Иисус Христос, Бог-Человек, даровал нам искупление через пасхальную Тайну святых страстей Своих, смерти, воскресения из мёртвых и славного вознесения. Дело спасения продолжается и ныне: Христос прославленный, сидящий одесную Отца, присутствует в Церкви и в ней действует. Знаком совершающегося спасения — действия Христа в Церкви — являются священные таинства, знамения, установленные Христом, дабы через них подавать нам Свою благодать, делая нас участниками Божественной жизни и объединяя нас в общину Церкви.
Христос установил семь таинств: крещение, миропомазание, Евхаристию, покаяние, священство, елеопомазание больных и брак. Христос не только установил эти таинства, но и Сам действует через них постоянно, устрояя Церковь Свою и в изобилии изливая на Народ Божий Свою освящающую благодать. В таинствах Христос прославляет Отца, возвещает нам полноту жизни у Отца и сеет в нас семя жизни вечной.
В священных таинствах совершается тайна личной встречи человека с Богом — Иисусом Христом, и Его спасительным действием. Это происходит благодаря Святому Духу, Который Своей преображающей силой делает присущим спасительное дело Христа в Церкви. В то же время священные таинства являются делом всей христианской общины.
В Соборной Конституции о Священной Литургии говорится:
«Таинства направлены к освящению людей, в созиданию Тела Христова и, наконец, к воздаянию поклонения Богу; но как знамения, они имеют и поучительный характер. Они не только предполагают веру, но словами и действиями также питают её, укрепляют и выражают; поэтому они называются таинствами веры. Конечно, они сообщают благодать, но их совершение также наилучшим способом располагает верующих принимать её плодотворно, воздавать надлежащее поклонение Богу и жить по любви.
Поэтому чрезвычайно важно, чтобы верующие ясно воспринимали знамения Таинства и как можно чаще приступали к Таинствам, установленным для питания христианской жизни» (SC 59).
Крещение и миропомазание вводят нас в жизнь со Христом и Церковью, а также открывают нам путь к участию в Евхаристии.
Евхаристия — это сердце жизни Церкви. В ней мы ещё более соединяемся со Христом и всеми людьми. Все иные таинства ведут к Евхаристии, укрепляют наше единство с Богом и людьми и показывают, что это происходит на протяжении всей жизни, шаг за шагом.
В таинстве покаяния Христос примиряет с Богом христианина, который через грех отошёл от евхаристического общения Церкви. Таинство елеопомазания больных — это источник силы для страждущих. Таинство священства служит всем верным; священнослужитель возглавляет литургическое собрание верных. Таинство брака освящает семью.
В этом значении священные таинства охватывают всю жизнь человека. Принятие каждого из таинств — это исповедание веры в Иисуса Христа.
Встреча с Христом в таинствах осуществляет в нас внутренний процесс действия Бога и продолжает нашу пасху — переход из греха и смерти в сверхприродную жизнь, в воскресение и вечную славу в любви Отца и Сына и Святого Духа.