1 "Любите справедливость" - то же греч выражение, что и в Пс 44 8 и 1 Пар 29 17. Под справедливостью здесь следует понимать полное согласование мыслей и действии с волей Божией, выраженной в Законе и в голосе совести.
"Судьи" - судить - главная обязанность правителей. Прибегая к литературной фикции (7 7-11; 9 7-8, 12), автор пишет от лица царя Соломона, обращающегося к другим царям (ср 6 1-11).
2 "Искушать Бога" - значит грешить, полагая, что Бог об этом не узнает (ср Деян 5 1-11).
7 "Дух Господа наполняет вселенную" - вездесущность Бога, которая уже утверждалась у Иер 23 24 (ср Ам 9 2-3; 3 Цар 8 27), рассматривается в связи с Его Духом (Пс 139 7), которому приписывается всемирное животворящее действие (Иф 16 14; Иов 34 14-15; Пс 104 30).
"Всеобъемлющий" - философский термин стоиков, указывающий на характерное свойство Духа Божия. Здесь этот термин обозначает действенную силу трансцендентного Бога.
11 "Ропота... злоречия" - против Бога и Его Провидения.
13 "Бог не сотворил смерти" - она есть следствие греха (2 24). Автор имеет в виду и физическую смерть и смерть духовную: для грешника физическая смерть есть в то же время и смерть духовная и вечная.
14 Бог "создал все для бытия" (ср Быт 2-3) - Ягве (Тот, Кто есть) создал все, чтобы оно было, т. е. имело в себе подлинную жизнь; человек был создан, чтобы жить вечно, и ничто в сотворенном мире не может воспрепятствовать исполнению воли Божией, напротив, все содействует спасению человека. Ап. Павел (Рим 5 12-21) развивает учение о смерти, вошедшей в мир грехом, противополагая первому грешному Адаму нового Адама - Иисуса Христа, нашего Спасителя.
15 "Праведность бессмертна" - тот, кто любит справедливость (ср 1 1), обладает бессмертием.
16 "Достойны быть ее жребием" - букв уделом смерти. Она - удел нечестивых, тогда как Израиль - удел Господа (Втор 32 9; 2 Макк 1 26; Зах 2 12), а Господь - удел верного израильтянина (Пс 16 5; 73 26; 142 5).
1-2 "Неправо умствующие" утверждают, что человек происходит от случайного сочетания элементов и атомов, которое полностью распадается при наступлении смерти.
10 "Будем притеснять бедняка праведника" - речь, исполненная сарказма: праведник беден, хотя Писание ясно утверждает противоположное (Пс 37 25; 112 3; Притч 3 9-10; 12 21 и т. д.). "Не пощадим вдовы..." - именно тех, кого Писание предписывает уважать и защищать.
11 "Сила наша да будет законом правды" - эта установка, следствием которой является презрение к слабому, подменяет Закон, указывающий путь правды. В Библии неоднократно описываются периоды торжества грубой силы (Иов 12 6; Авв 1 1-11).
13 Праведник "объявляет себя имеющим познание о Боге" - познание не только единого Бога, но и Его воли (Рим 2 17-20), служащей светом жизни праведника.
15 "Жизнь его не похожа на жизнь других" - нечестивые повторяют упреки евреям, осуждаемым язычниками за то, что они отличаются от других народов своими верованиями и обычаями.
20 "Осудим его на бесчестную смерть, ибо по словам его, о нем попечение будет" (букв - "он будет посещен" - подразум. Богом). Автор имеет в виду александрийских иудеев. Над ними насмехаются и их преследуют иудеи-отступники и их союзники-язычники. Этот частный случай как бы прообразует гонения праведников, прежде всего Праведника в абсолютном смысле, т. е. Христа (ср Евр 12 3). НЗ-ные писатели обратили внимание на сходство между приговором, вынесенным праведнику, называвшему отцом своим Бога (ст 16-20), и осуждением Христа на мучение и бесчестную смерть (ср Мф 27 43; Ин 19 7), и многие Отцы Церкви находят в этих стт мессианский смысл.
