3 "Господь Саваоф" - смысл слова Саваоф не установлен окончательно: оно может означать воинство Израиля, или стройный порядок небесных светил, ибо по представлению Израиля единый Бог располагает всеми силами космоса.
11 Самуил - сын, которого Бог дает неплодной матери, так же, как Исаака, Самсона, Иоанна Крестителя. Ребенок, который должен родиться, посвящается своей матерью Ягве в качестве служителя при святилище. Длинные волосы будут знаком этого посвящения, как у Самсона.
1-10 Молитва Анны - далекий прообраз песни Божией Матери (Лк 1 46-55). Это уже мессианская песнь, выражающая надежду анавим (бедных, смиренных - ср Соф 2 3) и заканчивающаяся указанием на царя Мессию.
18 По-евр. ефод - священническое одеяние (ср 2 Цар 6 14, 1 Цар 22 18), отличное от ефода - предмета, служащего для бросания жребия чтобы познать волю Господню (ст 28, ср 14 3, 18, в рус. пер. - кивот; 23 6, 9 см; 30 7, 8, ср Деян 1 17, 26). Согласно Bible de Jerusalem (прим. к 14 41), в этом стихе следует восстановить пропуск слова Израилев: "Почему ты не ответил сегодня рабу Твоему? Если вина на мне или на сыне Твоем Ионафане, дай знамение урим, если вина на народе Твоем Израилевом, дай - туммим". Следовательно, в ефоде находилось 2 жребия; каждому из них придавалось определенное значение: выпадавший жребий считался знамением Божиим, откровением Его воли.
33-34 Смерть Офни и Финееса (4 11) является знамением будущих несчастий: избиения в Номве священников, потомков Илия (22 18, 19), за исключением Авиафара (22 22, 23), впоследствии смещенного Соломоном (3 Цар 2 27); выдвижения на их место семьи Садока, которая, начиная с Соломона, сохраняет за собой милость царя, "помазанника Господня"; (ст 35); бедственного положения провинциальных священников после реформы Иосии (ст 36; ср 4 Цар 23 9).
1 Первое откровение, которым утверждается пророческое призвание Самуила. Это не сон - голос будит Самуила. Это "видение", но только в широком смысле слова, т. к. Самуил не видит Ягве, а только слышит его.
3 Господь являет Свое присутствие над ковчегом и дает Свои повеления (ср Исх 25 22; Ис 6).
Здесь важный поворотный момент в политической и религиозной истории Израиля. Святилище ковчега в Силоме разрушено, и единство находится в опасности при возрастающей филистимской угрозе. Возобновляя предложение, в свое время сделанное Гедеону (Суд 8 22 сл) и попытку Авимелеха (Суд 9 1 сл), часть народа просит себе царя "как у других народов", но другое общественное течение этому противится, предоставляя Богу, Единому Владыке Израиля, воздвигать вождей, каких требуют обстоятельства, как Он это делал во времена Судей. Оба эти течения находят свое выражение в рассказах об установлении монархии (8, 9, 10, 11) и сходятся в признании политической и религиозной роли Самуила, поставившего царя - Божия помазанника, признающего права Бога на Свой народ. В то время, как Саул оказался не на высоте этого призвания, Давиду удалось согласовать обязанности политического главы и помазанника Божия. Его преемники не смогли достигнуть этого идеала, и поэтому Давид остался прообразом грядущего Царя, помазанника Христа, Мессии, через которого Бог осуществит спасение Своего народа.
5 Израиль забывает, что он не такой народ, как другие, что он оскверняется, следуя их примеру и отвергая своего истинного Царя - Бога.
5 Эти "пророки", объединившиеся в группы, приходили с помощью музыки и пляски в экстаз, становившийся заразительным. Их нельзя отождествлять с великими пророками Израиля (см Введение к пророкам).
20 Краткое изложение антимонархической доктрины: установление царской власти было тяжелым проступком (ср Ос 8 4, 9 15), но Бог все же не отвергает избранного Им народа, при условии, что он впредь будет верен. Пророки будут ходатайствовать за него и направлять его.
