ОБЩИНА КЛАРЕТИНОВ

Местная религиозная организация Католическая Община Кларетинов Сыновей Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии в г. Красноярске

   

Конституция о Богослужении

Священный Вселенский Ватиканский Собор II
 

Павел епископ, Раб рабов Божиих

с отцами священного собора на вечное памятование

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Общие принципы для устроения и развития богослужения

I. О природе Богослужения и его значении в жизни Церкви

II. О Богослужебной подготовке и о деятельном участии в Богослужении

III. Об устроении Богослужения

А. Общие нормы

Б. Нормы, вытекающие из характера Богослужения, как действия иерархического и свойственного общине

В. Нормы, вытекающие из поучительного и пастырского характера Богослужения

Г. Нормы для применения Богослужения к характеру и традициям различных народов

IV. О развитии богослужебной жизни в епархиях и приходах

V. О развитии литургико-пастырского делания

 

Глава II. О священной тайне Евхаристии

Глава III. О других Таинствах и Требах

Глава IV. О молитвенном правиле (de officio divino)

Глава V. Годовой богослужебный круг

Глава VI. О священном музыкальном искусстве

Глава VII. О священном искусстве и о богослужебных принадлежностях

Приложение


 

 

Введение

1. Священный Собор ставит себе целью содействовать постоянному росту христианской жизни у верующих; лучше приспособлять к требованиям нашего времени те учреждения, которые подлежат изменениям; способствовать всему, что может содействовать единению всех верующих во Христа и укреплять все, что помогает призванию всех в лоно Церкви; он считает своим особым долгом заботиться также об устроении и развитии Богослужения.

2. Ибо Богослужение, через которое, прежде всего в божественной Евхаристической Жертве, "проявляется дело нашего Искупления"(1), в величайшей мере содействует выражению верующими своей жизнью и явлению другим тайны Христовой и подлинной природы истинной Церкви, которой присуще быть одновременно и человеческой и божественной, видимой и наделенной невидимыми реальностями, ревностной в делании и углубленной в созерцании, присутствующей в мире сем, а все-таки странствующей; и это все так, что человеческое направлено к божественному и ему подчинено, видимое - невидимому, действие - созерцанию, и временное - будущему граду, который взыскуем(2). 2 Когда, таким образом, Богослужение тех, кто внутри, ежедневно созидает во святой Храм в Господе, жилище Бога в Духе(3), в меру возраста полноты Христовой(4), в то же время оно дивным образом укрепляет силы их к проповеди о Христе, и так показывает Церковь внешним как знамя воздвигнутое язычникам(5), под которым рассеянные сыны Божии собираются воедино(6), доколе не будет одно стадо, один Пастырь(7).

3. Поэтому Священный Собор считает, что нужно напомнить следующие принципы для устроения и развития Богослужения и установить для этого практические нормы.

Среди этих принципов и норм, есть некоторые, которые могут и должны быть применены и в римском обряде, и во всех других обрядах, хотя нижеследующие практические нормы должны пониматься как относящиеся только к римскому обряду, если только речь идет о том, что по самой своей природе касается также и других обрядов.

4. Наконец, священный Собор, с верностью повинуясь преданно, заявляет, что Святая Матерь Церковь почитает все законно признанные обряды равноправными и равночестными и хочет в будущем хранить их и всячески содействовать им, и желает, чтобы там, где это нужно, они были с осторожностью всецело пересмотрены в духе здравого предания, и получили новую силу, согласно современным условиям и потребностям.

 

 

Глава I. Общие принципы для устроения и развития богослужения

I. О природе Богослужения и его значении в жизни Церкви

5. Бог, Который, "хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины (I Тим. 2. 4), многократно и многообразно говорил в древности отцам в пророках" (Евр. 1.1), когда пришла полнота времен, послал Сына Своего, Слово воплотившееся, Духом Святым помазанного, благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем(8), "Врача телесного и духовного"(9), Посредника между Богом и людьми(10). Ибо Его человечество в ипостасном единении Слова было орудием нашего спасения. Поэтому во Христе "явилось совершенное умилостивление для нашего примирения и была дана нам полнота Богослужения(11).

