1 Октябрь-ноябрь 520 г., через два месяца после пророчества Аггея.
3-6 Пророк напоминает о древней распре народа с Господом и о неизменности замысла Божия об Израиле.
6 "Слова Мои... разве не постигли" - букв. не достигли - "отцов ваших" - человек смертей, а слово Божие (персонифицированное, как в Пс 147 15; Ис 55 11; Прем 18 14-15) пребывает вечно (ср Ис 40 7-8).
8 Видения Захария близки по форме и по духу видениям Иезекииля. Они свидетельствуют о духовных силах, которые участвуют в мировой истории.
"Муж... между миртами" - Ангел Ягве (см ст 11): "кони" - символический образ ангелов, надзирающих за тем, что происходит в мире. В греч. тексте добавлено "вороные" (кони) - ср 6 2; четыре колесницы соответствуют четырем странам света.
11 "Ангел Ягве" не означает здесь, как в древних текстах (ср Быт 16 7), видимый образ Ягве. Он - особое существо, через которое люди и ангелы имеют доступ к Богу. В феврале 519 г. в пределах Ахменидской державы, обнимавшей под главенством Дария почти весь древний Восток (от Малой Азии до Индии), воцарился мир. Иерусалим же страждет, разоренный и обнищавший, и ожидает "потрясения неба и земли" (Агг 2 6), которое предвозвестит новые времена.
18-19 "Четыре рога" (по числу стран света) обозначают могущество (ср Пс 75 5), всемирную монархию, под властью которой томился народ Божий.
20 "Четыре рабочих", букв. "кузнецов", символизируют силы небесные.
1-2 Измерение предшествует восстановлению (ср Иез 41 13).
4 Иерусалим станет обширным городом, каким он был до падения.
6-7 Призыв к иудеям диаспоры вернуться на родину из Вавилона и других стран рассеяния. "Сион" обозначает здесь изгнанников (ср Ис 51 16).
12 "Святая земля" - это выражение появляется здесь впервые в тексте Библии (ср 2 Мак к 17).
1-5 Иисус, сын Иоседеков, первосвященник времен Зоровавеля. Он как "предстатель" несет на себе грех народа (запятнанные одежды символизируют грех, общенародную скорбь или траур по умершем).
"Сатана" (евр противник) - ср Иов 1 6. Под его тлетворным влиянием Иерусалим впал в грех, который теперь смывает Господь (ср Пс 51 4-14). Если прежде у первосвященника были отняты его регалии (Иез 21 26), то ныне они возвращаются ему, потому что завершился период общенародной скорби, начавшийся в 587 г.
8 "Отрасль" обозначает Мессию, Который происходит из династии Давида, переставшей царствовать, подобно тому как молодой побег вырастает из корня срубленного дерева.
9 Камень - обозначает, очевидно, храм: семь очей - бдительное присутствие Ягве (4 10) начертание еще не вырезано, ибо храм не достроен.
3 "Две маслины" - аллегория двуединства мессианской власти: Сына Давидова и первосвященника. Они прообразовывают Христа-Царя и Первосвященника (Евр 4 14). В Библии человек часто сравнивается с деревом: напр, Пс 1 3; Иов 29 19; Иез 31.
6-7 Зоровавель представлен как Мессия, Который действует не земной силой, но силой Духа Божия.
9 Указание на роль Зоровавеля в построении храма.
10 "Кто может считать день сей маловажным" - день восстановления храма Зоровавелем (Агг 2 3-4); он положил краеугольный камень (ст 7) и он же завершит его восстановление.
14 "Два помазанника" (букв евр сыны елея): Иисус, представитель духовной власти, и Зоровавель - власти светской. Первый получил священническое помазание. Второй надеется получить царское помазание. Тогда исполнится пророчество Иер 33 14-18: обе власти будут объединены в дни спасения.
1-4 Огромный свиток, размеры которого соответствуют размерам притвора Иерусалимского храма (1 Цар 6 3), символизирует неисчислимость грехов.
6 "Ефа" - евр: мера емкости; "образ их" - евр: очи их; греч: беззаконие их.
7-11 Женщины, подобные халдейским богиням, уносят ефу, т. е. меру нечестия из Иерусалима в Вавилон, чтобы святой город очистился от него. Персонифицированное нечестие становится лжебогиней, которой воздвигается дом (храм) в Вавилоне, символическом центре языческого мира.
1-8 Колесницы ангелов - служителей Ягве, которые охраняют вселенную.
8 Здесь говорит Сам Ягве. "Земля северная", где находятся уведенные в плен. Ведомые Духом Божиим, они вернутся и восстановят храм. См ст 15, который некоторые переводчики помещают после ст 8.
9-15 В глазах пророка Захарии (как и Аггея) Зоровавель, носящий мессианское наименование "Отрасль" (ср Иер 23 5), являлся Мессией. Т. обр. восстанавливалась связь с царским мессианством 2 Цар 7 (ср Агг 2 23).
1-3 "И Регем-Мелеха" - согласно некоторым толкованиям "Регем-Мелех" - титул посла.
3 Этот июльский пост был установлен после разрушения Иерусалима и храма в 587 г. В ноябре 518 г. знатные иудеи, жившие в Вавилоне, услышав об успешных работах по восстановлению храма, посылают в Иерусалим, чтобы узнать: следует ли еще соблюдать этот пост?
