Первое Послание к Коринфянам святого Апостола Павла

Древний и славный Коринф, город Греции на перешейке между двумя морями, разрушенный Римлянами и опять воздвигнутый в прежнем блеске, знаменитый богатством, художествами, роскошью жизни и неразлучною с роскошеством испорченностью нравов, был при императоре Августе объявлен главным городом провинции Ахаии, обнимавшей все собственно греческие земли, и после полуторагодового пребывания в нем Ап. Павла стал метрополией новооснованных греческих церквей. Отплывая в 52 г. в Ефес, Апостол оставил коринфскую общину в цветущем состоянии; но после него пришли новые проповедники и невольно или преднамеренно внесли в умы верующих шатание и разделение. Многие христиане были увлечены, до забвения того главнейшего, что им было ранее преподано, пламенным красноречием ученого александрийского Иудея Аполлоса, который, впрочем, превратных мнений не высказывал, напротив, по словам самого Апостола, поливал посеянные Павлом всходы (1 Кор 3 6) и, по свидетельству книги Деяний Апостольских (18 24-25), горя духом, говорил и учил о Господе правильно, хотя знал только крещение Иоанново. Прямое же противодействие проповеди Павла оказали палестинские Иудеи, выдававшие себя за правоверных последователей Ап. Петра, чье учение ложно противополагали учению Павла. Пререкания о наставниках привели некоторую часть общины к ошибочному заключению, что всякое наставничество и посредничество удаляет верующего от Христа. Столь обострилась рознь, что один говорил: я Павлов, другой: я Аполлосов, тот: я Кифин (т. е. приверженец Петра), этот: я Христов (2 Кор 1 12). Отголоски суетных споров доходили до Апостола через преданных ему лиц (1 Кор 1 11).

Но нестроения в общине не ограничивались описанным разладом. Разлагающее влияние языческой среды сказывалось в заметном упадке чистоты и строгости нравов. Христиане, по примеру язычников, затевали между собой гражданские тяжбы и выносили их в языческие судилища. Слышал Апостол от прибывших из Коринфа и о недостатке благоговения на евхаристических вечерях, и о нескромном поведении женщин, и о разговорах, колеблющих веру в воскресение мертвых. Необходимым представлялось прямое вмешательство Апостола, и к нему в Ефес было послано письмо от общины, содержащее между прочим и ряд вопросов, требующих его разрешения: о запрете вкушения от идоложертвенного, раздаваемого гражданам; о христианских обязанностях замужних и незамужних женщин; о браке и безбрачии; о дарах духовных.

Таковы были поводы к написанию в 57 году первого послания к Коринфянам. Подлинность дошедшего до нас словесного памятника удостоверяется древнейшими свидетельствами: на него ссылается св. Климент Римский, папа 11-го века, в собственном послании к Коринфянам; св. Поликарп (ум. в 155 г.) приводит из него дословную выдержку.


Краткий толкователь