7 В этом драма царствования Саула: избранный Богом, он спас свой народ (11 и 14) и однако Бог его отвергает (13 и 15). Начиная с предпочтения, оказанного Иакову перед Исавом (Быт 25 23; ср Рим 9 13), с избрания Израиля (Втор 7 6; Ам 3 2) и до призвания апостолов и даже каждого христианина вся свящ. история утверждает избрание по одному только Божиему соизволению. Но она утверждает также, что сохранение благодати зависит от верности избранного: Саул не был верен своему призванию и пытался присвоить себе духовную власть, сосредоточить в своих руках "Божие" и "кесарево".
10 Воля Божия проявляется в событии, близком или далеком. Она возвещается Богом (Исх 3 12) или Божиим человеком (1 Цар 2 34; 4 Цар 19 29), или, как здесь и в Быт 24 12 сл; Суд 6 17-18 и 36-40; 4 Цар 20 8-10, вопрошающий сам выбирает знак, посредством которого может проявиться воля Божия.
18 О "кивоте" или "ефоде" см 2 18. Саул хочет знать волю Божию прежде, чем начинать бой (ср ст 37 и 30 7 сл). Вспомнив Суд 8 27, где ефод является предметом соблазна, поздний писец заменил здесь "ефод" "кивотом" (ковчегом).
19 Священник готовится вытянуть жребии. Саул его останавливает и идет в бой.
23 Филистимляне отброшены на дорогу, по которой вторглись (ср. ст 31). Это действительно большая победа: горная местность, расположенная в центре царства, освобождена.
24 Добровольный пост является средством к достижению победы, которая дается Богом.
22 Самуил не отвергает жертвоприношений, но указывает, что послушание, будучи внутренним расположением души, более приятно Богу, чем внешний обряд. Исполнять этот обряд против воли Бога значит поклоняться не Богу, а кумиру, впадать в идолопоклонство, которое избранный народ не отверг еще окончательно, как о том свидетельствуют библейские тексты, напр. Быт 31 19, 30 сл; 1 Цар 19 13.
13 "Почивал Дух Господень на Давиде" - без всякого внешнего знака и в непосредственной связи с помазанием. Дух Божий знаменует здесь благодать, ниспосланную священному лицу. Имя "Давид" - старое семитское слово, означающее "начальствующий", "военный вождь".
14 Дух Господень (ср. Суд 3 10) покинул Саула 15 23), который теперь "одержим" злым духом. Его называют "злым духом от Бога" (стт 15 и 16, ср. 18 10; 19 9), ибо израильтяне все относят к Богу, как к первопричине. (Ср. дух распри, Суд 9 23, дух лжи, 3 Цар 22 19-22, дух опьянения, Ис 19 14, дух усыпления, Ис 29 10). Сознание своей отверженности Богом и отход от него Самуила действуют на необузданный характер царя и вызывают у него припадки безумия (18 10 сл; 19 9 сл).
16 Во всем древнем мире музыка применялась для возбуждения доброго духа (ср 10 5) или для изгнания злого.
4 "Хлеб священный" - хлебы предложения. Они предназначались только священникам (Лев 24 5-9). Во времена Давида исключения были возможны, но для этого требовалась обрядовая чистота.
6 Давид испытывает угрызения совести (ср. 2 Цар 24 10), ибо считалось, что одежда заменяет личность (ср. 18 4): притронуться к одежде значило прикоснуться к личности.
4 Стрижка овец давала повод для праздника, на котором богатый владелец был обязан проявлять щедрость (2 Цар 13 23 сл.). Давид воспользовался этим обстоятельством, чтобы потребовать налог т. наз. права "братства", который кочевники взимали с соседних сел за оказанную им "защиту", заключавшуюся в том, что они их не грабили и отгоняли мародеров (ст. 16).
25 По-евр. навал означает безумца, одновременно глупого, нечестивого и злого (ср. Ис 32 5 сл).
19 Господь был настолько связан с израильской землей, Своим "наследием", что считалось невозможным поклоняться Ему "за ее пределами, где царили другие боги". Поэтому и Нееман уносит с собой в Дамаск немного израильской земли (4 Цар 5 17). Заставить Давида уйти в изгнание - значит обречь его на отказ от Бога Израилева.
6 На границе земли филистимлян, северо-восточнее Вирсавии. Анхус отдает город Давиду, как вассалу, рассчитывая на его отряд для поддержания порядка в соседней пустыне.
13 "Выходящего из земли" - т. е. из шеола, подземного местопребывания умерших (ср. Числ 16 33).