Каждый мыслящий человек ищет ответы на основные жизненные вопросы: Кто сотворил мир и всё существующее? Кто Бог? Кто человек? Какой смысл и цель его существования? Почему рядом с добром в мире существует зло? Каков смысл молитвы? Надо ли верить? И так далее…
Ответов на такие вопросы наука не даёт, потому что это не входит в круг рассматриваемых ей вопросов. Попытку ответа делает философия. Она может всё-таки ошибаться, потому что является творением человеческого разума, который иногда ошибается. Полный ответ на животрепещущие вопросы человеческого существования может дать только Откровение Божие, переданное людям Церковью.
Откровение Божие содержится в Священном Писании и Священном Предании. Священное Писание — это целая библиотека, в состав которой входят 73 книги, из которых 46 книг Ветхого Завета и 27 Нового Завета.
Жизнь и спасительная деятельность Иисуса Христа изложены в Евангелии четырьмя евангелистами (святые Матфей, Марк, Лука и Иоанн).
Святой Иероним (†420) говорил, что «незнание Священного Писания равнозначно незнанию Иисуса Христа», поэтому Церковь рекомендует своим верующим частое чтение Священного Писания. Именно, опираясь на Священное Писание и Священное Предание, были сформулированы главные истины и законы христианской морали, называемые катехизисом. Ниже изложен их сокращённый вариант. Считается хорошим обычаем добавлять некоторые части катехизиса в ежедневные молитвы.
Тщетно было бы повторение выученных наизусть формулировок катехизиса, если бы они не были введены в повседневную жизнь. Поэтому каждый исповедующий Христа обязан согласовать свою жизнь с учением Спасителя.
Одна вера не может спасти человека: «вера без дел мертва» (Иак 2, 20). Поэтому необходимо вводить Евангелие в повседневную жизнь.
Иисус Христос, Сын Божий, сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14, 6). Именно Иисус является нашим главным Наставником, Священником и Пастырем. Он продолжает жить и действовать в основанной Им Церкви, Он — «глава тела Церкви», которой мы члены.
На вопрос фарисеев о том, какая из заповедей основная, Иисус отвечает, что первая из всех заповедей — заповедь любви Бога и ближнего.
Две основные заповеди любви в расширенной форме указаны в Декалоге (Десяти заповедях).
Программу жизни Христианина передал Христос в Своей Нагорной проповеди и провозгласил в Его восьми блаженствах.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф 5, 3-12).
Любовь к ближнему нераздельно связана с любовью к Богу и выражается в следующих добродетелях для тела и для души:
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» Ин 13, 35.
Христос сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода» (Ин 15, 5). Божия жизнь в человеке даётся Иисусом Христом Воскресшим и укрепляется в святых таинствах.
Божию жизнь в человеке портит грех. Надо остерегаться прежде всего тех греховных поступков, которые затягивают человека к следующим грехам:
Постоянное сопротивление Божией благодати и частое совершение тяжких грехов в последствии может привести к тому, что человеческая совесть становится нечувствительной и приводит к исчезновению чувства греха. Такие поступки называются деяниями или грехами против Святого Духа (Мф 12, 31).
Способствуя в какой-либо форме греху других людей, мы сами, в какой-то степени, становимся виновниками этого зла и участвуем в грехе. Грешить по отношению к ближнему — это:
«Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18, 7).
К тяжёлым грехам относятся также поступки, вопиющие к небесному наказанию (Быт 4, 10):
Условием прощения грехов является перемена жизненного пути человека. У него должно быть желание обновления уз с Богом. Человек должен заметить, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8, 34), и тосковать о «свободе славы детей Божиих» (Рим 8, 21). Бог хочет спасти каждого человека. Пасхальная тайна Христа является источником непрерывного прощения и обновления. Христос в таинстве покаяния и примирения возвращает нам достоинство чад Божиих, данное нам некогда в крещении. Чтобы получить прощение грехов в таинстве покаяния, необходимо:
Каждого человека после конца земной жизни ожидает:
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25, 46).
Церковь, собранная в единый народ Божий, подчиняет своих верных определённым правилам. Основатель Церкви Иисус Христос сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» (Мф 18, 18).