22 "Они не познали тайн Божиих" - относительно бессмертия человека.
24 "Завистью диавола вошла в мир смерть" (евр сатаны, ср Иов 1 6). Автор толкует в этом стихе 3-ю гл Бытия (ср Ин 8 44; 1 Ин 3 8; Откр 12 9; 20 2). Диавол вводит в мир смерть духовную, тогда как смерть физическая является ее последствием (ср 1 13; Рим 5 12 сл).
1 "В руке Божией", т. е. под Его покровительством (ср Втор 33 3; Ис 51 16; Ин 10 28-29) и в Его власти (ср Иов 12 10).
3 "Они пребывают в мире" - мир означает не только отсутствие воины и всякого зла (Ис 57 2; Иов 3 17-18), но и состояние благополучия и блаженства под покровительством Божиим (ст 1) и в единении с Ним (ст 9).
4 "Надежда их полна бессмертия" - надежда на бессмертие приобретает большое значение в жизни праведников. Слово "бессмертие" (греч "афанасия") встречается здесь впервые в ВЗ, но у греков оно широко употреблялось и означало вечную память (ср 8 13) или бессмертие души. Автор употребляет его во втором смысле, имея в виду блаженное бессмертие в царстве Бога живаго в награду за любовь к справедливости (1 15; 2 23). Таким обр. еще смутные надежды псалмопевца, который не может примириться с мыслью, что смерть положит конец его близости с Богом (Пс 16 10), переходят в радостное упование на вечную жизнь перед лицом Божиим.
5 "Бог испытал их": об испытании - пробном камне и средстве очищения праведника см Быт 22 1-12; Иов 1-2; Пс 66 10; 1 Петр 1 6-7.
7 "Во время воздаяния", букв - посещения, т. е. посещения Богом праведников (это же выражение встречается у Иер 6 15; 10 15; ср Ис 24 21-22), они воссияют, т. е. будут прославлены. В других местах Библии говорится о сиянии воскресших, подобном сиянию светил (Дан 12 3; Мф 13 43), но автор Прем не касается еще вопроса о воскресении плоти.
11 "Презирающий мудрость и наставление несчастен" (ср Притч 1 7) - здесь имеется в виду практическая мудрость, руководящая добродетельной жизнью; "наставление" - это же слово переводится как "воспитание" (2 12) и "учение" (6 17; 7 14); оно указывает на средства, необходимые для достижения мудрости.
13 "Блаженна неплодная" - бездетность считалась бесчестием или наказанием Божиим. Здесь же "неплодная", но верная Закону женщина причисляется к святым душам, которые "получают плод" от Бога.
14 "Блажен и евнух, не сделавший беззакония" - в древние времена евнух исключался из "общества Господня", т. е. из культового собрания Израиля (Втор 23 1). Позже (Ис 56 3-5) возвещается, что в мессианские времена он получит "имя лучшее", "вечное имя", если будет "избирать угодное" Богу. Автор повторяет здесь в более пространной форме это утверждение Исайи.
"В Храме Господнем", т. е. на небе (Пс 11 4; 18 7; Мих 1 2-3 и т. д.; Откр 3 12; 7 15), где Сам Бог будет "обитать в них".
1-2 "Бездетность с добродетелью... в вечности увенчанная" - образ венца возник под влиянием обычая греч. атлетических состязаний награждать победителя лавровым венцом (ср 1 Кор 9 24).
7-20 Долгая жизнь считалась уделом праведника (ср Втор 4 40; 5 16; Иов 5 26; Пс 91 16; Притч 3 2, 16; Сир 1 12, 20 и т. д.), тогда как нечестивый был приговорен к внезапной и насильственной смерти (Иов 15 20-23; 18 5-20; Пс 73; 37 18-20 и т. д.), но повседневная действительность часто противоречила этим утверждениям. Автор рассматривает здесь самый трудный случай: безвременную смерть праведника - и утверждает, что "достигшая совершенства юность" угоднее Богу, чем долголетняя старость неправедного, хотя люди часто этого не понимают. Достигнув совершенства в короткое время, праведник осуществил предначертания Божии о его жизни, и перед ним открывается блаженная вечность. Итак, его ранняя смерть - милость Бога, взявшего его (ср Быт 5 24) из растлевающего мира.