Это дело искупления человечества и совершенного прославления Бога, которому предшествовали великие и дивные дела Божии в народе Ветхого Завета, было совершено Христом Господом преимущественно в пасхальной тайне Святых Страстей, Его воскресения из мертвых и славного вознесения, тайне, в которой Он "смертию упразднил нашу смерть и воскресением даровал жизнь"(12). Ибо из прободенного ребра Христа умершего на кресте излилось дивное таинство всей Церкви(13).

6. Поэтому, как Христос был послан Отцом, так Он и Сам послал Апостолов, исполненных Духа Святого не только для того, чтобы они, проповедуя Евангелие всей твари(14), возвестили, что Сын Божий Своею смертью и воскресением освободил нас от власти Сатаны(15) и от смерти, и перенес нас в Царство Отца, но также и для того, чтобы они выполняли, через Жертвоприношение и Таинства, вокруг которых вращается вся литургическая жизнь, дело спасения, возвещаемое ими. Так, Крещением люди включаются в пасхальную тайну Христову: с Ним умершие, с Ним погребенные и с Ним воскресшие(16), они принимают дух усыновления, "которым взываем: Авва, Отче" (Рим. 8. 15) и так становятся истинными поклонниками, которых ищет Отец(17). Подобным образом, всякий раз, как они вкушают вечерю Господню, они возвещают смерть Господа, пока Он не придет(18). Поэтому, в самый день Пятидесятницы, когда Церковь явилась миру, "принявшие слово" Петра "были крещены". "И пребывали они постоянно в учении Апостолов и в общении, в преломлении хлеба и в молитвах... хваля Бога и будучи в милости у всего народа" (Деян. 2. 41-42, 47). С того времени Церковь никогда не переставала собираться для совершения пасхальной тайны: читая "во всех Писаниях то, что относится к Нему" (Лк 24.27), совершая Евхаристию, в которой "изображаются победа и торжество Его смерти"(19) и в то же время воздавая благодарение "Богу за Его неизреченный дар" (2 Кор. 9.15) во Христе Иисусе, "в похвалу славы Его" (Еф. 1. 12) силою Духа Святого.

7. Для совершения столь великого дела Христос всегда присутствует в Своей Церкви, в особенности в литургических действиях. Он присутствует в Жертвоприношении литургии, как в лице служащего, "Он, Который однажды принес Себя Самого на кресте, теперь приносит Себя Самого через служение священников"(20), так в особенности под евхаристическими видами. Он присутствует силою Своею в таинствах, ибо когда кто-либо совершает крещение, то крестит Сам Христос(21). Он присутствует в слове Своем, ибо говорит Он Сам, когда в Церкви читаются Священные Писания. Наконец, Он присутствует, когда Церковь молится и поет псалмы, Он Который обещал: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18. 20).

Действительно, в таком великом деле, которым Бог в совершенстве прославляется и люди освящаются, Христос всегда делает Своей соучастницей Церковь, возлюбленную Свою Невесту, Которая призывает Своего Господа и через Него воздает поклонение предвечному Отцу.

Поэтому Богослужение справедливо почитается как исполнение священнического служения Иисуса Христа: в нем через видимые знаки знаменуется и совершается мистическим телом Иисуса Христа, то есть Главою и Его членами, полнота общественного поклонения Богу.

Следовательно, всякое литургическое служение, поскольку оно - дело Христа Священника и Его Тела, которое есть Церковь, является священнодействием по преимуществу, и никакое иное действие Церкви не может сравниться в той же степени и в той же мере с его действительностью.

8. Участвуя здесь на земле в Литургии, мы предвкушаем небесную Литургию, совершающуюся в святом граде Иерусалиме, который мы взыскуем, где Христос восседает одесную Бога как служитель святилища и скинии истинной(22); со всем воинством небесным мы воспеваем Господу гимн славы; чтя память святых, мы надеемся иметь с ними некий жребий и соучастие; мы ожидаем, как Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, доколе не будет явлен Он Сам, жизнь наша, и мы не будем явлены с Ним во славе(23).

9. Богослужение не исчерпывает всей деятельности Церкви, ибо прежде чем люди могут приступать к Богослужению, необходимо, чтобы они были призваны к вере и обращению: "Как им призвать Того, в Кого не уверовали? И как им уверовать в Того, о Ком не слышали? И как им услышать без проповедующего? И как им проповедовать, не будучи посланными?" (Рим. 10. 14-15).

