Разделение 3 и 4 Цар на две книги искусственно. В первых рукописях евр. Библии его нет.
8 Илия носил пояс и милоть (ср 3 Цар 18 46 и 4 Цар 2 8, 13). Таким же было одеяние других пророков (Зах 13 4), и нового Илии, Иоанна Крестителя (Мф 3 4 п).
3 "Сыны пророков" - пророки, объединенные в братства и ведущие общинный образ жизни. Елисей находился с ними в близких отношениях, в отличие от Илии, жившего в одиночестве.
9 Старший сын получал двойную долю отцовского наследия (Втор 21 17). Елисей добивается признания в качестве главного духовного наследника Илии. Это требование необычно, так как пророческий дух не передается: он приходит от Бога. Сам Бог засвидетельствует исполнение просьбы тем, что даст Елисею видеть скрытое от глаз человеческих (ср ст 12 и 4 Цар 6 17). "Сыны пророков" будут видеть только внешний покров тайны.
18 Бесплодные поиски показывают только, что Илия больше не принадлежит к этому миру, его судьба является тайной, которую Елисей не хочет выяснять. В тексте не говорится, что Илия не умер, но это легко было заключить. О "возвращении Илии" ср Мал 4 5.
21 Сонамитянка верит, что Елисей, по предсказанию которого у нее родился сын, может воскресить его; она не хочет, чтобы знали о его смерти (ст 23), и прячет его тело.
29 Никого не приветствовать - указывает на исполнение спешного поручения. - Посоху Елисея приписывается, по-видимому, целительная сила (ср Исх 4 17), но дальнейшее показывает, что ничто не может быть сделано без молитвы и личного вмешательства пророка.
35 Бог вдувает дух жизни в ноздри Адама (Быт 2 7), и ноздрями человек дышит (Ис 2 22). Чихание указывает на возвращение жизни.
1 Бог, Владыка мира, держит в Своих руках судьбы Сирии, как и судьбы Израиля: по своей направленности эта глава перекликается с 3 Цар 18. - Упоминаемая здесь проказа, как проказа Гиезия (ст 27), очевидно только накожная болезнь, отличавшаяся от настоящей проказы, так как общественные отношения ею не прерываются.
15 "Нет Бога, как только у Израиля". Один Ягве - истинный Бог. Но этот единый Бог имеет особую связь с народом и землей израильскими, и поэтому Нееман увозит с собой самарийскую землю, чтобы поставить жертвенник Богу в Дамаске.
18 Не полной слепотой, но замутнением зрения (ср Быт 19 11). Бог, напротив, дал видеть Своему служителю (ст 17) то, что скрыто от человеческих глаз.
21 Наименование отцом указывает на почитание пророка царем (ср 8 9 и 13 14).
22 За исключением особых случаев, в Израиле не убивали военнопленных (ср 1 Цар 20 31).
31 Елисей, очевидно, поощрял сопротивление, предсказывая помощь Господа; послушавший его царь думает теперь, что Елисей его обманул.
13 Как толпа, воздававшая царские почести Иисусу.
22 Под любодейством здесь, как и в кн пророков, подразумевается культ ложных богов.
10-11 Жестокости, учиненные во имя Божие, были сурово осуждены пророком Осией (1 4).
1 "Семьдесят" - это цифра, принятая для обозначения совокупности потомства (Быт 46 27; Суд 8 30; 9 2; 12 14). Речь идет о сыновьях и внуках Ахава, но в первую очередь о сыновьях Иорама. - Слово "сыновей" (пер. LXX) отсутствует в евр. тексте.
12 При помазании на царство царям иудейским вручалось свидетельство о Союзе-Завете между Богом и родом Давидовым.
16 Возлагая руки на руки царя, Елисей сообщает ему божественную силу. Стрела, выпущенная в сторону Востока, направлена на арамеян. Пророческое действие прообразует событие и тем самым обеспечивает его осуществление.
13 Жертвенник освящает сам царь, совершая на нем священнодействия. Для некоторых случаев он оставил за собой эту роль священника. Царь является также управителем храма и распорядителем культа (см. уже 12 5-17), и Урия выступает только в качестве царского чиновника.
18 Толкование этого места спорно. По всей вероятности, "крытый ход" и "внешний царский вход" были знаками верховной власти, упразднения которых Феглаффелласар потребовал от своего вассала.