14 "Ускорил он из среды нечестия", т. е. праведник ускорил свой уход из среды нечестия; или: Бог ускорил уход праведника.
19 "Позором между умершими" - потому что они не были похоронены, что считалось страшным наказанием (ср Ис 14 19; Иер 22 19; 36 30; Иез 29 5),
20 Нечестивые предстают на суд, тогда как праведные уже причислены к сынам Божиим (5 4-5). Автора занимает не столько вынесение приговора, сколько состояние души нечестивых, мучимых сознанием своей вины (ср 17 10). Их признание резко противоречит их бывшим утверждениям (2 1-20).
1 "Праведник" - очевидно имеется в виду праведник вообще, а не определенное лицо, хотя все страждущие праведники ВЗ, можно сказать, прообразуют Праведника в абсолютном смысле - Господа Иисуса.
5 "Сыны Божии" и "святые" - иногда так называются ангелы (Иов 1 6; 2 1), но в данном случае (ср 2 13, 16, 18) эти выражения относятся к избранным.
13 "Так и мы родились и умрем" - между этим двумя границами жизни не находится никакой подлинной ценности, никакого "знака", запечатлевшего их жизненный путь.
17-23 "Всеоружие" Божие - образ, впервые появляющийся у Исайи (59 16-17) и символизирующий Бога, карающего нечестивых, насылающего на безумцев разбушевавшиеся стихии мира (ст 20).
20 "Гнев Он изострит как меч" - ср Втор 32 41; Ис 66 16; Иез 21.
3 "От Господа дана вам держава" - учение о божественном происхождении власти часто излагается в Библии, в особенности в Притч (8 15-16; Дан 2 37; 5 18; 1 Пар 29 12; Сир 10 4). Автор Прем дает ему четкую формулировку (ср также Ин 19 11; Рим 13 1) и распространяет его на всех властителей без исключения, называя их "служителями царства" Божия (ст 4).
4 "Не соблюдали закона" - в первую очередь естественный закон, которому учит голос совести (ср Рим 2 14), а затем различные положительные законы, уточняющие естественный закон; цари отличаются от тиранов именно тем, что соблюдают их.
12-21 Слово "Премудрость" означает в этих стт не только учение (ст 9), но и саму правду Божию, открывающуюся в этом учении и обращенную ко внутреннему "я" человека (ст 13; ср Ин 6 44; Флп 2 13; 1 Ин 4 19).
18 "Любовь же - хранение законов ее" - любовь включает послушание (Исх 20 6; Втор 5 10; 11 1; Сир 2 15; Ин 14 15 и т. д.). "Законы" Премудрости отождествляются с главными религиозными и этическими обязательствами, содержащимися в Откровении; в более широком смысле - с неписанными законами совести, просвещаемой Премудростью Божией.
23 "Я не скрою от вас тайн" - учение Премудрости Божией возвещается всем внимающим ему; оно не имеет ничего общего с эзотерическими доктринами и мистериальными религиями, тайны которых были доступны только немногим посвященным.
2 "Десятимесячное время" - имеются в виду лунные месяцы.
14 "Входят в содружество с Богом посредством даров учения" - великим мира сего приносились дары, чтобы снискать их благоволение. Здесь говорится о дарах учения, т. е. о приносимых Богу плодах жизни, руководимой учением Премудрости.
17 "Не ложное познание существующего" - чтобы дать представление о всеобъемлющей мудрости Соломона (ср 3 Цар 3 16; 4 29; 10 1), свящ. писатель приписывает ему уровень знаний, достигнутый современными ему представителями эллинской культуры.