Поэтому Церковь возвещает весть спасения неверующим, дабы все люди знали единого, истинного Бога, и Кого Он послал: Иисуса Христа, и чтобы они обратились от своих путей, творя покаяние(24). А верующим она должна всегда проповедовать веру и покаяние; кроме того, она должна предуготовлять их к Таинствам, уча их соблюдать все, что заповедал Христос(25), и побуждать ко всем делам любви, благочестия и апостольства, чтобы явить этими делами, что христиане, хотя они не от мира сего, все же - свет миру и воздают славу Отцу перед людьми.

10. Однако, Богослужение - это вершина, к которой стремится делание Церкви и, вместе с тем, источник, из которого исходит вся ее сила. Ибо труды апостольские направлены к тому, чтобы все, через веру и крещение став детьми Божиими, собрались воедино, славили Бога посреди Церкви, участвовали в Жертвоприношении и вкушали вечерю Господню.

Само же Богослужение побуждает верующих, вкусивши "пасхальных таинств", быть "единодушными в благочестии"(26); в не возносится молитва о том, чтобы "они соблюли в жизни то, что приняли верою"(27); и возобновление завета Господня с людьми в Евхаристии привлекает и воспламеняет верующих к понуждающей любви Христовой. Итак, из Богослужения, и в особенности из Евхаристии, изливается в нас как из источника благодать, и достигается с наибольшею действенностью то освящение людей и прославление Бога во Христе, к которым устремляются как к своей цели все остальные действия Церкви.

11. Однако, для достижения этой полной действенности, необходимо, чтобы верующие приступали к Богослужению с чистым расположением сердца, дабы мысли их были созвучны со словами, и чтобы они содействовали с благодатью Свыше, дабы не принимать ее тщетно(28). Поэтому священно-пастыри должны заботиться о том, чтобы в литургическом действии не только соблюдались правила для действенного и законного служения, но также, чтобы верующие сознательно, действенно и плодотворно участвовали в нем.

12. Однако, духовная жизнь не состоит только в участии в Богослужении. Ибо христианин, хотя и призванный к общей молитве, должен также войти в комнату свою помолиться Отцу втайне(29), более того, по учению Апостола, он должен молиться непрестанно(30). И тот же Апостол учит нас всегда носить в теле нашем мертвость Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса была явлена в нашей смертной плоти(31). И поэтому в литургическом Жертвоприношении мы молимся Господу, чтобы Он, "приняв приношение духовной жертвы, из нас самих соделал Себе вечное приношение"(32).

13. Благочестивые упражнения христианского народа, если только они согласуются с законами и нормами Церкви, очень рекомендуются, в особенности когда они исполняются по распоряжению Апостольского Престола.

Особенным достоинством пользуются также те священные упражнения поместных Церквей, которые совершаются по распоряжению Епископов согласно обычаям или по законно одобренным книгам.

Но нужно, чтобы вышеуказанные упражнения, считаясь с Богослужебным, из него неким образом проистекать, к нему приводить народ, ибо, по своей природе, Богослужение далеко превосходит все эти упражнения.

 

II. О Богослужебной подготовке и о деятельном участии в Богослужении

14. Матерь Церковь очень желает, чтобы все верующие привлекались и тому полному, сознательному и деятельному участию в Богослужениях, которого требует сама природа Богослужения, на которое, в силу своего Крещения, христианский народ - "род избранный, царское священство, народ святой, народ взятый в удел" (I Петр. 2. 9; ср. 2. 4-5) - имеет право, будучи также и обязан к нему.

Этому полному и деятельному участию всего народа должна быть оказана особая забота в устроении и развитии Богослужения: ибо оно является первым и необходимым источником, из которого христиане должны черпать подлинный христианский дух; и поэтому душепастыри во всей своей пастырской деятельности должны ревностно стараться достичь этого участия соответствующей подготовкой.

