Краткое толкование

2 Тим 1

1 1 Свое предсмертное послание Апостол начинает с напоминания, что Христос есть жизнь вечная (ср. Тит 11).

1 5-8 Тимофей, сын христианки и внук христианки, напитался верою во Христа как бы с молоком матери и сугубо укреплен в вере благодатью рукоположения.

1 9 Святым называет Апостол свое и Тимофеева призвание к благовествованию. потому что оно проистекает от Духа Святого и имеет целью освящать людей.

1 12 Сокровище, которое Апостол вверил в руки Христа, есть его беззаветная вера.

1 15 Некоторые из лиц, близких Апостолу, отошли от него, по-видимому, из страха быть обвиненными вместе с ним.

2 Тим 2

2 2 Не буква Писания, но живое слово церковных наставников обеспечивает верующим из рода в род исконное правое разумение истин веры. Насаждая в Ефесе изустное преемство вероучения, Апостол полагает основу церковному признанию истины Священного Предания.

2 3-8 Благовествование требует усилий и труда, как усилий и труда требует военная служба от воина, ремесло борьбы от борца, обработка полей от земледельца; но труждающийся не лишается своей надежды, и благовеститель примет венец Христа, из мертвых воскресшего и паки грядущего во славе.

2 5 Незаконно - неправильно.

2 11-13 Восклицанием "верно слово" Апостол вводит, по-видимому, выдержку из некоего христианского гимна.

2 18 Именей и Филет отвергали чаяние воскресения мертвых в теле; уча, что воскресение уже было, они понимали под ним духовное возрождение.

2 19 На основаниях божественного здания Церкви Апостол видит в духе начертанными два приводимые им изречения; первое заимствовано из Книги Числ (16 5).

2 20 В Церкви есть сильные и слабые, праведные и грешные, как в большом хозяйстве есть сосуды разной ценности и разного назначения. Но каждый христианин должен избегать общения с соблазнителями и лжеучителями, чтобы они не наполнили сосуда души его смертоносною скверной.

2 Тим 3

3 8 Имена волхвов, повторивших перед фараоном Моисеевы чудеса, чтобы укрепить его в противлении Моисею (Исх 7 11), известны Апостолу из устного предания.

3 11 О гонениях в Антиохии, Листрах, знаем из книги Деяний Апостольских (13 50 слл.; 14 5 и 19).

3 15 Книги Ветхого Завета полны свидетельств о Христе, пророчественных и преобразовательных.

3 16 Священное Писание богодухновенно. Пастырь духовный черпает из него нужнейшее для учительства, для ограждения правой веры от заблуждений, для нравоучения и для христианского воспитания пасомых. Из богодухновенности св. Писания вытекает его безошибочность. Безошибочно всё, что составители священных книг хотели, так или иначе, высказать как истину для научения в вере, для исправления мыслей и воли, для наставления в праведности: они писали под прямым внушением Св. Духа. Этому нисколько не противоречит то, что составители св. Писания не заботились ни об украшениях речи, ни о строгой точности словоупотребления, и пользовались общенародными выражениями, в роде "солнце восходит". Богодухновенно первоначальное возвещение или сообщение. Не следует смешивать богодухновенность сообщения с божественным одобрением: Господь, конечно, не одобряет тех нарушений Божия нравственного закона, о которых повествуется в разных местах Библии.

2 Тим 4

4 6-7 Близкую мученическую кончину ("уже становлюсь жертвою") Апостол возвещает в трогательных словах о достигнутой цели земного пути и о сполна и беспорочно совершенном подвиге.

4 8 Венец победы ожидает верных, приготовившихся к пришествию Небесного Судии доброю жизнию и с радостью встречающих Христа грядущего.

4 10 Димас упомянут в послании к Колоссянам (4 14).

4 14-15 Александр - тот самый, без сомнения, о котором говорится в 1 послании к Тимофею (1 20), - выступал, по-видимому, на суде свидетелем против Апостола, отлучившего его от Церкви.

4 16 Когда Апостол в первый раз предстал перед судом, не нашлось никого, кто бы свидетельствовал в его защиту.

4 19 Об Аквиле и Прискилле см. Рим 16 3 Деян 18 2, 3, 18. 26. Об Онисифоре 2 Тим 1 16-18.

4 20 Об Ерасте см. Деян 19 22. О Трофиме там же 20 4.

4 21 Лин - преемник Ап. Петра. Пуд, может быть, сенатор римский Пудент, и Клавдия - его жена.