25-27 В этих стт размышления о Премудрости в ВЗ достигают наивысшей точки. Автор подчеркивает божественный характер Премудрости, прибегая к терминологии греч философии, но придавая ей новый смысл. Премудрость описывается в образах (стт 25-26), указывающих на ее происхождение и свойства: всемогущество, святость и непоколебимость (стт 22-27), присущие Богу. Ее предназначение для человечества: "проникать все духи" (ст 23), все обновлять и, переходя из рода в род в святые души, приготовлять друзей Божиих и пророков (ст 27). Как оно участвовала в сотворении мира (7 12, 21), так участвует и в управлении им (8 1-4). "Владыка всех возлюбил ее и живущих с ней" (7 28). Определение свойств Премудрости подготавливало развитие богословского учения о св. Троице. Апп Иоанн и Павел применили эти ВЗ-ные тексты ко Христу, воплотившемуся Слову (Логосу) и Премудрости Божией (Притч 8 22). При чтении некоторых стт создается впечатление, что автор кн Прем отождествляет Премудрость с Духом (1 6, 7; 7 22, 24; 8 1; 9 17; 12 1); он приписывает Премудрости то, что многие тексты ВЗ относили к Духу: разумение, данное людям, "ведущее их в землю правды" (Иов 32 8; Пс 51 12; 143 10), вдохновение мастеров (Исх 31 1-3) и пророков (1 Цар 10 6 и т. д.). Отсутствие различения Духа и Премудрости характерно для ВЗ-ного мышления. Стт 25-26 были использованы НЗ-ными авторами для описания происхождения и славы Предвечного Логоса, Слова Божия (Евр 1 3; Кол 1 15; Ин 1 9), а Отцы Церкви, начиная с Иустина Философа, почти всегда отождествляли в учении о св. Троице Премудрость с Логосом.
"Она есть отблеск вечного света" - вечный свет отождествляется с Богом. Некоторые предыдущие тексты уже приводили к мысли о трансцендентном свете, исходящем от Бога (Авв 3 4) и просвещающем людей (Пс 119 130; Ис 2 5); он является сиянием Его славы (Ис 60 1; Вар 5 9) и обитает с Ним (Дан 2 22). Наконец Иоанн сказал с предельной ясностью: "Бог есть свет" (1 Ин 1 5).
27 "Она... приготовляет друзей Божиих и пророков" - друзей Божиих, как Авраам (Ис 41 8; 2 Пар 20 7; Иак 2 23 и Моисей Исх 33 11); "пророков" - не только великих пророков и вдохновленных писцов (Сир 24 36), но и всех тех, кто, благодаря своей святой жизни и близости к Богу, глубже проникает в тайны откровения и достигает познания воли Божией, становясь затем авторитетным толкователем, способным просвещать других людей.
7 Целомудрие, рассудительность, справедливость и мужество - главные добродетели, по мнению греч. философов; этот перечень основоположений нравственности вошел в западное богословие под названием "virtutes cardinales".
8 "Предузнает последствия лет и времен" - ход исторического процесса и периоды, благоприятные для различных видов человеческой деятельности (ср Екк 3 1-8).
12 "Положат руку на уста свои" - жест, символизирующий молчание (Притч 30 32; Сир 5 14) как следствие замешательства (Мих 7 16; Иов 21 5) или восхищения (Иов 29 9).
19-20 В этих стт имеется в виду не предсуществование души, а примат в человеке духовно-личностного начала над началом материальным и их соотносительность: "душа добрая, даровитость" - "чистое тело".
1 "Боже отцов", т. е. всех предков Израиля, прежде всего праотцев (Быт 32 9; 2 Пар 20 6; 3 Цар 3 6; 1 Пар 28 9; 2 Пар 1 9).
8 "По подобию святой скинии, которую ты предуготовил от начала" - эта "святая скиния", предуготованная Самим Богом, отождествляется либо с небесным чертогом или храмом Божиим (Пс 18 7; 96 6; Евр 8 2; 9 11; Откр 3 12 и т. д.), либо со "святилищем, которое создали руки" Господни на св. Земле (Исх 15 17) - "приготовлением" храма Иерусалимского (1 Пар 28 19), либо со скинией свидетельства (Сир 24 11), созданной по образцу, данному Богом (Исх 25 9, 40; Деян 7 44; Евр 8 5).
