правильно рассчитал отношения тяжести и упора: Бог не возлагает на нас бремени непосильного.
5 12 Силуан (Сильван, иначе: Сила) был спутником Ап. Павла во время его второго путешествия и сотрудником в деле устройства новооснованных малоазийских Церквей, к которым обращено послание.
5 13 Церковь в Вавилоне есть римская христианская община. Ап. Петр крестил Марка и потому зовет его сыном.