2-3 Грядущий Суд пророк описывает как всемирное истребление (ср Быт 6 7). Это означает, что когда человек - царь природы - оказывается недостойным своего призвания, весь мир теряет смысл и как бы возвращается к первоначальному хаосу.
4 "Имя жрецов" - служителей языч. культа. "Со священниками" - поздн. добавление.
5 "Воинство небесное" - светила, культ которых был официальной религией Ассирии. "Клянутся царем..." - букв. "милком", т. е. именем Молоха (ср пер LXX), финикийского бога плодородия или аммонитского бога. Фраза означает, что в Иудее в то время воцарился религиозный синкретизм: Ягве чтили наряду с Молохом. Царь Манассия в честь Молоха провел своего сына через огонь (4 Цар 21 6).
7 Этот стих начинается богослужебным призывом. День Господень представлен как жертвоприношение (Ис 34 6; Иер 46 10; Иез 39 17).
8 Иноземные обычаи и моды приходили в Иудею вместе с идолопоклонством. Речь идет, может быть, о чужеземных приближенных царя Иосии, окружавших его в период несовершеннолетия.
9 "Перепрыгивают через порог" - намек на суеверный обычай, широко распространенный на Востоке. Порог считался местопребыванием духов домашнего очага. Другое толкование: "подымаются на одну ступень", т. е. приближаются к престолу царя; "дом господа своего" означает царский дворец.
12 Имеются в виду люди, отрицающие божественное воздаяние. "Ни добра, ни зла" - идиома, означающая "ничего". Иными словами, эти люди не верили в действенность Провидения Божия.
14-18 День Суда: образы космической катастрофы сливаются с картиной вторжения врага.
1 В преддверии Дня Господня человек должен проверить свою совесть, чтобы не быть попаленным огнем гнева.
3 "Смиренные земли" (евр анве) - букв. "бедняки" или "нищие". Это одно из первых упоминаний в ВЗ данной категории людей. В них нельзя видеть просто обездоленных и неимущих: их "нищета" есть смирение и кротость, "нищета духовная". "Бедными" (евр эбионим и анавим) называли себя в Израиле люди, которые строго блюли Закон Божий и чаяли пришествия Господня. К ним в первую очередь обратился Христос, возвещая Царство Божие (Мф 5 3, 5; Лк 6 20). В ВЗ тема "духовной нищеты" особенно глубоко развита в псалмах (Пс 10 14; 12 6; 35 10; 40 18; 22 27).
4 Газа, Аскалон, Азот и Екрон - филистимские приморские города.
11 Пророк выражает уверенность в том, что к истинному Богу обратятся люди, принадлежащие ко всем народам. Здесь возможно влияние Исайи (41 1, 5; 42 4, 10 и т. д.).
12 В данном стихе Эфиопия обозначает Египет, в котором незадолго до времени Софонии царствовали фараоны эфиопского происхождения (с 715 по 613 г. - XXV династия).
13-15 Во времена Софонии Ниневия казалась неодолимой. Господь предрекает, что и эта тираническая держава будет сокрушена. Некоторые толкователи считают, что пророк усмотрел близкий суд над Ассирией в нашествии скифов (ок. 630 г.), о котором говорит Геродот (История 1, 103, 106; 4, 1).
1 Речь идет об Иерусалиме, который в правление царя Манассии стал очагом нечестия.
8 "Огонь ревности" свидетельствует, что чистота и святость Бога несовместимы с нечистотой греховного мира (см Втор 32 22; 33 2; Пс 78 21; Иер 4 4; 11 16; Плач 2 4; Наум 1 6).
9-10 Пророчество о всемирном богопочитании в конце времен.
11-13 Учение об "остатке" было впервые сформулировано Исайей (Ис 1, 9; 11 16). "Остаток" тождествен "бедным Израиля", т. е. нищим духом, кротким и смиренным. Это пророчество возвещает осуществление идеала, о котором говорится в 2 3.