1 4 Еретики, с которыми Тимофею пришлось иметь дело в Ефесе, распространяли учение, вылившееся позднее во II и в III веках в гностицизм, как это явствует из заключительных слов послания, где определенно указано, что они называли свое учение познанием, по-гречески: Гносис. Две другие особенности этого учения, отмеченные в послании (4 3 и 7), а именно: взгляд на плоть, как на начало зла в мире, и склонность облекать отвлеченные умозрения в одежду мифологических вымыслов, - также составляют отличие гностической секты. Поэтому не без основания некоторые ученые видят в словах Апостола о безбрежных родословных баснях, порождающих праздные споры, намек на метафизические генеалогии, измышленные гностиками. В самом деле они утверждали последовательное нисхождение из лона Божества длинного ряда рождающихся одна из другой вечных духовных сущностей, именуемых эонами; Христа почитали они одним из эонов.
1 8-11 Благодетелен Закон, ибо он обуздывает естественное влечение человека ко злу, следствие первородного греха. Живущий во Христе и без принуждения живет согласно Закону.
1 10 Злодеи, похищающие людей, чтобы продавать их в рабство, были караемы, по Закону Моисееву, смертною казнью (Исх 21 16; Втор 2 47).
1 18 Прозорливцы (ср. 4 4) указывали на Тимофея, как на будущего доброго пастыря Ефесской церкви, могущего оградить ее от заразы ложных учений.
1 20 Именей отрицал воскресение мертвых (2 Тим 2 17). Медник Александр был по-видимому ожесточенным противником Павловым в жизни и в вероучении (2 Тим 4 14-15). Оба отлучены были Апостолом от Церкви.
2 11-12 Женщина должна безмолвствовать в молитвенных собраниях, мужчинам же позволено было молиться вслух и проповедовать.
3 2 В пастырских посланиях Ап. Павла выражение "епископ" употребляется в широком смысле "настоятель общины". - Апостол, хваля безбрачие (1 Кор 7 1-9, 26-28, 32-33), разрешает однако избирать священнослужителей из людей, прежде вступивших в брак; второй же брак составляет препятствие избранию. - Апостол разрешает избирать женатых в епископы, но разрешение это временное, оно дается вследствие недостатка в холостых людях, пригодных к несению обязанностей епископского сана; ибо большая часть обращенных из язычников уже были женаты до крещения. Впоследствии же, когда оказалось много лиц, с детства воспитанных в христианской вере и подготовленных к церковному служению, доступ к епископству был для женатых затруднен и во всяком случае обусловлен согласным отказом обоих супругов от плотского общения. Что таковое правило соблюдалось в Церкви от времен апостольских, о том свидетельствуют древнейшие каноны, предписывающие епископам, пресвитерам и диаконам воздержание.
3 11 Подавать христианкам пример добродетельной жизни призваны и диакониссы, о которых Апостол говорит ниже (5 9 сл.); некоторые толкователи полагают, что здесь имеются в виду супруги диаконов.
3 15-16 Церковь есть видимая опора и невидимое основание новозаветной тайны домостроительства Божия, содержание которой Апостол напоминает в шести положениях о Христе.
4 3 Ложные поборники духа (гностики) видели в вещественной природе и в плоти человеческой начало зла, возводили безбрачие в закон, различали пищу оскверняющую и не оскверняющую человека.
4 7 Гностики олицетворяли духовные сущности и представляли отношения между ними в баснословных повествованиях, похожих на вымыслы язычников о судьбах и деяниях их богов.
4 8 Благочестие благотворно для души и для тела, так как оно имеет обетования земных и вечных благ.
4 14 Апостол говорит о благодати, данной Тимофею через рукоположение. Рукоположил его в епископы сам Апостол; в обряде рукоположения принимают участие и священники, но не в качестве совершителей самого таинства (2 Тим 1 6). Пророчество о Тимофее упомянуто выше (1 18).
5 4 Забота о вдовах неимущих составляет прямую обязанность ближайших родственников; о вдовах одиноких и строго-благочестивых имеет попечение община.
5 9-10 Вдовы преклонного возраста, бывшие один только раз замужем, известные своею богоугодною жизнью и усердием к добрым делам, могут быть возводимы в звание церковных вдовиц. Это обязывает их всецело посвятить себя молитве и служению Церкви. Из их числа избираются диакониссы (ср. Рим 16 1; 1 Тим 3 11).
5 18 Права пресвитеров, труждающихся для общины, на почет в ней, на ее благодарность и попечение Апостол основывает на изречениях Св. Писания: Втор 24 15 и Лк 10 7.
5 22 Рукоположению должно предшествовать строгое и беспристрастное исследование жизни посвящаемого: посвящающий принимает на себя ответственность за него, и излишняя снисходительность к содеянным прегрешениям равна попустительству и соучастию в грехе.
6 1-2 В начале христианство ничего не изменяло в правовых отношениях между господами и рабами, но христианская любовь постепенно вытесняла рабство.
6 12 Перед своим посвящением в епископы Тимофей произнес при многих свидетелях (в присутствии пресвитеров и народа) торжественное исповедание веры.
6 20 Лжеименное знание есть то познание (гносис) божественных тайн, которое, по уверениям еретиков, содержалось в проповедуемом ими учении.