Но, так как нет никакой надежды это осуществить, если предварительно сами душе пастыри не проникнутся глубоко духом и силою Богослужения и не сделаются наставниками к нему, то весьма необходимо, прежде всего позаботиться о Богослужебной подготовке клира. Вот почему Священный Собор решил постановить следующее:

15. Наставники, которым поручено преподавание литургики в семинариях, в монашеских учебных заведениях и на богословских факультетах, должны с особой тщательностью подготовляться к своей должности в особо предназначенных для этого институтах.

16. Литургика в семинариях и монашеских учебных заведениях должна быть поставлена среди необходимых и важнейших предметов, а на богословских факультетах среди главных дисциплин; и должна она преподаваться с точки зрения как богословской и исторической, так и духовной, пастырской и юридической. Кроме того, преподаватели других дисциплин, в особенности догматического богословия, Священного Писания, мистического и пастырского богословия, должны заботиться, согласно требованиям свойственным каждой из них в отдельности, о выявлении тайны Христа и истории спасения, чтобы ясно показать их связь с Богослужением, как и единство подготовки к священству.

17. Клирики в семинариях и в монашеских обителях должны приобрести духовное образование на литургической основе, как посредством соответствующего руководства, позволяющего им понимать священные обряды и всею душою участвовать в них, так и через самое совершение священнодействий и иных благочестивых упражнений, проникнутых Богослужебным духом; они должны также научиться соблюдать Богослужебные законы, чтобы жизнь в семинариях и в монашеских обителях глубоко прониклась Богослужебным духом.

18. Священникам, и белого и черного клира, уже подвизающимся в винограднике Господнем, надлежит помогать всеми надлежащими средствами в том, чтобы они все глубже понимали совершаемое ими в священнодействиях, жили Богослужебной жизнью и разделяли ее с порученными им верующими.

19. Душепастыри должны ревностно и терпеливо заботиться о Богослужебном воспитании и деятельном участии верующих, внутреннем и внешнем, соответственно их возрасту, положению, образу жизни и уровню религиозной культуры, таким образом исполняя одну из своих главных обязанностей верного домоправителя тайн Божиих; и они должны вести свою паству в этом деле не только словом, но также и примером.

20. Передачи священнодействий через радиовещание и телевидение, особенно если это касается Божественной Литургии, должны происходить сдержанно и благообразно, под руководством и ответственностью компетентных лиц, назначенных Епископами на эту должность.

 

II. Об устроении Богослужения

21. Для того, чтобы христианский народ в Богослужении надежнее получал обилие благодати, Святая Матерь Церковь желает произвести старательно общее устроение самого Богослужения. Ибо Богослужение состоит из неизменяемой части, поскольку она божественного установления, и из частей, подвергающихся изменению, которые на протяжении времени могут и даже должны изменяться, если в них вторглись, может быть элементы, менее отвечающие самой сущности Богослужения, или если они стали менее соответствующими ей.

Это устроение должно так распределять тексты и обряды, чтобы они яснее выражали святыню, которую они знаменуют, и чтобы христианский народ мог без труда понять ее, поскольку это возможно, и принимать полное, деятельное и совместное участие в совершении Богослужения.

Вот почему Священный Собор установил следующие общие нормы:

 

А. Общие нормы

22. § 1. Упорядочение Богослужения зависит исключительно от авторитета Церкви, который принадлежит Апостольскому Престолу и, по норме канонического права, Епископу.

§ 2. В силу власти, дарованной канонами, упорядочение в области Богослужения, в определенных границах, принадлежит, также и различным, законно установленным компетентным территориальным собраниям Епископов.

§ 3. Следовательно, абсолютно никто другой, даже священник, не имеет права самочинно что-либо добавлять, убавлять или изменять в Богослужении.

23. Чтобы сохранить здравое предание и все же открыть путь для законного развития, пересмотр отдельных частей Богослужения должен всегда предваряться тщательным богословским, историческим и пасторальным исследованиям. Кроме того, должны приниматься во внимание как общие законы строения и духа Богослужения, так и опыт, истекающий из новейшей литургической реформы и из индультов, дарованных в некоторых местах. Наконец, не должно делать нововведений, если только не тогда, когда этого требует подлинная и достоверная польза Церкви, и лишь после тщательной проверки того, что новые формы органически вытекают неким образом из уже существующих.

Также следует избегать, поскольку это возможно, значительной разницы в обрядах в смежных территориальных областях.

