Послание к Евреям

В послании к Евреям (как и в 1 Ин.) не находим обычных вступительных приветствий, из которых ясно, кто кому пишет; зато во всех древнейших списках его и переводах неизменно находится заглавие: к Евреям. Пишущий обращается к принявшим крещение, но соблазняемым к отпадению Иудеям, - прежде всего, разумеется, к Иудеям Иерусалима и Палестины, где разгоревшаяся ненависть к чужеземному владычеству возбудила и злобу на христиан, как отщепенцев от отеческого обычая, братающихся с язычниками. Только что, а именно в 62 году, Ап. Иаков Младший, сын Алфеев, именуемый братом Господним, епископ Иерусалимский и столп веры Христовой во Святой Земле (Гал 29), пал жертвою народной ярости. Утвердить колеблющихся и обуреваемых в бестрепетной вере во Христа и в духовном понимании Ветхого Завета, как божественного наставника к Новому, - такова задача послания. Но еврейством всецело владели в ту пору политические страсти и ревность о восстановлении былого царства; вселенские кругозоры, открываемые христианством, означали отказ от ревниво лелеемой мечты. Оскорбленная национальная гордость, жажда государственной независимости, дальний призрак Соломоновой славы волновали умы до исступления и питали мятежный дух непримиримого, отчаянного сопротивления мировой державе Рима: назревала роковая Иудейская война, вспыхнувшая в 67 году и кончившаяся разрушением святого города и самого Храма, который был сердцем Израиля и оплотом его священной старины.

Исполненное потрясающего предвидения близкой развязки (Евр 10 37), когда колеблемое рухнет, чтобы уступить место непоколебимому (12 27), послание, наставляя тех, кто должны были бы сами учить разумению Писания, но стали медленны и нерадивы к духовному познанию (5 11-12), раскрывает новозаветное преемство и исполнение ветхозаветных преобразовательных святынь, какова тайна первосвященничества Мелхиседека. Преемство предполагает прекращение того, на смену чего оно приходит: ныне священство левитское по чину Аарона прекратилось; прежние жертвы, после искупительной жертвы Христовой, стали ненужными; рукотворная скиния исполнила свое назначение. Зато открылась Израилю скиния нерукотворная, и дан первосвященник навек по чину Мелхиседека в лице Самого Сына Божия Иисуса Христа, Которого Отец поставил наследником всего (1 2).

Послание к Евреям - торжественное завещание Павла родному и возлюбленному народу накануне его смертельной утраты - утраты Храма и укорененного в Скинии священства. Но указаний на исторические события, предшествовавшие началу Иудейской войны, оно еще не содержит. С Апостола сняты первые римские узы (63 г.), но он еще не покинул Италии (13 23-24). Его голос, его личность легко узнаются по внезапности ослепительных прозрений, по высоте духовного взора, по страстной любви к Израилю, полной горечи и скорби, но неизменно верующей в его конечное предназначение, залогом которого служит само отеческое наказание, посылаемое ему от Бога (12 5-8). И все же принадлежность послания Ап. Павлу бывала подвергаема сомнению. Некоторые внешние особенности отличают его, в самом деле, от других писаний Павла: приемы изложения свойственны скорее богословскому рассуждению, чем письму; слог обработан с большим, чем обычно, тщанием. Но Востоке оно издревле почиталось как послание ап. Павла; на Западе до четвертого века его или вовсе не знали, или приписывали другим лицам. Но с четвертого века и поныне Церковь признает послание к Евреям творением Ап. Павла. В объяснение же вышеуказанных внешних особенностей издавна высказывалось не лишенное вероятия предположение, что речь Апостола записывали, стараясь придать ей законченную полноту и плавное течение, его ближайшие сотрудники, искусные в слове: быть может, например, Климент Римский, или Евангелист Лука, или Варнава, или александрийский богослов Аполлос, или кто другой.


Краткий толкователь