►
Создание Конгрегации Миссионеров
Кларетинов
► Развитие Конгрегации под
руководством Хосе Ксифре
► Развитие Конгрегации после
смерти отца Ксифре
Создание
Конгрегации Миссионеров Кларетинов
После возвращения в Вик Кларет информирует друзей о своём решении.
Ректор Хайме Солер отдаёт в его распоряжение свободные на время летних
каникул помещения семинарии, а епископ Лусиано Касадеваль не только от
всего сердца благословил, не только обещал не чинить препон в наборе
будущих миссионеров, но — как и в случае отцов Фабрегаса и Клотета —
сам лично поручил им принять участие в создании нового апостольского
дела, отдав их в распоряжение Антония Кларета. В понедельник, 16 июля
1849 г. в стенах епархиальной семинарии в Вик, шесть молодых священников
дают начало существованию нового института:
Антоний
Кларет (1807-1870 гг.)
Инициатор и харизматический основатель всего начинания и его первый
генеральный настоятель, позднее архиепископ-миссионер Сантьяго де Куба
(1850 г.) и Траянополиса (1860 г.), исповедник королевы Изабеллы II и
отец I Ватиканского Собора, беатифициро-ван Пием XI 27 февраля 1934 и
канонизирован его преемником 7 мая 1950 г.
Эстебан Сала (1812-1858 гг.)
Рьяный сотоварищ миссионерской деятельности Кларета (с 1834 г.) и член
Hermandad Apostólica, второй генеральный настоятель (1850-1858 гг.)
Мануэль Виларо (1816-1852 гг.)
Миссионерский сотоварищ Кларета (с 1846 г.) и член Hermandad Apostólica,
личный секретарь архиепископа Кларета на Кубе (1851-1852 гг.)
Хосе Ксифре (1817-1899 гг.)
Пример трудолюбия и выдержки: не взирая на крайнюю бедность семьи
закончил обучение и принял священство в Риме, где и познакомился с
Кларетом, третий многолетний генеральный настоятель (1858-1899 гг.) и
творец необычайного развития Конгрегации, автор El Espíritu de la
Congregación, первого учебника кларетинской духовности.
Доминго Фабрегас (1817-1895 гг.)
Народный миссионер и член Hermandad Apostólica, генеральный консультор в
Сеговии (1861 г.) и Уэска (1864 г.), настоятель домов в Уэска, Гарсиа и
в Солсоне.
Хайме Клотет (1822-1898 гг.)
Самый молодой и единственный из сооснователей, который до этого не знал
Кларета, первый биограф Основателя, генеральный консультор,
присутствовал при смерти Виларо и Кларета, пастырь заключённых, больных
и глухонемых, первый форматор и учитель братьев, слуга Божий —
продолжается процесс его беатификации.
В августе к ним присоединяется Бернардо Сала, старший брат Стефана,
священник распущенной бенедиктинской общины, а в сентябре первый не
священник, брат Мигель Пуиг. Сала будет потом генеральным консультором в
руководстве Ксифре и генеральным директором Сестёр Кармелиток от Любви.
Прожив 27 лет в Конгрегации, возвратился в восстановленную общину
бенедиктинов в Монсеррат (1875 г.)
Тем временем предложение епископа Борраса выкристаллизовывается в
конкретное решение нунция Брунельего и министра Арразоли. 11 августа
сходящему с амвона Кларету была пересказана новость о номинации на
должность архиепископа Сантьяго де Куба. Кларет отказывается, потому что
став епископом, «должен был бы быть связанным только с одной епархией, —
пишет на следующий день к нунцию — тогда как его дух принадлежит всему
миру». Однако повеление «in quantum potest» епископа Касадевалья, совет
духовного отца (Бача) и ближайших соратников (Пассарелья, Сали, Солера)
прерывает двухмесячное сопротивление номинанта, склоняя его к принятию
новой ответственности (11.10.1849). В то время вся община из восьми
членов перебирается в бывший конвент отцов мерцедариев, становящийся для
них Casa Mare — Домом-Матерью всей Конгрегации. Именно поэтому спустя
некоторое время окружение называет первых кларетинов Padres de la Merced.
Полгода спустя, весной 1850 г., община насчитывает уже 12 членов. К ней
принадлежат кроме вышеупомянутых также Хосе Омс (покинет их в 1851 г. по
семейным причинам), экс-цистерцианец Игнасио Карбо (скоропостижно
скончался в 1852 г.), Рамон Тубау и Антонио Пиканол. На рубеже 1850-1851
гг. они проводят несколько серий миссий в 27 областях, продолжавшихся от
двух до четырёх недель. Из этой деятельности выделяются прежде всего
Бернардо Сала и Карбо (соответственно 12 и 11 миссий), а также Пиканол,
Омс, Фабрегас и Ксифре. Епископ-номинант, кроме новых обязанностей,
большинство времени проводит со своей общиной. Документы говорят, что
его консекрация на место произошла 6 октября, а отъезд на Кубу — в
последних днях декабря.
Настоятелем Конгрегации остаётся Эстебан Сала, и остаётся им вплоть до
своей преждевременной смерти в апреле 1858 г. Продолжая в его срок
полномочий развитие реколекционно-миссионерской деятельности (с 14
миссий в сезоне 1851/1852 гг. до 41 на рубеже 1856/1857 гг.),
Конгрегация при этом не развивается в аналогичной мере количественно. К
общине в Вик, постоянно единственной, присоединяются новые священники и
монахи — 16 в 1851-1857 гг., однако за это же время умирают двое, а
девять других покидают Конгрегацию. Поэтому 8 сентября 1857 г. присягу
соблюдать утверждённых Кларетом конституций подписывают только 16
миссионеров: священники Эстебан и Бернардо Сала, Хосе Ксифре, Хайме
Клотет, Доминго Фабрегас, Хосе Рейг, Антонио Пиканол, Педро Алибес, Хосе
Серра, Мигель Рота, Франсиско Рейксач, Хосе Портель и Хосе Квинтана, а
также братья Мигель Пуиг, Хосе Пла и Рафаэль Винолас, и ещё пятеро из
них покинут Конгрегацию.
Причин стагнации, характеризирующей первую декаду существования
Конгрегации, с уверенностью можно сказать, было много: отсутствие
основателя, смерть протектора епископа Касадевалья и двухлетняя
вакантность епископской столицы Вик, революция 1854 г. и очередная
порция политических преследований Церкви, но и в не меньшей степени
также и внутренние проблемы самой общины. Подводя итоги этого периода,
Хосе Ксифре с большой порцией критики оценил способ руководства общиной
отцом Сала, который кроме неоспоримой личной святости и огромной работы
по развитию миссионерской деятельности общины не озаботился потребовать
от всех её членов чёткого выполнения принятых законов общинной жизни.
Ксифре подчёркивает решительно негативное влияние на конгрегацию факта
терпимости к необщинносозидательным делам некоторых миссионеров, в
частности бывших монахов. Ища в ней только организацию, легализирующую
проведение собственного священнического апостольства, экс-монахи были
поражены суровостью жизни и обычаев молодой общины, в которой, не смотря
на непринесение монашеских обетов, они с совестью хранили их как
естественную необходимость сердца. Покидая общину или даже ещё оставаясь
в ней, они распространяли о ней критическое и часто очернённое мнение.
Терпимость к этому привело, по мнению Ксифре, к возникновению в Церкви
плохой репутации, разумеется, не способствовавшей количественному и
качественному развитию Общин Кларетинов.
наверх
Подробнее об истории Кларетинов
можно узнать из книги "Следами Кларета"
>>>
|