24. При совершении Богослужения Священное Писание чрезвычайно важно. Из него извлекаются тексты для чтения и для объяснения в проповеди, а также псалмы для пения; под его вдохновением и по его побуждению возникли молитвы, моления и Богослужебные песнопения и от него получают свое значение Богослужебные действия и символы. Поэтому, для того, чтобы содействовать реформе, прогрессу и приспособлению Богослужения, нужно содействовать той благостной и живой любви к Священному Писанию, о которой свидетельствует священное предание как восточных, так и западных обрядов.

25. Богослужебные книги должны быть пересмотрены как можно скорее с привлечением и этому делу экспертов и при опросе Епископов различных стран мира.

 

Б. Нормы, вытекающие из характера Богослужения, как действия иерархического и свойственного общине
26. Литургические действия не являются частными действиями, но служением Церкви, которое есть "таинство единства", то есть народ святой, собранный и руководимый Епископами(33).

Поэтому эти действия принадлежит всему Телу Церкви, являют его и отражаются на нем; но отдельные члены его получают пользу от них различным способом в зависимости от своего положения, служения и действенного участия.

27. Каждый раз когда обряды согласно собственной природе каждого из них совершаются совместным служением с присутствием и действенным участием верующих, нужно внушать, что совместное служение, в меру возможности, предпочтительнее служению индивидуальному и почти что частному.

Это прежде всего относится к совершению Божественной Литургии, хотя любая Литургия сохраняет всегда свой общественный и социальный характер, и к преподаванию Таинств.

28. В Богослужении каждый, и совершающий его священник, и простой верующий, исполняя свое служение, должен делать все то и только то, что ему надлежит в силу самого обряда и литургических норм.

29. Также и прислужники, чтецы, пояснители Богослужения и участвующие в хоре, совершают подлинное литургическое служение. Поэтому они должны исполнять свое служение с искренним благочестием и благочинием, подобающими стол великому служению, как того от них справедливо требует Народ Божий.

Поэтому нужно тщательно воспитывать их, каждого соответственно его положению, в литургическом духе, и научать их точному и чинному исполнению своей части.

30. Для содействия активному участию, нужно поощрять возгласы и ответы народа, пение псалмов, антифоны, песнопения и также действия или движения рук и тела. Также нужно соблюдать в известное время благоговейное молчание.

31. При пересмотре богослужебных книг нужно тщательно заботиться о том, чтобы в чинопоследованиях предусматривалось и участие мирян.

32. В Богослужении, кроме различия, происходящего от исполнения богослужебной должности и священной степени и кроме почестей должных по богослужебным нормам гражданским властям, не надлежит оказывать лицеприятия частным лицам и людям с положением, будь то в самих обрядах, будь то во внешних знаках торжественности.

 

В. Нормы, вытекающие из поучительного и пастырского характера Богослужения

33. Хотя Богослужение есть преимущественно поклонение Божественному величию, однако оно также имеет большую воспитательную ценность для верующего народа(34). Ибо в Богослужении Бог говорит к Своему народу. Христос еще и возвещает Евангелие. А народ отвечает Богу в песнопениях и в молитве.

Более того, молитвы, обращенные к Богу священником, возглавляющим собрание от лица Христа, совершаются от имени всего святого народа и всех присутствующих. Наконец, видимые знаки, употребляемые в Богослужении для обозначения невидимых божественных реальностей, были установлены Христом или Церковью. Поэтому не только когда читается то, что "было написано для нашего поучения" (Рим. 15. 4), но и тогда, когда Церковь молится, воспевает или священнодействует, питается вера присутствующих, сердца возносятся к Богу для воздаяния Ему духовного служения и для принятия изобилия благодати.

Поэтому, при устроении Богослужения нужно соблюдать следующие общие нормы:

34. Обряды должны отличаться благородной простотой, ясностью в своей сжатости и отсутствием излишних повторений, они должны быть приспособлены к разумению верующих и, вообще, не должны нуждаться в длинных объяснениях.

35. Для того, чтобы была ясна в Богослужении тесная связь между обрядом и словом:

1) Чтение Священного Писания должно на Богослужении быть более обильное, более разнообразное и лучше примененное к случаю.