4-14 Ответ пророка: истинный пост, угодный Богу - справедливость и милосердие (ср Ис 58 3-7). Второй ответ дается в гл 8 18-19.
5 "Пост в седьмом месяце", т. е. в сентябре, в память об убийстве Годолии (4 Цар 25 25; Иер 41 1 сл).
Глава состоит из ряда коротких пророчеств, описывающих мир и радость в мессианскую эру спасения. В конце перспектива принимает вселенский характер (20 сл).
18-19 Здесь говорится не только о посте четвертого и десятого месяцев, но и о посте пятого и седьмого месяцев, в память о начале осады Иерусалима, и о дне, когда в его стенах была пробита брешь (4 Цар 25).
1 Этим ст открывается вторая часть кн Захарии. Пророчества о судьбах Сирии (Хадрах и Дамаск) и Финикии (Тир и Сидон), как полагают, относятся ко времени их покорения Александром Македонским (333 г. до Р. Х.).
9-10 Мессия, в отличие от Александра и других завоевателей, будет возвещать мир. Тогда народу Божию уже не нужны будут колесницы и кони (евр "истребляю"; греч. "Он истребит"). Кроткий царь будет править не силой оружия, но Духом Господним. На осле цари ездили, когда не желали начинать войн. Поэтому и Христос въехал в Иерусалим на этом мирном животном. Евангелист, повествуя о входе Господнем в Иерусалим, приводит пророчество Захарии (Мф 21 1-5).
"От моря до моря" - от Средиземного до Мертвого моря.
"От реки до конца земли" - от Евфрата до юга. Смысл этого пророчества полностью откроется на Пятидесятницу.
11 "Ров, в котором нет воды", т. е. тюрьма, - символ Вавилона.
1-2 Имеется в виду новое распространение язычества, которое шло уже не с Востока, а из греч. мира. Терафимы: домашние идолы, служившие для гадания (Иез 21 21). В послепленную эпоху вновь говорится о чародеях (Мал 3 5).
3-11 В этом трудном для истолкования тексте пророчества об освобождении и возвращении Израиля в Иерусалим возвещаются иногда в первом лице от имени Ягве (3, 6, 8-11), в других же стт о Нем говорится в третьем лице (3-5, 7. 12: 11 1-3).
3 "На пастырей" - в данном контексте на иноземных монархов, угнетающих избранный народ (ср Иер 25 34 сл; Наум 3 18); в аналогичном смысле "козлов Я накажу" (ср Дан 8 5 сл). Второе же посещение будет благотворным.
4 "Краеугольный камень... гвоздь... лук" - вожди, которые наконец выйдут из дома Иудина.
1 "Кедры" - символ великих держав (ср Ис 10 33 сл; Иез 31) или их властелинов.
4-17 О дурном и добром пастыре. Та же тема развивается в гл. 12 и 13. В них описываются бедствия, которые обрушатся на народ за грехи дурных пастырей.
12-13 Пророк говорит о ничтожной цене (цена раба: Исх 21 32), в которую оценили неблагодарные люди своего небесного Пастыря. "Землей горшечника" называли бесплодные глинистые земли, которые стоили очень дешево. Здесь дан прообраз поступка Иуды, который получил за свое предательство цену раба (Мф 27 5. 9-10).
14 Это, очевидно, самое древнее свидетельство о самарянском расколе. Согласно Иосифу Флавию, около 328 г. самаряне построили на горе Гаризим святилище, соперничающее с Иерусалимским Храмом. Перелом двух жезлов символизирует новое угнетение со стороны внешних врагов (10) или внутренний раскол.
10 Существует два толкования этого ст: а) раскаявшийся народ Божий будет плакать о том, что он пронзил Господа своими грехами (букв. перевод: "воззрят на Меня, Которого пронзили"); б) указание на страждущего Мессию (Ис 53), Который принесет Своими страданиями спасение миру. И в этом и в другом случае пророчество имеет мессианский смысл (ср Ин 19 37).
Мессия будет пронзен в эсхатологические времена: Господь спасет осажденный Иерусалим (2-9), поднимется всенародный плач (10-14) и появится омывающий грех источник (13 1; ср Ис 12 3; Иез 17 1).
1 Об источнике, который будет орошать Иерусалим в мессианскую эру см Ис 12 3; Иез 47 1; здесь, в отличие от 14 8, он служит для очищения народа (ср Иез 36 25).
6 "Рубцы на руках": букв "между рук" - может означать: на груди. Древние пророки "кололи себя ножами и копьями" (3 Цар 18 28). Поэтому шрамы наводят на мысль, что этот человек - пророк. Он отрицает это, говоря, что его били в доме друзей.
7-9 Прозопопея меча. Мессианский текст. Речь идет о Пастыре народа, Представителе Господнем. Меч поразит Пастыря, и народ будет предан последнему очистительному испытанию (ср Мф 26 31; Мк 14 27), предваряющему спасение (ср Иер 34 5; 6 29-30; Ис 4 3; Иез 5 1-4). Так народ будет подготовлен к заключению Нового Завета (Иер 31 31).
8-9 Пророчество о грядущем в мир Царстве Божием, которое станет источником воды живой; Владыкой в нем будет только Господь.