1. Апостол Иоанн Богослов (как называет Восточная церковь благовестителя о Боге-Слове), младший брат Ап. Иакова, именуемого (в отличие от Иакова Алфеева) Старшим, был сын зажиточного рыболова Зеведея и Саломии, впоследствии одной из женщин, сопровождавших Спасителя и Ему служивших (Мк 15 40-41 Мф 27 56). Родился Иоанн на берегах Геннисаретского озера и в юности рыбачил, но вскоре ушел на Иордан к Иоанну Крестителю и стал его учеником. Когда Предтеча указал Андрею и Иоанну на Иисуса, называя Его, как уже и прежде. Агнцем Божиим (следовательно, по слову Исаии, Мессией), оба они последовали за Христом (Ин 1 36-37). Будучи, как Петр и Иаков, одним из трех наиболее приближенных к Господу учеников, Ап. Иоанн был свидетелем преображения Господня и Гефсиманского моления о чаше (Мф 17 1; 26 37). Любимый ученик Христа, он возлежал у груди Его на Тайной Вечере (Ин 11 23); умирая, Спаситель поручил его сыновнему попечению Свою Пречистую Мать (Ин 19 26-27). По вознесении Господнем Иоанн оставался до успения Матери Божией в Иерусалиме, уходя из него для благовестия не дальше местностей Иудеи и Самарии (Деян 3 4; 8 4-25). Вероятно, лишь после смерти Ап. Павла он избрал своим постоянным местом жительства столицу Малой Азии - Ефес. Там воспитал он будущих епископов: Папия, Игнатия, Поликарпа. При императоре Домициане он был сослан на остров Патмос, где имел видение, записанное им в книге, озаглавленной Откровение (Апокалипсис); но уже при императоре Нерве мог возвратиться в Ефес, где умер столетним старцем в царствование Траяна.
2. Древнейшие отцы и писатели Церкви, как св. Игнатий Антиохийский (умерший около 107 г.) и св. Иустин мученик (ум. около 165 г.), знают четвертое Евангелие как Евангелие от Иоанна. Иоанновым именует его и дошедший до нас список канонических книг, восходящий ко второму веку. Св. Ириней, ученик св. Поликарпа, ученика Иоаннова, говорит, что после других евангелистов и Иоанн, возлежавший на груди Спасителя, написал свое Евангелие, когда жил в Ефесе. По словам Климента Александрийского, Апостол, исполняя желание своих учеников, находивших, что в существующих Евангелиях изображен преимущественно человеческий лик Спасителя, написал "Евангелие духовное". В согласии с приведенными свидетельствами, исследование этого Евангелия обнаруживает в пишущем палестинского Иудея, последователя Христа, допущенного Божественным Учителем к ближайшему с Ним общению, Его любимого ученика.
3. Ближайший круг читателей, к которым обращено Евангелие, составляли малоазийские христиане. Цель обращения выражена в словах (20 32): "сие написано, дабы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его". Евангелист имеет в виду возникновение и распространение в Малой Азии ересей (Коринфа, Евионитов, Николаитов), направленных к отрицанию божества Спасителя. Подробно изображены великие чудеса Его, и тщательно записаны многие и обширные речи Его, чтобы духовному взору читателей воочию явилась слава Единородного от Отца (1 14). В то же время четвертое Евангелие с одной стороны обходит молчанием некоторые события, как уже достаточно известные из трех первых Евангелий, с другой стороны восполняет эти последние, излагая события, в них не упомянутые.
4. Четвертое Евангелие является восполнением трех других, именуемых синоптическими. Уже из стихов 20-23 его последней главы можно догадаться, что вспоминающий приведенные в них слова Спасителя - старец. В самом деле, Ап. Иоанн поселяется в Ефесе лишь по смерти Павла (67 г.) и в начале посвящает долгие годы духовному просвещению и устроению малоазийских общин; написание Евангелия увенчивает эту деятельность. Нет сомнения, что написано оно в девяностых годах первого века и, согласно преданию, в Ефесе.
5. Четвертое Евангелие отлично от трех синоптических как по слогу, более высокому и таинственному, так и по содержанию. Между тем как другие Евангелия преимущественно излагают события, происшедшие в Галилее, Ап. Иоанн обращает особое внимание на служение Христа в Иудее. С предельной полнотою передает он речи, обращенные Спасителем или к ученикам, которым дано знать тайны Царствия Небесного (Мф 13 11), или к ученым книжникам, и потому мало доступные пониманию народа. Возвышенные предметы этих речей, в других Евангелиях почти или вовсе не затронутые, суть: предвечность Сына, как Слова Божия, воплощение Слова, единосущность Отца и Сына, Христос как хлеб, сходящий с неба, Дух Утешитель, единство всех во Христе.