2) Наиболее подходящее время для проповеди, как части богослужебного действия, поскольку она допускается обрядом, должно быть указано в самом чинопоследовании; и служение проповеди должно исполняться вернейшим и достойнейшим образом. Проповедь должна иметь своим источником прежде всего Священное Писание и Богослужение, так как она является возвещением великих дел Божиих в истории спасения, то есть тайны Христа, Который всегда присутствует и действует среди нас, в особенности в совершаемых Богослужениях.

3) Также нужно всеми способами настаивать на катехизации более литургической, и в самих обрядах должны быть предусмотрены, когда это необходимо, краткие поучения, которые должны произноситься священником или компетентным служителем в предписанных выражениях или в равносильных им, но только в наиболее подходящее время.

4) Следует поощрять священнослужение слова Божия в канун более великих праздников, в некоторые дни Рождественского поста и Четыредесятницы, по воскресеньям и праздникам, особенно в местах, где нет священника: в этом случае служение должно происходить под руководством диакона или другого лица, назначенного Епископом.

36. § 1. Употребление латинского языка, за исключением случаев, предусмотренных церковным правом, должно сохраняться в латинских обрядах.

§ 2. Но так как, и на Литургии, и в преподании Таинств и в иных частях Богослужения, употребление местного языка может часто быть весьма полезным для народа, то можно уделить ему больше места, особенно в чтениях и поучениях, в некоторых молитвах и песнопениях, согласно нормам, определенным в следующих главах для каждого отдельного случая.

§ 3. Согласно этим нормам, надлежит компетентной территориальной церковной власти, о которой говорится в статье 22-й § 2, запрашивая также. если это нужно, Епископов смежных областей того же языка, решать об употреблении и о способе употребления местного языка; эти решения должны быть приняты или подтверждены Апостольским Престолом.

§ 4. Перевод латинского текста на местный язык, для употребления его в Богослужении, должен быть одобрен компетентной церковной территориальной властью, о которой сказано выше.

 

Г. Нормы для применения Богослужения к характеру и традициям различных народов

37. Церковь, в том, что не касается веры или блага всей общины, не желает обязывать, даже в Богослужении, к строгому единообразию; более того, она уважает и развивает качества и гений различных рас и народов; и все, что в обычаях народов не связано нерасторжимо с суевериями и заблуждениями, она благосклонно оценивает, и если возможно, сохраняет неизменным, более того, иногда включает в самое Богослужение, если только это совместимо с принципами истинного и подлинного литургического духа.

38. При условии сохранения существенного единства римского обряда, - даже тогда, когда пересматриваются богослужебные книги, - нужно предоставить место законным различиям и адаптации к различным этническим группам, странам, народам, особенно в миссиях; и это следует иметь своевременно в виду для установления строя обрядов и чинопоследований.

39. В границах, установленных официальными изданиями богослужебных книг, надлежит компетентной церковной территориальной власти, о которой сказано в статье 22-й § 2, определять адаптацию, особенно в преподавании Таинств, совершении треб, крестных ходов, богослужебном языке, священном музыкальном искусстве и произведениях изобразительного искусства, однако всегда согласно основным нормам, имеющимся в этой Конституции.

40. Но так как в различных местностях и условиях настойчиво требуется более глубокая адаптация Богослужения, то это оказывается более затруднительным:

1) Компетентная церковная территориальная власть, о которой сказано в статье 22-й § 2, должна тщательно и благоразумно рассмотреть то, что в этой области, исходя из традиций и дарований различных народов, может быть своевременно включено в Богослужение.

Адаптации, считаемые полезными или необходимыми, должны быть представлены Апостольскому Престолу и введены с его согласия.

2) Но чтобы адаптация делалась с необходимой осмотрительностью, Апостольский Престол, в случае надобности, даст полномочия той же самой церковной территориальной власти, для некоторых групп к этому способных и на определенное время, разрешать предварительные необходимые опыты и руководить ими.

3) так как богослужебные предписания представляют в области адаптации специфические затруднения, особенно в миссиях, то нужно обращаться для их определения к компетентным в этом деле лицам.

 

IV. О развитии богослужебной жизни в епархиях и приходах

41. Епископ должен рассматриваться как первосвященник своей паствы; от него неким образом происходит и зависит жизнь во Христе его верующих.