15 "Тленное тело отягощает душу" - этот ст напоминает противопоставление тела и души, характерное для греч. философии, в частности для Платона (ср Рим 7 24). Согласно же библейской традиции достоинство тела более велико. Поэтому израильтяне проявляли большую заботу о погребении умерших (Быт 25 и т. д.), а ап. Павел называет тело членом Христа (1 Кор 6 15) и храмом Св. Духа (6 19). Сам Христос принял "тело плоти" (Кол 1 22).
Автор описывает действие Премудрости в истории и дает событиям, излагаемым в кн Исх и Числ, назидательное толкование.
1 "Она... спасала его от собственного его падения" - речь, идет об Адаме. Согласно иудейской интерпретации, принятой многими Отцами Церкви, Адам под благотворным воздействием Премудрости Божией раскаялся и стал на правый путь, благодаря чему он смог сохранить владычество над миром.
4 "Праведника", т. е. Ноя (ср Быт 6 9).
5 "Праведника" - Авраама (ср Быт 22).
6 "Праведника" - Лота (ср Быт 19).
10 "Праведного Иакова" (ср Быт 27 41-45; 28 5-6).
12 "Благочестие всего сильнее" - эпизод борьбы Иакова с Богом у Иакова (Быт 32 24-29) истолковывается здесь в духовном смысле: Иаков устоял благодаря не своей физической силе, а силе своего благочестия. "Молитва - говорит Иоанн Златоуст - сила человека и слабость Бога".
13 "Проданного праведника" - Иосифа (ср Быт 39-41).
15 "Святой народ и непорочное семя" - автор имеет в виду призвание избранного народа (Исх 19 6; Лев 19 2) и религиозные ценности, которые он воплощает.
1 "Рукою святого пророка" - Моисея (Числ 12 7; Втор 18 15).
4-15 Автор проводит сравнение между праведными и нечестивыми, руководствуясь принципом: "чем наказаны были враги их, тем они... были облагодетельствованы" (стт 5-6). Вода была губительной для египтян: "источник постоянно текущей реки" (ст 7) "превращается в кровь" (Исх 7 20) - и спасительной для израильтян: "дана им была вода из утесистой скалы" (ст 4). Шесть других антитез даны в гл 16-19.
14 Когда египтяне лишились воды, которая чудесным образом была дана израильтянам.
15 Речь идет о Моисее (ср Исх 1 22; 2 3; 5 2-5; 7 13-22).
17 Справедливость Божия действует согласно принципу: "чем кто согрешает, тем и наказывается". В Египте в эпоху Птоломеев был очень распространен культ пресмыкающихся и "бессловесных животных", т. е. жуков-скарабеев. Другие примеры даются в гл 16 1, 5, 15; 17 1; 18 5; 19 1.
18 "Из необразного вещества" - философское выражение (ср Платон, Тимей 51 А), распространенное в то время и обозначавшее праматерию (ср Быт 1 2).
24-27 "Ты всех милуешь" - мысль эта не нова для библ. писателей, но никогда еще не была выражена с такой силой и в такой логической форме уверенность в том, что милосердие Божие простирается на грешников всего мира (ср Ион 3-4) и что любовь играет решающую роль в творении и сохранении всего существующего.
5 "В тайных собраниях" - автор имеет в виду эллинистические мистерии; некоторые из них пользовались дурной славой: утверждалось, что на собраниях посвященных совершались акты каннибализма.
8 "Но и их как людей Ты щадил" - характерна тенденция автора - оценивать достоинство людей как таковых, не взирая на то, что они нечестивцы и враги Израиля. Библия учит, что достоинство человека заключается в том, что он - "образ и подобие Божие" (Быт 1 26, 27; Пс 8 5-7) и поэтому радость Премудрости быть "с сынами человеческими" (Притч 8 31).