4 "... к Сигору (евр "Со"), царю Египетскому" - очевидно "Со" означает не имя царя, - фараон, носящий это имя, неизвестен - а резиденцию фараона Тефнахта, современника Осии, т. е. Саис, в дельте Нила.
6 "В городах Мидийских" - на восток от Месопотамии. Израильские поселенцы заменили там местных жителей, которых Феглаффелласар увел в плен. В этом районе разыгрывается действие кн. Товита.
1-8 До Езекии Пасха была преимущественно семейным праздником, в который проникали элементы народных суеверий. Перенеся празднование Пасхи в Иерусалим. Езекия очищает его от чуждых наслоений, ибо отныне оно совершается под контролем пророков и духовенства.
26 "Елиаким" ср Ис 36 11. "По-арамейски": арамейский язык становится международным на Ближнем Востоке. В будущем он стал общим языком для всех жителей Палестины, но в эпоху Езекии народ не понимал "иудейского", т. е. евр. языка, на котором говорили в Иерусалиме.
27 Реалистическое изображение голода, до которого осада могла довести народ.
2 Езекия прибегает к Исайи, как древние цари Израиля и Иуды прибегали к своим пророкам - военным советникам, какими были, напр., Илия и Елисей (ср 3 Цар 22 8 сл; 3 11 сл; 6 8 сл и т. д.).
3 Это очевидно поговорка, выражающая отчаянное положение.
35 На ассирийское войско насылается какое-то бедствие, вероятно чума (ср 2 Цар 24 15 сл).
Эта гл. 20 повторена более кратко в Ис 38-39, но местами с иным порядком стихов и с добавлением молитвы Езекии.
11 "Ступени" были не солнечными часами, а лестницей, построенной Ахазом и ведущей в его горницу (ср 23 12).
20 Источник Гион (3 Цар 1 33) находился вне города. Езекия велел продолбить скалу и провести канал, чтобы вода протекала в купальню Силоам (Ин 9 7) или хранилище для вод (Ис 22 11 и Сир 48 19) внутри городских стен. Этот канал заменил прежний водопровод, вырытый частично под открытым небом на восточном склоне горы Сион и вливавшийся в другую купальню, расположенную ниже Силоамской (Ис 7 3; 4 Цар 18 17; Ис 36 2; 22 9).
14 После разрушения Северного царства Иуда представляет собой остаток избранного народа, наследия Ягве (ср Ис 4 3).
16 По евр преданию Исаия был одной из жертв этого гонения.
8 "Книга Закона", названная "Книгой завета" (23 2, 21), есть Второзаконие, по крайней мере его законодательная часть, предписания которой являются основанием последующей реформы. Это хартия Союза-Завета с Богом, быть может, отредактированная в связи с реформой Езекии (18 4) и забытая или потерянная или спрятанная во время царствования нечестивого Манассии.
20 Рассказ возник до трагической смерти царя Иосии 23 29-30.
8 Иосия принимает строгие меры для централизации в Иерусалиме культа всей иудейской страны, согласно закону о единстве святилища (Втор 12). "Высоты" (3 Цар 3 2) представляют собой святилища Ягве, осужденные только потому, что они противоречат этому закону.
14 Для окончательного осквернения этих мест (см стт 16 и 20). Меры Иосии направлены с одной стороны против местных святилищ, в которых продолжался более или менее извращенный культ Ягве, с другой стороны - против явно языческих обычаев, богов и обрядов, заимствованных у хананеев или у ассирийцев (культ небесных светил). Данное представление о религиозном положении в Иудее подтверждено Иеремией, Софонией и Иезекиилем.
15 Воспользовавшись упадком Ассирии, Иосия не только вернул независимость Иудее, но распространил свою власть на часть бывшей Израильской территории.
29 "Против царя Ассирийского" - на самом деле Нехао (609-595) пошел в 609 г. на помощь последнему Ассирийскому царю, изгнанному из Вавилона, потом из Харана мидянами и вавилонянами. Иосия хотел воспрепятствовать соединению войск египтян и ассириян, ибо считал, что окончательное падение Ассирии будет иметь благоприятные последствия для царства Иудина.
12 "В восьмой год его царствования" - 16 марта 597 г., согласно вавилонской хронике. В этой хронике и у Иер 52 28 говорится, что Иерусалим был взят в седьмой год царствования Навуходоносора, не принимая в расчет неполный год его восшествия на престол.