Поэтому все должны весьма ценить епархиальную богослужебную жизнь вокруг Епископа, в особенности в кафедральном Соборе; все должны быть убеждены в том, что главное проявление Церкви заключается в полном и активном участии всего Народа Божия в одних и тех же Богослужениях, прежде всего в одной и той же Евхаристии, в одной и той же молитве, пред одним и тем же престолом, которому предстоит Епископ, окруженный собранием пресвитеров и служителей(35).

42. Так как в своей Церкви Епископ не может лично всегда и везде возглавлять всю свою паству, то по необходимости он должен основывать собрания верующих, среди которых выделяются приходы, организованные по местам под руководством пастыря, замещающего Епископа: ибо они таким образом представляют видимую Церковь, установленную по всей земле.

Поэтому богослужебная жизнь прихода и его связь с Епископом должны поощряться в сознании и в практике верующих и клира; и нужно стараться, чтобы сознания принадлежности к приходской общине процветало прежде всего в совместном совершении воскресной Литургии.

 

V. О развитии литургико-пастырского делания

43. Рвение о развитии и устроении Богослужения заслуженно рассматривается как промыслительное знамение предначертаний Божиих для нашего времени, как посещение Духом Святым Его Церкви; и Он налагает характерную печать на ее жизнь, более того, на весь ее религиозный склад чувствования и делания в наше время.

Поэтому, с целью еще большего поощрения к этому литурго-пастырскому деланию в Церкви, Священный Собор постанавливает:

44. Полезно, чтобы компетентная территориальная церковная власть, о которой сказано в статье 22-й § 2, учредила Комиссию по Богослужению, с привлечением к деятельности людей опытных в литургике, в священном музыкальном и прочих искусствах, а также в пастырском богословии. Такой Комиссии, по мере возможности, будет помогать литургико-пастырский институт, в состав которого, по мере необходимости, будут входить и миряне, особенно выделяющиеся в этой области.

Задачей этой Комиссии будет направлять, под руководством церковной территориальной власти, о которой сказано выше, литургико-пастырскую деятельность на подведомственной ей территории, и поощрять исследование и необходимые опыты всякий раз, когда это касается адаптаций, которые должны быть представлены Апостольскому Престолу.

45. По той же причине, должна быть создана в каждой отдельной епархии Комиссия по Богослужению для поощрения литургического дела под руководством Епископа.

Иногда может быть целесообразным, чтобы несколько епархий основали одну Комиссию для согласованного поощрения литургического дела.

46. Кроме Комиссии по Богослужению должны быть созданы в каждой епархии, по мере возможности, также Комиссии по священному музыкальному и прочим церковным искусствам.

Необходимо, чтобы эти три Комиссии сотрудничали между собою. Более того, нередко будет целесообразным их соединение в одну Комиссию.

 

 

Глава II. О священной тайне Евхаристии

47. Наш Спаситель, на Тайной Вечери, в ночь, в которую Его предавали, установил Евхаристическую Жертву Тела и Крови Своей, чтобы непрерывно увековечить, доколе Он не придет, Свою Жертву на Кресте, и поэтому завещал Своей возлюбленной Невесте, Церкви, воспоминание о смерти Своей и Воскресении: таинство благочестия, знамение единства, союз любви(36), пасхальную трапезу, на которой Христос скушается, душа преисполняется благодатью, и подается нам залог грядущей славы(37).

48. Поэтому Церковь весьма заботится о том, чтобы верующие не престояли этой тайне веры как посторонние и немые зрители, но правильно воспринимали бы ее через обряды и молитвословия, сознательно, благочестиво и деятельно участвовали бы в священнодействии, поучались бы Словом Божиим, подкреплялись бы у трапезы Тела Господня, воздавали бы благодарение Богу, принося непорочную жертву, не только руками священника, но также и в единении с ним, научались бы приносить в жертву самих себя и изо дня в день через Христа(38) Посредника совершенствовались бы в единстве с Богом и друг с другом, дабы наконец, Бог был все во всех.

