Как и рассказ о Давиде, повествование о его сыне носит нарочито двойственный характер. Библ. автор показывает величие и мудрость Соломона, однако его изложение далеко от панегирика. Он постепенно подводит читателя к печальному эпилогу: Соломон оказался нарушителем Завета и поставил свои прихоти выше Закона Божия.
20 Порядок наследования престола еще не был установлен юридически. Саул и Давид были избранниками Бога и народа. Монархия теперь становится наследственной, но первородство не представляется достаточным основанием для преемства, и ждут, чтобы сам царь выбрал наследника между своими сыновьями. Давид не только назначает Соломона, но торжественно передает ему власть (стт 33-35).
8 Проклятие Семея будет тяготеть над потомками Давида, ибо проклятие (как и благословение) остается действенным. Его можно обезвредить, обратив на изрекшего его (стт 44-45). Давид не мог этого сделать из-за своей клятвы, но Соломон ею не связан.
45 Как и в ст 33, Соломон немедленно добавляет благословение, чтобы проклятие, только что им изреченное, не обернулось против него.
9 "Сердце разумное" - Соломон испрашивает у Бога дар практической мудрости, чтобы справедливо судить народ (ср 5 12; Исх 31 3).
8-11 Явление славы Господней (т. е. зримого знака присутствия Божия) означает, что отныне, как и во дни Моисея, Господь пребывает посреди Своего народа. Он - его единый истинный Царь.
10 Облако свидетельствует о присутствии Ягве, Который вступает во впадение Своим святилищем (ср Исх 13 22; 19 16).
16 В храме обитает "Имя" Господне, т. к. вместить Самого Бога он не может; ст 27 устраняет слишком грубое понимание Божия присутствия в храме. Но имя действительно выражает личность и ее представляет: где "Имя Господне", там Бог присутствует совсем особым, хотя и не исключительным образом.
31-32 Это суд Божий. За отсутствием доказательств обвинитель произносит перед жертвенником формулу проклятия, к которой присоединяется обвиняемый. Исполнение проклятия будет свидетельством виновности последнего (ср Числ 5 19-28; Суд 17 1-3).
1-9 Здесь еще раз утверждается, что благоденствие связано с верностью Закону Господню.
19 Города, перечисленные в стт 17 и 18. В них стояли военные колесницы, составлявшие ядро постоянного войска при Соломоне. Они образовывали оборонительную линию вокруг израильской территории.
Изменив Богу и отступив от Его заповедей, Соломон начал править жестоко и деспотично, что стало вызывать мятежи.
1-3 Чужеземные браки Соломона были орудием его политики. Языческие святилища предназначались его жёнам и купцам. Но эти контакты подвергали опасности чистоту ягвизма, и автор истолковывает факты согласно Втор: за неверность Ему Бог наказывает, посылая внешних (стт 14 сл) и внутренних врагов (стт 26 сл).
30 Символические действия пророков являются не только действиями выразительными, но и эффективными: 10 частей, врученных Ахией Иеровоаму, символизируют 10 северных колен (ср 2 Цар 19 43), а 2 последние части - одно колено, оставленное преемнику Соломона: колено Иудино, поглотившее колено Симеоново (Ис Нав 19 1).
36 Образ непрерывности данного рода.
41 Эта потерянная книга служила, по-видимому, одним из древних источников для 3 Цар 3-11.
18 Чтобы его испытать. Продолжение рассказа, написанного в ярко выраженном народном стиле, содержит следующий урок: Божии повеления требуют абсолютного повиновения; в полученном им повелении Божий человек не должен сомневаться, даже если ангел возвестит ему что-либо иное (ср Гал 1 8).
18 Речь идет о Венададе I. О его преемнике Венададе II см 20 1. Аса вступает в союз с иноземными царями. Великие пророки постоянно укоряли Иудейских царей за эту политику.
1-5 Пророк Илия - борец за чистоту веры, продолжатель дела Моисея и Самуила.
7 О засухе и голоде в эти годы известно и из финикийских источников.
18 Свое несчастье женщина приписывает присутствию Илии: Божий человек есть как бы свидетель и в его присутствии скрытые или неосознанные провинности обнаруживаются и навлекают наказание.