8-10 "Послав предтечами воинства Твоего шершней" - в древних книгах (Исх 23 28; Втор 7 20) этот эпизод был истолкован как свидетельство Божия попечения об одном, избранном народе. Здесь же автор дает ему другое объяснение: Бог проявляет Свое милосердие к нечестивым хананеям, наказывая их "мало-помалу", дабы дать "место покаянию".
10 "Зло их врожденное" - не в силу предопределения, но из-за их нежелания покаяться.
16 "Ибо сила Твоя есть начало правды" - всемогущий Бог не имеет никакого основания злоупотреблять Своей силой (ср в противоположном смысле 2 11) и управляет миром справедливо. Его абсолютное господство над всем побуждает Его быть милосердным ко всем.
19 "Праведному должно быть человеколюбивым" - всеобъемлющая любовь соответствует направленности к универсализму, характерной для письменности мудрых; свое совершенное выражение она найдет в НЗ (ср Мф 5 43-48).
20 "Давая им время и побуждение освободиться от зла" - ср 12 2. Мысль о том, что Бог посылает испытания Своему народу, дабы вразумить его (ср Ам 4 6), часто встречается в ВЗ. Здесь автор утверждает, что Бог поступает таким же образом со всеми грешными людьми (ср Иов 33 14-22; 34 29-32; Ион 3-4).
23 "Их мерзостями" - подразумеваются языч. боги, идолы (ср Втор 7 26; 27 15 и т. д.) и культ животных, о котором уже говорилось выше (11 15-16).
27-28 "Они познали истинного Бога" - после долгого сопротивления (Исх 7-11) Фараон удостоверился в могуществе Бога Израилева (Исх 12 31-32), но продолжал противостоять Ему, чем и навлек на себя "окончательное осуждение".
От порицания культа животных автор переходит к общей критике идолопоклонства, различая в нем: 1. обожествление сил природы и светил небесных (13 1-9); 2. культ идолов, сотворенных руками человеческими (13 10-15 17); 3. культ животных (15 18-19). Подобная классификация встречается и в других писаниях эллинизированных иудеев, в частности у Филона, но автор Прем не просто повторяет ее, он приводит и свои собственные аргументы против идолопоклонства и включает в свое изложение размышления о мореплавании (14 1-7), о происхождении культа идолов (14 12-21), о его пагубном влиянии на людей (14 22-31), о превосходстве служения Богу истинному (15 1-5).
1 "Виновника", т. е. Творца. "Рассматривание творений" (Рим 1 19 слл) и изучение природы должны были бы приводить человеческий ум к познанию трансцендентного Бога-Создателя.
3 Здесь, как и в стт 5 и 7 (ср Сир 43 9-12), сказывается греч. влияние. В ВЗ часто восхвалялось величие и могущество Бога-Творца (Иов 36 22-26; Пс 19 2; Ис 40 12-14), но не говорилось, что в красоте мира отражается совершенство его Создателя.
10-19 Осуждение идолопоклонства часто встречается в Библии (ср Ис 44 9-20; Иер 10 1-16; Посл Иер). В описании изготовления идола проскальзывает ирония: неискусный мастер выделывает его из негодного обрезка дерева, замазывает недостатки, "укрепляет железом", чтобы "кумир" не упал, ибо сам себе "помочь не может".
1 "Дерево, слабейшее корабля" - изображение бога-покровителя на носу или на корме корабля (ср Деян 28 11).
3 "Промысл Твой" - это слово часто встречается в греч. литературе и философии. LXX употребляют его здесь впервые, хотя понятие это для свящ. писателей и псалмопевцев не ново (ср Иов 10 12; Пс 145 8 сл; 147 9 и т. д.).
6 "Исполины" - ср Быт 6 4; Сир 16 8; Вар 3 26; 3 Макк 2 4.
"Прибегнув к кораблю" - Ноеву ковчегу (ср 10 4).
7 "Благословенно дерево", служащее исполнению замысла Божия. Многие Отцы Церкви утверждают, что здесь подразумевается древо крестное.