49. Поэтому, чтобы литургическое Жертвоприношение достигло своей полной пастырской действенности также и через свою обрядовую форму, Священный Собор, имея в виду служение Литургии при стечении народа, особенно по воскресеньям и в установленные Церковью праздники (festis de praecepto) постанавливает следующее:

50. Чин Божественной Литургии должен быть пересмотрен таким образом, чтобы яснее выявлялся смысл присущий отдельным частям, их взаимная связь, и облегчалось благоговейное и деятельное участие верующих в ней.

Поэтому обряды при верном сохранении их сущности, должны быть упрощены; должны быть пропущены те части, которые в течение веков были удвоены или прибавлены без особой пользы; а другие части, исчезнувшие с течением времени, должны быть восстановлены по древним правилам Святых Отцов, поскольку это покажется полезным или необходимым.

51. Чтобы трапеза Слова Божия предлагалась верующим обильнее, нужно шире раскрывать сокровища Библии, с тем, чтобы в течение определенного числа годов была прочитана самая важная часть Священного Писания.

52. Проповедь, в которой в течение годового богослужебного круга излагаются, исходя из священного текста, тайны и нормы христианской жизни, весьма рекомендуется, как часть самого Богослужения; более того, на воскресных и праздничных Литургиях со стечением народа, она не должна опускаться, разве только по важной причине.

53. Надлежит восстановить после Евангелия и проповеди, особенно по воскресеньям и в праздничные дни, "общую молитву" или "молитву верных", дабы с участием народа возносились моления о святой Церкви, о властях предержащих, об обремененных различными нуждами, о всех людях и о спасении всего мира(39).

54. на Литургиях, совершаемых с участием народа, можно уделить известное место живому языку, особенно для чтений и для "общей молитвы", и, по местным условиям, также для частей, причитающихся народу, согласно статье 36-й этой Конституции.

Все же нужно позаботиться о том, чтобы верующие умели читать и петь на латинском языке неизменяемые части Литургии, предназначенные им.

Если же, однако, где-либо целесообразным представится более широкое употребление живого языка на Литургии, то нужно соблюдать предписанное в статье 40-й этой Конституции.

55. Очень рекомендуется то более совершенное участие в Литургии, через которое верующие, по причащению священника, принимают Тело Господне от того же самого Жертвоприношения.

Соблюдая неприкосновенными догматические начала, определенные на Тридентском Соборе(40), причащение под обоими видами может быть разрешено, как клириком и монашествующим, так и мирянам, по усмотрению Епископов, в случаях, которые будут определены Апостольским Престолом, как, например, новоставленникам на Литургии, за которой совершается их рукоположение, постриженникам на Литургии, за которой они дают монашеские обеты, новопросещенным на Литургии, следующей за их крещением.

56. Две части, из которых состоит Божественная Литургия, то есть литургии слова и литургия евхаристическая, так тесно между собою связаны, что составляют единое Богослужебное действия. Поэтому Священный Собор настоятельно увещает душепастырей при преподавании катехезиса тщательно наставлять верующих к участию во всей Литургии, особенно по воскресеньям и в праздничные дни.

57. § 1. Сослужение, через которое так хорошо проявляется единство священства, осталось по сей день в Церкви обычаем, как на Востоке, так и на Западе. Поэтому Собору было угодно расширить право на сослужение в следующих случаях:

1) а) В Великий Четверг, как на Литургии, за которой совершается чин Миропосвящения, так и за Литургией, совершаемой вечером;

б) на Литургиях, совершаемых на Соборах, в собраниях Епископов и в Синодах;

в) на Литургии с возведением в сан настоятеля монастыря.

2) Кроме того, с разрешения правящего Архиерея, которому надлежит судить о целесообразности сослужения:

а) на монастырской общей Литургии и на главной Литургии в храмах, когда польза верующих не требует отдельного служения всех присутствующих священников;

б) на Литургиях в собраниях священнослужителей белого или черного духовенства.

§2. 1) Епископу надлежит устанавливать правила сослужения в своей епархии.

2) Однако, предоставляется всегда каждому священнику право служить Литургию отдельно, но не одновременно с другими в одном и том же храме, и не в Великий Четверг.

58. Будет составлен новый чин сослужения, который будет включен в Римский Архиерейский Чиновник и Служебник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Местная религиозная организация Католическая Община Кларетинов — Сыновей Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии в г. Красноярске
Россия, г. Красноярск, тел. + 7-3912-27-55-71