12 Эти внезапные исчезновения были, по-видимому, характерны для истории Илии (4 Цар 2 16) вплоть до его окончательного восхищения "в вихре на небо" (4 Цар 2 11 сл). Дух Господень является здесь внешней силой, переносящей пророка (ср Иез 3 12; 8 3; 11 1; Деян 8 39).
19 "Четыреста пророков дубравных", т. е. поклоняющихся в священных рощах - на высотах.
Один из комментариев поясняет "четыреста пророков Ашеры". - У соседних с Израилем народов существовали экстатики (Иер 27 9 сл), и они образовывали многочисленные коллегии, наподобие пророков Ягве (18 4). Здесь речь идет о поклонниках Ваала Тирского, призванных в Израиль Иезавелью, на содержании которой они и состояли.
24 Вопрос не только в том, чтобы решить, кто, Ягве или Ваал, является владыкой горы и кто могущественнее, но в том, кто есть Бог в абсолютном смысле: слова Илии, его молитва (ст 37), возглас народа (ст 39) не оставляют никакого сомнения в том, что данное соревнование происходит за саму монотеистическую веру.
45 "Изреель" в то время был как бы второй столицей царей Израиля (21 1; 4 Цар 8 29; 9 30 сл).
8 Ср Исх 19 1. Стремясь сохранить Союз-Завет и восстановить чистоту веры, Илия отправляется на то место, где истинный Бог открылся (Исх 3 и 33 18-34 9) и где был заключен Союз-Завет (Исх 19 и 24; 34 10-28): он непосредственно связывает свое дело с делом Моисея. Свидетели богоявления у Хорива, Моисей и Илия в дальнейшем соединены в новозаветном богоявлении на горе Фаворе (Мф 17 1-9 п).
12 Буря, землетрясение, молнии, которыми сопровождается явление Божие на Синае (Исх 19-20), служат здесь только знамениями, предвещающими, что "Господь пройдет". Веяние тихого ветра символизирует интимный характер Его беседы с пророками, но не Его благость. Грозные повеления, данные в стт 15-17, доказывают неправильность этого общепринятого толкования.
19 Милоть (одеяние из козьей шерсти) символизирует личность и права своего владельца. Кроме того, милоть Илии имеет чудотворную силу (4 Цар 2 8). Таким образом Илия приобретает определенное право на Елисея, который не может уклониться. Уничтожая свой плуг и волов, Елисей тем самым заявляет об отказе от своего прежнего занятия.
1 "Тридцать два царя" - вассалы Венадада (ср ст 24).
36 Подобный же рассказ в 3 Цар 13 24 слл: всякое неповиновение слову Божию или слову человека Божия наказывается, даже если оно проистекало из похвальных побуждений. Это представление, не разделяемое великими пророками, отражает состояние духа вдохновенных людей в древности.
41 Возможно, что пророки носили отличительный знак на лбу - татуировку, нарез или выбритое место.
9 Во дни бедствий объявляли пост и общественное моление (Суд 20 26, Иоил 1 14; 2 15 и т. д.), чтобы умилостивить Бога и выяснить, какая провинность вызвала Его гнев. Должно быть, какое-либо общественное бедствие (засуха, голод) послужило поводом для расправы Иезавели с Навуфеем.
17 Отметим аналогичную ситуацию при обличении Давида Нафаном (2 Цар 12): Бог вступается за немощного против сильного, оставляет грешнику время покаяться и наказывает его только в сыне его. Обратим внимание и на различие этих эпизодов: обетование сохраняется за династией Давида, а династия Ахава "выметена" (ст 21); Нафан остается пророком Давида и благословляет Соломона, тогда как Ахав называет Илию своим врагом (ст 20).
8 Кроме имени, этот пророк не имеет ничего общего с тем Михеем, пророчества которого сохранены в сборнике Двенадцати Малых пророков и который жил на полтора столетия позже.
11 Этот Седекия, иначе неизвестный, выступает предводителем группы экстатиков. Его символический поступок (ср 11 30 и Иер 18 1-4) должен означать победу Ахава и даже обеспечить ее. Рога означают силу (Втор 33 17 и т. д.).
15 Михей буквально повторяет слова лжепророков. Он насмехается над царем, который не склонен ему верить.
22 Не один из ангелов, но олицетворение пророческого духа, которое по Божиему изволению превратится в духа лжи (ст 22).