11 Настанет день, когда поклонение идолам прекратится (ср Ис 2 20; 17 7-8; Пс 96-97).
12 "Блуд" означает здесь неверность Богу (ср Ос 1 2); в то же время заблуждение ума ведет к распутству (ср Рим 1 24-32; Еф 4 17-19).
21 "Несообщимое Имя" - имя Самого Бога, открытое Моисею (Исх 3 14).
22 "Живя в великой борьбе невежества" - имеется в виду борьба в душе человека - следствие разгула страстей, а также беспорядки, которые эти страсти вызывают в жизни общества.
23 "От чужих обычаев неистовые пиршества", т. е. дионисийские вакханалии или безнравственные фригийские мистерии.
26 Отсутствие уважения к жизни и правам ближнего, осквернение брака и лжесвидетельство расшатали основы общества (29-31); автор видит причину этого упадка нравов (ср Рим 1 26-31) в поклонении идолам.
3 Здесь идет речь не об абстрактном, а о жизненном познании Бога (ср Иер 9 23-24); оно является началом подлинной справедливости и корнем бессмертия (ср 1 1, 15 - "праведность бессмертна"; 3 1-9, 15; Ин 17 3).
14-19 Египетское идолопоклонство есть низшая форма синкретизма, при которой поклоняются как богам всех народов, так и самым отвратительным животным. Египтяне "беднее умом самых младенцев", легко поддающихся обману, и они продолжают угнетать народ Божий (ст 14) в эпоху Птоломеев, как угнетали его до Исхода.
19 "Лишены одобрения Божия и благословения Его" - сотворив мир, Бог благословил Свое творение на жизнь и размножение (Быт 1 22-28; 2 3). После грехопадения Он проклял змея (Быт 3 14, 15). Боги-животные египтян достойны того же осуждения.
В последней части Прем (16-19) автор снова противопоставляет египтян израильтянам (ср 11 4). Он приводит древние тексты Исх о казнях египетских и дает им свободную интерпретацию, как это было характерно для литературного жанра мидраш, т. е. для раввинистического толкования Писания.
7 "Исцелился... тобою, спасителем всех" - эпизод с медным змеем (Числ 21 4-9) истолковывается автором как проявление милосердия: змей сам по себе не имел никакой власти, но был "знамением спасения" (ст 6), данным Богом для всех. У Ин 3 14-17 медный змей и всеобщее спасение также сопоставлены.
13-14 "Ты... низводишь до врат ада и возводишь" - Бог обладает абсолютной властью над жизнью и смертью, не только потому, что может избавить от смертельной опасности (ср Пс 9 14; 107 17-19; Ис 38 10-17). Он также может вернуть к земной жизни, в тело свое, "исшедшего духа" (ср 3 Цар 17 17-23; 4 Цар 4 33-35; 13 21).
16-19 Вольная интерпретация последней казни египетской (Исх 9 13-25): "громы Божии и град"; У LXX добавлено: "и огонь на земле" (ст 28).
20 "Хлеб, имеющий всякую приятность по вкусу каждого" - "хлеб ангельский" (Пс 78 25), "хлеб небесный" (Пс 105 40), имевший вкус "лепешки с медом" (Исх 16 31), "манна" (Исх 16 33), описывается здесь как пища, изменявшаяся "по вкусу каждого", что символизирует любовь Божию к Своим детям. Аналогичные тексты встречаются в раввинистической литературе. В христианских богослужебных текстах манна - прообраз Евхаристии.
22 "Снег и лед" - в Исх 16 14 манна сравнивается с инеем, а в Числ 11 7 (LXX) со снегом (ср 19 20).
27-28 "Обращаться к Тебе на восток (букв. при восходе) света" - опираясь на вольную интерпретацию Исх 16 21, автор устанавливает причинную связь с обычаем совершать молитву на заре или при первых лучах восходящего солнца.
