Автор показывает Давида избранником Божиим, но в дальнейшем он подчеркивает его слабости, чтобы показать, что и величайший царь Израиля не был идеальным помазанником. Как и все люди, он грешит и должен нести ответственность за свои поступки.
7 По греч. переводу: "и Авенир взял ее". - Овладевая одной из наложниц Саула, Авенир действует как претендент на престол, так как гарем умершего царя переходил к его преемнику (см 12 8; 16 20-22 и 3 Цар 2 22).
5 Давид, сначала помазанный в колене Иудином (2 4), теперь признан израильтянами, но обе группы сохраняют свои особенности: Давид - царь "всего Израиля и Иуды". Это царство, объединенное под эгидой одного властителя, будет раздираться внутренней борьбой вплоть до раскола (3 Цар 12).
9 Выбор Давида объясняется положением Иерусалима между южными и северными коленами. Название города засвидетельствовано с 2000 до Р. Х. года. Старый город иевусеев (Втор 7 1) занимал Сионскую гору между долинами Кедрона и Тиропеона (см карту); с севера над ним господствовала возвышенность, на которой Давид воздвиг жертвенник (2 Цар 24 18 сл), а Соломон - храм (3 Цар 6). Дворцы Соломона воздвигаются южнее святилища (3 Цар 7). Вскоре город распространился на большой западный холм, северную стену которого пришлось дважды передвигать дальше на север (4 Цар 14 13; 2 Пар 32 5; 3-ю стену построил Ирод Агриппа I). Система орошения была улучшена, особенно при Езекии (4 Цap 20 20). Навуходоносор разрушил город в 587 г., но храм был вновь устроен уже в 515 г. (Езд 6 15), а стены - в 445 г., (Неем 2-6). Антиох Епифан приказал построить напротив храма крепость (1 Макк 1 33), и асмонеи превратили эту крепость в дворец (Лк 23 7), который Ирод заменил официальной резиденцией, расположенной дальше на запад. Ирод же превратил древнюю цитадель храма (Неем 7 2) в обширную крепость Антонию и перестроил храм (Ин 2 20). Город был разрушен Титом в 70 г. по Р. Х. (ср Лк 21 20). Впервые упомянутый в Библии вместе со своим царем-священником Мелхиседеком (Быт 14 18; Пс 75 3), Иерусалим (иногда наз. Сион), ставший при Давиде политической и религиозной столицей Израиля, в конце концов олицетворяет избранный народ (Иез 23; Ис 62). Он - жилище Ягве (Пс 76 3) и Его Помазанника (Пс 2 и 110), место будущей встреч и всех народов (Ис 2 1-5; 60). Символическим видением нового Иерусалима (Ис 54 11) заканчивается Библия (Откр 21 сл).
Принимая ковчег, над которым Ягве являет Свое присутствие (Исх 25 8; Втор 4 7), Иерусалим становится уже не только политической, но и религиозной столицей Израиля, святым городом.
Это пророчество основано на противопоставлении: не Давид построит дом (храм) Господу (ст. 5), а Господь устроит дом (династию) Давиду (ст. 11). Обетование относится в основном к сохранению потомства Давида на израильском престоле (стт. 12-16). Так оно понимается Давидом (стт. 19, 25, 27, 29, ср 23 5 и псалмопевцами 89 30-33 и 132 11-12) Таким образом предсказание распространяется дальше первого преемника Давида, Соломона, к которому оно применено в ст 13, а также в 1 Пар 17 11-14; 22 10; 28 6 и в 3 Цар 5 5; 8 16.
В несколько неопределенных очертаниях пророчества уже предносится образ царственного потомка, престол которого "устоит вовеки". Это - первое в ряду пророчеств о Мессии, сыне Давидове (Ис 7 14; Мих 5 2; Агг 2 23); в Деян 2 30 ап. Петр применяет этот текст ко Христу.
14 "Я буду ему отцом, а он будет мне сыном" - формула усыновления, как и в Пс 2 7, 110 3 (LXX). Каждый царь династии Давидовой будет несовершенным образом идеального царя - Мессии.
25 Рождение Соломона, сына Вирсавии, "возлюбленного Ягве" (таков смысл наименования "Иедидия") дает уверенность в Божием прощении. И именно Соломона Божий Промысел возведет на престол его отца, по преимуществу перед другими наследниками, опирающимися на более основательные претензии.
Авессалом, убийца своего брата, восставший против своего отца - главное лицо семейной драмы Давида (13 20). Эта драма явилась исходной точкой политических кризисов, обнаруживших национальные разногласия и впоследствии поколебавших престиж царской власти.
3 Подобно тому, как сделал Нафан (12 1 сл), Иоав понуждает царя высказаться, предлагая ему спорный вопрос правосудия.
4 Обычное обращение к царю в случаях апелляции.
17 "Доброе и худое" - т. е. решительно все (ср 13 22).
30 Траурные обычаи (ср 19 5; Иез 24 17), ставшие выражением скорби (Иер 14 3 сл; Есф 6 12; Мих 1 8).
21 Действие Авессалома представляет собой нечто большее, чем вызывающе дурной поступок: овладевая гаремом своего отца, он утверждает право наследования (ср 3 7).
23 Единственный случай самоубийства, упомянутый в ВЗ, за исключением самоубийства воинов, налагающих на себя руки, чтобы не быть захваченными врагами (Суд 9 54; 1 Цар 31 4 сл; 3 Цар 16 18; 2 Макк 14 41 сл), и совершенно особого случая Самсона (Суд 16 28 сл).
Эти главы прерывают большое повествование о семье Давида и о наследовании престола, которое затем возобновляется в 3 Цар 1. В гл. 21-24 содержится шесть добавлений, сочетающихся по-двое: два рассказа в 21 1-14 (трехлетний голод) и в 24 (трехдневная чума), - две серии героических эпизодов в 21 15-22 (четыре великана-филистимлянина) и в 23 8-39 (сподвижники Давида), - два поэтических произведения в 22 (песнь Давида) и в 23 1-7 (последние слова Давида).
6 Так как Саула уже не было в живых, жертвой кровной мести становятся его потомки. - "В Гаваоне, на горе Господней" (LXX); "в Гиве Саула, избранного Господом" по евр тексту.
10 "Воды Божии с неба": дождь предвещает скорый конец голода и означает, что искупление было благоугодно Богу. Только после этого Давид приказывает убрать трупы. К этому частному случаю не применимо Втор 21 22-23; ср Ис Нав 10 27.
1-10 Перепись населения в то время считали нечестивым делом, потому что она нарушала права Бога, единого повелителя жизни и смерти (Исх 32 32, 33; ср Исх 30 12). Израильтяне все возводили к Богу как к первопричине и поэтому летописец ставит решение Давида произвести перепись в зависимость от гнева Господня. Автор же 1 Пар говорит не о гневе Господнем, а о гневе сатаны. Сам Давид впоследствии считал что, совершив перепись, тяжко согрешил (ст 10) и должен понести наказание (14).