Автор драматизирует рассказ о тьме на земле Египетской (Исх 10 21), используя, по всей вероятности, иудейские сказания и раввинистические толкования, которые встречаются и у Филона Александрийского, и придает ему апокалиптическую окраску: тьма Египетская становится "образом тьмы, имевшей некогда объять их", т. е. ада (ст 20).
10 Здесь впервые в греч. Библии встречается слово совесть (ср Деян 23 1), означающее сознание совершенных грехов, которое "преследует", т. е. укоряет человека"
5 Новый пример соответствия между грехом и наказанием (ср 11 17): "избиение детей святых", т. е. израильтян, кроме одного "покинутого и спасенного", т. е. Моисея; "в наказание" Бог "отнял множество их детей", т. е. египтян "и самих всех погубил в сильной воде", т. е. в Чермном море (ст 5).
6 "Та ночь была предвозвещена отцам нашим" - Бог обещал праотцам вывести их порабощенное потомство из земли Египетской (Быт 15 13-14; 46 3-4).
9 Пасха названа "жертвой" (Исх 12 27); ср Втор 16 2, 5: "закалать Пасху". Жертва приносится "тайно", т. е. в домах.
13 "Неверившие ничему ради чародейств" - египтяне надеялись, что их чародеи восторжествуют над Моисеем (ср Исх 7 11-13; 8 3-14; 9 11), которого они принимали за простого соперника своих чародеев, пока Бог не явил Свое могущество.
15-25 Смерть "первенцев в земле Египетской", наступившая, когда Сам Бог "прошел посреди Египта" (Исх 11 4; 12 12, 23, 27, 29) с ангелом-губителем (Исх 12 23), приписывается здесь Его Слову. По учению пророков Слово приводит в исполнение суды Божии: "жезлом уст Своих поразит землю" (Ис 11 4); "Слово... не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно" (Ис 55 11); оно "подобно молоту, разбивающему скалу" (Иер 23 29, ср Ос 6 5). Описание действия Слова, навеянное 1 Пар 21 15-27, развертывается в апокалиптическую картину и прообразует Страшный Суд (ср 1 Фес 5 2-4; Откр 19 11-21).
20 "Искушение смерти коснулось и праведных" - в наказание за восстание, вспыхнувшее после кары Корея, Дафана и Авирона (Числ 16 44 сл).
24 Автор представляет себе Аарона облаченным в подир, т. е. в длинную одежду первосвященников, с ефодом и нарамниками, украшенными двенадцатью драгоценными камнями, на которых были вырезаны имена "отцов", т. е. двенадцати сыновей Иакова (ср Исх 28 9-21; 39 2 сл); на голове его кидар, т. е. диадема, с прикрепленной к ней золотой дощечкой с надписью: "Святыня Господня" (Исх 28 36 сл; 39 30 сл).
"На подире его целый мир" - эллинизированные иудеи были склонны придавать библ. символике космическое значение.
25 "Истребитель" - очевидно ангел, как в 1 Пар 21 15-16; ср Исх 12 23 и 1 Кор 10 10.
4 "Судьба, которой они были достойны" - указывая на причину ожесточения египтян (ср Исх 14 4, 8), автор употребляет впервые в библ. тексте греч. слово, означавшее обычно слепую судьбу, а в данном контексте - заслуженное наказание.
"Дабы они восполнили наказание, недостававшее к их мучениям" - для апокалиптической письменности характерно воззрение, что Бог определил меру грехов нечестивых, т. е. время Его терпения и милосердия имеет границы.
7 "Из бурной пучины - зеленая долина" - ср Ис 63 14.
16 Автор возвращается к описанию тьмы египетской; "при дверях праведника", т. е. Лота.
17 "Самые стихии изменились, как в арфе звуки..." у греч. философов взаимоотношение составляющих мир стихий сравнивается с гармонией музыкальных звуков. Автор обращается к такому сравнению, говоря о главных чудесах Исхода и объясняя их либо изменением ритма стихий (ср 16 16-24), либо иным сочетанием их свойств, "дабы сыны "Божии" сохранились невредимыми" (ст 6).